УДК 374
ББК 74.273

Организация школьного медиапространства, его границы и перспективы

Елена Николаевна ВовчукЕлена Николаевна Вовчук
руководитель пресс-центра гимназии №1579 города Москвы
член Союза журналистов России
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Аннотация. В статье рассматривается проблема организации школьного медиапространства в контексте решения воспитательных задач. Показаны пути создания пресс-центра как инструментального пакета взаимодействия сторон педагогического сообщества. В статье приведены элементы теории расширения школьного медиапространства и роль медиапедагога как ключевой фигуры процесса функционирования пресс-центра. 

Ключевые слова: медиапространство, медиапедагог, пресс-центр, медиаресурс, статус-контент

 

ElenaVovchuk
The head of Moscow Gymnasium 1579 press-center
Russia Journalist Union member

Organization of the school media space, its boundaries and development prospects

Annotation. The article deals with the problem of school media space organizing in the context of the educational tasks decision. There are shown the ways of press-center creation and using as an instrumental package of teaching community internal cooperation. The item also includes the elements of The School Media Space Expansion Theory and the description of the mediateacher role as the key figure of the press-center functioning process.

Key words: media space, media teacher, press-center, status-content, media resource.

Cкачать статью в .pdf

Педагогическое сообщество сегодня всё более апеллирует к медиапространству как территории воплощения новых идей воспитательного процесса — альфы и омеги нынешнего образования. Отчасти это происходит потому, что сегодняшние школьники не только освоили медиапространство, но и присвоили все его «плюсы» и «минусы». Здесь они учатся тому, чему не успевают научиться в стенах классной комнаты,  получают знания о будущей профессии, о стране, о мире, о мироздании, человеческих отношениях, то есть выстраивают для себя картину мира, сообразуясь с вызовами неконтролируемого информационного потока (1). Зачастую дети попадают в агрессивную, лишённую нравственных ориентиров, нездоровую и опасную для жизни среду. Перефразируя известное высказывание, подчеркнём: «жить в медиапространстве и быть свободным от медиапространства нельзя».

В условиях современных вызовов «гаджетовского» сознания и компьютерной зависимости ребёнка, многие педагоги понимают необходимость развития ключевых навыков формирования информационной безопасности и повышения информационной грамотности на всех уровнях образования — от детского сада до вуза. В настоящее время только на образовательном портале «Школьная пресса» зарегистрировано около 3000 редакций из 800 населённых пунктов России (около 500 — только из Москвы). Большинство из них имеют тиражи 100-200 экземпляров и более. Тем не менее, отношение администрации районов и округов, руководителей школ и представителей общественности к школьному изданию по-прежнему несерьёзно. Поэтому именно сегодня необходимо принять соответствующие меры по повышению рейтинга медиаобразования в общественном сознании.

Современная школа — уникальный общественный институт, обладающий эксклюзивными возможностями влияния на психологическую, нравственную, материальную и духовную стороны жизни каждого гражданина. Ключ к сердцу ученика лежит сегодня в области взаимодействия с ним на уровне педагогической субъект-объектной линейки: педагог – медиаресурс – статус-контент общения – ученик. Область воздействия находится в границах медиапространства. Область реактивности – в границах эмоциональной сферы школьника. (3) Можно определить несколько условий успешного взаимодействия всех звеньев этой цепи:

  1. Медиаресурс находится в состоянии постоянного обновления как со стороны медиапедагога или группы педагогов, так и со стороны ученика или группы учеников.
  2. Содержательная сторона (статус-контент общения) является принципиально новой для ребёнка и педагогически выверенной для информатора.
  3. Педагог является фигурой, занимающей в сознании школьника место «медиачеловека», то есть должен играть роль фокуса при наведении информационного луча в школьном медиапространстве.
  4. Границы школьного медиапространства, с одной стороны, изначально очерчены, с другой, могут меняться по воле участников процесса его построения.
  5. Все участники процесса построения школьного медиапространства свободны в своём выборе меры и способа участия и не ограничены постоянным статусом, навязанным извне.
  6. Родители учеников являются модераторами процесса получения информации и свободно «прочитывают» вышеуказанную субъект-объектную линейку.
  7. Общественные институты, социальные структуры могут участвовать в статус-контенте любого ученика, если это участие происходит в рамках Закона  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Организованное медиапространство необходимо нашей новой школе, прежде всего, потому, что стратегия ФГОС предполагает создание такой атмосферы в учебном учреждении, когда и обучение, и воспитание органично сочетаются в каждом деле, организованном педагогическим коллективом (2). Этот процесс не простой, и как раз здесь может помочь постоянно действующий, имеющий большие полномочия, глубоко проникающий своими структурами во все педагогические площадки, — школьный медиахолдинг, или попросту говоря, пресс-центр. Организовать свой труд, критически его осмыслить, оценить, скорректировать свои действия, причём, оперативно и безошибочно принять решение, — всё это умения XXI века, которые необходимо сформировать у выпускников. Ведь востребованными в нашем обществе станут мобильные, предприимчивые, организованные, ответственные, коммуникабельные сотрудники на любом предприятии. Возникает вопрос о том, как правильно организовать деятельность такой структуры, как школьный пресс-центр?
Идея организации в учебных учреждениях постоянно действующих пресс-центров не нова. Ещё в 80-е годы активно пропагандировался процесс объединения в одну регулируемую структуру нескольких школьных СМИ: стенгазеты, печатного органа администрации, школьного творческого альманаха и школьного телевидения, делающего в те годы первые шаги. Для работы в таких пресс-центрах часто привлекали студентов педагогических вузов. В 1987 году выпало и автору, на тот момент студентке третьего курса МГПИ им. Ленина, создать пресс-центр «Пламя» в пионерском лагере «Союз» (Мингазпром СССР), объединяющий не только газету и спецвыпуски «Молнии», но и редакцию местной детской радиостанции «Зорька Союза». Ежедневно ровно в 8.00 в лагере транслировалась очередная радиопередача, сотворенная юными журналистами пресс-центра. О таком новом подходе к организации досуга писали тогда многие СМИ, в том числе и «Учительская газета», «Вестник образования» и другие.
Этот опыт в дальнейшем был транслирован и продолжен, когда в Московской школе №1 совместно с Международным отделом редакции газеты «Пионерская правда», с которой автор тогда сотрудничала, начал свою работу детский пресс-центр. И уже тогда, более четверти века назад стало ясно, новое поколение выбирает новые формы проявления собственного «я», формы самоутверждения и становления личности.
Сегодня в работе пресс-центра «Пламя», действующего уже шесть лет в гимназии №1579, представлены восемь основных направлений:

Теоретические занятия «Школы юнкора» и «Юного телеведущего», в которых обучается около 30 человек. Обучение проходит в разных формах: лекции, семинары, тренинги, мастер-классы.
Работа редакции и выпуск газеты «Шаги», ведение собственного сайта пресс-центра и группы «В Контакте». В интернет-газете можно увидеть не только заметки о школьных мероприятиях, но и публикации проблемного характера, например, — о модных диетах, приводящих к анорексии или о подростковой бессоннице. Пишут сами ребята, на примерах из своего опыта подтверждая сказанное.
Запись и монтаж короткометражных роликов о школьной жизни силами учащихся видеостудии «Стоп-кадр».

Подготовка больших новостных и тематических сюжетов тележурнала «Резонанс».
Организация встреч гимназистов с ветеранами, журналистами, писателями, учёными и общественными деятелями в школе и на других площадках, взаимодействие с такими творческими организациями, как Союз писателей, Союз журналистов, Союз художников России. В 2016 году наши старшеклассники стали членами Молодёжного жюри Международного литературного конкурса имени Сергея Михалкова, проходящего под девизом «Сегодня дети, завтра народ». Они читали книги детских писателей и высказывали своё мнение в виде рецензий, и наряду со взрослыми, принимали решение о награждении. В пресс-центре гимназии №1579 были организованы встречи юнкоров с писателями Сергеем Коротковым, Натальей Пушкарёвой, Народным артистом и поэтом Михаилом Ножкиным, журналистом Эрнестом Мацкявичусом, Академиком Зурабом Церетели и многими другими.

Подготовка и проведение круглых столов, пресс-конференций и тематических семинаров на школьном, районном и городском уровнях по насущным проблемам современной молодёжи. Проведены круглые столы «Совесть как она есть», «Что мы читаем», «Мы разные. Что нас объединяет?», «Кому и зачем нужна поэзия?», тематическая пресс-конференция «А где же радость?» с выдающимся математиком, академиком Академии Космонавтики, известным разработчиком торпедного оружия  Шамилем Алиевым. По итогам круглых столов и встреч на школьном сайте и интернет-странице пресс-центра публикуются видеоматериалы и сюжеты тележурнала «Резонанс».

Стоит также отметить, что ученица нашей гимназии Варя Кузнецова в прошлом году в один миг стала знаменитой. Она задала вопрос президенту РФ Владимиру Путину во время телевизионной прямой линии с гражданами. Помните, сюжет про двух тонущих глав государств? В каком случае можно подать руку помощи? О том, почему «политика — это не скучно» Варя рассказала, прежде всего, специальному корреспонденту школьной газеты «Шаги», а затем уже корреспондентам московских и всероссийских изданий.

Участие в межрайонных, городских и всероссийских слётах и фестивалях юных журналистов, а также тесное сотрудничество с профессиональными редакциями: «Учительской газеты», «Пионерской правды», «Литературной газеты», «Литературной России», «Завтра»,  где публикуются лучшие работы наших старших юнкоров и выпускников.

Самые младшие юнкоры публикуют работы на сайте Городского детско-юношеского пресс-центра, организованного редакцией «Пионерской правды». В течение 2016-2017 учебного года ребята принимают активное участие в «Гиляровских играх». Это городской медиапроект газеты «Пионерская правда», в рамках которого зарегистрированные участники выкладывают свои заметки, рисунки, стихи и фотографии на сайт «Гиляровские игры». Темы каждый месяц меняются, например: «Москва — сказочный город», «Мы едем, едем, едем» и другие. Москва предстаёт перед участниками медиаигр как живой организм, как интересный собеседник и друг, с которым увлекательно идти по жизни. По итогам конкурса в 2017 году будет выпущен сборник детских работ.

Трое наших старшеклассников в результате пяти лет сотрудничества с газетой получили профессиональные пресс-карты «Пионерской правды» и представляют это издание в различных организациях. Таким образом, ещё обучаясь в школе, они могут испытать на себе в полной мере все трудности и неудобства, а также все преимущества, своей будущей профессии. Вот, например, 9 марта, наши юноши приняли участие в пресс-конференции МИА «Россия сегодня» по вопросам торжеств в рамках празднования Дня Православной книги.

8. Волонтёрская деятельность. Вот как рассказывает об этом юный журналист, главный редактор школьного тележурнала «Резонанс», Александр Фитисов: «Уже не первый год мы переписываемся с Анной Аркадьевной Гавриловой. Она живёт в доме для престарелых в с. Богородское Ивановской области. Так получилось, что в детстве, после тяжёлого заболевания, она потеряла способность ходить, всю жизнь провела, не вставая с постели, но не отчаялась. Она стала писателем и поэтом, выпустив несколько книг. Мы всегда поддерживаем её словом, присылаем ей выпуски нашей газеты «Шаги», а также свои литературные опыты. Конечно, здесь не может быть и речи, чтобы кто-нибудь из нас занимался такой деятельностью «добровольно-принудительно», нет – только добровольно. Мы сами выбираем путь, по которому идём. Поэтому наша газета носит такое название «Шаги».
Несколько слов о школьной газете.                        

В своей деятельности мы опираемся на положение о том, что школьная газета, как и любое профессиональное издание, должна,прежде всего, предоставлять информацию для читателей, делать новости интересными и работать в оперативном режиме. Но чаще всего школьные СМИ напоминают отчет о проделанной работе или прошедшем мероприятии. Поэтому особенно ценными мы считаем заметки юнкоров, которым удалось этого избежать. Материалы такой газеты порой уникальны, и вы не найдёте их в других изданиях. Основное кредо нашей газеты «Шаги» — ничего не копировать извне, из других источников, все школьные и городские события пропускать через авторские работы юных журналистов, через души и сердца собственных корреспондентов. Хочется отметить, что школьная газета как понятие, несмотря на свой небольшой возраст, корнями уходит в лицейские печатные издания XIX века. Эти рукописные журналы, альманахи и сборники служат нашим юнкорам примером искренности и чистоты помыслов, возвышенного и серьёзного отношения к слову и слогу, любви к отечеству и русской истории, стилевого совершенствования и юношеского дерзновения.

Школьная газета позволяет смело высказать своё мнение и свою гражданскую позицию. Одно из журналистских расследований, длившееся в течение года, увенчалось у нас успехом. В 2014 году мы случайно обнаружили, что в стенах нашей гимназии, как и в школах всей Москвы, в сети Интернет заблокированы сайты некоторых СМИ системой контент-фильтрации. Я стала объяснять юным журналистам, что сделано это в рамках Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Но в том-то и парадокс, что «запрещены» для просмотра оказались сайты газет «Российский писатель», «Литературная Россия», журналов «Москва», «Наш современник», «Русский дом» и им подобных, в материалах которых не только нет информации, вредной для здоровья подрастающего поколения или призывов к насилию и жестокости, но наоборот: статьи, публикующиеся в издании, несут чётко-ориентированный познавательный и воспитательный характер, и многие из них могут быть рекомендованы к прочтению в старших классах школы. Где, как ни в этих журналах можно прочитать о Валентине Распутине, Василии Белове, Фёдоре Абрамове, познакомиться с лучшими современными авторами, представляющими читателю идеи нравственной чистоты и служения Отечеству.

И тогда у автора статьи сложилось впечатление, что уважаемые члены Московской комиссии по составлению «чёрных списков» запрещённых сайтов просто перестарались. Может быть, порадоваться надо за наших детей, коих оградили «на всякий случай»…  Но в процессе расследования выяснилось, что сомнительные в нравственном смысле, имеющие в своих материалах откровенные антигосударственные, антипатриотические выпады, сайты (например «Новая газета», «Эхо Москвы») открыты для прочтения в стенах школы. На одной из встреч мы обратились с этим вопросом к уважаемому представителю Государственной думы, и он помог детям. Через две недели все вышеназванные журналы вновь обрели статус «легальных» изданий. Их открыли для юношей, «обдумывающих житьё» и решающих «делать жизнь с кого». Этот пример красноречиво говорит о том, какие конкретные дела может совершать газета, в том числе и школьная, если её работу воспринимать серьёзно и создать в редакции коллектив неравнодушных людей.

Нам видится, что в новых подходах к работе школьного пресс-центра открывается огромная палитра современной педагогики, где медиаобразование охватывает всё новые и новые сферы жизни учащихся, работает не только как инструмент обучения школьников, но и формирования их гражданской позиции, нравственной устойчивости, эстетического развития. Причём, не в одном лишь формальном, но информальном и неформальном контекстах.

Литература

  1. Возчиков В.А. Медиасфера философии образования. Бийск, 2007.
  2. Юдина Е. Н. Медиапространство как культурная и социальная система. — М.: Прометей, 2005.
  3. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М.: Социальные отношения, 2002.

 

 

Дополнительная информация