Компетентностный подход в профессиональном обучении в аспекте медиаобразования

Гудилина С.И.

Ломакина Т.Ю., доктор педагогических наук, заведующий Центром исследований непрерывного образования  ФГБНУ «Институт  стратегии развития образования РАО»

Гудилина С.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования Федеральное государственное бюджетное научное учреждение  «Институт  стратегии развития образования РАО»

Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 16-06-00957

Аннотация. Профессиональное развитие специалиста связано с непрерывным обучением в течение всей жизни. Для этого человек должен уметь добывать новые знания, умения и навыки. Развитие этих интеллектуальных качеств рассмотрены на отечественном опыте формирования медиа- и информационной грамотности в процессе введения интегрированного медиаобразования на формальном уровне. 

Ключевые слова: непрерывное образование, подход, принцип, компетенции, медиа- и информационная грамотность, интегрированное медиаобразование.

Профессиональное становление рассматривается как овладение  знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям с учетом корпоративных, отраслевых и федеральных нормативных документов. Настоящий профессионал, получив один раз образование, не может останавливаться на достигнутом уровне. В условиях изменяющихся социально-экономических перемен, развития технологий и их активного использования в разных областях деятельности появилась необходимость постоянного освоения новых знаний и умений. Становится необходимым формирование готовности граждан к обучению в течение всей жизни для профессионального совершенствования, что позволит специалисту быть конкурентоспособным и востребованным на меняющемся рынке труда [4]. Возможность такого образования появилась благодаря широкому  распространению цифровых технологий, которые  позволяют пользователям быстро получать необходимые знания, самим организовывать обучение, планировать, выбирать формы образования (формальное, внеформальное и информальное), участвовать во всевозможных виртуальных мастер-классах,  вебинарах  и т.п.

Для реализации непрерывного образования в течение всей жизни необходимо развивать у обучающихся умения самостоятельно определять задачи для своего развития, развивать понимание с помощью каких знаний возможно решение тех или иных задач, каким образом планировать повышение квалификации, осваивать новые способы и методы работы. Ключевым компонентом непрерывного образования становится  осознание необходимости медиа- и информационной грамотности, которая позволяет работать с информацией, информационными ресурсами, информационно-коммуникативными технологиями. В стандартах профессионального образования эти умения, в зависимости от специальности и специализации, относятся к общим компетенциям, общекультурным компетенциям, общепрофессиональным или профессиональным компетенциям. Сегодня эти компетенции становятся необходимыми умениями или, как сейчас называют, метапредметными [7,8,9].

В Московской декларации «Медиа- и информационная грамотность»  (англ., мedia and information literacy) (МИГ) подчеркивается, что определенная степень владения информационными компетенциями позволяет получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять информацию и знания с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека. «МИГ это результат медиаобразования, необходимый для личной, социальной, образовательной и профессиональной деятельности… МИГ взаимосвязана с обучением в течение всей жизни, так как  позволяет отдельным личностям, сообществам и народам достигать поставленные цели и извлекать пользу из постоянно развивающейся глобальной среды. Поэтому МИГ является необходимым условием для устойчивого развития открытых, плюралистических и инклюзивных обществ знания» [5].

В современных стандартах профессионального образования внимание уделяется техническим умениям обучающихся (использованию программного обеспечения для конкретной практической задачи), их критическому мышлению (анализ и отбор медиатекста, перекодировка, аргументация, определение достоверности информации), коммуникативным и творческим умениям при работе с текстом (навыков чтения, письма, устной речи, аудиовизуального восприятия), медиаиммунитету (защита от нежелательного воздействия медиа информации). 

Начинать формирование медиа- и информационной грамотности необходимо еще в школе, поэтому современные стандарты и примерные программы общего образования также ориентированы на медиаграмотность. В результаты обученности на этапе начального общего образования включены универсальные, познавательные и коммуникативные учебные действия. На этапе общего и среднего образования - метапредметные умения, которые направлены на овладение обучающимися основами читательской компетенции, умение работать с разными видами текстов, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности, развитие коммуникативных умений, использование информационно-коммуникативных технологий в учебной деятельности [6].

По результатам проводимого нами экспериментального исследования в области медиаобразовательных технологий на разных этапах обучения было установлено, что наиболее результативным внедрением медиаобразования является интегрированное медиаобразование (медиаобразование, интегрированное с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами) [3] на формальном уровне. Работу можно разделить на несколько этапов: пропедевтический  этап - дети знакомятся с разными видами и носителями текстов в процессе игровой деятельности; начальный этап, направленный на первоначальное представление  работы с вербальным, визуальным, аудио и аудиовизуальным текстом; продуктивный этап, включающий несколько направлений: семиотическое, рассматривающее деятельность со знаковыми системами и средами, способами видоизменения форм информации; поисковое – знакомство с поисковыми системами, формами систематизации информации, классификации и пр.; критическое – методы оценивания, сравнения и сопоставления информации и медиатекстов; прикладное, технологическое – освоение технических средств и способов создания медиатекстов; коммуникативное – формирование коммуникативных компетенций в традиционной форме и с помощью компьютерных средств.

В обучении особое внимание следует уделять работе с вербальными и визуальными текстами. От  учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности. Грамотность чтения разных видов текстов является ключевым показателем, поскольку она определяет способность индивида к получению и обработке информации.
Следует отметить, что еще не все учителя уделяют достаточное внимание поднимаемой проблеме медиаобразования, а отсутствие системной работы в рамках учебных предметов приводит к частичному формированию  медиа- и информационной грамотности. 

Проведенное исследование показывает, что подготовка подростков в аспекте медиаобразования   должна основываться на компетентностном подходе и опираться на принципы междисциплинарности, интеграции,  преемственности и системности, что обеспечит личностное развитие подростка и его профессиональное становление [1,2,4]. 

Литература:

  1. Гудилина С.И. Медиа- и информационная грамотность - ключевая составляющая развития базовых способностей при обучении на протяжении всей жизни// Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 14-й междунар. конф.: в 2 ч. [Текст: Электронный ресурс] / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. проблем непрерыв. образования. – Вып. 14. – 1 CD-ROM. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. – Ч. II. С.148-151.
  2.  Гудилина С.И. Медиаобразование - компонент непрерывного образования// Образовательное пространство в информационную эпоху: м-лы международной конференции, г.Москва, 6-7 июня 2016 г.  International conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016), URL: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/shsconf_eeia2016_01025/shsconf_eeia2016_01025.html.
  3. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании.  1998.  N 3. C.26-34.
  4. Ломакина Т.Ю.   Современные требования к разработке модели специалиста [Текст] : [в отечеств. системе проф. образования] / Т. Ю. Ломакина // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия: Педагогика : науч. журн. - 2009. - № 1. - C. 100-113.
  5. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности. -М., 2012. URL: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf
  6. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL: http://fgosreestr.ru/.
  7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистратуры. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/8/6/2.
  8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4.
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. 2012. URL: http://минобрнауки.рф/documents/923. 

Дополнительная информация