ББК: 63.3(2)624.12
УДК: 316

Галина Николаевна МихееваГалина Николаевна Михеева
магистрант института журналистики, коммуникаций и медиаобразования
Московского педагогического государственного университета
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Характеристика порталов и ресурсов, направленных на продвижение идей медийно-информационной грамотности: российский опыт

Аннотация. В статье рассматривается современная ситуация с точки зрения медиаобразовательного контента, направленного на продвижение идей медийно-информационной грамотности, даётся краткая характеристика самых эффективных медиаобразовательных порталов и ресурсов, а также указываются положительные и отрицательные тенденции, касающиеся внедрения идей МИГ в жизнь современного человека.
Ключевые слова: медиаобразование, медийно-информационная грамотность, медиакомпетентность, средства массовой информации, медиасфера.

Galina Mikheeva
Master student ofInstitute of Journalism, Communications and Media Education of 
Moscow State Pedagogical University
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Characteristics of portals and resources aimed at promoting the ideas of media and information literacy: the Russian experience
Annotation. The article examines the current situation from the point of view of media education content aimed at promoting the ideas of media and information literacy, gives a brief description of the most effective media education portals and resources, as well as positive and negative trends concerning the introduction of MIG ideas into the life of modern people.
Keywords: media education, media and information literacy, media competence, mass media,media sphere.

Cкачать статью в .pdf

Мы живем в эру, в которой перестраиваются механизмы производства, передачи и потребления информации, и это влечет серьезные последствия для обучения. По словам известного испанского социолога М. Кастельса, мы находимся в новой информационной парадигме, основанной на производстве энергии. С доступом к открытым образовательным ресурсам и бесплатным или недорогим коммуникационным платформам группы людей способны учиться как снаружи, так и внутри формальных социальных институтов.

Возможностей, связанных с количеством доступа к информации и возможностей взаимодействия и участия, предоставленных цифровыми технологиями, гораздо больше, чем у СМИ с их ограничениями и в традиционной педагогике. В связи с этими обстоятельствами, нам необходимо заново продумать цели и значение обучения в формальных образовательных средах, таким образом, чтобы институты могли адекватно отвечать на требования общества и глобальные изменения[3].

Перед нами стоит сложная проблема: с одной стороны, трансформация процессов обучения в результате ускоренного развития технологий; с другой, недостатки формальной образовательной системы. Ввиду этого, необходимо настаивать на обязательном развитии основных когнитивных способностей, а также выдвижении вперед других компетенций, относящихся к владению информацией, креативности и решению задач. Именно поэтому потребность проанализировать уже существующие ресурсы, направленные на продвижение идей медийно-информационной грамотности, становится безусловной.
На сегодняшний день к самым известным, эффективным и развивающимся ресурсам можно отнести следующие сайты и порталы:

  1. Созданный по инициативе Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2007 году портал «Информационная грамотность и медиаобразование»http://www.mediagram.ru/. Интересно, что все разделы портала, а именно: библиотека, документы, словарь и учебные программы информируют через призму двух понятий: медиаобразование и информационная грамотность. Ресурс позволяет (после одобрения редакционной коллегии) опубликоваться любому автору, тематика работ которого отвечает тематике портала.
  2. Нельзя не отметить журнал А. Фёдорова «Медиаобразование», онлайн-версия которого представлена на вышеупомянутом портале «Информационная грамотность и медиаобразование». Журнал выпускается с 2005 года и рассматривает актуальные новости медиаобразования, аспекты медиаобразования в историческом контексте, проблемы медиакультуры, а также публикует рецензии на книги, посвящённые данной тематике.  
  3. Электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация»http://mic.org.ru/, миссией которого является продвижение и интеграция идей и исследований в сфере медийной информации и коммуникации. В задачи журнала входит публикация оригинальных статей, посвящённых актуальным вопросам медиаобразования и современного информационного общества, посредством чего должно быть достигнуто взаимопонимание среди учёных, а также установление гармоничных отношений в современном обществе глобальных трансформаций.
  4. Информационный портал школьных библиотек России Русской школьной библиотечной ассоциации http://www.rusla.ru/, целью которого является усиление роли школьных библиотек как организации, призванной воспитывать и улучшать качество жизни школьников и студентов. Возникновение такой организации в России стало возможным благодаря опыту таких библиотечных объединений как Американская ассоциация школьных библиотек и Ассоциация школьных библиотек Великобритании – они в значительной степени оказывают влияние на национальные приоритеты в образовательных сферах и объединяют духовные и интеллектуальные ресурсы стран. Портал является каналом для распространения различной образовательной информации, оперируя в том числе и новостями, связанными с медийно-информационной грамотностью. Ассоциация имеет и свой печатный орган – журнал «Школьная библиотека».
  5. Агентство развития информационного общества представлено посредством интернет-портала РАРИО, образованного в апреле 2008 года. Организация ставит целью вовлечь различные социальные группы и слои общества в процесс информационного самообразования, интегрировать идеи эффективного применения сетевых ресурсов и электронных услуг, а также способствовать продвижению идеологии достоверного и грамотного использования интернет-услуг. Действенность и продуктивность агентства выражается в идейном содержанииразличных исследовательских проектов (проект «ИнформАНАЛИЗ», программа обучения компьютерной грамотность «КиберЛИКБЕЗ», международный фестиваль «Электронное будущее» и др.).
  6. Основанный в 2000 году Фонд развития сети Интернет, одним из важнейших направлений которого является продвижение проектов, направленных на развитие информационного общества в РФ и содействие формированию цифрового общества. Кроме того, организация продвигает идею медиабезопасности как одну из важнейших задач в реализации медийно-информационной грамотности населения, отдельно уделяя внимание детям как той категории, которая наиболее подвержена небезопасному интернет-влиянию.
  7. Очень структурированным и иллюстративно наполненным представляется пособие по медийно-информационной грамотности с одноимённым названием «Медиаграмотность. Как жить в медиамире», выпущенное в 2015 году Областным центом медиаграмотности Донского государственного технического университета, ориентированное как на широкий круг читателей, так и на студентов профильных факультетов медиакоммуникаций и журналистики. Пособие рассказывает об универсальных и эффективных способах работы с информацией разного уровня. Это и понимание новостных и информационных сообщений СМИ, и социальных медиа, умение эффективно и безопасно находиться в информационной среде социальных сетей, находить и критически осмысливать источники информации, работать с электронными финансами, противостоять угрозам глобальной медиасферы. Кроме этого, в пособии уделяется особое внимание проблеме детского интернета и «родительского контроля» над медиаповедением детей и подростков.
  8. В рамках дистанционной программы от института дополнительного образования «Жигулёвская долина» Тольяттинского государственного университета с 13 октября по 13 ноября можно было пройти состоящий из шести тем онлайн-курс «Информационная и медийная грамотность» http://mooc.tilda.ws/mooc_migдля всех желающих научиться грамотному использованию ресурсов интернета. Продолжительность курса – 18 часов. Курс основывается на программе ЮНЕСКО от 2012 года и также разделяет понятия «медийная грамотность» и «информационная грамотность». В отличие от многих других ресурсов рассматриваемая платформа позволяет проанализировать охват целевой аудитории– с 2014 года курс прошли всего 2000 слушателей. При успешном прохождении курса слушатели повысят уровень МИГ, научатся применять онлайн-инструменты  на практике, получат базовые знания в сфере сетевого общения и аудиовидеотекстовой коммуникации, а также приобретут навыки в области поиска, создания и хранения интернет-информации.

Таким  образом, проанализировав современную ситуацию с точки зрения медиаобразовательного контента, направленного на продвижение МИГ, явно прослеживаются положительные тенденции: множатся ресурсы, направленные на улучшение медиакомпетенций отдельного человека, проводится работа по расширению целевой аудитории, оказывается поддержка государственных структур.

Однако одной из главнейших и до сих пор нерешённой проблемой является очень скудное представление медиаобразовательного контента в таких глобальных интернет-структурах как социальные сети. Поскольку соцсети представляют собой платформы с информацией смешанного типа, то именно аудитория социальных сетей нуждается в такой компетенции как медийная грамотность.
Но, к сожалению, те сообщества по медиаобразованию, которые были созданы, либо уже не пополняются актуальной информацией, либо имеют очень маленькое число подписчиков. Это говорит и о незаинтересованности со стороны самих пользователей, и о недостаточном продвижении, несовершенстве уже существующих ресурсов.

Кроме того, полностью отсутствуют направленные на продвижение идей медийно-информационной грамотности приложения на таких мобильных платформах как iOS, Android, Windows. А ведь именно такая подача медиаобразовательного материала наиболее близка современному молодому человеку.

В этом и заключается основной информационный разрыв – с одной стороны, есть техническое оснащение, есть непрерывный поток информации, есть хотя бы минимальная потребность человека быть полноценным членом информационного общества, с другой – медиакомпетенции сформированы настолько размыто, что их необходимо развивать и продвигать с помощью медиаобразования, причём как самостоятельного, так и формально оформленного.

Введение инновационных опытов в образовательные процессы подразумевает сложную задачу, как для института, так и для учителей и учащихся. Очень важно иметь институциональную поддержку при подготовке учителей, доступность подходящего пространства, ресурсов, а также гибкость учебного плана для введения занятий, не измеряемых традиционными параметрами. От учителей требуются дополнительные усилия: развитие особых технологических компетенций и осознание важности трансформации их педагогического опыта через новые парадигмы[2].

К сожалению, большинство формальных и неформальных систем образования не в силах обеспечить потребителей информации должной медиакомпетентностью – слишком широк иногда разрыв между образовательным опытом, который предлагается пользователям, и реальным медиапространством, в котором эти пользователи находятся. А ведь уровень медиаобразовательных процессов в той или иной стране зависит именно от действующей в ней системы образования и характеристики систем СМИ[1].
Однако если аргументов в пользу медиаобразования с каждым днём всё больше и больше, а в ближайшем будущем коммуникационно-информационные технологии только развиваются, то будем надеяться, что процесс внедрения обучения медийной грамотности будет протекать быстрее и эффективнее, а аудитория только расширяться.

Литература
1. Buckingham, D. Media education: A global strategy for development. – Cambridge: Polity Press, 2010. –  124 р.
2. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. // Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001. – 152 р.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М..:ГУ ВШЭ, 2001.

Дополнительная информация