УДК: 654.1
ББК: 32.94

Влияние телевидения на современное общество


Ксения Александровна КотловановаКсения Александровна Котлованова
студентка факультета
коммуникативного мененеджмента, направление «Журналистика»,
Российский государственный социальный университет
Э-почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние развития информационного пространства в России и влияние телевидения на современное общество.

Проанализированы особенности телевидения, определены формы и степень информационного влияния на формирование культурной и образовательной среды в современном обществе. Также в статье говорится об усилении социальной значимости телевидения. Рассматривается сущность, особенности, и основные направления деятельности телевидения как действенного социокультурного института в современном обществе.

Ключевые слова: телевидение, телевизионная аудитория, современное общество, средства массовой информации, информационное общество, воздействие, восприятие.

Ksenia Kotlovana,
student of the faculty of communication management,
profile journalism (magistracy),
Russian State Social University
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Influence of the Television to the Modern society

Abstract. The article considers the current state of the information space in Russia and the impact of the television on contemporary society. The features of the television, determine the forms and extent of information impact on the formation of the formation of cultural and educational environment in contemporary society. The article talks about the increasing social significance of television.This article is about nature, characteristics and main activities of a television as an affective socio-cultural institution in a contemporary society.
Keywords:television, television audience, contemporary society, media, information society, influence, perception.

Cкачать статью в .pdf

В результате распада советского государства в нашей стране произошли значительные социальные и культурные изменения, которые обусловили кардинальную смену приоритетов и жизненных ценностей россиян. Средства массовой информации, функции которых заключаются в информационно-новостных, образовательных и развлекательных аспектах, превратились в мощное средство пропаганды и влияния на человеческое сознание. Если в советские годы телевидение в большинстве своем являлось основным средством художественного отражения мира посредством экранных образов и передачи полноценной информации об окружающей жизни посредством научного, культурного, политического просвещения общества, то в настоящий момент оно является главным средством пропаганды и ведения информационной войны в руках определенных политических сил.

Как известно, на сегодняшний день реализация деятельности телевидения осуществляется в массово-коммуникационном пространстве посредством журналистики, пропаганды, рекламы и PR. Также охватываются развлекательное, художественное и познавательно-адаптивное направления, осуществление которых происходит на национальной основе.

Согласно данным исследования, проведенного российской негосударственной исследовательской организацией «Левада-Центр», 90% россиян и 94% москвичей используют в качестве источника информации о происходящих событиях в мире и нашей стране именно телевидение. Что же касается интернет-изданий, являющихся основным конкурентом для телевидения, то из них получают информацию 24% россиян и 42% жителей столицы. В свою очередь социальными сетями, которые также рассматриваются в качестве одного из основных поставщиков информации, пользуются для данных целей всего 15% россиян и 25% жителей столицы [1].

Не смотря на свое призвание осуществлять формирование у общества основ культурного мировосприятия путем влияния на процесс его социализации, осуществления актуализации приоритетов духовных и семейных ценностей, воспитания патриотических, нравственных и гуманистических устремлений, телевидение вместо выполнения главной задачи используется для манипуляции общественным мнением.
Мировосприятие нашего общества в настоящий момент находится под достаточно серьёзным давлением и воздействием, которое значительным образом усилилось в сравнении с советским периодом. Особенно это прослеживается у молодого поколения, мировоззренческие основы которого формируются в эпоху информационного века, когда молодые люди не могут верным образом ориентироваться в громадном потоке искаженной информации, транслируемой различными телеканалами. По причине трансляции на главных федеральных каналах развлекательных программ, крайне низкопробных кинематографических произведений и политических ток-шоу, создающих идеологический вакуум и полную необъективность, приоритеты, ценности и убеждения нашего общества все более становятся неустойчивыми и оказываются подверженными манипуляции и воздействию пропаганды ложных идеалов.

По результатам многочисленных социологических исследований выявляется, что беспокойство и страх телезрителей перед внушаемым нарушением привычного миропорядка и грядущими катастрофами осуществляется посредством непрерывной пропаганды войны, которая производится посредством СМИ на протяжении последнего десятилетия. Страх за будущее и свое место в обществе воспитывается также с помощью характерной новостной хроники, содержащей непрерывные сообщения о скандальных событиях, преподносимых в качестве сенсационных и значительным образом отклоняющихся от общепринятых общественных и социальных норм, выступающих в качестве иллюзии достоверности[2, с.59]. Негативные установки по отношению к окружающему миру также формируются посредством продолжительной трансляции сообщений о ежедневных дорожно-транспортных происшествиях и преступлениях, совершаемых на территории нашей страны, в результате чего осуществляется криминализация общественного сознания, где жестким фундаментом фиксируется представление о бесконечном нарастании этих событий и их неизменном преимуществе по отношению к остальным явлениям социальной, политической, культурной и общественной жизни.

В качестве одного из классических приемов манипулирования общественным сознанием с помощью телевидения выступает привлечение внимания аудитории к определенным проблемам, которые с точки зрения общественной и социальной значимости не являются важными, однако за счет освещения телевидением становятся достоянием общественного внимания.Тем самым, информационное представление мира, сформированное новостными и информационно-аналитическими программами,преподносит телезрителю в качестве данности такую картину мира, зафиксированную телеоператорами, и довольно часто отдаленную от действительности. Для этого используются:
- сфабрикованные факты с целью замалчивания о неугодной информации для общества и формирования искусственной «виртуальной» реальности вместо отражения объективной действительности;
- невозможность адекватной и всесторонней оценки передаваемой информации за счет хаотичного новостного потока и беспрерывной рекламы;
- продолжительное обсуждение информации с помощью сформированной иллюзии дискуссий и эффекта столкновения мнений;
- отказ от обсуждения с помощью одностороннего утверждения и с целью полного единогласного принятия такого мнения без оценочного анализа и взвешивания всех «за» и «против»;
- сенсационность или подготовка к сенсации с помощью искажения в прямом эфире происходящих событий, когда у телезрителя формируется представление крайней важности и жизненности материала[2, с.60].

Таким образом, с помощью указанных манипуляций посредством привлечения внимания общества к совершенно незначимым событиям достигается основная цель воздействия телевидения на общество – люди перестают обращать внимание на явления и проблемы, которые являются чрезвычайно актуальными и нерешенными со стороны государствавнастоящий момент времени.

В период советской цензуры, когда с помощью телевидения осуществлялась централизованная пропаганда социалистической идеологии в условиях отсутствия альтернативных точек зрения, необходимо отметить не только отрицательные, но и достаточно положительные моменты цензуры, которая достигала своей главной задачи с помощью телевизионных программ – всестороннего и полноценного воспитания у общества морально-нравственных принципов, стойких политических взглядов и убеждений, патриотических чувств к Отечеству и высокого уровня культуры советского общества. Для осуществления указанных целейцензурой определялись слишкомжесткие морально-нравственные критерии и границы, выход за рамки которых предполагал очень строгую ответственность работников телевизионной сферы и экранного искусства.

Наоборот, на сегодняшний день в условиях снятия ограничений цензуры телевидение вместо положительного социального и культурного влияния посредством новостного вещания осуществляет пропаганду насилия и жестокости, а с помощью программ развлекательного содержания происходит опасная пропаганда потребительского образа жизни[3, с.268]. Разлагающее влияние на общество посредством современного телевизионного вектора формирует у массовой аудитории искаженную «виртуальную» картинку окружающего мира, где на первое место выступает агрессия и радикализм. Опасность агрессивного контента социальных сетей еще больше усугубляет ситуацию, в особенности для молодежи, создавая в качестве приоритетных взглядов экстремистские и радикальные настроения. Резонансная история Варвары Карауловой, завербованной запрещенной в Российской Федерации террористической организацией «Исламское государство», является печальным подтверждением негативных последствий пропаганды жестокости и войны, осуществляемой посредством телевидения и социальных сетей[4, с.6].

Неустойчивые политические взгляды ввиду отсутствия цельной государственной идеологии, подкрепленные телевизионной пропагандой насилия, приводят к формированию ненавистнических настроений по отношению к братским народам, массовому вовлечению общества к участию в несанкционированных митингах и организации «цветных революций». Примером тому может служить Украина, где по сей день посредством СМИ осуществляется жесткая антироссийская пропаганда, а в условиях отсутствия в обществе стойких политических убеждений был совершен государственный переворот и свержение законно избранной власти. Российско-украинские отношения в настоящий момент, благодаря реализации взаимной пропаганды ненависти на национальной почве, находятся на стадии небывалой напряженности вплоть до разрыва дипломатических связей.

Деструктивная роль телевидения также отмечается в трансляции произведений кинематографа, основным жанром которых являются боевики, фильмы ужасов и всевозможные триллеры, отражающие негативные образы и крайне искажающие действительность. Нарастающая динамика отрицательной и низкопробной кинопродукции по большей степени сказывается на детях, которые в силу частого просмотра отрицательных сюжетов оказываются не в состоянии разграничить результаты художественного воплощения от реальной действительности, особенно в детских мультипликационных фильмах.

Дети глубоко верят в реальность и достоверность фантастических образов и персонажей, которые являются слишком далекими от сказочных образов родной отечественной культуры, грамотно передаваемой в советские годы. Зарубежная мультипликация переполнена сюжетами вражды и насилия, которые вместе с уродливыми персонажами провоцируют и усиливают ожесточение в подрастающем поколении[5, с.62]. Вместе с тем приостановлена трансляция по телевидению советской мультипликации, развивающей у детей понимание, доброту и самые лучшие человеческие качества. Ситуация усугубляется отсутствием качественного производства в современной отечественной мультипликации, что вынуждает детей развиваться под воздействием пропаганды чуждых идеалов. 

Работники современного телевидения не учитывают ни возрастную, ни социальную категорию зрителей в содержании информации, транслируемой посредством телеэкрана и воспринимаемой аудиторией совершенно по-разному в силу неодинаковых предпочтений. Например, телевизионные сериалы, рассчитанные преимущественно на домохозяек и средние социальные слои населения, являются самыми рейтинговыми среди всей продукции отечественного и зарубежного кинематографа и носят разлагающий характер в современном обществе.

Музыкальные произведения российской эстрады, максимально приближенные к западной поп-музыке и слишком далекие от отечественной культуры, в процессе трансляции на телевидении вызывают громадное недовольство у телезрителей. Низкий культурный уровень подобных телепередач отражает негативный характер отношенияаудитории посредством составления соответствующих петиций в адрес руководства телеканалов с требованием закрытия подобныхпроектов. Примером тому могут служить составленныеи направленныев начале 2017 г. многочисленные петиции в адрес Константина Эрнста, подписанные сотнями тысяч телезрителей,с требованием закрытия новогодней передачи «Голубой огонёк» по причине ежегодно повторяющейся примитивности ее содержания и постоянства одних и тех же участников, вызывающих крайнее раздражение зрительской аудитории.

Наконец, беспрерывная и беспорядочная трансляция навязчивой рекламы на телевиденииявляетсятакже крайне раздражающим фактором в процессе просмотра тех или иных передач, поскольку отвлекает зрителя от основного содержания телепрограммы.

Таким образом, необходимо отметить, что на сегодняшний день сложилось преимущественно деструктивное влияние телевизионной коммуникации на современное общество, что должно стать предметом тщательного изучения со стороны специалистовс целью предотвращения негативных последствий и радикальной смены телевизионного вектора из области пропаганды и манипуляции в сферу важнейших задач, изначально возложенных на телевидение:
- культурное, эстетическое, морально-нравственное просвещение общества;
- повышение научно-образовательного уровня общества;
- осуществление познавательной и коммуникативной функции;
- формирование высокой лояльности к отечественным культурным ценностям и традициям;
- воспитание патриотических чувстви укрепление общечеловеческих ценностей;
- выработка активной гражданской и жизненной позиции;
- формирование устойчивых политических взглядов и убеждений;
- воспитание здорового и объективного мировоззрения у подрастающего поколения;
- пропаганда здорового образа жизни, социальной активности, положительного восприятия окружающей среды;
- создание собственного отношения к действительности путем достоверного информирования о происходящих событиях в мире и нашей стране;
- расширение спектра телевизионных программ и передач разносторонней направленности на главных федеральных каналах;
- формирование информационного здоровья в современном обществе посредством разработки и создания принципиально новых проектов и телевизионных программ созидательной направленности;
- отказ от пропаганды войны, жестокости и насилия;
- расширение культурно-информационного пространства многонациональной страны;
- трансформация советской телевизионной индустрии в современную здоровую культуру телевидения на основе богатого опыта советского наследия.

 

Литература

  1. Исследование российского медиа-ландшафта. Левада-центр., 2003-2017 http://www.levada.ru. (Дата обращения: 10.05.2017). 
  2. Воронцова О.И. Влияние телевидения на современное общество // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009. №1. С. 57-63
  3. Морозов А.В. Средства массовой информации как источник насилия и конфликтов в современном обществе // Социальный мир человека / Материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире». Сер. «Язык социального». Под редакцией Н.И. Леонова. 2016. С. 263-269
  4. Розенберг Н.В. Влияние средств массовой информации на образ жизни молодежи // Наука. Общество. Государство. 2015. №1 (9). С. 1-8
  5. Залипятских Ю.А. Специфика психологического воздействия телевидения на современное общество // Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы / Материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Юго-Западный государственный университет; ответственный редактор О.В. Лагутина. 2014. С, 61-63

Дополнительная информация