Исследование современного положения информационной грамотности использовании мобильных телефонов студентами в провинции Шэньси

Ши МинШи Мин

преподаватель Вэйнаньского педагогического университета, Вэйнань, Китай
Аспирант Московского государственного педагогического университета
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация
Анкетирование 445 студентов из трех различных типов университетов провинции Шэньси КНР позволило в значительной степени выявить общий уровень информационной грамотности в использовании мобильных телефонов студентами в провинции Шэньси. Проведенное исследование показывает: информационная грамотность в использовании мобильных телефонов студентами в целом находится на среднем уровне; существует определенная необходимость в её повышении; главным стимулом использования мобильных телефонов студентами выступает досуг и развлечение, в суждениях студентов в отношении использования мобильных телефонов существует феномен слепого следования за модой; на основании результатов исследования поиск эффективного пути повышения у студентов уровня грамотности в использовании мобильных телефонов.
Ключевые слова: студенты, мобильные телефоны, информационная грамотность

Данная статья написана при поддержке Фонда «Научные исследовательские проекты Вэйнаньского педагогического университета: Сравнительный анализ системы медиаобразования и медиаграмотности в России и Китае»(17SKYM28)

 

Shi Ming
Teacher,Weinan Normal University, Weinan, China
Post-graduate, Moscow State Pedagogical University

Research on the Overall Mobilephone Media Literary of College Students in Shaanxi Province of China

Abstract: In this thesis, the author attempts to outline the overall mobilephone media literacy of college students in Shaanxi province of China, as well as hopes to find effective ways to increase their media literacy given the research result. The research result is based on a survey of 445 students from three different types of universities. It shows most college students only see the entertainment value of mobilephones, and they are very likely to repeat others’ words when it comes to mobilephone media criticism. Thus there is still room for college students to improve their mobilephone media literacy.
Key words: College students;  mobilephone;  media literacy

Cкачать статью в .pdf

Предпосылки к проведению исследования

На основании данных «сорокового статистического отчета положения развития Интернета в Китае» по состоянию на июнь 2017 года количество интернет-пользователей в Китае достигло 751 млн. человек, общий прирост интернет-пользователей за полгода составил 19 млн. 920 тыс. человек, средний темп роста за полгода составил 2,7%. Коэффициент распространения интернета составил 54,3%, увеличившись на 1,1 процентный пункт по сравнению с концом 2016 года. Количество пользователей интернета на мобильных телефонах в Китае достигло 724 млн. человек, увеличившись на 28 млн. 300 тыс. человек по сравнению с концом 2016 года.  Доля интернет пользователей, выходящих в Интернет с помощью мобильного телефона, с 95,1% в конце 2016 года выросла до 96,3%, кроме того эта доля продолжается непрерывно повышаться. С точки зрения статистических данных основной рост количества интернет-пользователей в Китае приходится на тех, кто выходит в Интернет с помощью мобильного телефона, основная группа – студенты, среди которых максимальную долю составляют ученики в возрасте 20-29 лет. [1] Студенты стремятся к соприкосновению с различными инновациями, уровень использования ими телефонов все более увеличивается, степень зависимости от телефонов также непрерывно усиливается. Ввиду этого, исследование информационной грамотности в использовании мобильных телефонов студентами имеет важное теоретическое и практическое значения.

Информационная грамотность в использовании мобильных телефонов студентами

Информационная грамотность и исследование обстановки

Понятие «информационная грамотность» появилось в 30-е годы XX века, первоначально оно было выдвинуто британским ученым. Понимание данной концепции различными государствами мира неодинаково, однако основное содержание главным образом совпадает. В 1992 году американский исследовательский центр информационной грамотности дал этой концепции нижеследующее определение: «информационная грамотность подразумевает под собой комплекс навыков выбора, понимания, обращения с запросами, оценивания, создания, эксплуатации, а также распознания и реагирования при столкновении каждого индивида с информационными посредниками».
В период с 1980 по 1986 гг. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) один за другим опубликовала такие многообразные постановления, манифесты, материалы для чтения как «Многообразие голосов, один мир», «Заключительный отчет по использованию СМИ на международном симпозиуме по всеобщему образованию», «Воспитание информационной грамотности», «Ознакомление с информационными посредниками: воспитание информационной грамотности и исследование ее распространения», все это сыграло важную стимулирующую роль для изучения информационной грамотности по всему миру. [2] Британский ученый Дэвид Букингэм на основе изучения и анализа трудов предшественников выдвинул свой взгляд на медиаобразование «идею сверхпротекционизма». Лу Е на форуме «Коммуникации и Китай», проводимом в 2007 году в Университете Фудань, в подготовленном докладе на тему: «информационная грамотность и уровень образованности граждан» обобщила успехи и существующие недостатки в области исследования информационной грамотности в Китае. Она считает, что в течении последних десяти лет проведения исследований в области информационной грамотности в Китае главным образом создали легитимность в отношении научных дискурсов по вопросу информационной грамотности, наряду с этим исследовали некоторые практические модели в сфере осуществления эффективной информационной грамотности, также сравнительно точно и детально классифицировали и охарактеризовали общий уровень и отличительные черты информационной грамотности в Китае, вместе с тем в исследованиях этого вопроса больше не придерживаются однообразного направления и простейших подходов, напротив, при изучении стали подходить с разных точек зрения, была создана основная модель информационной грамотности. Информационная грамотность в результате развития, придания ей пристального внимания, популяризации и обсуждения многочисленным учеными на протяжении более десяти лет уже стала «многоуровневым, межпрофильным, междисциплинарным научным объектом пристального интереса» [3], к тому же с каждым днем все более попадает под повышенное внимание со стороны таких различных сфер общества, как образование, социум и СМИ.

Информационная грамотность в использования мобильных телефонов студентами

Информационная грамотность в использования мобильных телефонов студентами подразумевает под собой своего рода комплексную способность того, каким образом студенты должны правильно и эффективно использовать мобильные телефоны, к тому же разумно применять медиа источники в мобильных телефонах на службу собственного существования и развития. [4] В вопросе информационной грамотности студентов в использовании мобильных телефонов в Китае ученые вывели следующие три отличительные черты: развлечение, простота, механизациях. Цель использования мобильных телефонов для многих студентов заключается всего лишь в развлечении, при этом абсолютно игнорируются функции использования мобильных телефонов в ходе обучения, принятия участия в социальных мероприятиях. Количество людей читающих с помощью телефонов все больше, однако зачастую такой вид чтения представляет собой лишь просмотр текста в общих чертах, стремление к высокой скорости чтения, быстрому ритму, упущение основной сущности чтения, порождение массовой культуры быстрого потребления. Удобство использования телефонов привело к тому, что применение мобильных телефонов стало для современных студентов своего рода бытовой привычкой в метро, общественном транспорте, аудиториях, столовых, библиотеках, повсюду можно встретить «заядлых любителей мобильных устройств», такого рода серьёзная зависимость от мобильных телефонов не только привела к механизации, фрагметизации мышления пользователей мобильных устройств, но более того повлекла за собой появление тенденции превращения информации в развлечение.  

Исследование современного положения информационной грамотности студентов в использовании мобильных телефонов

Объект исследования

Для того чтобы выявить современную обстановку информационной грамотности студентов автор статьи в период с июня по август 2017 года провел выборочное анкетирование студентов трех университетов ведущих подготовку бакалавров в провинции Шэньси, в опросе использовались единая форма анкет, случайный отбор и выборочный метод, всего было выдано 500 анкет, в результате из числа собранных верными оказались 445, коэффициент верных анкет составил 89%. Среди всех верных анкет на 235 ответили девушки, на 210 – молодые люди; 317 студентов родом из деревни, 128 – из города; 225 студентов проходят обучение на гуманитарных факультетах, 220 – на технических.

Ход исследования

Первый этап: изучение тестов-опросников, связанных с недавним анкетированием студентов по вопросу информационной грамотности и соответствующих теорий по исследованию модели TAM, [6] составление и утверждение теста-опросника «Проведение исследования информационной грамотности студентов в использовании телефонов», содержащего в себе 6 разделов и 26 вопросов. А именно, (1) ощущение полезности, в том числе: «функции мобильного телефона позволяют тебе еще лучше создавать и поддерживать межличностные отношения», «функции мобильного телефона позволяют тебе еще эффективнее передавать и получать информацию», «комплексные функции мобильного телефона предоставляют тебе всесторонне обслуживание», «мобильный телефон является весьма полезной портативной платформой информационного обслуживания»; (2) ощущение простоты в использовании, в том числе: «ты считаешь, что научиться пользоваться мобильным телефоном очень просто», «ты полагаешь, что различные приложения на мобильном телефоне просты в использовании», «ты считаешь, что мобильные телефоны вовсе не сложны в эксплуатации», «ты уверен, что обладаешь отличными навыками использования мобильного телефона»; (3) твое отношение к использованию мобильного телефона, в том числе: «тебе нравится использовать мобильный телефон», «случай воспользоваться телефоном делает тебя счастливым», «мне очень нравится пробовать пользоваться новыми телефонами», «в будущем я буду еще больше пользоваться мобильным телефоном»; в отношении информационной грамотности, на основании определения к данному понятию с трех различных аспектов было проведено исследование; (4) восприятие информационной грамотности, в том числе: «считаешь ли ты, что мобильные телефоны внесли огромный вклад в передачу культуры от поколения к поколению?», «как ты думаешь, внесли ли мобильные телефоны большой вклад в гармонизацию общества?», «по твоему мнению, вносят ли мобильные телефоны свою лепту в обеспечение людей радостью?», «считаешь ли ты, что мобильные телефоны вносят немалый вклад в контроль экологической обстановки?», «сомневаешься ли ты в том, что телефоны имеют функцию распространения информации?», «при просмотре какой-либо информации, проверяешь ли ты источник ее происхождения?»; (5) критика в отношении информационной грамотности, в том числе: «читаешь ли ты внимательно информацию, которая появляется в мобильном телефоне?», «принимаешь ли ты активно информацию, распространяемую мобильным телефоном?», «ты решительно против изобилия спама на мобильном телефоне?», «глубоко ли повлияло на твою жизнь использование мобильного телефона?»; (6) по аспекту применения информационной грамотности, были разработаны следующие вопросы: «можешь ли ты легко изучать английский язык с помощью мобильного телефона?», «проявляешь ли ты интерес к консультативной информации, появляющейся на твоем телефоне?», «опубликовываешь ли ты свою точку зрения с помощью приложения «Вичат» (китайская программа обмена сообщениями) на твоем мобильном телефоне?», «распространяешь ли ты консультативную информацию в сети с помощью мобильного телефона?». Для того чтобы последующий анализ анкет был более точным и простым, при создании вариантов ответов на все вопросы применялась одна и та же структура (А – полностью совпадает, Б – совпадает, С – не совпадает, D – вовсе не совпадает»), в каждом вопросе применялась четырёхступенчатая система суммарных баллов от «полностью совпадает (1 балл)» до «вовсе не совпадает (4 балла)», чем выше балл, тем ниже уровень совпадения. 

Второй этап: в июне 2017 года данная анкета была использована для проведения опроса 100 студентов, обущающихся в Вэйнаньском педагогическом университете, из 100 выданных анкет было возвращено на обработку 96 штук, из которых верными оказались 92 и были использованы для анализа внутренней согласованности данного теста-опросника.
Третий этап: с июля по август 2017 года применялся метод районированного отбора, в трех университета провинции Шэньси с каждого курса было всего выбрано 500 респондентов, проведен опрос и подведены статистические результаты.

Анализ результатов исследования

С помощью анализа полезности обладания студентами информационной грамотностью в использовании мобильных телефонов было обнаружено, что студенты полагают, что мобильные телефоны в создании и поддержании межличностных отношений, а также предоставлении многостороннего обслуживания не играют настолько большой роли, как в передачи и получении информации. 93,8% студентов считают, что мобильный телефон является весьма полезной портативной платформой информационного обслуживания. Большинство студентов в отношении самих мобильных телефонов и информации, предоставляемой ими, пребывают в положении пассивного принятия, отсутствует инициативность.

Анализ ощущения простоты использования мобильных телефонов продемонстрировал, что 95,1% студентов находят использование мобильных телефонов весьма простым, а эксплуатацию различного рода программных приложений довольно легкой для изучения, большинство из числа студентов полагают, что использование мобильных телефонов вовсе не сложно, к тому же обладают большой уверенностью в обладании отличными навыками владения мобильными телефонами.

Результат исследования отношения студентов к вопросу использования мобильных телефонов показал, что 96,3 студента отдают предпочтение использованию мобильных телефонов, к тому же полагают, что в будущем они будут еще больше их использовать, однако 74,5% студентов заявили, что использование мобильных телефонов вовсе не доставляет им чувство радости, кроме того им не очень нравится пробоваться использовать новые системы мобильных телефонов.

Анализ восприятия студентами информационной грамотности в использовании мобильных телефонов показал, что 87,8% из них с помощью мобильных телефонов следят за новостями о развлечениях, 78,8% при просмотре информации не обращают внимание на источник ее происхождения, также не ставят под сомнение ее подлинность, это демонстрирует, что большинство студентов в вопросе получения информации пассивно ее принимают, по своей инициативе не проявляют интерес к проверке подлинности и источника информации.

Анализ критичности информационной грамотности в использовании телефонов продемонстрировал, что 21% студентов при сборе информации уделяют внимание источнику ее происхождения, задумываются о ее достоверности, 74% студентов заявили, что не внимательно читают информацию, а лишь поверхностно просматривают ее.

Анализ вопроса использования мобильных телефонов помог обнаружить, что количество студентов, обучающихся с помощью телефона не достигает 10%, при этом более 90% из них с помощью таких социальных сетей, как Вичат, Вэйбо и QQ публикую свою точку зрения, настроение, следят за событиями других людей, просматривают веб-страницы, играют в игры на мобильном телефоне.
Сопоставление этих данных позволяет увидеть, что основное назначение мобильных телефонов для большинства студентов заключатся в досуге и развлечении, доля студентов, использующих мобильные телефоны в целях обучения довольно мала. Однако по мере того, как мобильные телефоны непрерывно используются и популяризируются, они постепенно становятся самым важным личным мобильным информационным терминалом, возможность всегда и везде использовать мобильные телефоны в целях обучения оказывает все большее влияние на личностный рост и развитие.

Способы повышения информационной грамотности студентов в использовании мобильных телефонов

1. Сформировать здоровое, рациональное побуждение использовать мобильные телефоны
Досуг и развлечение может выступать импульсом к использованию мобильных телефонов, однако не может быть одним единственным мотивом их использования. Студенты должны сочетать использование телефонов с онлайн обучением, межличностной коммуникацией, получением информации, а также отдыхом и развлечением, сформировать всеобъемлющий импульс к использованию мобильных телефонов, еще лучше их применять.

2. Контролировать время использования мобильных телефонов
Не зависить чрезмерно от мобильных телефонов, рационально контролировать время их использования. Злоупотребление телефонами, в особенности расходование времени на игры, просмотр сериалов, общение в сети, не только влияет на обычную учебу, но также может породить «синдром зависимости от телефона», нанести серьезный ущерб на физическое и психическое здоровье пользователей.

3. Трезво оценивать информацию, предоставляемую мобильными телефонами
Результат исследования показал, что большинству студентов нравится использовать мобильные телефоны, однако они также должны уделять внимание степени доверия со стороны общества к информации, предоставляемой мобильными телефонами. Все большее число ложных слухов распространяется через такие приложения, как Вэйбо, Вичат и QQ, многие студенты, не проверив достоверность распространяемой информации, пересылают и комментируют ее, тем самым становясь очагом рассеивания ложных слухов, а иногда дело доход до того, что их собственные родные и друзья терпят от этого убытки. Столкнувшись с информацией, привлекшей наше внимание, нельзя слепо пересылать и комментировать ее, необходимо хорошо обдумать свои предстоящие действия, полностью учесть достоверность информации и последствия, которые она может за собой принести, только после этого выбрать образ своих действий, нельзя только лишь по причине временного любопытства потерять рассудительность.

4.Соблюдать моральный закон, формировать осознание самодисциплины
В Интернете отсутствует соблюдение нравственности и законов, наряду с использованием новых носителей информации студенты обязательно должны осознать, что Интернет относительно свободен в использовании, но ни в коем случае нельзя поступать так, как вздумается, необходимо наряду с получением удовольствия от быстроты и удобства использования мобильных телефонов, также соблюдать определенные принципы. При пересылке, комментировании и распространении информации, необходимо соблюдать определенные нравственные нормы, кроме того необходимо действовать в рамках действующего законодательства.

5. Расширять сферу применения, активно использовать мобильные телефоны в ходе участия в публичных делах
Будучи студентами, во-первых, необходимо отказаться от психологии любопытных зевак, нужно полностью раскрыть собственную силу, направлять в правильном русле развитие общественного мнения. Во-вторых, после того как стала развиваться так называемая «политическая деятельность в микроблоге Вэйбо» отдельные правительственные органы один за другим стали регистрировать учетные записи в Вэйбо, некоторые общественные дела также стали обсуждаться на платформе данного микроблога, отдельные экспериментальные политические курсы по причине широкого обсуждения в Интернете были доведены до совершенства. Студенты должны принимать активное участие в подобного рода общественных делах, повышать социальную демократию и всенародность участия в общественных делах, делать так, чтобы мобильные телефоны также раскрыли свои преимущества в области служения обществу и участии в общественных делах.

Список использованной литературы

  1. Китайский веб-сайт «Чжунгосиньван». Сороковой статистический отчет по положению развития интернета в Китае [EB/OL]. (2017-08-04) [2017-08-04]. http://www.cac.gov.cn/2017-08/04/c_1121427728.htm
  2. Сун Сяовэй. Овладение трактовкой массовых коммуникаций (2) – Краткий обзор воспитания информационной грамотности за рубежом. [Журнал]. Издательство: «Дандайнчуаньбо», 2000, (3): 64-65.
  3. Тан Шукунь, Сунь Вэньбинь. Обозрение исследований воспитания информационной грамотности в Китае. [Журнал]. Издательство: «Научный вестник Академии СМИ в провинции Чжэцзян», 2009, (2): 16-20.
  4. Чжан Гуаньвэнь, Юй Цзянь. Краткий анализ формирования информационной грамотности. [Журнал]. Издательство: «Дистанционное образование в Китае», 2003, (13): 69-72
  5. Сянь Хайцюнь. Новое направление в изучении социальных коммуникаций: от изучения медиа-носителей до информационной грамотности. [Журнал]. Издательство: «Сяньдайчуаньбо», 2003, (6): 89-93.
  6. Цинь Сюэчжи. Интерпретация взгляда Дэвида Букингэма на медиаобразование «идея сверхпротекционизма». [Журнал]. Издательство: «Исследование сравнительного образования», 2006, (8): 50-55.
  7. Ли Лунсинь, Ли Минь. Ошибки и направление процесса удовлетворения культурных запросов студентов в Интернете с точки зрения появления новых медиа-носителей. [Журнал]. Издательство: «Научный вестник Вэйнаньского педагогического университета», 2013, (8): 142-145

 

Дополнительная информация