УДК: 37.03
ББК: 74.0

Фактчекинг как компетенция медийно-информационной грамотности современного журналиста

А. С. МарзакА. С. Марзак
магистрант кафедры ЮНЕСКО
Московский педагогический государственный университет,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. В статье говорится о фактчекинге как компетенции медийно-информационной грамотности, которой должен владеть современный журналист. Анализируется специфика фактчекинга, определяется его место в системе медийно-информационной грамотности. Указываются способы фактчекинга, используемые журналистами.
Ключевые слова: медийно-информационная грамотность, фейк, фактчекинг, медиаобразование, МИГ.  

Annotation. The article says about factchecking as the competence of media and information literacy which should possess modern journalist. Analyzes specificity of  factchecking, determined the his place in the system of media-informational literacy. Identifies ways of factchecking used by journalists.
Keywords: media and information literacy, fake, factchecking, media education, media education, MIL.

Cкачать статью в .pdf

Введение
Последние исследования медиапространства резюмируют развитие особого направления –  «паражурналистики фейковых новостей» [1]. На фоне избирательной кампании США в 2016 г. фейки получили широкое распространение, что отразилось на качестве журналистских публикаций и мировом уровне журналистике в целом. Тенденция повлияла на повышение требований к профессионализму журналистов. Поскольку в задачи журналиста, так или иначе, входит изучение и анализ новостей, которые могут оказаться фейковыми, компетенция фактчекинга стала особенно значимой. Верификация информации в целом становится главной задачей журналистики [6]. Этим обуславливается актуальность настоящего исследования.
Перед нами стоит важная цель – изучить фактчекинг как составляющую меидийно-информационной грамотности (далее – МИГ) современного журналиста. Для достижения обозначенной цели рассмотрим фактчекинг с двух сторон: как самостоятельный способ работы с информацией и как компетенцию МИГ.
Фактчекинг как компетенция МИГ
Медийно-информационная грамотность – это набор определенных навыков и умений, а также принципиально новый в контексте информационного общества тип мышления одновременно [2].
Какое же положение занимает фактчекинг в международной системе медийно-информационной грамотности? По итогам Первого Совещания международной группы экспертов по проблемам разработки индикаторов медиа- и информационной грамотности, прошедшего еще 4 ноября 2010 года, классификация индикаторов МИГ выглядит следующим образом.  [3].


Индикаторы первого уровня        

Индикаторы второго уровня

Категория 1.1. Контекст медиа- и информационной грамотности.

Категория 2.1. Доступ / Поиск медиа и информации.

Категория 1.2. Доступность и распространение информации.

Категория 2.2. Оценка / Понимание медиа и информации.

 

Категория 2.3. Использование / Создание медиа и информации.

Таблица №1. Индикаторы МИГ
В правой колонке названы компетенции собственно создателей информации, включая журналистов, которые интересуют нас в данной работе. Фактчекинг относится к категории  2.2., так как предполагает оценку и понимание информации, а также к категории 2.1., так как предполагает поиск медиа и информации для поиска первоисточников.
Резюмируем, фактчекинг как компетенция занимает особое место в системе МИГ, охватывая сразу две категории (Категории 2.1. и 2.2.). Это говорит, с одной стороны, о значимости фактчекинга как компетенции журналиста, с другой стороны, о сложности освоения данной компетенции.
Фактчекинг как инструмент обработки информации: специфика и способы
Обозначим причины возникновения и распространения фейковых новостей. Считается, что основным фактором появления подобного контента является «банальная погоня за сенсацией», а их распространение обусловлено отсутствием элементарного времени на фактчекинг: «в современных онлайн-медиа она такова, что у авторов, редакторов, контент-менеджеров просто нет времени на проверку фактов и достоверности таких (фейковых – прим. автора) новостей [4].
Способы борьбы с фекйками могут быть автоматизированными и ручными. Например, для выявления фейковых новостей в американском сегменте Сети появилось браузерное расширение, которое позволяет отделить «правду» от «вымысла». Однако данное расширение отмечает даже достоверные материалы с российских сайтов как «российскую пропаганду» [5]. Поэтому данный метод нельзя считать эффективным.
Как раз фактчекинг принадлежит к ручным способам борьбы с фейковыми новостями. Рассмотрим, какие способы фактчекинга предлагают сами журналисты. Для этого занесем в таблицу рекомендации и раскроем их.


Рекомендация [8]

Комментарий

«Ищите первоисточник или подтверждение информации из нескольких независимых источников»

Под первоисточником понимается, собственно, ньюйсмейкер или человек, «от которого исходит первоначальное высказывание или действие» [8]. Если же по определенным причинам не удается получить информацию от первоисточника, стоит проанализировать данные у нескольких второстепенных источников.

«Спросите противоположную сторону»

Односторонний взгляд на ситуацию не представляется допустимым для качественной журналистской публикации.

«Учитесь распознавать фейки»

Автор рекомендует внимательно относиться к каждой детали новости: от верности написания имен, профессии и так далее до проверки достоверности источника. Так, в современном медиапространстве фигурируют специальные проекты, практикующие распространение фейковых новостей («ЛЬТЕРФАКС», «РИА Fognews» и проч.).

«Помните: точность фактов важнее сенсации»

Как уже было сказано ранее, основным фактором распространения фейков является стремление выдать сенсацию. Автор рекомендаций призывает критически подходить к анализу той или иной информации, так как под сенсационностью новости может скрываться обыкновенная ложь.

«Используйте социальные сети осторожно»

По статистике, 62% взрослых американцев использует социальные сети в качестве источника новостей [7]. Журналисты же тоже часто прибегают к поиску информации именно через социальные сети. Нужно учитывать подлинность и  актуальность аккаунта, прежде чем использовать информацию в социальной сети.

Таблица №2. Способы фактчекинга от журналиста [8]  и их анализ.  
Резюмируем, фактчекинг как инструмент обработки информации имеет свою специфику. Как правило, это ручной способ проверки достоверности информации, предполагающий навыки поиска нужной информации в Сети, умение работать и первостепенными и второстепенными источниками информации. Кроме того, журналист должен обладать критическим мышлением, а также внимательно относиться к каждой детали того или иного текста.
Выводы
Фактчекинг как журналистский метод работы предполагает ручной способ проверки достоверности информации. Данной компетенцией, учитывая острое распространение фекйковых новостей, важно обладать современному журналисту, претендующему на создание качественных публикаций. Фактчекинг входит в систему медийно-информационной грамотности, так как является одним из навыков, которым должны обладать создатели информации. Журналисты уже обозначали действенные способы фактчекинга, представляющие собой умение определять достоверность источника информации и транслируемых ими фактов. Для освоения компетенции фактчекинга необходимо внимательно относиться к качеству предлагаемой новости, анализировать ее авторство и уровень грамотности написания, а также обладать критическим мышлением.
Список литературы

    • Суходолов А.П., Бычкова А.М. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры продиводействия. Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6. № 2. 155 с.
    • Марзак А.С. Медийно-информационная грамотность в контексте медиаобразования: история и перспективы развития. Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник» №7 от  2017 г. (С 30-34).
    • Марзак А.С. Актуальный опыт разработки индикаторов медийно-информационной грамотности . Журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» №19 от 2016 г.
    • Иссерс О.С. Медиафейки: между правдой и мистификацией.Коммуникативные исследования. 2014. № 2. 115.
    • Соловьев А.Fake news как средство пропаганды: фальшивые новости признаются правдивыми, а реальные – фейками. В сборнике: Международная журналистика-2017: идея интеграции интеграций и медиа материалы VI Международной научно-практической конференции. сост. Б. Л. Залесский ; под общ. ред. Т. Н. Дасаевой. 2017. 297с.
    • Бейненсон В.А. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности. В сборнике: Журналистика в системе альтернативных источников информации Сборник материалов научной конференции кафедры журналистики. 2017. С. 79-89.
    • Gottfried J., Shearer E. News Use Across Social Media Platforms 2016 // Pew Research Center. 26.05.2016 [Электронный ресурс]. Режим до- ступа: http://www.journalism.org/2016/05/26/news-use-across-social-mediaplatforms-2016/ (дата обращения: 01.11.2017).
    • Корнев М. Фактчекинг: 5 надежных способов проверить информацию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mediatoolbox.ru/factchecking/ (дата обращения: 01.11.2017).

Дополнительная информация