УДК: 379.831
ББК: 65.291.3

Массовые мероприятия как фактор продвижения медийно-информационной грамотности

Екатерина Евгеньевна ИсаковаЕкатерина Евгеньевна Исакова,
магистрант Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования
Московского педагогического государственного университета
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье анализируются возможности научных конференций и форумов для развития и продвижения медийно-информационной грамотности (МИГ), выявляются перспективы в организации данного вида деятельности.
Ключевые слова: продвижение, медийно-информационная грамотность, медиаобразование, МИГ

Ekaterina Evgenyevna Isakova
Master's degree candidate of
Institute of Journalism, Communications and Media Education of
Moscow State Pedagogical University
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

A mass event as a factor in promoting media and information literacy

Abstract. The article analyzes the opportunities of scientific conferences and forums for the development and promotion of media and information literacy (MIL), identifies prospects in the organization of this activity.
Keywords: promotion, media and information literacy, media education, MIL

Cкачать статью в .pdf

Первая крупная конференция, ставшая отправной точкой для развития медийно-информационной грамотности (МИГ) и медиаобразования в России, состоялась под эгидой ЮНЕСКО, ИФЛА и Правительства России в Москве в 2012 году. Впервые объединились представители ранее изолированно развивавшихся сфер информационной грамотности и медиаобразования из 40 стран мира. Одним из важнейших результатов конференции стала разработанная тогда объединённая концепция медиа- и информационной грамотности, а годом позже ЮНЕСКО и Альянс цивилизаций ООН объявили о намерении выстраивать «дальнейшую работу в этой сфере на основе определений, идей и положений данного документа» [3].

Как показали итоги конференции, для скорого развития и продвижения медийно-информационной грамотности в нашей стране существует ряд препятствий. Во-первых, на данный момент мы не имеем государственной политики, направленной на поддержку развития МИГ. Во-вторых, ощутим дефицит квалифицированных специалистов и учебно-методических изданий, необходимых для обучения граждан в этой сфере. Наконец, среди многих специалистов до сих пор отсутствует согласие в определении понятий информационного и медиаобразования.

При всей совокупности выше упомянутых факторов проблема продвижения и популяризации медийной и информационной грамотности представляется наиболее актуальной.

Современное медиапространство в России неоднородно, что обусловлено неравномерностью распространения телевизионного сигнала по территории нашей страны и отсутствием доступа (или чрезвычайно малой скоростью подключения) к Глобальной сети в некоторых регионах. Вследствие неоднородности материально-технической составляющей медиапространства возникает неоднородность социальных отношений агентов медиапространства и на этом уровне анализа медиапространства проявляются различия в символическом пространстве, которые возникают в результате распространения и потребления массовой информации [1].

Современная медиасреда отличается высокой технологичностью. Согласно современным стратегиям властей в области расширения информационного пространства, Интернет становится доминирующим фактором российской медиасреды. Коммуникативные возможности Интернета специфичны тем, что определяют нахождение человека в составе определенной общности людей, на которую оказывается непосредственное информационно-психологичекое воздействие некоторым коммуникатором – личностью или группой [5].
В связи с этим рассмотрение информационно-просветительных мероприятий, которые способствуют обращению внимания на область медийно-информационной грамотности, представляет немалый интерес.

Информационно-просветительное мероприятие – это массовое мероприятие, направленное на формирование и удовлетворение информационных, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры, содействующее просвещению граждан, проводимое в специально определенных для этого местах (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия) [4].

К информационно-просветительным мероприятиям относятся: мастер-классы, семинары, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации, встречи с деятелями культуры, науки, литературы и т.д.
При рассмотрении различных медиафорумов и медифесивалей следует определиться с применяемыми методами медиаобразовательных коммуникаций. С одной стороны, это может быть профессиональное общение с журналистами и другими специалистами в области медиа (творческие встречи, публичные дискуссии, медиаклубы и т.д.), с другой - подобные мероприятия могут быть нацелены на непосредственное создание медиапродуктов.

Среди рассмотренных мной мероприятий немало тех, что следует отнести ко второй группе, так как они ориентированы на непосредственное создание информационных продуктов. К примеру, в программе VI Красноярского Международного Фестиваля Экранных и Медиаискусств фигурируют номинации «Фотопроект», «Видеоарт», «Компьютерная анимация» и «Экспериментальный фильм».

В качестве примера формирования компетенций участников медиафестивалей рассмотрим IV Дальневосточный Медиафестиваль для школьников "Открытие" 2016. В положении о Дальневосточном медиафестивале прописаны следующие цели:

  1. Формирование в Дальневосточном регионе образовательной среды, ориентированной на удовлетворение потребностей и запросов школьников, мотивированных к творческой деятельности в области медиаинформационных технологий, обеспечение их гармоничного профессионального самоопределения в будущем.
  2. Формирование гражданской позиции через приобщение к отечественным духовно-нравственным и культурным традициям, изучение и распространение Русской культуры и языка.

Задачами являются:

  1. Создание условий для предъявления широкой общественности результатов медиаинформационного творчества юными авторами и авторскими коллективами; их творческого общения с профессионалами в области медиа и получения их экспертной оценки;
  2. Создание условий для повышения качества медиаинформационных продуктов, за счет выявления и поддержки талантливых молодых авторов.

Стоит отметить, что наряду с региональными фестивалями были рассмотрены и некоторые международные форумы, в организации которых принимали участие профессионалы, были приглашены именитые спикеры, что указывает на наличие спонсоров и отсутствие проблем с привлечением капитала инвесторов. Наибольшую проблему на региональном уровне составляет дефицит высококвалифицированных кадров в провинциальных городах и недостаточное финансирование подобных мероприятий.
Важно понимать, что такие мероприятия в области медиаобразования становятся не только площадкой для дискуссий, но и могут быть полезны для разработки новых подходов к формированию медийной и информационной грамотности населения, а также определения дальнейших стратегий развития МИГ.

В условиях глобализации и информатизации современного общества возрастает потребность граждан в вырабатывании медиакомпетенций. Для решения такого рода задач необходимо искать новые средства и подходы, чему существенно способствует использование рычагов стремительно развивающегося рынка ивент-услуг.

Список литературы

1. Бузин В.Н. Медиапланирование как метод управления информационными потоками в средствах массовой коммуникации // Социология власти. 2008. №5. С. 114—127.
2. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. – М.: Академический Проект, 2005. – 400 с. – («Технологии культуры»)
3. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сбор- ник материалов Всероссийской научно- практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24–27 апреля 2013 г.)/Сост. Е. И. Кузьмин, И. В. Жилавская, Д. Д. Игнатова, под ред. И. В. Жилавской. – М.: МЦБС, 2014. – 232 с.
4. Сайт государственного центра народного творчества Красноярского края http://www.krasfolk.ru/kulturno-massovye-meropriyatiya/informacionno-prosvetitelnye/ (Дата обращения 08.11.2017)
5. Смирнова О. В., Касаткина С. С., Балюшина Ю. Л. Философия: курс лекций (модульный аспект) / Ф56 сост.: –М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 266 с.
6. Федоров А.В. Терминология медиаобразования //Искусство и образование. – 2000. - № 2. – С. 33-38.
7. Хилько Н.Ф. Психолого-педагогические особенности аудиовизуального творчества в медиаобразовании//Медиаобразование. - 2005. - №6 - С. 10-30.

Дополнительная информация