Использование СМИ при формировании читательского кругозора старшеклассников

Мария Анатольевна НикиточкинаМария Анатольевна Никиточкина,
МБОУ «СОШ №1», учитель русского языка и литературы,
г. Калининск  Саратовской области, Россия
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
В статье рассматриваются требования, предъявляемые к учителю при быстро меняющейся, дифференцированной и специализированной системе образования.

Ключевые слова: коммуникативный подход в обучении, навыки рационального чтения, формирование читательского кругозора.

M. A. Nikitochkina, municipal budgetary general education
institution "Secondary School # 1",
teacher of Russian language and literature,
Kalininsk, Saratov region, Russia

Using the media to develop reader’s outlook in high school students

Abstract
The article considers the requirements to be met by the teacher in a rapidly changing, differentiated and specialized education system.

Keywords: communicative approach to learning, rational reading skills, development reader’s outlook.

Cкачать статью в .pdf

Среди основных особенностей нашего времени следует отметить существенные изменения системы образования. Внедрение профильного обучения требует от педагога как специалиста в области образования высокого уровня мобильности в сфере познания, обучения и воспитания, способности  адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной и специализированной системе обучения, творческой активности. Элективные учебные предметы для профильного обучения – обязательные предметы по выбору  обучающихся из компонента образовательного учреждения. Задача элективных курсов−повышение уровня развития и мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности, обеспечение преемственности ступеней образования «школа – вуз».

Насущной необходимостью сегодня стал коммуникативный подход в обучении. Современные темпы развития всех сфер общества:  производства, науки, культуры требуют компетентных, конкурентоспособных специалистов, умеющих работать с людьми, вести конструктивный диалог, учитывать позиции своих оппонентов, аргументированно доказывать свою точку зрения. А для этого необходимо уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и  логично излагать свои мысли

Для реализации коммуникативного подхода в обучении русскому языку целесообразно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения. Методов, приемов, способов работы с текстом много. Но как заинтересовать учащихся этой работой, пробудить интерес к чтению? Мне кажется целесообразным обращение к материалам периодической печати. Мною разработана программа  элективного курса «Язык и стиль современной газеты».

В программе курса предполагается работа с текстами периодической печати (в частности,  районной газеты «Народная трибуна»),  так как СМИ играют очень важную роль в современной жизни (не случайно их называют четвёртой властью). Газета−наиболее демократичное средство массовой коммуникации,  в газету может обратиться каждый: задать интересующий вопрос, высказать своё мнение. Материалы районной газеты интересны для анализа: они освещают события и факты из жизни родного города, рассказывают о конкретных людях, тех, с которыми ты можешь быть лично знаком: о родителях, учителях, сверстниках. Такая работа таит и большие воспитательные возможности, поскольку местный материал заставляет учащихся глубже задумываться над вопросами окружающей жизни, помогает осознать свой гражданский долг, полюбить свой родной край и окружающих людей.

Поскольку в газете публикуются тексты разных стилей, жанров, содержится информация разных видов (предметная, оценочная, эстетическая), а следовательно, используются и  разные выразительные средства, то можно на основе газетных материалов  закрепить и углубить знания по многим разделам курса родного языка. Многогранные факты современной жизни расширят кругозор учащихся, что будет способствовать формированию интеллектуальных умений. Кроме того, газетные тексты характеризуются лаконичностью, достоверностью и при зтом представляют собой произведения малой формы, что соответствует принципу доступности и предотвращает перегрузку учащихся

Возможность публикации в школьной или районной газете станет хорошим стимулом для создания собственных текстов различных типов, жанров, потребует особого внимания к нормам литературного языка, что будет способствовать формированию коммуникативной компетенции.

Помимо материалов районной газеты возможно обращение к периодическим изданиям областного, российского уровня. Но, учитывая многообразие и разный уровень речевой культуры современных печатных изданий, необходимо руководствоваться принципом коммуникативной ценности, привлекать тексты с учётом наиболее значимых и актуальных для речевой деятельности учащихся сфер: об истории родного края, о людях труда, о достижениях в области культуры, спорта, о школьной жизни. Это должно научить детей ориентироваться в потоке современной прессы, различать «бульварную прессу» и прессу, сохраняющую лучшие традиции русской журналистики, а, стало быть, самим осознанно стремиться к  повышению собственной культуры речи.

Предполагаются встречи с журналистами, работниками редакции, психологом, социальным педагогом, интересными людьми нашего города, ветеранами войны и труда, а также экскурсии в краеведческий музей, в редакцию газеты «Народная трибуна». Все это призвано прививать интерес к филологическим специальностям, к профессии журналиста; способствовать осознанному выбору выпускниками дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности.

В результате изучения курса проводятся презентации полученных образовательных продуктов.

Индивидуальные задания предполагают исследовательские работы, доклады, творческие работы.

Возможные темы: 

«Портрет нашей газеты» (история, тематика, жанры, авторы),
«Нужен ли закон о защите языка и от кого его нужно защищать?».
Групповым заданием может стать выпуск одного номера школьной газеты (учитываются многообразие жанров, актуальность тем, соблюдение языковых норм), или выполнение проектных работ с исследованием следующих тем:
«Голос и глагол. Однокоренные ли это слова?»,
«Язык периодической печати: образец или антиобразец?»,
«Язык молодежи в нашем городе»,
«Русский язык скоро сойдет на нет?».

Реализация программы призвана содействовать формированию личности, обладающей широким читательским кругозором и владеющей необходимыми компетенциями. А постоянное совершенствование и развитие общеучебных (информационных, интеллектуальных, коммуникативных, организационных) умений, которое предполагается при изучении курса, стало насущной необходимостью в современной научно-производственной и общественной деятельности.

Литература

1. Справочник журналиста. / Редакционный коллектив. В 2-х томах.- М.: Юридический мир, 2006.
2. Элективные курсы (русский язык, литература, иностранный язык, мировая    художественная культура) /Под общ. ред. Е.В. Губановой; Под науч. ред.  Е.А. Додыченко, Т.А. Спиридонова/ Министерство образования Саратовской области. - ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга». 2006. – 160 с.
3. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды./ Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Изд-во Моск. университета, 1980.

Дополнительная информация