УДК 316.776.22
ББК 60.55.57

Причины, цели и виды информационного шума в СМИ

Калимуллина Маргарита ТагировнаКалимуллина Маргарита Тагировна,
магистрант Института журналистики,
коммуникаций и медиаобразования
Московского
педагогического государственного университета
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: в статье рассматриваются причины информационного шума в СМИ, его виды и цели, которые преследуют СМИ, генерирующие информационный шум.
Ключевые слова: СМИ, информационный шум, нерелевантная информация, массовая коммуникация, управление вниманием.

KalimullinaMargaritaTagirovna
Master candidate of  Institute of Journalism,
Communications and Media Education
of Moscow State Pedagogical University
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Causes, objectives and types of information noise in the media
Abstract: the article discusses the causes of information noise in the mass media, types of information noise in the mass media, the goals pursued by the media that generate information noise.
Keywords: mass media, information noise, irrelevant information, mass communication, attention management.

В современном мире мы имеем дело с  конвергированными СМИ, поэтому медиасреду называют экосистемой современных СМИ. Сейчас практически не существует СМИ, не имеющих своего сайта или других ресурсов в Интернет, например, страниц или групп в соцсетях. Напомним, что СМИ представляют собой организации, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
Существование в условиях перенасыщенности современного информационного пространства заставляет СМИ, помимо основных своих функций,генерировать информационный шум.

К информационным шумам мы относим любую нерелевантную информацию, либо релевантную избыточную информацию (то есть, информацию в таком объеме, который вызывает у человека трудности ее осмысления), мешающую поиску и переработке релевантной информации.

Стараясь оперативно отвечать на вызовы времени, СМИ перестраивают свои материалы на новые  форматы анонсирования, используют совершенно новые способы подачи материалов, меняют их структуру,  изменяют редакционные процессы.

Особенностью подачи информации в СМИ на современном этапе можно считать ее принципиальную фрагментарность и избыточность, что и отмечают многие ученые [9]
Доктор философских наук А. Д. Еляков считает, что СМИ «запрограммированы на интеллектуальную перегрузку», потому что «пытаются сообщить максимум информации за минимум времени», зачастую в ущерб качеству за счет увеличения количества, что приводит к энтропии информационного пространства  [4].

Поэтому СМИ считаются одним из самых активных производителей информационного шума,  и это определяется особенностями их существования в современных условиях.

Во - первых, СМИ – это коммерческие организации, действующие на информационном рынке. Контент СМИ должен быть «продаваемым», отвечать информационным запросам аудиторий. Зачастую СМИ пытаются охватить как можно больше тем, чтобы привлечь и удержать внимание аудитории. Контент также должен быть «видимым» широкому кругу пользователей. Иногда СМИ используют в своей работе платный доступ к контенту, зарабатывая на трафике или активности своих аудиторий,  поэтому электронные каналы конвергированных СМИ должны обеспечить трафик своего ресурса, а традиционные каналы СМИ должны обеспечить аудиторию. Все это предъявляет особенные требования к контенту.

Во – вторых, СМИ существуют в условиях жесткой конкуренции с информальными медиа. Вступая в конкурентную борьбу с информальными источниками за внимание аудитории, СМИ прибегают к эпатажным, броским формам подачи информации.

В – третьих, интернет-каналы СМИ вынуждены конкурировать с другими программами, установленными на устройстве пользователя.  Сергей Паранько в книге «Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016» пишет: «…за интерес человека одновременно борются уве­домления от мессенджеров, социальных сетей, почтовых клиентов и интернет-изданий. Высокий технический шум цифровой среды снижает фокус внимания читателя. Это требует новых подходов к отбору тем и подаче материала» [1]
В борьбе за внимание аудитории, СМИ стараются сделать информацию впечатляющей, чтобы «зацепить» пользователя.

В – четвертых, доходность СМИ значительно обеспечивается рекламой, размещенной в СМИ. Как правило, рекламные сообщения отличаются повторяемостью.

В – пятых, изменилась схема потребления информации из СМИ. Люди стали попадать на страницы интернет-изданий через поиск и социальные сети. Читатель стал гораздо требовательнее к контенту. Решение остаться на странице издания или нет, принимается пользователем за 8 секунд. Пользователь быстро пробегает по заголовкам.

Потребление информации стало фрагментарным. Поэтому СМИ используют яркую фрагментарную подачу материала, стараясь привлечь и удержать читателя.
Если в традиционных СМИ основным фактором конкурентоспособности считалось литературное мастерство, то есть, ценилось качество текста, то в современных СМИ более важным фактором конкурентоспособности считается «упаковка» информации, то есть ее оформление, способы подачи и донесения до аудитории.
Еще одной чертой современности стало, так называемое, «выгорание читательского интереса». Читателю некогда следить за развитием темы, ему нужны итоги и готовое объяснение событий, что также влияет на форму подачи информации в СМИ.

Причиной этих явлений можно считать дефицит времени на осмысливание информации, отсутствие возможности эффективного анализа поступающей со всех сторон информации.

В.П. Полудина  в статье «Информационный шум в Интернете как проблема потребления коммуникации» составила  типологию возможных источников информационного шума в цифровых и конвергированных СМИ:
сетевая реклама (медийная, контекстная, геоконтекстная,  productplacement  и  др.);  спам  (в  комментариях или  другими  способами);
результаты  оптимизации  поисковой  выдачи,  или  SEO  (белая,  серая  и  черная  оптимизация);  вирусный  маркетинг;  репост  и  рерайт;
наличие на страницах СМИ, помимо самого текста (содержательной части) большого количества вспомогательных элементов, таких как навигационные ссылки, версия для печати, «дорожные знаки» (ссылки, показывающие путь от главной страницы сайта к текущей), блоки текста с рекламой других разделов сайта[7]

Об информационном шуме в СМИ пишет И. М. Дзялошинский. Исследователь обозначает этим термином процесс дробления информации в СМИ и отмечают, что «шум» может возникать как результат следующих авторских стратегий: приведения многочисленных не совпадающих мнений; сопровождения фактов сложными теоретическими комментариями; быстрого обновления информации [3]

Е. Н. Басовская считает, что возникновение информационного шума определяется количественными (избыточная информация, не опирающаяся на исходные данные, которые имеются у большинства реципиентов) и качественными (сведения, форма подачи которых затрудняет их восприятие) параметрами медиатекста [2]
Избыточность информации в медиатексте (или же гипертексте) может быть связана со  звуковой, текстовой, визуальной информацией, а также со скоростью ее подачи (например, если речь идет о таких каналах коммуникации, как Интернет, телевидение  или радио)

Шумы также могут быть связаны с элементами формальной (знаковой)  организации текста. Все то, что искажает сообщение, препятствует восприятию информации, делает невозможной его рецепцию, относится к шумовой составляющей медиатекста.

А. В. Кузнецова в диссертационном исследовании приводит полную классификацию текстовых шумов. По ее мнению, текстовые шумы могут возникать на уровнях микроструктуры и макроструктуры текста. На уровне микроструктуры текста выделяются паралингвистические и лингвистические шумы; на уровне макроструктуры – шумы логические и конструктивные (связанные в целом с организацией текста: композиционной, логической или тематической).

Лингвистические шумы делятся на лексические, грамматические и коммуникативные. Например, употребление слов вне учета их семантики, нарушение порядка слов, создание смысловой недостаточности путем отсутствия в предложении грамматического объекта или атрибута, неоправданное использование неизвестных адресату слов (терминов, профессионализмов, не полностью освоенных языком заимствований) относятся к лингвистическим шумам. [5]

Следует также отметить, что  шум в СМИ может создаваться намеренно, для манипулятивных или отвлекающих политических целей. Задача в этом случае, как раз и состоит в том, чтобы снизить уровень критического мышления аудитории, для подмены понятий «под шумок» или создания нужных, выгодных, допустим, институту власти, шаблонов мышления, восприятия. Е. Н. Басовская предполагает, что наличие информационного шума в СМИ может служить решению имплицитных (скрытых смыслов) задач для влияния на общественное сознание. Другие исследователи, например Арсений Миронов,также относят информационный шум в СМИ к методам «мягкой пропаганды».[6]
Список литературы

  1. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. — 304 с.
  2. Басовская, Е. Н.     Информационный шум как воздействующий компонент медиатекста [Текст] / Е. Н. Басовская // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 7. - С. 6-11.
  3. Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в массмедиа // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2005. № 1-2.,  с. 102
  4. Еляков А.Д. Информационная перегрузка людей [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/714/647/1231/013_elyakov.pdf (дата обращения 11.02.2018)
  5. Кузнецова, А. В. Проблемы информации и энтропии в медиатексте :автореф. диссертации на соискание ученой степени  канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2012. 25 с.
  6. Миронов А. Раздувай и властвуй: технологии современной "мягкой" пропаганды. М.: Добросвет, 2001. 216 с
  7. Полудина В. П. Информационный шум в интернете как проблема потребления коммуникации. [Электронный ресурс]: журнал социологии и социальной антропологии. URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2011_5/Poludina_2011_5.pdf  (дата обращения 11.10.2017). С.386–339
  8. Почепцов Г.Г. История медиа как история систем управления вниманием [Электронный ресурс] URL: http://psyfactor.org/lib/media-communication-7.htm  (дата обращения 18.12.2017)
  9. Савчук В.В.        Контуры постинформации // Конверсия искусства. Санкт-Петербург : Издательство «Петрополис», 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://anthropology.ru/ru/text/savchuk-vv/razdel-i-kontury-postinformacii (дата обращения 11.12.2017)
  10. Соловьев А.И. Политические коммуникации. М.: Аспект-Пресс, 2004
  11. Тарасенко Е. В., Попов В. А. Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 210-212.

Дополнительная информация