УДК 374
ББК 60.524

«Туториал»: издержки современной реальности или элемент образования?


Ольга Александровна ЮгайОльга Александровна Югай
Московский педагогический государственный университет
Магистрант программы «Медиа- и информационная грамотность»,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Аннотация:
Образование одним из первых переживает появление альтернативных средств обучения. Сегодня не обязательно получать диплом или ученую степень, чтобы транслировать что-то в массы. Достаточно гаджета и доступа в интернет. Если раньше люди доверяли исключительно книгам и мнениям специалистов, то сегодня «туториалы», снятые обычным пользователем, вызывают не меньшее доверие. Именно поэтому остро встает вопрос, можно ли доверять любительским обучающим видео и использовать их в процессе образования.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотные педагоги, средства мультимедиа в образовании, медиатехнологии в процессе обучения, медиаграмотность, «туториал».

Olga AleksandrovnaYugai
Moscow State Pedagogical University
Undergraduate program "Media and information literacy", 1 year
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Tutorial: the costs of the contemporary reality or the element of education?


Education one of the first experiencing the emergence of alternative means of education. Today do not have to have a diploma or degree, to broadcast something to the masses. Enough to have the gadget and Internet access.If before, people trusted solely to books and experts, today tutorial, taken a regular user, cause no less confidence. That is why there is an issue, you can trust Amateur instructional videos and use them in the process of education.
Key words: media education, to have it-literate teachers, media technologies in learning, media literacy, tutorial

Cкачать статью в.pdf

Образование в наше время - это умение пользоваться информацией: находить и правильно ее интерпретировать. Такой навык значительно облегчает учебный процесс, а разнообразие средств медиа улучшает ее восприятие. Клиповое мышление свойственно нынешним школьникам и студентам, мало кто читает большие тексты, а при выборе «посмотреть» или «почитать» большинство выберет первый вариант.

Это объясняет то, что сегодня видеохостинги очень популярны и являются «архивом» аудиовизуального медиапродукта. Любой желающий может выложить в сеть свое видео, и оно мгновенно попадет в медиапространство.

Значительную долю роликов в интернете составляют видео обучающей направленности. Ответ этому простой: «туториал»(с англ. «tutorial» – обучение, учебное пособие) это понятно и наглядно, потому и востребовано. Это сленговое слово объединяет не просто ролики, тематика которых связана с образовательным процессом, а те, которые созданы профессионалами (специализированными студиями, преподавателями, аспирантами и т.д.) и  обычными пользователями видеохостинга – любителей.

«Туториал» сегодня снимают на самые разные темы. Особенным успехом пользуются видео, затрагивающие повседневные, бытовые проблемы, с которыми сталкиваются люди. Как правило, эти аудиовизуальные медиатексты основаны на личном опыте, зачастую носят рекомендательный характер. Чем «ближе» этот опыт людям, тем популярнее видео.

Если ввести понятие «туториал» в строку поиска на видеохостинге youtube, то он предлагает примерно 214 миллионов роликов. Если просмотреть первые 100, то уже можно выделить некоторые тематические группы.

  1. Обучающие ролики про макияж, уход за кожей, о скульптурировании лица, маскировании изъянов, создании причесок, о маникюрном процессе и т.д.
  2. «Туториал» на тему спорта. Ролики, как правило, рассказывают о том, как правильно выполнять упражнения, похудеть, развить гибкость и проч.
  3. Видеоинструкция на тему техники. Починить компьютер, установить программы, наладить работу принтера и т.д.
  4. Миллионы просмотров набирают видео, где пошагово показано приготовление разных блюд и десертов. В роликах этой группы просматривается тенденция короткого хронометража:  в одну минуту автор успевает показать необходимые ингредиенты, показывает каждый шаг приготовления и готовый результат.
  5. Как пройти определенное задание, целую игру, повысить свой навык: еще одну группу составляют «туториалы», связанные с видеоиграми.
  6. Видеоуроки, которые показывают, как научиться петь, танцевать, рисовать, шить, вязать, лепить.
  7. «Туториалы», которые показывают, как пользоваться профессиональными или полупрофессиональными компьютерными программами, но не оплачивать необходимые взносы. На сленговом языке эти ролики называют «кряк-туториал». Что означает «взлом».

Это, конечно, далеко не все. Есть множество узконаправленных роликов (рыбалка, охота, профессиональные «туториалы» и т.д.).

Что касается непосредственно процесса образования (в вузах, средне-специальных учебных заведениях, школах), то, как правило, там использовались и используются учебные пособия. Интернет-пространство же предоставляет возможность человеку, увлекающемуся физикой, например, выкладывать на своем канале интересные опыты. Однако возникает вопрос: достаточно ли у автора компетенции, чтобы его видео использовать на школьных уроках?

Специалисты в сфере медиа не отрицают влиятельности аудиовизуальных медиатекстов. О.А.Баранов пишет: «Экран может увеличить, укрупнить самые, казалось бы, мелкие стороны и детали изучаемых фактов и событий. Даже знакомый привычный объект, представленный на экране в новом фоне и в новых связях, воспринимается как бы заново, переосмысливается, отчетливо выступают его детали и связи между ними. Яркий и наглядный образ сильнее действует на сознание человека, чем абстрактные рассуждения. К тому же образ пробуждает эмоции, а все, что переживается, оставляет более сильные впечатления и становится достоянием личности» [1, с.214].

Учебное видео – это современная, эффективная форма представления учебного контента, незаменимая в условиях электронного обучения (при очном, смешанном или дистанционном образовании). «Туториалы» на популярнейшем видеохостинге youtube не имеют научного подкрепления, их создатели чаще всего не получили профессионального образования, но влияние на аудиторию оказывают огромное. Креативный подход, отсутствие ограничений и свобода действий, которой обладает человек, находящийся вне образовательных рамок, способствуют необычному формату подачи информации (язык, визуальное воплощение, хронометраж). Это находит отклик у пользователей.

Например, математик и педагог, руководитель лаборатории математики и физики Политехнического музея Евгений Ширяев ведет свой канал на YouTube «Дети и наука».

Как правило, форма подачи информации хроникальная, но с элементами игры. Например, если рассмотреть видео на тему «Практическая физика. Плотность вещества», то за 23 минуты (именно такой хронометраж у ролика) педагог объясняет теоретический материал о свойствах жидкости, а затем наглядно демонстрирует их, опуская в емкость с водой предметы (апельсин, яйцо).
Язык повествования достаточно простой, педагог старается не использовать сложные научные термины, так как его медиапродукт рассчитан на юную аудиторию.

Сам формат видео – это видеолекция, которая на этапе монтажа дополнена графическими элементами. Это помогает лучше усвоить основные тезисы или цифры, так как на слух все запомнить невозможно.
Количество просмотров данного ролика составляет 4.609.

Для сравнения можно выбрать «туториал»на точно такую же тему. “DominoShow”– это YouTube канал, где представлены познавательные видео. Их авторы – абсолютно разные люди, в основной своей массе молодежь, а иногда даже подростки, которые опытным путем показывают различные интересные вещи. Например, видео «Опыты в домашних условиях» включает в себе семь опытов, последний из которых выполнен на тему «Плотность вещества».

Здесь использован совершенно другой способ подачи. Хронометраж всего видео 7 минут 48 секунд, их них 1,5 минуты опыт с плотностью жидкости. Изюминка подачи в том, что отсутствует закадровый текст и комментарии. Видеоряд синхронизирован с фоновой музыкой. На экране полная визуализация и наглядный пример того, как разные предметы (пластмассовая крышка или томат) ведут себя в веществах с разной плотностью (вода, масло, моющее средство наливаются слоями, а затем в них погружают разные вещи).

Клиповый монтаж позволяет показать основные моменты, исключая лишние действия и движения.
Что касается вопроса информативности, то здесь «туториал» уступает видеолекции. Однако, в вопросах наглядности и яркости подачи материала, наоборот выходит вперед.
Это доказывает и статистика– 231336 просмотров.

Сравнивая учебное видео на одну и ту же тему, созданное педагогом и энтузиастом-любителем, можно сделать вывод, что наличие (или отсутствие) профессиональных знаний, современные условия и конкурентная среда накладывают опечаток на форму подачи информации.

Многообразие технических средств и способов подачи выдвигают особые требования к обучающим роликам. Сегодня мало транслировать полезную информацию, зачастую гораздо важнее то, как это делается.

Приведенный выше анализ и мониторинг многих существующих обучающих видео в глобальной сети показал, что есть ряд параметров, которые могут привести к фатальным для медиапродуктов последствиям.
-Низкое качество звука: нечёткая речь, гул в аудитории, посторонние звуки (телефонные звонки, кашель, эхо), одноканальный или тихий звук.
- Низкое качество видеоизображения: «прыгающая» камера, неудачный ракурс съёмки (блики на доске, пятна от плохо вытертого мела, если это видео-лекция с объяснениями), недостаточный угол зрения, съемка с одной камеры.
-Неэстетичность: скучная «картинка», присутствие в кадре лишних предметов или людей.
-Большая продолжительность. В основной своей массе люди не готовы тратить большое количество времени на просмотр видео! Удобно, если хронометраж варьируется от 5 до 30 минут. Если же речь идет о 60 минутах и больше, то просмотр становится проблематичным. Особенно, если речь идет о роликах, предназначенных для детей, внимание которых удержать крайне сложно.
-Нерациональная трата времени обучаемого. Подаваемая информация должна быть емкой. Если в процессе видео-лекции большое количество времени тратится на построение графиков, подготовку материала, отвлечениям на побочные темы, то, скорее всего, увидев такой нерациональный подход, пользователь остановит просмотр.

Как считает преподаватель Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики: «Требования, предъявляемые к современным видеоресурсам, – достаточно жёсткие. Главное – это обеспечение высокой «информационной» плотности материала, исключение напрасных трат времени и отвлекающих моментов, – т.е. уважение к обучаемому».[2, c. 189-201].

Новый медиапродукт просто потеряется в многообразии остальных, если не будет соответствовать выдвигаемым требованиям. Полезная информация, донесенная неправильно, проигрывает подаче, с использованием современных технологий и элементами дизайна.

Эти выводы подтверждают и доказывают, что традиционная манера преподавания не может в своем первозданном виде конкурировать на просторах интернета с другими медиапродуктами.

Н.В. Шишлина заявляет: «Бездумный перенос устаревших форм обучения в дистанционный формат бесполезен и дискредитирует не только саму идею дистанционного обучения, но и современную систему образования в целом…. Считать подобные учебные материалы основной частью дистанционного учебного курса, по меньшей мере, странно…»[3].

С появлением интернета процесс медиаобразования вышел за пределы учебных классов и кабинетов, а аудиовизуальные медиатексты представляют собой «инструмент» социализации подрастающего поколения. «Теперь школьник-подросток, не выходя из дома, может путем простого нажатия кнопки пульта управления персональным компьютером получить доступ к самой разнообразной видеоинформации, в том числе и на иностранном языке в интерактивном режиме; реализовать творческие идеи особым, виртуальным образом» - считает О.А.Баранов. [4, 17 с.].

Процесс медиаобразования – это, во многом, изучение окружающего мира и принятие человеческого опыта. Причем опыта молодежи, а не профессоров в летах. Именно поэтому аудиовизульный медиатекст может быть хорошим наглядным пособием, которое расширяет образовательные рамки, показывает альтернативу.

Насколько достоверно использовать любительские туториалы как последнюю инстанцию – вопрос открытый, но в качестве вспомогательного продукта для учебы и расширения кругозора – вполне.

Литература:

  1. Баранов О.А. Тверская школа кинообразования: к 50-летию. Таганрог: Центр развития личности, 2008. 214 с.
  2. Копылов Д.С., Лямин А.В., Тихонов Д.О. Технологии разработки мультимедиа курсов //Информационная среда вуза XXI века: материалы VII Международной научно-практической конференции (23 - 27 сентября 2013 года). - Петрозаводск, 2013, c. 189-201.
  3. Шишлина Н.В. Дистанционное обучение: кадровый потенциал. // XI Международная научно-методическая конференция «Новые образовательные технологии в вузе» (НОТВ- 2014), г. Екатеринбург, УрФУ, 19-21 февраля 2014 г. [Электронный ресурс] URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24723/1/notv-2014-190.pdf (дата обращения: 12.11.2017)
  4. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и в вузе: Учеб.пособие. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2002. 17 с.
  5. Андриянова Т. А. Роль учебных фильмов в повышении качества образования,2015 [Электронный ресурс] URL : https://infourok.ru/opit-raboti-po-teme-rol-uchebnih-filmov-1457574.html (Дата обращения: 14.11.2017).
  6. Князева Галина Викторовна Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник ВУиТ. 2010. №16. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 05.11.2017).
  7. Методика использования видеоматериалов в учебном процессе [Электронный ресурс] URL: http://si-sv.com/publ/1/metodika/14-1-0-557 (Дата обращения: 15.11.2017).
  8. Гудилина С.И. Инновации в медиаобразовании (из опыта работы ГЭП «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения» //Образовательные технологии XXI века /Под ред.  С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой М.: Изд.Рос. Академия образования,2009,с. 15
  9. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения. Научно-популярное издание/Г.М.Маклюэн-М.:«Гиперборея», 2 издание, 2007 г. с.212
  10. Филатова О.Н. Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей. [Электронный ресурс] Доклады педсовета в ДОУ. URL: dohcolonoc.ru/8647.html (дата обращения: 10.11.2017)
  11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика- рычаг образования//Интернет-журнал «Эйдос», 2005 №10 [Электронный ресурс] URL: http://eidos.ru/journal/ (дата обращения: 09.11.2017)

 

 

 

Дополнительная информация