К вопросу о концепции теории всеобщих медиа

УДК .007
ББК 60.55.57

Жилавская И.В. И.В. Жилавская, кандидат филологических наук,
доцент, зав. кафедрой медиаобразования
Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования
Московского педагогического государственного университета

Аннотация
В статье впервые дается концептуальное представление о новом взгляде на теорию медиа через призму их интегральности. Это представление раскрывается в понятии «теория всеобщих медиа», основанном на широком толковании медиа как любых средств и каналов коммуникации, представляющих собой всеобъемлющую медиасреду. Цель исследования заключается в том, чтобы доказать всеобщий, универсальный характер медиа. Для достижения этой цели автором был проведен лингвистический анализ употребления слова «медиа» в разных языках, проанализированы варианты его наполнения и использования в разные эпохи, на этой основе разработана классификация медиа по различным критериям. В результате автор приходит к выводам о том, что широкое толкование медиа создает условия для функционирования целостной теории – теории всеобщих медиа, позволяющей увидеть новые горизонты для медиаисследований. В рамках данной теории становится возможно выявить сущностные характеристики медиа, такие как виативность (сквозное действие), интегративность, изменчивость медиа в меняющейся медиасреде, а также неизбежное трансформирующее воздействие медиа на субъекты коммуникации.
Ключевые слова: медиа, теория медиа, теория всеобщих медиа, классификация медиа, информальные медиа, виативность.

Irina V.  Zhilavskaya,
Candidate of Philology Sciences,
Head of the Chair of Media Education,
Associate Professor of Institute of Journalism,
Communications and Media Educations
of Moscow State Pedagogical University

To the question of the concept of the theory of total media

Abstract
It is for the first time that an article gives a conceptual view of a new interpretation media theory through the prism of their integrality. This view is revealed in the concept of "The Total Media theory" based on a broad interpretation of the media as any means and channels of communication, which represents a comprehensive media environment. The aim of the given research is to prove the global, total nature of the media. To achieve this goal, the author carried out a linguistic analysis of the use of the word "media" in different languages, analyzed variants of its filling and use in different epochs, on this basis a classification of media on different criteria was worked out. As a result, the author concludes that a broad interpretation of the media creates conditions for the functioning of a coherent theory - The Total Media theory, allowing to see new horizons for media research. Within the framework of this theory, it becomes possible to identify the essential characteristics of media, such as viativity (cross-cutting action), integrativity, media variability in a changing media environment, and the inevitable deforming impact of media on communication subjects.
Key words: media, media theory, The Total Media theory, media classification, in-formal media, viativity.

Cкачать статью в .pdf

Введение

Первые два десятилетия XXI века продвинули человечество в понимании окружающего нас медиапространства, с другой стороны в значительной степени добавили неопределенности в понимании самих себя как неотъемлемой части медиасреды. В области технологий цифровой контент пришел на смену физическим носителям, таким как компакт-диски и виниловые пластинки, сформировалась как самостоятельная отрасль экономики с многомиллионными бюджетами индустрия видеоигр; мобильный телефон разрушил идею оседлости и продолжает стирать границы времени и пространства, со всех сторон нас обступают умные жилища и умные города, интеллектуальные системы начинают выполнять творческие функции, которые традиционно были подвластны только человеку.

Однако по-прежнему остается загадкой сфера обмена информацией и взаимодействия, между людьми, машинами, любыми другими сущностями, притом, что именно коммуникация лежит в основе всех явлений природы и идеи развития. Тем не менее, средства, с помощью которых эта коммуникация происходит, долгое время оказывались вне научного интереса исследователей.

В настоящее время актуальность исследований в этой области все более возрастает в связи с многократным увеличением потоков информации и способов их доставки. Более того, возникают новые вопросы, связанные с глубинными процессам обмена информацией в различных системах, средах, организмах. Становится понятно, что ограниченное толкование медиа как средства массовой коммуникации неоправданно сужает представление о мире и не позволяет увидеть целостную картину функционирования всех элементов современного медиапространства.

Гипотеза и методологические основы исследования

Проведенный нами лингвистический анализ понятия «медиа» в различных языках подтвердил нашу гипотезу о том, что данное понятие применимо в различных сферах деятельности, таких как коммуникации, медицина, химия, экономика, бизнес и многих других. В результате структурного анализа медиасферы мы выделили целый ряд критериев, на основе которых удалось сформировать классификацию медиа и описать их типологические характеристики. В результате теоретического обобщения накопленных знаний нами были сформированы некоторые теоретические основы теории всеобщих медиа, сформулированы их концептуальные особенности и дано определение данной теории.

Теоретические основы проблемы

Открытие теоретических изысканий в области средств коммуникации связывают с Торонтской школой коммуникации. Гарольду Адамсу Иннису, [1] исследователю культуры и формирующей роли средств коммуникации принадлежат разработки в области изучения письменности как властного ресурса и технологии господства. В 1940-е годы Иннис занялся исследованием воздействия средств коммуникации на типологию общественного устройства и выживание империй – от первобытного общества до середины ХХ века. В результате им была предложена историко-философская концепция, объясняющая роль свободы коммуникаций в становлении, развитии и исчезновении с исторической арены крупнейших цивилизаций. (Empire and Communication,1950). [2] Иннис, а вслед за ним и М. Маклуэн, считали смену средств коммуникации двигателем общественного развития: разделенные  территории соединяются в единое целое с помощью новых дорог, транспорта, денег, которые, по утверждению Маклуэна, и есть медиа. [3]
Дальнейшие поиски движущих сил общественного развития приводят современных медиаисследователей к комплексному анализу природных, социально-экономических, культурных процессов. В частности, М. Кастельс подчеркивает, что «коммуникационная власть находится в сердце структуры и динамики общества… Поскольку именно через коммуникацию человеческое сознание взаимодействует с его социальным и естественным окружением». [4]

Выделение наук о коммуникации в самостоятельное направление относят к 1950-м годам прошлого века. Исторически первая кибернетическая модель коммуникации, разработанная Н. Винером, [5] основана на математической теории информации, когда информация уменьшает степень неопределенности, которая в замкнутой системе необратимо возрастает, что приводит к потере контроля над функционированием системы.

Значительное влияние на становление наук об информации и коммуникации имело эмпирико-функционалистское направление исследований массовых медиа, сложившееся в США в период Второй мировой войны и пережившее подлинный расцвет в 50-е годы прошлого столетия. Это направление традиционно связывают с именами П. Лазарсфельда, [6] впервые исследовавшего аудитории радио и прессы и Г. Лассуэлла, [7]  занимавшегося теорией пропаганды и функционированием массмедиа.

Одним из основополагающих направлений, без которого сегодня невозможно представить науки о коммуникации, является структурный метод и его лингвистические и, в более широком смысле, семиологические теории. Среди авторов, положивших начало структурным исследованиям коммуникации, необходимо назвать К. Леви-Стросса, М. Фуко, Р. Барта и др. Методы структурного анализа применяются ими к художественным и профессиональным текстам, аудио-, видео- и кинодокументам. Они легли в основу развития современных методов обработки информации и репрезентации знаний.

С конца 1960-х годов науки о коммуникации стали предметом интереса со стороны академических профессиональных сообществ и были обогащены новыми идеями. Среди них следует отметить социологию массовой коммуникации, политэкономию коммуникации, этнографию коммуникации.

В настоящее время в комплексе теории о коммуникации как отдельное научное направление выделилась теория медиа. Изучению этого феномена посвящены труды многих исследователей. [8] Однако, во-первых, сегодня, несмотря на многочисленные разработки, мы все же не имеем стройной теории медиа, которая бы в полной мере раскрывала сущность этого понятия, его функции, структуру. И, как справедливо отмечает Ирина Минаева, «несмотря на обширный фактологический материал и множественные теоретические исследования, зачастую есть претензии к качеству этих работ: погрязая во множественных примерах и частных случаях, авторы не выходят на уровень достоверности и научности ни в описании, ни в осмыслении медиафеноменов». [9]

Существенной концептуальной проблемой исследований в области теории медиа является то, что большинство из них посвящены изучению исключительно феномена массовых медиа. И, несмотря на то, что, как правило, само понятие «медиа» ученые трактуют достаточно широко, полифонично, однако методологически и содержательно они по-прежнему остаются в сфере массовых коммуникаций.
Узкая трактовка медиа сразу же уводит исследователей и специалистов средств коммуникации в область медиаиндустрии, медиаизмерений, массового производства информационных продуктов, журналистской практики.

В этом плане Н. Луман утверждал, что «только машинное производство какого-либо продукта как носителя коммуникации, … привело к обособлению системы массмедиа.» [10] Именно посредничество техники оказывается решающим для понимания специфики сферы массовых коммуникаций, в то время как сфера медиа в целом распространяется на все области человеческой жизнедеятельности.

Растождествление понятий «медиа» и «массмедиа» вполне убедительно приводит А.В. Шариков в своей статье «О необходимости реконцептуализации медиаобразования». «В литературе, к сожалению, даже в научной, – утверждает исследователь, – происходит смешение терминов «медиа», СМК, «массмедиа». На самом деле, синонимы здесь лишь «массмедиа» и СМК. Понятия же «медиа» и СМК, «медиа» и «массмедиа» соотносятся как целое и часть. Всякое СМК (массмедиа) суть медиа, но не всякое медиа суть СМК (массмедиа), поскольку существуют немассовые формы медиа.» [11]

Тем не менее, в большинстве словарей понятие «медиа» трактуется как часть слова, имеющая отношение к средствам массовой информации, англоязычные электронные переводчики переводят «медиа» на русский язык как «СМИ». При этом английское слово «media» является сокращением от «media of communication(s)», что означает на русском языке «средства коммуникации».
Понятие «медиа»(от лат. media – средства, посредники,мн. число от medium – середина, среднее число, посредник) сегодня стало весьма распространенным, однако и теоретиками, и практиками оно истолковывается по-разному.

Как отмечает российский исследователь И.М. Дзялошинский, в русском языке есть словесные оболочки, звучащие как «медиа», но смыслы, возникающие при их использовании, вероятнее всего, неадекватны тем глубинным смыслам, которые привязаны к этому понятию в латинской культуре. [12]

В соответствии с одним из наиболее полных автоматических онлайновых словарей Рунета «Мультитран», который содержит более 5 миллионов терминов на более 20 языках мира, слово «media» имеет многочисленные смысловые вариации, сохраняя первоначальный смысл срединности, посредничества. В частности, в английском языке media в соответствии с различными областями знаний употребляется как «дискуссионные площадки» (общ.); «средняя оболочка стенки кровеносного сосуда» (анатом.); «средства массовой информации, реклама» (бизн.); «интерактивное оборудование» (образ.); «среда, наполнитель» (хим.); «среднепрожаренное мясо» (кулинар.); «аудиовизуальная продукция» (кино); «срединный согласный» (лингв.); «средства коммуникации» (науч.); «представитель среднего класса» (разг.) и т.д. [13]

Наиболее часто слово «media» встречается в таких сферах деятельности как реклама – 252, СМИ – 250, телекоммуникации – 194, вычислительная техника – 150, в военной терминологии – 126, программировании – 105, в медицине – 79, интернет – 84, в политике – 56, деловой лексике – 55, энергетике – 45 и проч.  

В средневековье со словом «медиум» были связаны такие понятия как маг, волхв, оракул, жрец, колдун, шаман. В XVI веке в английском языке оно служило для обозначения людей, которые являлись связующим звеном между мирами. В XVII веке это понятие перекочевало в язык философии и трактовалось как среда, эфир, сфера, например, «To the Sight three things are required, the Object, the Organ, and the Medium» или «expressed by the Medium of Wordes» [15]

С XVIII в. понятие «медиа» начинают использовать применительно к появившимся газетам, например, «I wished to be one of those who would have the honour and happiness of announcing those Great events to the public through the Medium of a Newspaper». [16] Тогда же благодаря усилиям историков и философов эпохи Просвещения, возникла новая научная дисциплина – медиевистика (medieval – англ.), как раздел исторической науки о европейском Средневековье. [17] В свое время больших успехов в изучении средневековой культуры добилась советская медиевистика. [18]

Особый расцвет медиа получают в эпоху технологической революции, в период изобретения электрических средств коммуникации. С середины XIX в. под медиа понимается процесс распространения сообщений с помощью технических средств связи (электрические медиа – телеграф, радио, телефон).
Весь XX век проходит под знаком СМИ, СМК и понятие «медиа» тесно связывается с массовой аудиторией и массовой коммуникацией, вплоть до того, что различия между медиа и массмедиа становятся почти неразличимыми.

Широчайшее распространение термин «медиа» приобрел в цифровую эпоху, в условиях медиатизации всех сфер жизнедеятельности – политики, экономики, культуры, частной жизни человека. Сегодня мы уверенно используем это понятие в урбанистике, описывая городскую медиасреду, в образовании, когда говорим о медиаграмотности. В настоящее время медиа изучаются в таких областях науки как филология, философия, лингвистика, психология, экология и т.д.

Таким образом, мы полагаем, что медиа – это интегральная, бесконечно саморазвивающаяся среда, состоящая из многочисленных средств и каналов коммуникации, которые служат для обмена информацией между субъектами данной коммуникации; при этом под средствами и каналами коммуникации мы понимаем любые носители контента, включая естественные и искусственные трансляторы информации в вербальной и невербальной формах. Этот подход можно зафиксировать в качестве основополагающего в теории всеобщих медиа.

Понятие «теория всеобщих медиа» (The Total Media theory) мы вводим для того, чтобы подчеркнуть всеобъемлющий характер данной теории и для того, чтобы отграничить ее от существующих разработок теории медиа как теории массовых коммуникаций. Теория всеобщих медиа, с нашей точки зрения, представляет собой динамично развивающуюся в настоящее время систему обобщенного знания о медиа и их функционировании в информационном пространстве как максимально широкого, всеобъемлющего и целостного явления действительности.

Концептуально теория всеобщих медиа базируется на исследованиях российских и зарубежных ученых, которые занимаются вопросами философии, культуры, экологии медиасферы. В частности, американский медиевед Д. Рашкофф констатирует, что «инфосфера стала нашей новой окружающей средой… Инфосфера стала вести себя, как живой организм – система не менее сложная, масштабная и самодостаточная, чем сама природа. Как любой биологический объект, она стремилась расти. Питаясь долларами тех, кому все еще казалось, будто они строят замкнутую потребительскую культуру, медиа расширились в ту потрясающую всемирную паутину, которой мы наслаждаемся сегодня.» [19]

В последние годы российские исследователи заговорили о «медиатизации общества». Например, Н.Б. Кириллова отмечает, что все смысловое богатство «медийности» как важнейшей категории современного образа жизни не может быть втиснуто в узкую схему банального посредничества, поскольку «…медиа – это не просто средство для передачи информации, это целая среда, в которой производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды». [20]

А.А. Калмыков общим понятием «медиа» обозначает то, что представляет собой «интеграл нашего личного осмысления происходящих событий и интерпретаций, предлагаемых множественными информационно-коммуникативными практиками». [21]

Ф. Сталдер отмечает, что «медиа создают интегрированную среду (environment), в основе которой лежат потоки информации. Все чаще в деятельности человека эта среда становится главной». [22] Речь идёт о включенности медиа в повседневную жизнь, общественные процессы и институты, которые невозможно рассматривать без медиальных компонентов. Образно говоря, это кровеносная система, которая поддерживает живой организм в его жизнедеятельности.

Согласно трактовке В.В. Савчука, «все, что «дается» нам в восприятии, коммуникации и познании – дается в медиа». Медиафилософы Санкт-Петербургской научной школы формулируют современный концепт медиареальности как «все есть медиа» или «media ergo sum». [23] Российский исследователь в области стратегий развития территорий С.Э. Зуев, подчеркивает, что «как невозможно себе представить современный мир без гравитации, так невозможно представить себе современный мир без пронизывающих его линий силы, которые создают информационные потоки. …и, если мы не сводим медиа к средствам массовой информации, то говорим о коммуникационных платформах и технологиях общения.» [24]
Таким образом, широкое всеобъемлющее толкование медиа дает нам фундаментальные основания для разработки теории всеобщих медиа, которая может внести коррективы в наши традиционные представления о медийном пространстве.

Анализ результатов

Любые теории обладают целым рядом функций, среди которых –  обеспечение исследователей пониманием концептуальных структур, терминологией, системой элементов; теория также позволяет объяснять различные проявления объекта теории в жизни, в реальных и идеальных условиях, а также прогнозировать процессы развития явлений. Проведенный нами структурно-функциональный анализ системы медиа позволил обосновать необходимость создания на основе сформулированной нами теории всеобщих медиа максимально полной и логичной классификации средств коммуникации.

В сфере медиа, которая сегодня осмысливается как отдельная область научных знаний, метод типологии, представляющий собой один из важных методов познания может служить весьма эффективным способом анализа этого многозначного понятия. В настоящее время в области медиакоммуникаций уже накоплен достаточный эмпирический материал, на основе которого возможно формирование современной типологии медиа. И, если еще несколько лет назад медиа рассматривались как неопределенная совокупность средств коммуникации, то сегодня исследователи все отчетливее выделяют особые свойства различных медиа, которые позволяют объединить их в определенные группы.

Однако, применительно к теории всеобщих медиа следует отметить, что в процессе анализа и обнаружения закономерностей в сфере медиа не всегда удается зафиксировать четкие границы между группами и классами явлений, поэтому роль классификации не должна переоцениваться. Более того, жесткие разграничительные линии в сложных многофункциональных системах вряд ли совместимы с теорией развития. В сфере медиа, которая представляет собой интегральную среду с размытыми контурами понятий, классификация особенно затруднительна, поскольку многочисленные виды и подвиды в различных коммуникативных, технологических, социальных, культурных сферах могут проявлять себя по-разному, пересекаться, перевоплощаться, мимикрировать.

Формирующаяся в настоящее время теория всеобщих медиа исходит из того, что медиа включают в себя безграничный спектр средств и каналов коммуникации для передачи разного рода информации. Это и произведения искусства в форме книги, скульптуры, живописного полотна, фильма, и реклама во всех ее проявлениях, и теле- или радиопрограмма, газетная или журнальная статья, это – публичное выступление, официальный документ, почтовая открытка, зашифрованное послание, SMS-сообщение, мультимедийный текст сетевого СМИ. Словом, это любые средства доставки контента от производителя к потребителю.

Они повсюду – там, где есть субъект, способный вступать в коммуникацию с другими субъектами, даже если эти субъекты являются машинами или нам кажутся неживыми предметами. Взаимодействие с окружающим миром всегда происходит с помощью разнообразных средств, которые именуются «медиа», это все то, что соединяет нас со всем и со всеми. И, если какие-то из них, например, нейронные медиа, пока еще недостаточно изучены, а иные и вовсе не открыты, это не значит, что их нет. Теория всеобщих медиа позволяет утверждать, что в окружающем мире средства коммуникации существуют всегда, поскольку без них коммуникация, а, следовательно, сама жизнь, невозможны.

Профессор Копенгагенского университета Клаус Брун Енсен (Klaus Bruhn Jensen), понимая медиа как «набор инструментов, которые люди используют на протяжении истории для коммуникации друг с другом относительно общей для них реальности», [25] выделяет три уровня медиа:
первый уровень – это те медиа, которые непосредственно зависят от присутствия человека (вербальный язык, речь, песня, танец, живопись и т.д.);
второй уровень – медиа, порожденные техникой, это расширенные формы репрезентации и интеракции, которые поддерживают коммуникацию через пространство и время, независимо от наличия и числа участников (традиционные медиа и другие аналоговые медиасистемы);
третий уровень – это цифровые формы репрезентации и интеракции, когда цифровая технология предоставляет возможность репродукции и рекомбинации всех медиа второго уровня на единой платформе: компьютеры, таким образом, могут быть поняты как метамедиа.

Нам представляется этот подход правомерным, он соответствует теории всеобщих медиа в ее историческом и психолого-физиологическом аспектах. Действительно, существовавшие еще в доисторическую эпоху прамедиа как естественные средства коммуникации, сопровождают человека и сегодня. Они являются его органами чувств, которые через непосредственное воздействие различных объектов на рецепторы, например, слуховые или зрительные, передают полученные сигналы головному мозгу – органу, обрабатывающему информацию. Этот вид сигнализации (коммуникации) русским ученым И. П. Павловым был назван первой сигнальной системой. Ему, включая речь и другие природные способы передачи информации, и соответствует первый уровень средств коммуникации как вид естественных или органических (природных) медиа.

Второй уровень медиа в полной мере отражает концепцию Маклуэна о внешнем расширении человека, где предметы культуры выступают в роли средств коммуникации. Это и деньги, и дорога, и колесо, и часы, и одежда, и много что еще. Это комплекс искусственных (технических) медиа, созданных человеком.
Третий уровень медиа предполагает конвергенцию всех предыдущих в цифровом формате.
В целом всю совокупность медиа можно разделить на несколько комплексов, которые группируются по различным критериям: 

  • по времени возникновения;
  • по виду коммуникации;
  • по способу восприятия информации;
  • по тематике и формату контента;
  • по объему аудитории;
  • по уровню формализации;
  • по степени активности аудитории при восприятии информации.

При этом стоит отметить, что возможны и иные критерии классификации медиа, однако на данном этапе развития теории медиа указанные категории являются исчерпывающими. Остановимся коротко на некоторых из них.
Одним из важнейших критериев классификации медиа является исторический – по времени возникновении,согласно которому все виды средств коммуникации делятся на:

  • прамедиа
  • письменные медиа
  • печатные медиа 
  • электронные медиа
  • программные (цифровые) медиа
  • конвергентные медиа

По виду коммуникации медиа могут бытьвербальными (от лат. verbalis – словесный) и невербальными в зависимости от использования, либо неиспользования языковых средств. Слово, язык, речь являются универсальными средствами коммуникации, с помощь которых осуществляется кодирование и декодирование информации.

Человек в целях достижения максимально полного взаимопонимания с другими индивидами выбирает из многочисленных вариантов медиа именно те, которые наиболее эффективно решают проблему взаимодействия с обществом. И от того, насколько адекватно поставленным задачам, месту, времени сделан этот выбор, зависит успешность коммуникации между людьми.

По способу восприятия информации медиа делятся на:

  • визуальные (текстовые, графические, изобразительные),
  • аудиальные (голосовые, музыкальные, спонтанные),
  • тактильные,
  • вкусовые,
  • ольфакторные,
  • нейронные.


Визуальные могут создаваться на основе только одного вида информации, а также быть смешанными, конвергентными, например, аудиовизуальными – телепрограмма в цифровом формате, театральная постановка, мобильное приложение и т.д.
В структуре визуальных медиа выделяются текстовые, графические и изобразительные медиа.

Текстовые медиа – это те, в основе которых лежит текст. К этой же группе медиа относятся и числа.

Графические медиа могут быть представлены графиками, диаграммами, таблицами и другой инфографикой.

Изобразительные медиа включают в себя все многообразие художественных средств коммуникации – рисунок, картина, фотография, плакат, коллаж, иные способы донесения информации с помощью визуальных средств изображения.

Аудиальные медиа существуют в форме голосовых сигналов, музыкальных произведений или спонтанных звуков.  

По тематике контента медиа могут подразделяться на политические, социальные, научные, образовательные и т.д. По формату контента – на текстовые (статьи, планы, инструкции и другие документы, книги онлайн и офлайн); изображения (фотографии, инфографика, рисунки, схемы, слайды, скриншоты); аудио (подкасты, музыка, аудиолекции, записи в скайпе, на телефоне); видео (ролики, слайдшоу, видеопрезентации, видеоуроки, видеоэкскурсии, фильмы, клипы, концерты и т.д.) и конвергентные или мультимедийные, где сливаются несколько форматов медиа.

Классификация медиа по объему аудитории имеет особое значение. Речь идет о массовых и немассовых видах медиа. В группу массовых медиа входят все традиционные средства массовой информации и коммуникации, такие как газета, журнал, телепрограмма, радиопередача и более современные сетевые издания. К массовым медиа относятся также фильмы, любые зрелищные события, рекламные проспекты, листовки, музыкальные альбомы и проч. 
Немассовые медиа делятся на:

  • индивидуальные,
  • межличностные,
  • групповые.

Индивидуальные медиа – это личные дневники, заметки на полях, рабочие записки, а также творческие произведения, не предназначенные для показа или тиражирования, а исключительно для собственного удовлетворения. Межличностные представлены SMS-сообщениями, традиционными письмами и электронной почтой, это телефонный разговор, поздравительная открытка, другое приватное послание в визуальной или аудиальной форме. Групповые медиа распространены в социальных сетях, это информационные продукты, которые создаются в группах, на управляемых страницах, в разнообразных тематических сообществах, а также это корпоративные издания политических партий, вузов и школ, коммерческих предприятий, организаций гражданского сектора и т.д. К групповым медиа относятся семейные газеты и видео, домовые доски объявлений, домашние спектакли и фильмы, кружковые выставки фотографий и рисунков и т.д.

С точки зрения формализации все виды медиа можно разделить на формальные и информальные.
К формальным медиа относят те, которые входят в группу массовых коммуникаций и зарегистрированы как СМИ в соответствии с законодательством. Однако в настоящее время сложился новый огромный класс медиа, который мы называем информальными. [26]

Одна из основных особенностей современной индустрии массовой коммуникации – активное вовлечение в процесс производства и потребления массмедийной продукции читателя/зрителя/слушателя. Параллельно с традиционными средствами массовой информации, имеющими все формальные признаки СМИ, складывается совершенно новая медийная среда, которая носит ярко выраженный информальный характер.

Сегодня каждый человек может создавать и публиковать собственные статьи, интервью, репортажи, снимать аудио и видеосюжеты, выступать в роли фоторепортера. Это явление называется информальной журналистикой (от лат. informalis – неформальный), а каналы трансляции самодеятельного контента – информальными медиа. Таким образом, информальная журналистика – это самодеятельное творчество непрофессиональных авторов по созданию информационного продукта, который носит неформальный, внеэкономический характер. Следует отметить, что информальными могут быть образование, социальные группы, музыка и живопись, и в целом отдельные исторические периоды любого государства, когда происходят ломка официальных, формальных институтов власти, этических, художественных, нравственных ценностей, социальных норм и правил.

К понятию «информальные медиа» примыкает еще одни вид медиа – тактические, которые в настоящее время стали серьезным конкурентом существующих официальных средств массовой информации.

Тактические медиа являются одной из форм коллективного существования политической активности художников. [27] Они выросли на почве альтернативных культурных течений в середине 1990-х гг., когда возникла мода на социально направленное и активное искусство. Термин введен в 1996 г. для обозначения особой формы медиаактивизма, отражающего арт-практики вмешательства в медийную сферу.

В советское время в России широкое распространение в среде диссидентов и либерально настроенных граждан имели неподконтрольные режиму самиздатовские медиа, которые представляли собой литературные произведения, религиозные и публицистические тексты, производимые неофициально, вне всякой цензуры. Копии текстов изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов власти, как правило машинописным, фотографическим или рукописным способами. Этот был не массовый, но весьма востребованный вид медиа.
К группе информальных медиа примыкают также самодеятельные медиа, которые создают дети, подростки, молодежь и взрослые для определенных целей. Этот немассовый сегмент медиа особенно распространен в школах и вузах.

Кроме указанных категорий классификации медиа, возможны и другие группы, выделенные по иным признакам. Например, по виду и характеру деятельности, с помощью которой потребитель использует медиа: читательские, игровые, зрительские, а также деловые, служебные, бытовые и развлекательные, профессиональные и самодеятельные, государственные и гражданские и т.д. 
Классификация медиа на данном этапе разработки теории всеобщих медиа представляет собой открытую систему, допускающую некоторые корректировки. Однако фундаментальные принципы интегративности, изменчивости и трансформации медиа, заложенные в ее основу, позволяют утверждать, что данный подход имеет научное обоснование и может использоваться для дальнейшего более глубокого изучения.

Выводы
Сформулируем некоторые выводы, к которым мы пришли в результате анализа медиа как объекта исследования.

  • Широкая палитра различных представлений о медиа позволяет нам сформулировать их основные системные свойства, которые являются принципиальными в теории всеобщих медиа. Это динамические свойства, такие как изменчивость во времени и пространстве. В данном случае, это пластичность медиа, их способность легко переходить из одной группы в другую, например, из группы немассовых медиа в группу массовых, когда блог, возникший как личный дневник, через некоторое время превращается в средство массовой коммуникации.
  • Если мы принимаем теорию всеобщих медиа, то мы допускаем различные преобразования медиа, их изменчивость в меняющейся медиасреде в зависимости от условий – активности аудитории, программного обеспечения, формулировки целей использования медиа и т.д. При этом именно коммуникатор определяет выбор средства коммуникации для решения поставленной задачи.
  • Медиа – это не нечто статичное, раз и навсегда данное, не предмет, не носитель, а сущность, которая возникает в результате коммуникации, и исчезает при условии ее разрушения. Есть коммуникация – есть медиа, нет коммуникации – нет медиа. Никакой носитель информации не может трактоваться как медиа, если он не взаимодействует с субъектом коммуникации.
  • Медиа обладают еще одним особым свойством – это способность самим искажать ту информацию, те смыслы, которые транслируются с их помощью. Средство коммуникации неизменно деформирует содержание в зависимости от различных обстоятельств – условий заказчика, технических параметров канала коммуникации, субъективных факторов транслятора и т.д.
  • Медиа обладают интегративными свойствами, объединяя между собой все существующие элементы «коммуникационного универсума», связывая их в осмысленно функционирующее целое. Целостность медиасистемы может дать нам ответы на вопросы о взаимозависимости частей, ее структуре и, соответственно, ее управляемости.
  • Концепция теории всеобщих медиа подразумевает существование и надсистемных свойств медиа, в частности, такого свойства как виативность – сквозное действие, (via в лат. – дорога, путь, канал в организме, средство, метод; в англ. – через, с помощью). Медиа носят виативный характер, насквозь пронизывая все элементы окружающего мира – от внутренних физиологических процессов отдельного индивида до космических суперсистем глобального масштаба. Виативность является таким свойством медиа, которое способствует диффузии контента в медиапространстве.

Безусловно, все обозначенные свойства медиа требуют отдельной проработки и их исследования могут стать основой для будущих научных направлений в области теории всеобщих медиа. Особую актуальность обращения к медиа, с точки зрения их потенциала, подтверждает Д. Рашкофф, который отмечает, что «единственная среда, в которой наша цивилизация еще может расширяться, наш единственный настоящий фронтир – это эфир, иными словами – медиа… Непрерывно расширяющиеся медиа стали настоящей средой обитания – пространством, таким же реальным и, по всей видимости, незамкнутым, каким был земной шар пятьсот лет назад». [28]

Очевидно, что человечество нуждается в более глубоком изучении понятия «медиа», как комплекса особого рода научно-философских, социальных и технологических явлений, обеспечивающих эффективность информационных отношений в обществе. И теория всеобщих медиа в этом плане один из наиболее современных и перспективных инструментов.

Источники:

  1. Архипов С.В. Роль коммуникаций в ранней истории цивилизаций: взгляд из Москвы и Торонто. [Электронный ресурс] – URL: svarkhipov.narod.ru/pup/serg.htm (дата обращения: 16.02.2018).
  2. H.A. Innis. (1950) Empire and Communications Oxford: Clarendon Press.
  3. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. – М.: Кучково поле, 2011.
  4. Кастельс, М. Власть коммуникации [Текст] : М. Кастельс ; пер. с англ. Н. М. Тылевич ; под науч. ред. А. И. Черных ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. – С. 20-21.
  5. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер; пер. с англ. Е.Г. Панфилова. – М.: Иностранная литература, 1958.
  6. Lazarsfeld, P. and Merton, R. Mass Communication, popular taste and organized social action // The Communication of Ideas; in L. Bryson (ed.). – N.-Y.: Harper and Brothers, 1948. – P. 95–118.
  7. Lasswell, H.D. The structure and function of communication in society // The Communication of Ideas; in L. Bryson (ed.). – N.Y.: Harper and Brothers, 1948. – P. 37–51.
  8. Кирия, И. В., Новикова, А. А. История и теория медиа [Текст] : учебник для вузов / И. В. Кирия, А. А. Новикова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017; Медиа: между магией и технологией / Под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. Екатеринбург-Москва: Кабинетный ученый, 2014; Алла Черных. Ритуалы и мифы медиа. Изд-во «Центр гуманитарных инициатив», 2015; Алла Черных. Медиа и демократия. Университетская книга, 2011; Джон Кин. Демократия и декаданс медиа. Высшая школа экономики. Серия «Политическая теория», 2015; Д. Матиссон. Медиадискурс. Анализ медиа-текстов. Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2017; Энценсбергер Х.М. Индустрия сознания. Элементы теории медиа / Х.М. Энценсбергер – «Ад Маргинем Пресс», 2016 и др.
  9. Минаева Ирина. Теория медиа. Вдоль книжной полки. Русский журнал. – URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Teoriya-media. 28.02.2014.
  10. Луман Н. Реальность масс-медиа. [Электронный ресурс] http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3001/3002 (дата обращения: 11.05.2017).
  11. Шариков А.В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций / Отв. ред. К.Э. Разлогов и А.В. Федоров. М.: Российский институт культурологии, 2012. – С. 238.
  12. Дзялошинский И.М. Гражданские коммуникации и гражданское общество // ГУ-ВШЭ / Науч. ред. и сост. И.М. Дзялошинский. М., 2009. – С. 44.
  13. Мультитран – URL: http://www.multitran.ru/c/m.exe?a=5&s=searches
  14. Democritus Junior (Robert Burton) (1621) The Anatomy of Melancholy. Project Gutenberg's.
  15. Sir Francis Bacon (1605) Of the Proficience and Advancement of Learning, Divine and Human. The Online Library Of Liberty.
  16. To James Madison from Philip Freneau, 20 May 1795. The National Archives and Records Administration (NARA). – URL: https://founders.archives.gov/documents/Madison/01-16-02-0010 (дата обращения: 05.03.2017).
  17. Library of Congress Cataloging in Publication Data Williams, Raymond. (1985) Keywords : a vocabulary of culture and society. Oxford University Press. P. 207.
  18. Медиевистика как историческая наука // История средних веков. В 3 ч. Ч. 1. / Под ред. В. А. Федосика и И. О. Евтухова — Минск: БГУ, 2008. – С. 46-61.
  19. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Rashk/02.php
  20. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М., 2006. – С. 22.
  21. Калмыков А.А. Образы НОО. Матрица ключевых посланий / научное издание. – Москва: Медиаиндустрия, 2013. – С. 297.
  22. Сталдер Ф. Экология информации: системный подход к медиасреде. [Электронный ресурс] http://media-ecology.blogspot.com/2011/04/blog-post.html (дата обращения: 05.03.2018).
  23. Савчук. В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПБ.: изд-во РХГА, 2013. – С. 237.
  24. Зуев С.Э. Как новые медиа изменили мир. [Электронный ресурс] – URL: postnauka.ru/video/30224#! (дата обращения: 05.02.2018).
  25. Jensen, K. B. Media // The International Encyclopedia of communication. Malden (USA), Oford (UK), Carlton (Australia), 2008. P. 2811–2817.
  26. Жилавская И.В. Информальные медиа [Электронный ресурс] http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=2257 (дата обращения: 23.02.2018).
  27. Мельник Г.С., Мисонжников Б.Я. Тактические медиа: социальные приоритеты и прагматика текста. Гуманитарный вектор. 2014. № 4 (40). –  С. 104.
  28. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура воздействует на ваше сознание. – М., 2003. – С. 8.

 

 

 

Дополнительная информация