Проблема выбора дистанционных курсов

Екатерина Викторовна ЯкушинаЕкатерина Викторовна Якушина,
проректор Академии инновационного

образования и развития http://aior.org/,
кандидат педагогических наук,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.



Аннотация. В статье ставится проблема выбора дистанционных курсов исходя из некоторых критериев – статуса, содержания, результатов, соотношения цена-качество.
Ключевые слова: дистанционные курсы, электронное обучение, качество дистанционного курса, стиль обучения, технология обучения, содержание обучения, результат обучения.

The problem of selection of distance learning courses

Yakushina Ekaterina Ph.D

Abstract: The article raises the problem of the choice of distance learning courses on the basis of certain criteria.
Keywords: distance courses, e-learning, the quality of distance learning course, the style of teaching, education technology, learning content, learning outcomes.

Cкачать статью в .pdf

В последнее время, благодаря стремительному развитию информационных технологий, появлению огромного количества персональных компьютеров и мобильных устройств, меняется традиционная модель образовательной системы, а также методы преподавания и обучения. Технологии дистанционного образования и использование цифрового образовательного контента содействуют расширению доступа к образованию и повышению его качества, как для системы высшего, так и среднего образования. Причем это становится одним из требований государства, предъявляемое к системе образования.

Федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (http://www.zakonprost.ru/content/base/82701)  в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» расширяет возможности электронного обучения граждан, в которое входит и обучение с использованием дистанционных технологий. Образовательные учреждения могут применять эту форму обучения во всех образовательных программах, реализуемых ими. Одновременно, в законе содержится требование, согласно которому учебные заведения, использующие такое электронное обучение должны сформировать «информационную образовательную среду, обеспечивающую учащимся освоение образовательной программы вне зависимости от их местонахождения».

Поэтому хотим мы того или нет, но «нашествие» электронного обучения неизбежно. Про плюсы и минусы электронного обучения написано множество статей, мы не будем останавливаться на этом вопросе. Мы рассматриваем вопросы о том, как повысить квалификацию с помощью электронных курсов, получить новые знания, документ об образовании, родителям выбрать курсы для своих детей, используя их в качестве дополнительного образования. Переход на получение основного образования с помощью электронных форм может рассматриваться только в том случае, если человек уже достаточно взрослый и имеет хорошую самоорганизацию. Для детей же вариант полного отказа от традиционных форм облучения неприемлем.  Мы постараемся показать это в данной статье.
Уже существуют обязательные курсы, предлагаемые учебными заведениями, но, в основном, это курсы по выбору – открытые и коммерческие.  Как не ошибиться в выборе курса? Зачастую, клюнув на красивую обложку и яркую, привлекательную рекламу человек платит деньги практически «ни за что» и тратит свое драгоценное время зря. На что же, в первую очередь, надо обратить свое внимание?

Статус курсов

Есть такие понятия как аккредитация и национальное признание.
Если дистанционные курсы предлагает учебное заведение, например, ВУЗ, то учебная программа должна быть аккредитована признанным агентством по аккредитации вузов. Это делается в том случае, если программа обучения соответствует академическим стандартам, и дает практическую значимость изучаемого курса.
Только аккредитованные и национально признанные программы дистанционного обучения приведут вас к академической степени, и принимаются как таковые вашими будущими работодателями.

Национальное признание предмета обычно проводится официальными образовательными органами, в первую очередь, Министерством образования.
Поэтому очень важно обращать внимание на статус куров, аккредитован ли он, кто автор курсов, какие он имеет регалии и опыт преподавательской деятельности.
Это не обязательно может быть академический курс для высшего образования, курсы, организованные ведущими профессиональными компаниями, также получают специальную аккредитацию.  

Если статус компании, предлагающей курсы, настораживает, следует почитать о ней отзывы в интернете, причем не на самом сайте курсов (зачастую отзывы пишут сами создатели сайта дистанционного обучения), а найдя их через популярные поисковые системы.  Также можно найти информацию об авторах курса, изучить их «послужной список».

Всегда следует помнить: сегодня дистанционный курс, вебинар или урок или сейчас может создать любой желающий заработать деньги. Вернемся к вопросу о традиционном образовании и о детях. Если ребенок учиться в школе, то его обучает профессионал. А если в сети? Тут он может столкнуться с кем угодно.

Сертификат и результат обучения

Какова цель обучения? Получить знания и использовать их в своей работе, получить знания и подтвердить их официальным дипломом, свидетельством и сертификатом, который будут приняты потенциальным работодателем или учебным заведением, в которое человек собирается поступить в дальнейшем? Просто получить «корочку» для портфолио?

Необходимо сразу выяснить, что будет выдано после обучения и будет ли этот документ признан – необходимо выяснить его статус.
Сертификат выдается по результатам тестирования, которое показывает уровень знаний, полученных в результате прохождения курса.  Но, зачастую, встречаются достаточно легкие курсы, где можно вскользь ознакомиться с материалом, пройти тестирование и получить сертификат. Надо определиться, достаточно ли человеку только «корочки за обучение».

В ситуации с дистанционным обучением никто не может «заставить» человека учиться кроме него самого. Если ученик не слишком заинтересован в усвоении и применении на практике знаний, обучение превратиться в механический процесс, и не даст нужного эффекта. Взрослому человеку в данном случае легче мотивировать себя, хотя это также происходит не всегда. Ребенок же в большинстве случаев не сможет учиться бз принуждения, даже завуалированного.
При дистанционном обучении очень трудно организовать чёткий контроль. Несмотря на то, что ученик в ходе дистанционного обучения, будет выполнять практические и контрольные работы, писать сочинения и рефераты, они не смогут являться полновесными мерилами качества, так как учитель не имеет полноценной возможности оценить уровень подготовки ученика и быть уверенным, что при ответах на вопросы он не использовал шпаргалки и учебные пособия.
Выбирая содержание курса для ребенка родителям следует помнить, что в дистанционном обучении (в отличие от традиционного, где важную роль играет учитель – наставник, стоящий рядом) проблематично выработать умение быстро ориентироваться в огромных массивах информации и принимать решения. Дети должны быть уже подготовлены к этому.

Реальный результат обучения, который поможет человеку реализоваться в дальнейшей жизни – его собственные знания и умения, полученные в процессе прохождения курса.  Результатом обучения на курсе может быть некая самостоятельная работа: разработанная и проведенная презентация, программный модуль, статья, эссе, расчетная таблица, дизайн-макет и пр. Чем больше будет выполнено практических заданий и самостоятельных работ, тем эффективнее будет результат обучения. Только на практике человек сможет приобрести навыки и умения, опираясь на первичные знания о решении некоторой проблемы. Качественным результатом обучения также будут являться умения принимать самостоятельные решения о том, какую информацию, материалы и инструменты необходимо использовать в разных случаях для получения эффективного результата будущей (или настоящей) деятельности.

Поэтому необходимо сразу обратить внимание на наличие подобной практической деятельности в курсе. Если есть сомнение, зачастую перед прохождения курса существует возможность задать свои вопросы организаторам обучения.  И заранее нацелиться (и нацелить своего ребенка) на результат.

Качество курса

Вопрос об оценке качества курса самый сложный. Под качеством подразумевается все составляющие курса – программа, содержание, форма преподнесения материала, обратная связь, виды и формы тестирования, получение сертификата.

С первого взгляда качество курса определить очень сложно.  В первую очередь необходимо ознакомиться с программой (планом) курса. Даже в коммерческих курсах она должна быть представлена в открытом доступе.  Человек, собирающийся пройти обучение  должен поставить пред собой задачи – что он именно хочет узнать и для чего это ему необходимо? Это совершенно необходимо понять, выбирая тот или иной курс. Многие системы дистанционного обучения предлагают, как универсальные, так и специализированные курсы, а также курсы повышения квалификации. И рассчитаны они могут быть на совершенно различный базовый уровень знаний. Программа дает возможность понять, соответствует ли курс запросам слушателя. Возможно все, что там можно услышать, прочитать и увидеть человек давно уже знает или может самостоятельно найти в сети или прочитать в книге.  Если программы нет – надо задуматься, а вдруг это «кот в мешке»?

Необходимо также обратить внимание на содержание курса. Обязательно посмотреть, есть ли демо-конетент, представляющий фрагменты содержания. Если создатели курсов уверены в эффективности своего материала, то они смело выложат в открытый доступ часть информации, чтобы потенциальный слушатель курса мог оценить форму представления информации, стиль изложения, грамотность аккуратность оформления, а также базовый уровень знаний, необходимый для понимания содержания, что также очень важно. Возможно, курс будет очень качественным, но не будет соответствовать уровню образования слушателя. Если человек это поймет, изучив демо-материлы, то сэкономит не только деньги, если курс платный, но и время, которое бесценно. 

Как было написано выше, также важно познакомиться с отзывами тех, кто уже прошел этот курс. Надо использовать независимые ресурсы, задавать вопросы в социальных сетях и тематических форумах. Лучше потратить время на изучение информации о курсе, чем потом разочароваться в его содержании в процессе обучения.

В случае выбора курса для ребенка существует опасность недооценить или переоценить его реальные знания. Возможно в данном случае лучше проконсультироваться со школьным учителем, который ведет у ребенка предмет по выбираемому курсу.

Стиль и среда обучения

Каждый взрослый человек интуитивно понимает, какой именно стиль и какая технология обучения более всего подходит именно ему. Один воспринимать лучше текстовую информацию, другой визуальную, третий звуковую, у кого-то хорошие технические возможности и стабильный высокоскоростной Интернет, а у кого-то нет возможности просматривать видео лекции или участвовать в вебинарах. Кто-то хочет овладеть базовыми основами, а затем самостоятельно находить им применение, кому-то нужны методичные пошаговые инструкции.

Боле успешным дистанционное обучение делает мотивирующая среда обучения с разнообразными и интерактивными заданиями, видеофрагментами, викторинами, совместной работой в сети и пр. Но особое внимание при выборе куса необходимо уделять соблюдению требований, предъявляемых к электронному обучению.
Использование шрифтов, правильно уравновешенное распределение текстового и графического материала, размер текстовых фрагментов – все это должно учитываться при создании теоретических блоков курса.  Сам текст должен быть написан понятным языком, без излишних «наукообразий». Вообще правилам создания текстов и медиаконтента уделяется огромная роль – создатели курсов обязаны знать основные составляющие медиа-грамотности. Если правила не соблюдаются, то курс «распадается» на элементы и не формирует целостную картину знаний.

Видеоурок в идеале должен также включать в себя элементы интерактивности, а не быть записью «говорящей головы». Хорошо, если разработчиками предусматриваются средства навигации по содержанию видеолекции, имеются кнопки включения режимов воспроизведения и паузы, перехода к началу слайда (для повторного воспроизведения, связанного с ним фрагмента видеоряда), на предыдущий слайд, на следующий слайд, к началу и к концу видеолекции.  Преимущество интерактивных видеоуроков очевидно. Слушатель может выбрать присущий ему индивидуальный темп обучения. В любой момент он может обратиться к той части информации, которая вызывает у него затруднения, просмотреть еще раз.

Создателям курса мало владеть техническими приемами для создания тестовых заданий, необходима еще и проработка их содержания, исходя из требований адекватности (валидности – точного соответствие содержания задаваемой тестом пробы смыслу и содержанию выявляемого признака); определенности (испытуемым должно быть понятно, какую деятельность они выполняют при тестировании, какие знания необходимо продемонстрировать и в каком объеме); простоты (четкая и прямолинейная формулировка задания); однозначности (качество выполнения теста должно оцениваться одинаково различными преподавателями); надежности (обеспечение устойчивости последовательных результатов тестирования одного и того же испытуемого). На это также необходимо обратить внимание при выборе курса, если есть возможность демо-просмотра тестового задания или прохождения входного тестирования.

Выбирая курс для ребёнка, также надо опираться на его индивидуальные психологические особенности восприятия информации. Поэтому ни в коем случае нельзя запускать его в дистанционны курс как «котенка в воду», предварительно не ознакомившись со средой и стилями обучения в нем. Возможно, при виде скучных текстов и «говорящих голов», у ребенка навсегда сформируется отвращение к электронному обучению, а переизбыток игровых моментов создаст иллюзию «легкости» и приведет к поверхностному усвоению материала.

Персональное сопровождение

Важное преимущество дистанционных курсов перед самообучением – взаимодействие с преподавателем. Необходимо понять, как оно происходит в том курсе, который собирается выбрать человек. Заключается ли оно в проверке и оценке самостоятельных и практических работ, в общении в процессе изучения материала, в консультациях пр. Предусматриваются ли последующие консультации после окончания курса? Существует ли возможность общения в группе обучающихся, виртуальный кампус или другие формы сетевого общения совместной работы?  Качество личной помощи и взаимопомощи среди обучаемых является очень важным фактором при выборе программы дистанционного обучения.

В последнее время очень популярной формой проведения дистанционного обучения стали вебинары, именно из-за того, что они предусматривают личное общение с преподавателем.

Преподаватель может выбрать разные способы общения с учащимися: он может сам подключить веб-камеру чтобы его видели, может общаться только голосом, демонстрировать слайды презентации в Power Point, демонстрировать свои действия на своем рабочем столе, проводить опросы и многое другое, что приближает его работу к обычной очной учительской деятельности. К примеру, он имеет возможность демонстрировать слушателям на их персональных компьютерах различные документы, выделяя в них области, которым необходимо уделить особенное внимание. Во время обучения преподаватель и учащиеся могут предоставлять доступ к своим файлам, скажем используя такой популярный на сегодняшний день сервис как Гугл Диск. На вебинаре предоставляется возможность использовать виртуальной аналог классной учебной доски. На ней можно рисовать, стирать и т.д., точно также как и в обычном классе. Оставлять записи на доске могут все участники обучения в соответствии с существующими у них правами. Достаточно эффективным средством проведения вебинара являются голосования и опросы, позволяющие преподавателю в реальном времени собрать информацию от учащихся по тому или иному вопросу.

Хорошие результаты дает применение в ходе дистанционного обучения релаксационных пауз и других специальных приемов для отдыха слушателей и снятия напряжений –незаменимых и легко реализуемых при очном обучении.

Тем не менее, следует учитывать, что в дистанционном обучение контакт с преподавателем и группой – лишь имитация, он никогда не даст того личностного общения, которое предусмотрено в очном обучении, не передаст той творческой атмосферы и напряженности группы, класса, которое существует в реальном мире.

Плата за обучение

При выборе программы дистанционного обучения, следует обратить внимание на соотношение цены и качества.  Про качество мы уже поговорили выше. Не надо спешить платить за курс, если не уверены в качестве.

Сегодня наблюдается большой разброс по качеству образования и его цене из-за явного отсутствия централизации дистанционного образования. Как правило, этот процесс также сопряжён с недостаточно ровным уровнем качества образовательных услуг.

Бесплатные курсы – это либо целевые, бюджетные курсы, либо демо-версии, п предлагающие материал для начала обучения, а для продолжения обычно требуется плата.
Коммерческие курсы, как правило, не на много дешевле, чем обучение на месте. Тем не менее они предусматривают значительную экономию времени, обучение без отрыва от работы и учебы, а в этом есть определенные плюсы. Также существует система скидок за обучение, в последнее время популярность приобретают сайты, предоставляющие скидки на различные товары и услуги, в том числе и на дистанционные курсы.

В последнее время большое распространение получили массовые открытые онлайн-курсы (massive open online courses, МООК), названные в числе 30 наиболее перспективных тенденций в развитии образования до 2028 г. Они открывают новые возможности в сфере дистанционного образования – обучение становится процессом самостоятельного познания, формирования и принятия решений. По своей форме MOOK – это электронные курсы (учебно-методические комплексы), включающие в себя видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. После изучения курса MOOK возможно получение официального сертификата – а вот за него в большинстве случает надо платить.

Также существует масса виртуальных репетиторов, подтягивающих учеников по различным предметам, готовящих к ГИА, ЕГЭ. Цена, зачастую, соответствует цене очного репетиторства, и, если нет видимых причин (отсутствие квалифицированных репетиторов в местности где проживает ребенок, ограниченные возможности ребенка, проблем со здоровьем и пр.) то для достижения лучших результатов все же советуем выбрать услуги очного репетитора, а не виртуального.

Выводы

Таким образом получить дополнительное образование в дистанционной форме сегодня можно, если обладать некоторыми знаниями, умениями тщательно проанализировать рынок предлагаемых услуг, а также терпением, необходимым для этого. Но нельзя полностью полагаться на «цифровую школу» – дистанционное образование хорошо, но оно никогда не заменит реального общения с живым человеком – с учителем.

Особенно важно это понимать родителям детей, которые пытаются следовать за «модой» на дистанционное образование, перегружая детей виртуальными уроками и курсами.  Следует помнить, что до определенного возраста у ребенка необходимо воспитать силу воли и упорство, любовь к труду, умение работать. А это могут сделать только наставники, «стоящие рядом» – ни один виртуальный преподаватель не сможет полноценно воздействовать на человека через сеть. Без этого никакая апелляция к игре и интересу, на которую упирают поклонники электронного образования, не поможет. Как только ребенок столкнется с реальными трудностями – он бросит учебу или работу и обратно его уже ничем не заманишь – может возникнуть проблема дальнейшего мотивирования ребенка к обучению.

Дополнительная информация