УДК 373
ББК 74.2

Использование гаджетов на уроках математики


  Вероника Юрьевна АнтроповаВероника Юрьевна Антропова,
учитель математики МБОУ «СОШ №1 имени И. П. Чайковского»,
г. Воткинск Удмуртской Республики, Россия
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Аннотация. Мобильные устройства давно и прочно вошли в жизнь современного человека. Тренд последних десятилетий – это использование индивидуальных электронных устройств учащимися, цель которых – помочь в учебе. В статье приводятся возможности использования мобильных телефонов на уроках математики.
Ключевые слова: школа, математика, гаджеты, мобильные телефоны, приложения, социальная сеть.

Veronika  Antropova, teacher of mathematic
Municipal budgetary general education institution «Secondary School №1 named after I.P. Tchaikovsky»,
Votkinsk, Udmurt Republic, Russia
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Gadgets usage at math lessons

Abstract. Mobile devices have long and firmly entered the life of modern man. The trend of recent decades is the use of individual electronic devices for schoolchildren, whose purpose is to help in their studies. The article describes the possibilities of using mobile phones in math lessons.

Keywords: school, math, gadgets, mobile phones, applications, social network.

Cкачать статью в .pdf

В 5–8 классах школьники еще не думают о том, чтобы продолжить образование в вузе, а те, кто хорошо учился в младших классах, в этом возрасте теряют мотивацию к учебе. В подростковом возрасте у них возникают иные интересы. И поэтому учителя должны использовать все возможности, чтобы заинтересовать подростков изучением предмета, даже если мотивация будет внешней, например, использование на уроках новых гаджетов.

Актуальность данного проекта объясняется тем, что многие современные дети уже в начальной школе свободно владеют портативными устройствами: планшетами, смартфонами, цифровыми диктофонами, плеерами, причем лучше своих родителей и педагогов. Как правило,  учителя запрещают детям пользоваться сотовыми телефонами на уроках. С этой целью разрабатываются специальные распоряжения в рамках конкретного образовательного учреждения, а с ними и соответствующие наказания. Предположим, что вместо запрета телефонов, следует наоборот разрешить  активно использовать их на уроках.  То есть взять на вооружение принцип «Что нам мешает – то нам поможет».

Преимущество смартфона или планшет перед компьютером в том, что он компактен, мобилен и всегда под рукой у большинства учащихся. «Кроме того, функции и возможности компьютера расширяются за счет свободного доступа в интернет (обмен информацией как между учениками одной рабочей группы, так и между учеником и учителем, возможность совместной работы над одним проектом в режиме on-line и т. д.); наличия камеры (фото, видео), микрофона; музыкального проигрывателя; доступности необходимых приложений» [5].

Сейчас практически каждый гаджет может быть использован в  образовательном процессе. Просто необходимо научить учителей и учеников к безопасной работе с гаджетами: быстрому поиску информации, работе с электронными учебниками, использованию специальных математических приложений, совместной работе над проектами, проверке своих знаний в тестированиях. Это не только интересно учащимся, но и облегчает труд учителя, экономит его время и делает процесс обучения более технологичным и современным.

Автором было проведено анкетирование среди учащихся 7-х классов с целью выяснения: как и для чего они используют гаджеты. Результаты оказались очень интересными. Самые популярные ответы на вопрос: «Какие гаджеты вы имеете?» —  это планшет (72%), смартфон (95%) и компьютер (100%). Все 100% опрошенных детей положительно ответили на вопрос «Приносишь ли ты с собой в школу гаджеты?». Выяснилось, что дети в школе любят слушать музыку, общаться в социальной сети «ВК», играть в игры, делать селфи. Менее популярно у детей — общение посредством смс и звонков, чтение книг, просмотр видео. 88 % опрошенных считают, что гаджеты помогают им снять напряжение от школьных проблем и нагрузок.

Самым популярным функционалом гаджетов в процессе обучения стали — поиск необходимой информации в сети Интернет, переводчики, решебники и использование калькулятора. 65% учеников ответили, что не смогут отказаться от использования гаджетов хотя бы на неделю и 2/3 всех опрошенных хотели бы использовать гаджеты на всех уроках.

Причинами отказа от использования гаджетов в обучении назывались: нежелание забивать память смартфона дополнительными приложениями, боязнь, что планшет в школе сломают, плата за интернет и даже сомнение, что все ученики будут играть на уроках вместо учебы.

Опрос, проведенный автором среди учителей и учащихся школы перед началом проекта, выявил следующие проблемы:
— все учителя и учащиеся имеют в наличии какие-либо гаджеты, но недостаточно осведомлены об их возможностях;
— у многих учителей отсутствует представление о том, как и зачем гаджеты могут быть использованы в образовательном процессе;
— учащиеся и учителя чаще всего используют планшеты и смартфоны для общения, развлечения, покупок, поиска нужной информации, но не в учебных целях;
—  «традиционный стиль» обучения в школе никак не задействует интернет-опыт учеников и их пользовательские навыки.
На решение вышеперечисленных проблем и направлен представляемый проект «Использование гаджетов на уроках математики».

Объект исследования
Различные математические приложения для планшетов и смартфонов.

Предмет исследования
Повышение медиаграмотности и усиление медиакомпетенций учащихся и учителей через использование гаджетов на уроках.

Гипотеза исследования
Применение гаджетов на некоторых этапах урока математики позволит учителю повысить познавательный интерес учащихся к предмету, научит их добывать необходимую информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач, т.е. поможет развить способности учащихся к самообразованию и самоконтролю.

Цель проекта — повышение эффективности обучения учащихся за счёт использования гаджетов на уроках математики.

Задачи проекта:
1. Выявить возможности использования  гаджетов  в профессиональной деятельности педагогов;
2. Изучить различные математические приложения для гаджетов;
3. Научить детей медиа грамотности в сети Интернет;
4. Рассмотреть все плюсы и минусы использования гаджетов;
5. Разработать методические рекомендации для учителей и родителей, а также подготовить для мастер-классов несколько уроков математики с использованием гаджетов.
Ожидаемые результаты проекта
Для учащихся:

  • Повышение качества учебной подготовки по математике;
  • Создание оптимальных условий для самореализации учащихся в процессе обучения за счет использования собственных гаджетов.
  • Рост уровня ИКТ – компетентности учащихся.

Для учителя:

  • Повышение эффективности урока;
  • Рост уровня ИКТ – компетентности учителя;
  • Готовность к новым формам диалогового взаимодействия с учениками;
  • Накопление и совершенствование системы учебных заданий с применением гаджетов;
  • Повышение эффективности организации внеклассной работы и системы работы с родителями за счет использования гаджетов для общения с родителями и учащимися во внеурочное время.

Для родителей:
Обеспечение выполнения социального заказа родителей школьников – учебной подготовки учащихся по математике на требуемом уровне для продолжения образования в соответствии с выбранной профессией и в ногу со временем.

Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (январь - август 2016г.):

  • Разработка темы, цели, гипотезы, задач исследования, основных теоретических положений проекта;
  • Оценка потенциала участников проекта (предварительный мониторинг);
  • Оценка ресурсного обеспечения проекта;
  • Оценка рисков при реализации проекта и возможные пути их снижения;
  • Изучение литературы и публикаций в сети Интернет по теме проекта;
  • Анализ возможностей, предоставляемых существующими приложениями для гаджетов в области организации учебно-воспитательной работы по математике.

Основной этап (сентябрь 2016 – май 2018 гг.)

  • Реализация педагогического проекта на уроках в 5-8 классах;
  • Обучение школьников и педагогов работе с  гаджетами на уроках математики;
  • Проведение семинаров, открытых уроков по теме проекта с демонстрацией апробированных средств и методов;
  • Обмен опытом по использованию гаджетов с учителями школы, района, в профессиональных сообществах.

Аналитический этап (май - август 2018г.)

  • Анализ эффективности применения гаджетов на уроках математики.
  • Оценка успеваемости и степени удовлетворенности участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся) результатами проекта.      

Перспективы реализации проекта:

  • Повышение качества образования в школе;
  • Личностный рост ученика и профессиональный рост ИКТ-компетентности учителей;
  • Расширение информационного пространства;
  • Создание благоприятного психологического климата сотрудничества и партнерства в среде школьников, семьи, педагогического коллектива;
  • Развитие ключевых компетенций обучающихся в области информационных технологий;
  • Устойчивая положительная внутренняя мотивация к учению у учащихся и к педагогической деятельности у педагогов;
  • Успешное участие педагогов школы в конкурсах по использованию ИКТ в образовательном процессе и других профессиональных конкурсах.

Согласитесь, наличие мобильных телефонов у учащихся вызывает часто негативную реакцию учителей. Учитель из США  Майкл Соскиль (Michael Soskil) призывает задуматься о правилах в школе, запрещающих использование сотовых телефонов, смартфонов.

Он считает, что есть пять причин, почему запрет сотовых телефонов в школах – это безуспешная и даже вредная для учащихся мера.

«1. Если мы готовим наших учеников к жизни после школы, то мы должны позволить им использовать те инструменты, которые в дальнейшем всё равно станут частью их повседневной жизни.
Использование смартфона облегчает работу почти во всех специальностях. Большие массивы данных можно занести на свой телефон, а не держать в голове или истратить на это кучу блокнотов или тетрадей. Инженеры могут посмотреть чертежи, врачи – рассчитать рецептуру, а сотрудники магазинов – проверить инвентарь. К тому времени, когда наши ученики приобретут  ту или иную профессию, необходимость использовать мобильные технологии будет еще сильнее.

2.В то время, когда школы сталкиваются с сокращением бюджетов, использование легкодоступных мобильных технологий вполне логично.
Сколько школ указывают на отсутствие средств, как причину, почему они не используют современные технологии обучения? Решение проблемы возможно бесплатно, т.к. инструменты современных мобильных информационных технологий ежедневно находятся в карманах у большинства  учащихся.

3.Мобильные устройства прекрасно подходят для обучения знаниям и навыкам 21 века.
Если вы хотите  привлечь детей к сотрудничеству, что может быть более эффективным инструментом,  чем телефон? Организовать видеоконференции независимо от расстояний  становится легко. Часто дети работают вместе, чтобы найти решение учебной проблемы.

4.Школа живёт двойными стандартами.
В ряде школ, учителя и администрация приходят в классы с iPhonами или Ipadами, чтобы наблюдать за учащимися, делать заметки, руководить учебным процессом и т.д. Тем не менее, в этих же школах ученикам не разрешается использовать мобильные устройства.

5.Мы должны научить детей быть ответственными за использование мобильных технологий.
Держать учеников в “безопасности”, оградив их от мобильных технологий, безответственно с нашей стороны. Учащиеся будут использовать мобильные телефоны, независимо от того, запретим мы их в школе или нет. Мы должны учить их, как сделать так, чтобы защитить себя от ошибок, которые они могли бы допустить.

Разве это не наша ответственность, чтобы научить учеников быть в безопасности?» [2]

Если говорить о возможности применения смартфона или планшета на уроке математики, то необходимо отметить, что в зависимости от типа приложения, определяется возможность использования его на уроке:

  • в части объяснения нового материала (ЭФУ, видеоуроки, сайты дистанционного обучения),
  • в части отработки и закрепления полученных знаний (тренажеры, инструментарий),
  • а также для самостоятельной работы и самопроверки (тесты, викторины).

На уроках математики возможно применение следующих сайтов и приложений для смартфонов:
1. Приложение Adobe Reader во время работы на уроке позволяет обеспечить ученика необходимой дополнительной учебной литературой и справочными материалами, что является здоровьесберегающим фактором (ученики освобождаются от необходимости носить тяжелые учебники в школу).
2. «Король математики» – работа с различными разделами математики на скорость (от арифметики до математической статистики).
3. «Формулы» – содержит все формулы курса алгебры и геометрии.
4. Приложения «FreeGraCalc, Desmos, QuckGraph+» позволяют строить графики различных функций, а так же области, задаваемые системой уравнений, определять точки пересечения графиков нескольких функций.
5. «GeometryPad» – приложение, которое позволяет работать с системой координат и строить плоские фигуры. 
6. «TriangleSolve» – позволяет проводить отработку умения применять условие существования треугольника, нахождение площади треугольника, а так же изучение видов треугольников.
7. «iCrosss» – приложение для построения сечений различных объемных фигур.
8. Интерактивные модули, созданные в learningapps.org – приложении Web 2.0, которое помогает разнообразить скучные отработки вычислительных навыков на уроках математики, внося элементы игры.
9. QR Coder.ru – Генератор QR кодов.  При помощи QR-кода можно закодировать любую информацию, например: текст задачи, ссылку на сайт.
10. «Математика-онлайн»или «ЯКласс» – электронные онлайн учебники. Основная цель – это закрепление и повторение материала. Перед решением заданий можно повторить теоретический материал, расположенный вверху, перед каждым тестом.
11. Тренажер «А2Б2» (http://a2b2.ru/idz) – сервис для выполнения учениками индивидуальных домашних заданий, который помогает учителю не только быстро проверить выполнение заданных номеров из учебника, но и исключает списывание с решебников.
12. ГлобалЛаб (https://globallab.org/ru) – Глобальная школьная лаборатория. Это сообщество исследователей всех возрастов, где каждый может создать собственный учебный, исследовательский или даже научный проект.
13. Приложение российского разработчика Ильи Харламова «iРешалка»– это подборка удобных калькуляторов для решения математических задач.
14. Geo Measure GPS Area Distance – Простой в использовании инструмент для измерения расстояний на карте и вычисления площади.
15. ToolKit Pro – инструментарий.  Содержит набор инструментов: линейку, транспортир,  уровень, компас, шумомер, фонарик, лупу, сканер QR-кодов, конвертер величин, диктофон, таймер, спидометр и др.
16. Дальномер: Smart Measure. Измеряет расстояние и высоту объекта мобильным устройством, используя законы тригонометрии.
17. Socrative.com, getkahoot.com, triventy.com – сервисы для создания онлайн-викторин и опросов на уроке.
18. Umaigra, eTreniki, Classtools.ru – конструкторы для создания дидактических интерактивных игр.
19. Социальная сеть ВК (Вконтакте) – для проведения консультаций, обсуждений, баттлов по решению задач, объявлений классу и т.д. [5]
Список приложений для гаджетов ежемесячно пополняется новыми изданиями, все перечислить невозможно. Многие приложения из вышеназванных можно применять не только на уроках математики, но и на любом другом предмете.

В своей статье «Дети поколения гаджетов» Беляков В.А. [1] описывает, что «использование гаджетов детьми – это как шкатулка Пандоры. Если ее использовать правильно – она будет украшать и станет бриллиантом в золотой оправе знаний. Но если перейти за грани дозволенного – наружу вырвутся грехи и пороки, зло и несчастье. “Все хорошо в меру”. Родители обязательно должны контролировать своих детей в информационном мире, защищать от вредного спама.

Кроме того,  для организма ребенка очень вредно долгое использование гаджетов. В мире возрастает количество детей, у которых сильно снижается зрение, нарушается осанка». [1]

Стоит так же не забывать, что нарушается психика детей. Они практически не расстаются со своими телефонами и планшетами, берут их собой всегда и везде. У них появляются приступы гнева, истерики, когда родители или учитель отбирают гаджет.

Также необходимо учитывать, что гаджет отражается на социальном статусе ребенка. Чем круче гаджет, тем выше статус – так рассуждают дети. А представьте, как себя чувствуют учащиеся, родители которых не могут купить ребенку новый смартфон или планшет. Поэтому, используя гаджеты на уроках, необходимо предварительно разбить класс на пары или группы по 4 человека, чтобы в работе могли участвовать и те дети, у которых нет с собой гаджета.

На занятиях учащиеся часто общаются в сети ВК, это сильно отвлекает от материала и изучения темы урока. Нельзя, конечно же, позволять детям заниматься посторонними делами во время образовательного процесса.

Но в использовании гаджетов есть и свои положительные стороны. Тачскрины, кнопочки и джойстики развивают мелкую моторику и логическое мышление. Пользуясь устройством, дети учатся анализировать и сосредотачивать внимание, тренируют зрительное и слуховое восприятие.

На уроках учителю зачастую не хватает раздаточного дидактического материала. Чтобы исправить данную ситуацию можно сделать фото задания и выложить на открытый доступ учащимся в социальной сети ВК.
Многие учителя на своих уроках используют фрагменты видео уроков других учителей, презентации, выложенные в сети интернет. Причина для этого – нехватка времени на сложные чертежи. Учащимся можно скинуть ссылку на тот или иной ресурс, чтобы дома они самостоятельно повторили сложный материал.

Очень часто бывает на уроке такая ситуация – ученик забыл учебник, тетрадь, транспортир или линейку. Гаджеты могут с легкостью заменить и то и другое. В учебнике находится материал, который выложен в открытом доступе сети интернет. Учителю можно самому найти необходимую информацию и дать ее ученику, разрешив при этом выйти на проверенную ссылку. А транспортир и линейка скачиваются в приложении для гаджета.

Кроме выше сказанного, гаджеты ещё снимают психологическую нагрузку, которую испытывает ребенок в школе (это, кстати, подтверждено результатами анкетирования). В этом большую роль играет любимая музыка или игры, которые закачены в смартфон или планшет и находятся всегда под рукой. Хорошая песня всегда поднимает настроение, но необходимо использование наушников, чтобы не мешать другим. И, конечно, никто не отменял соблюдение правил безопасности поведения в школе (заигравшись на планшете, ребенок может не заметить ступеньку и упасть, или не увидеть толпу несущихся на него детей). [1]

«Часто дети работают вместе, чтобы найти решение учебной проблемы. И это следует поощрять, а не считать “мошенничеством”. Политика запрета сотовых телефонов, потому что ученики могут  друг другу подсказывать, недальновидна. Когда дети кидали друг другу шпаргалки, никто не собирался запретить бумагу». [2]

Подводя итог к вышесказанному можно сделать вывод – нельзя сказать однозначно, что гаджеты несут только вред или пользу. Всему нужно знать меру. Взрослые должны учить детей тому, как правильно использовать тот или иной гаджет, ресурсы сети Интернет. Но и у взрослых должна быть развита «культура отношения» с современными научно-техническими приспособлениями.
Во внеурочной деятельности тоже возможно активное использование гаджетов. При подготовке к танцевальному или вокальному конкурсам, дети закачивают музыку в телефоны, чтобы репетировать на переменах. При помощи программы считывания QR-кодов педагогам можно зашифровать условия задач или ссылки на полезные сайты. Вместо того чтобы распечатывать карточки с заданиями, автор статьи предлагает иногда эти задания сфотографировать гаджетами.

С помощью мобильных телефонов учащиеся могут замерять время секундомером и скорость спидометром, считать на калькуляторе, определять координаты по карте, измерять расстояния и углы, загружать электронные учебники,  приложения с математическими тренажерами, интеллектуальными играми и т.д. А ещё учащиеся, во время карантина или морозных дней, фотографируют свои домашние задания по математике, чтобы затем переправить фото учителю в социальной сети ВК с отчетом о работе. Наконец, две системы интерактивного голосования - kahoot и plickers отлично работают на смартфоне или планшете.

Отказаться от всего этого и остаться с учебником и доской? Кому тогда в школе будет интересно?

Заключение
Технология BYOD (принеси собственное устройство) становится известной не понаслышке. Учащиеся приносят в школу свои смартфоны и планшеты каждый день. Кто-то в них играет, а кто-то, играя, учится. В провинциальных школах с недостаточным материальным обеспечением, использование гаджетов на уроках поможет провести урок интерактивно, интересно и современно. Даже отстающие ученики с низкой мотивацией к обучению на таких уроках не сидят без дела, пытаются что-то решить, измерить смартфоном, вставить свои комментарии в сети ВК по ходу урока.

Предварительные итоги проекта «Использование гаджетов на уроках математики», проведенные автором статьи,  показывают увеличение качества знаний учащихся по математике и рост мотивации к изучению предмета по сравнению с классами, в которых образовательный процесс шел по традиционной программе.
Для проведения мастер-класса по использованию гаджетов в образовательном процессе, автором разработан урок геометрии в 8 классе по технологии BYOD с использованием мобильных приложений из Google Play и социальной сети ВК [6]. В конспекте дано подробное описание работы с каждым приложением, которое пригодится не только учителям математики, но и другим предметникам.

Литература

  • Беляков В.А. Дети и гаджеты // Официальный сайт МАОУ Ветлужская основная школа [р.п. Ветлужский, 2017]. URL: http://wosh.moy.su/index/deti_i_gadzhety/0-96 (дата обращения: 16.05.2017).
  • Могут ли помочь мобильные телефоны образованию? // Дидактор – сайт и блог учителя и педагога-практика Аствацатурова Г.А. [04.12.2013]. URL:  http://didaktor.ru/mogut-li-pomoch-mobilnye-telefony-obrazovaniyu (дата обращения: 16.05.2017).
  • Дети и гаджеты: советы педиатров. // Сайт Доктора Комаровского / ООО «Клиником»  [Харьков, 2006]. URL: http://lib.komarovskiy.net/deti-i-gadzhety-sovety-pediatrov.html (дата обращения: 27.03.2016).
  • Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2015. №5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53174 (дата обращения: 16.05.2017).
  • Казакова М. С. Применение современных гаджетов на уроках математики как средство формирования универсальных учебных действий школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3411–3415. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85683.htm. (дата обращения: 16.05.2017).
  • Антропова В.Ю.  Разработка урока геометрии в 8 классе «Площадь треугольника» с применением гаджетов [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs.ciur.ru/wp-content/uploads/2017/05/Антропова.pdf. (дата обращения: 16.05.2017).

Приложение – 1.
Советы педиатров для родителей [3]

  • Медиа — это просто еще одна окружающая среда. Как и любая другая среда, цифровое пространство может влиять положительно, а может отрицательно.
  • Принципы воспитания не изменились. К виртуальному пространству применимы те же правила, что и к реальному. Играйте вместе с детьми, устанавливая разумные ограничения. Учите этичному, доброжелательному онлайн-общению. Знайте друзей своих детей и места, где они собираются вместе.
  • Демонстрируйте сами правильную модель поведения. Ограничьте собственное время, которое вы проводите перед электронными устройствами. Больше времени уделяйте реальному, а не виртуальному общению с детьми.
  • Общайтесь с детьми с помощью гаджетов. Время общения родителей с ребенком – самое важное для развития речи. Пассивный просмотр видео не помогает научиться говорить маленьким детям. Чем больше живого общения происходит с использованием гаджетов, тем большую образовательную ценность они имеют (например, малыш может общаться по скайпу с родителями, которые находятся в отъезде).
  • Важно, как и что, а не сколько. Качество содержания видео, приложения  более важно, чем платформа, на которой это происходит. Поэтому необходимо не только ограничивать время, но и следить, как ваш ребенок проводит его у экрана.
  • Будьте избирательны при выборе игр и видео. Более 80 тысяч приложений заявлены как образовательные, но пока слишком мало исследований, которые могут подтвердить их качество. Тщательно выбирайте соответствующие возрасту приложения, игры и программы.
  • Принимайте участие в электронном досуге детей. Совместный семейный просмотр видео ресурсов способствует социальному взаимодействию и обучению. Играйте в видеоигры со своими детьми.
  • Не забывайте играть с детьми в обычные игры. Знакомые с детства забавы типа ладушек, «дочки-матери», «магазина», «больницы» стимулируют творчество. Не забывайте, что детям, особенно маленьким, ежедневно нужно играть в кубики, куклы, конструктор и другие игры без применения электронных устройств.
  • Установите ограничения на время и место использования гаджетов. Игры и общение с применением высокотехнологичных устройств, должно иметь разумные пределы. Подумайте, помогают или мешают гаджеты вашему ребенку заниматься другими важными детскими делами?
  • Сейчас для подростка быть онлайн – это нормально. Виртуальные взаимоотношения сегодня – неотъемлемая часть развития подростков. Социальные сети действительно могут способствовать формированию личности. Научите подростка соответствующему поведению, которое приемлемо как в реальном, так и в виртуальном мире.
  • Создавайте свободные от гаджетов зоны. Обедайте вместе без электронных устройств и просмотра видео. Заряжайте телефоны и планшеты за пределами спальни вашего ребенка. Это способствует формированию привычек здорового питания и здорового сна, помогает ребенку проникнуться семейными ценностями.
  • Дети есть дети. Поэтому они будут время от времени совершать ошибки и при использовании гаджетов и интернета. Это не страшно и исправимо, если вы будете рядом. Однако некоторые особые моменты, такие как обмен сообщениями сексуального характера или размещение фото с элементами членовредительства, должны стать сигналом о необходимости консультации со специалистом.

Приложение – 2
Рекомендации для организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Если ребенок будет только бегать и прыгать, то вырастет необразованным. Если будет только сидеть и учиться – слабым и с плохим зрением. Нет ничего однозначно хорошего или однозначно плохого, нужно все, но в меру. То же самое и с гаджетами. Пусть они присутствуют в жизни ребенка в той же степени, что и спорт, общение со сверстниками, творчество. Именно педагоги и родители должны найти баланс всего этого.

Одним из средств сохранения баланса между современными средствами в обучении и традициями образования является технологическая культура учителя:

    • Основную часть времени школьники должны проводить не за компьютерами, а в процессе вербального взаимодействия учащихся с учителем.
    • Развивать интерес к своему предмету нужно, используя не только современные технологии, но и традиционные. Например: экскурсия на природу в ясный  солнечный день для подготовки к сочинению по материалам личных наблюдений; посещение краеведческого музея с целью ознакомления с бытом крестьянской семьи той эпохи, в которую жили герои читаемых на уроке литературных произведений.
    • Постоянный контроль над выполнением санитарно-гигиенических норм в классе.
    • Гимнастика для глаз, упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук, а также физкультминутки общего назначения.
    • Чередование различных видов работ: «за компьютером» и «за теоретическим столом».
    • Смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных сфер личности вместо овладения только объемом знаний.

Дополнительная информация