УДК 37.03
ББК: 78.07

Медийно-информационная  грамотность в системе бизнес-коммуникаций

Ангелина Александровна ЗеленьковаАнгелина Александровна Зеленькова
магистрант института журналистики, коммуникаций и медиаобразования
Московского педагогического государственного университета

Аннотация. В статье говорится о медийно-информационной грамотности как факторе формирования успешной системы бизнес-коммуникаций, в частности, увеличения предпринимательской активности. Проводится анализ текущей ситуации в вопросах влияния медиа и иноформации на предпринимателей, обозначаются перспективы повышения медийно-информационной гармотности в целях улучшения положения малого и среднего предпринимательства в России.
Ключевые слова: медийно-информационная грамотность, медиаобразование, предпринимательство, бизнес-комуникация.

Angelina Zelenkova
Master student ofInstitute of Journalism, Communications and Media Education of  Moscow State Pedagogical University

Annotation. The article deals with media and information literacy as a factor in the formation of a successful system of business communications, in particular, an increase in entrepreneurial activity. This article analyzes the current situation in the issues of the influence of media and information on entrepreneurs, outlines the prospects for increasing media and information literacy in order to improve the situation of small and medium-sized businesses in Russia.
Keywords: media and information literacy, media education, entrepreneurship, business communication.

Cкачать статью в .pdf

За последние десятилетия социально-экономические и политические перемены в России серьёзно изменили систему бизнес-коммуникаций и стали причиной её трансформации. Бизнес-коммуникация – важный элемент рыночной экономики со специфической коммуникативной функцией. Взаимосвязь экономики и системы бизнес-коммуникаций двухсторонняя: как развитие экономики влияет на развитие системы деловой коммуникации, так и бизнес-коммуникация воздействует на развитие экономических отношений между разными субъектами предпринимательства. При этом развитие самого предпринимательства в России возможно только при условии функционирования эффективной системы бизнес-коммуникаций.

Проблема становления и функционирования системы бизнес-коммуникаций не остаётся без внимания, многие её аспекты являются разработанными в теоретическом плане. Наиболее подробно тема раскрыта в трудах отечественных и зарубежных авторов: Д. Ирвина «Эффективные Бизнес-Коммуникации», Мерфи, А. Герта, и Герберт Хильдебрандт, Дж.М. Лэйхифф «Бизнес-коммуникации: Стратегии и навыки» и А.Н. Леонтьева. А медийно-информационной грамотности посвящены многочисленные труды отечественных ученых М.Н. Евстигнеева, И.В. Жилавской, И.М. Осмоловской, П.В. Сысоева.

Сегодня существует большое количество теоретических разработок в области бизнес-коммуникаций, а также успешный опыт выстраивания взаимосвязей бизнеса с актуальными для его развития секторами общественности. Однако практика показывает, что до сих пор деловая коммуникация предпринимателей в России далека от совершенства в силу отсутствия единого мнения о медийно-информационной грамотности, как продукте, способствующем улучшению принятия решения практически по каждому направлению развития экономики. Повысить эффективность бизнес-коммуникаций можно при комплексном и системном формировании медийно-информационной грамотности всех участников деловых отношений.

В широком смысле бизнес-коммуникация – это связи в бизнесе или деловые контакты, которые влияют на эффективное развитие предпринимательства. В более узком смысле, под системой бизнес-коммуникаций понимают взаимодействие субъектов системы информатизации в процессе решения задач предпринимательства [3]. Под медийно-информационной грамотностью в этой системе следует понимать знания и навыки, которые помогают анализировать, критически осмысливать информацию, оценивать ее достоверность, позволяют интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа. Медийно-информационная грамотность позволяет отчетливо видеть в сообщении признаки цензуры, тенденциозно-однобокой подачи, определять политические, социальные, коммерческие и культурные интересы медиатекстов и их авторов [9].

Эксперты не раз отмечали, что предприниматели и бизнес-сообщество не понимают, как выстраивать взаимодействие с масс-медиа, как защититься от информационного шума и в целом строить отношения в деловой среде. Информационный шум, или информационная перегрузка – термин, который возник в середине прошлого века и описывает трудности понимания проблем и принятия решений. Причина подобных сложностей – переизбыток информации.

Согласно новому исследованию Аналитического центра «Битрикс24» почти 70% руководителей и владельцев компаний малого и среднего бизнеса признают, что находятся под давлением информационного шума во время рабочего дня, и это их угнетает [4]. Три четверти респондентов начинают свое утро с проверки ленты новостей в соцсетях или сообщений в почте и мессенджерах. 40% опрошенных ежедневно в течение нескольких часов бесцельно коротают время в социальных сетях. При этом около трети респондентов не могут удерживать внимание на каком-либо вопросе больше десяти минут. Половина бизнесменов тратит до 20 минут на переключение с одной задачи на другую. Кроме этого 51% респондентов тратят на работу с e-mail от трех часов в день и больше, 36% респондентов берут в руки свой смартфон каждые шесть минут или еще чаще, 36% респондентов используют в течение рабочего дня от 5 программ и мессенджеров и более, а также только 9% аудитории открывают до 3 вкладок в браузере. Все остальные - намного больше.

После опроса бизнесменам рассказали, как можно выжить в информационном урагане [1]. Сергей Рыжиков, сооснователь сервиса «Битрикс24», отметил, что среди основных симптомов современного менеджера, который находится под непрерывным влиянием информационного потока, социальных сетей, чатов и пр. можно назвать: рассеянность, забывчивость, клиповое мышление.
Если, к примеру, провести эксперимент и всего на один день удалить из смартфона приложения ВКонтакте, facebook, Instagram. Стоит обратить внимание на те ситуации, когда вы будете брать телефон в руки, чтобы запустить их. Сергей Рыжиков прогнозирует, что скорее всего это будут моменты некомфортной беседы, решения сложного вопроса или беспокойства за результат. «Вы поймаете себя на том, что у вас уже сформировалась привычка залезать в соцсети в те моменты, когда от вас требуется внимание и концентрация, – говорит он. – Но ваш мозг уже привык получать вознаграждение окситоцином из социальных сетей, а не искать решение. Так происходит накопление проблем в бизнесе. Моменты, когда раньше мы переключались в «режимы» собранности и анализа ситуации, мы закрываем «дозой» из социальных сетей и картинок».

При этом если все-таки попробовать провести этот эксперимент и вернуться  к прежнему мыслительному процессу, то можно получить в итоге огромное конкурентное преимущество. Ведь отвлекающие и раздражающие факторы складываются в низкую результативность сотрудника, а впоследствии – в недополученную прибыль компании, падение оборота продаж, низкую динамику роста. По мнению исследователей, это реально глобальная проблема, которая сегодня актуальна для российских компаний.

И вот как предприниматели стараются бороться с информационным шумом. Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» рассказала, что в какой-то момент отключилась от всех новостных сайтов, контента типа Rambler и оставила только то, что связано с недвижимостью, из-за рабочей необходимости. Ей удалось отказаться даже от «Яндекса», потому что каждый день начинался и заканчивался примерно так: посмотреть, что там в мире творится, что там в Москве происходит. Остались лишь приложения и соцсети, которые нужны для работы – Instagram, Facebook, туда, к примеру, конкуренты выкладывают свои работы и у них есть чему поучиться. В итоге, Ирина Доброхотова поняла, что с Instagram, работать интереснее даже, чем с другими сетями, потому что скорость быстрее, четкий, короткий и понятный контент.

Александр Соркин предприниматель, ресторатор, признается, что для него информационный шум – это часть работы. «Это элемент трудовой деятельности и жаловаться на это глупо. Именно благодаря информационному шуму развивается и ресторанный бизнес, и клубный, и какой угодно. Поэтому я тут не нахожусь в положении серьезных бизнесменов, которым надо действительно сосредоточиться, чтобы провести какие-то бизнес-идеи, ведь у меня получается информационный шум - это и есть часть бизнес-идеи».

Опыт европейских стран показывает, что просто необходимо принимать меры против информационного шума. Например, во Франции с 2017 года действует закон, по которому сотрудники компаний, где более 50 человек персонала, имеют право не отвечать на рабочую переписку вне трудовых часов. Многие зарубежные компании переходят на более короткий рабочий день: время тратится сотрудником эффективно из-за того, что его не так много. Подобная практика особенно популярна в Швеции, где рабочий день длится шесть часов, при этом работников просят не тратить рабочее время на личные звонки и соцсети. В Кремниевой долине некоторые предприниматели с той же целью вводят еще более короткий, пятичасовой рабочий день.

В целом, разработка и внедрение программ по повышению медийно-информационной грамотности предпринимателей – важное направление государственной политики во многих развитых странах, например, в США, Великобритании и Австралии [6]. Высокий уровень осведомленности жителей в области медиа-информации способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост такой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д [2].

В России медийно-информационная грамотность в системе бизнес-коммуникаций находится на низком уровне. Лишь небольшая часть предпринимателей ориентируется в услугах и продуктах медиа, при этом большинство страдают от информационного шума. Большинство же получают теоретические знания в области медиа самостоятельно, посредством специализированных Интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках. Однако до сих пор существуют единицы русскоязычных ресурсов по медиа-грамотности, но даже они не популяризированы и не адаптированы для широкой аудитории. Большая часть предназначена для специалистов в области медиаобразования.

Заниматься повышением медийно-информационной грамотности предпринимателей необходимо на государственном уровне. В системе бизнес-коммуникаций программы могут создаваться совместно с предпринимательским сообществом (Торгово-промышленная палата, Российский союз предпринимателей, Опора России, Деловая Россия) и участниками рынка, а также профильными министерствами и ведомствами (Министерством промышленности и торговли, Министерство транспорта, Министерство связи и массовых коммуникаций и т.д.) и включать в себя подготовку конкретных учебных программ и продуктов, совершенствование законодательства в сфере информационных услуг. Подобные проекты должны по возможности объединять, обеспечивать координацию уже реализуемых и готовящихся к запуску на разных уровнях программ и инициатив в сфере медийно-информационной грамотности

Поскольку информационные аспекты бизнес-коммуникации существенно влияют на деловые отношения в предпринимательской среде – на экономику, политику, культуру, образование, возникает потребность в формировании медийно-информационной грамотности в системе бизнес-коммуникаций.

Литература

  1. Business FM. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bfm.ru/news/368352 (дата обращения 10.11. 2017).
  2. Irwin D. Effective Business Communications. Thorogood Edition, 2001. – P.44.
  3. Murphy, A. Gert, and Herbert Hildebrandt. Effective Business Communications. The Seventh Edition. McGrawHill, 1997. - P.32-36.
  4. Битрикс24. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bitrix24.ru/blogs/howto/info-storm.php (дата обращения 10.11. 2017).
  5. Борисова Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе. СПб, 2005.
  6. Каннингем Н. А. Навыки информационной грамотности для студентов бизнес факультетов. Фонд Латунь. Бизнес-справочники в Комитете академических библиотек / Том 1 (1), 2003. [Электронный ресурс]. – URL: http://library.csusm.edu/departments/ilp/ilp_projects/buscomp/index.html (дата обращения: 04.11.2017).
  7. Лэйхифф Дж. М. Бизнес-коммуникации: Стратегии и навыки: Пер. с англ. / Лэйхифф Дж .М., Пенроуз Дж. М. – СПб, 2001.
  8. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии - М., Смысл, 2000.
  9. Медиаинформационная грамотность как новое направление в медиаобразовании. «MagisterDixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири №3 (09). Сентябрь 2011.КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediainformatsionnaya-gramotnost-kak-novoe-napravlenie-v-mediaobrazovanii (дата обращения: 02.11.2017).

Дополнительная информация