Социальное воспитание детей с помощью телевидения

Елена Юрьевна Савина
МБУДО «ДДТ» г. Златоуст
Педагог дополнительного образования, руководитель телевизионной студии «ПозиТиВ»
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
В статье рассматривается влияние телевидения на воспитание подрастающего поколения. Автор начал это исследование, будучи студентом Уральского Федерального Университета. На данную тему были написаны курсовые и дипломные работы автора, снято несколько телепрограмм и фильмов.
Принцип «не навреди» сегодня должен быть особенно актуальным для детского телевидения, ведь оно имеет огромное влияние на разум и душу. Оно должно учить доброму, человечному, учить юных зрителей созидать, сопереживать. Но что оно дает на самом деле? Какие программы видят в эфире те, кто только учится жизни, взаимодействию с обществом, ищет себя?
Ключевые слова: детское телевидение, воспитание, экран, телезрители, дети

Elena Yuryevna Savina
Municipal Budgetary Institution of Further Education “House of Children’s Creativity” Zlatoust
Teacher of additional education, executive of television studio “PoziTiV”
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Social education of children through television

Annotation
This article examines the influence of television on the education of the younger generation. The author had begun this research work as a student of the Ural Federal University. The author’s course works and graduate work were devoted to this topic. There were some TV programs and films by author.
Today the principle of "do no harm" should be especially relevant for children's television, because it has a great impact on the mind and soul. It must clarify the kindness, humanity and teach the young audience to create and empathize. But what does it actually give? What programs are watched on TV by those who are just learning life, interacting with society and trying to find themselves?

Tags: children’s television, education, telescreen, TV audience, children, kids

Cкачать статью в .pdf

Сегодняшнее российское телевидение обрушивается на юного зрителя всей своей мощью, безжалостно и беспощадно ломая его психику, внедряя в сознание новые, часто вредные и опасные, стереотипы поведения. В этой статье мы постараемся раскрыть проблему социального воспитания детей с помощью телевидения, разобраться в том, что собой представляет телевидение для детей, созданное взрослыми,  и телевидение детское, где автор – ребенок. Мы постараемся понять, какие есть проблемы у современного телевидения и найти их решение.

Экран телефона, компьютера, телевизора - это то, что видят наши дети каждый день, каждый час, каждую минуту. Экран вместо живых лиц. Он словно проводник ребенка в мир, он учит законам жизни, предлагает модели поведения. И дети, у которых ещё не сформировано критическое отношение к миру, смотрят, слушают и впитывают эту информацию.

Необходимо понимать, насколько важную роль играет телевидение в развитии сознания, и насколько должна быть высока ответственность за подаваемый в эфире материал. Главное, что привлекает детей при выборе передач – интерес. Но не всё, что им интересно – объективно полезно.

Допустим, в современных программах развлекательную функцию мы худо-бедно реализуем, но много ли контента, связанного с образованием,  воспитанием и социализацией детей?

Вместо отсутствующих в телеэфире содержательных детских программ, которые учитывали бы возрастные особенности дошкольников, школьников и подростков, оказывали на них положительное развивающее и воспитательное воздействие, дети смотрят разнообразные передачи и фильмы для взрослых. Учитывая, что во "взрослом" телепоказе превалирует криминальная линия, едва ли можно однозначно рассматривать его в качестве фактора позитивной социализации. Дети, не обладающие жизненным опытом и способностью к самостоятельной критической оценке увиденного на экране, вполне могут оказаться (и нередко оказываются) под вредоносным влиянием отрицательного обаяния и примера многочисленных приукрашенных и романтизированных экранных злодеев.[1]

А потому, к сожалению, формула российского детского телевидения выглядит не иначе как развлечение плюс коммерция минус образование и воспитание. Качество контента, а также его влияние на разум и душу юного зрителя, мало кого интересуют.

Приходится признать: телевизор – это мощное оружие в руках взрослых. Но при неумелом применении оно имеет разрушительную силу.

На кого же телевидение оказывает особое воздействие? Это подростки, от 12 до 18 лет, тот возраст, когда только происходит становление личности, начинается накопление жизненного опыта, самоопределение в этом мире. И здесь огромное значение имеет то, что окружает юного зрителя. Ему необходимы ненавязчивые и мудрые советы взрослых, примеры тех, кто попадал в такие же жизненные ситуации и может поделиться опытом. Здесь нужен целый ряд программ: образовательных, аналитических, развлекательных, таких как молодёжное ток-шоу. Подростку важно знать, чем живут такие же, как он: взаимоотношения в школе, в семье, в обществе сверстников; стили и направления молодёжных движений; особенно важными становятся программы о профессиональной ориентации.

Ещё один немаловажный вопрос, который мы задаем себе, пытаясь разобраться во влиянии экрана на социальное воспитание подрастающего поколения: телевидение для детей или дети, создающие своё телевидение? Можно ли доверить им столь серьёзную работу?

Конечно, дать ребенку камеру и выпустить одного "на большую дорогу", считая, что уже готова прекрасная телепрограмма, - затея просто бестолковая. Многие дети уже в школе интересуются такими предметами, как история визуальных искусств, актерское мастерство и техника речи. Дополнительные знания операторского курса и основ журналистики, монтажа помогут ребятам в создании программ. Естественно, необходимо привлечение детского психолога, педагога-куратора. Очень важен тесный контакт с родителями, прежде всего заинтересованными в организации досуга, обучении и профориентации своих детей.[2]

Сегодня, чтобы показать свою работу широкому зрителю, совсем не обязательно выходить в эфир федеральных каналов, региональные и городские телекомпании готовы  показывать качественный продукт, но самым простым и доступным способом является размещение своих телевизионных работ в интернете: на видеохостингах и в социальных сетях.

В отличие от «взрослого» телевидения, передачи, созданные детьми для своих друзей, одноклассников и сверстников, не страдают фальшью или надуманностью тем. И выбор для репортажа, фильма или социального ролика у юного автора просто неисчерпаем, он берет его из собственной жизни, раскрывает то, что волнует детскую душу. И эти темы находят отклик у детской аудитории, ведь они им знакомы, язык автора понятен и прост.

Сегодня в России существует более 500 детских кино- и телестудий. Как правило, студии базируются в Домах детского творчества или при общеобразовательных школах, за редким исключением из маленьких студий образуются настоящие телевизионные школы. «ЮНПРЕСС» объединяет студии на фестивалях и кинофорумах, стараясь не только поближе познакомиться с их творчеством, но и по возможности повысить мастерство редакций за счёт обучения. К примеру, Всероссийский детско-юношеский кинофорум «Бумеранг», который проходит каждое лето в «Орлёнке». Это целая школа медиа-мастерства, которая позволяет ребятам получать новые знания, делиться опытом, черпать вдохновение и получать критику своих работ, чтобы в дальнейшем идти в верном направлении.

Юные златоустовцы, как и многие другие мальчишки и девчонки нашей страны, имеют возможность  создавать собственное телевидение. В этом ребятам помогает студия «ПозиТиВ», которая работает в «Доме детского творчества» уже 11 год. Большая команда студии- это 60 мальчишек и девчонок разного возраста. Ребята пробуют  себя в разных ролях: корреспондента, ведущего, режиссера, оператора и монтажера. Интересные идеи воплощаются в жизнь и выходят в эфире телеканала «Златоустовское телевидение». Среди зрителей уже стали популярны такие проекты, как  тележурналы «Моя территория» и «День, когда все говорят правду», детская программа «Семицветик», социальные ролики, игровые и документальные фильмы студии. На экран дети выносят самое дорогое, самые важные, на их взгляд, проблемы, стараясь с помощью эфира изменить этот мир.

Один из последних социальных проектов студии - фильм Екатерины Токаревой «Цветы Жизни». Эта киноработа о 6-летнем мальчике Максиме, у него много страшных диагнозов: ДЦП, Синдром Весты и другие. Руководители студии с этим мальчиком были знакомы давно, и как-то в поездке на кинофестиваль рассказали его историю юной журналистке, и тут завертелось. Катя не спала ночами, вынашивала свой сценарий. Съемки интервью с героем проходили в г. Сатка и длились  более 5 часов. Безусловно, было тяжело, ведь авторы не привыкли снимать таких особенных детей и уж тем более разговаривать на такие сложные темы. Но то, что съемочная группа увидела в семье Гарифуллиных, их просто поразило. Это была счастливая семья, где, не смотря на трудности, все любят друг друга, заботятся и ценят каждый миг, ловят каждую улыбку. Образность, которую юный режиссер внесла в свой фильм - завядший цветок, который благодаря любви и заботе, расцветает.

 
 

Такие фильмы создаются очень не просто. Дети долго знакомятся с героями и проблемами, ищут творческие решения, пишут сценарии и делают съемки, а потом долго и кропотливо монтируют, словно собирая мозаику из кадров, слов и образов. И в этой работе взрослому нужно стараться быть лишь куратором, направлять ребенка, а не подавлять его своим опытом и авторитетом. В эфире телеканалов мы видим немало якобы детских фильмов и программ, где дети лишь озвучивают написанные взрослыми тексты, изображают героев и жизненные сцены, но в этих фильмах нет ничего, что может для себя вынести молодой зритель.

Дети очень искренни, всю неправду, даже лукавство, они видят сразу. И просто переключают канал. Они не любят когда их поучают, они хотят сами решать проблемы, хотят сами изменить этот мир.
Нынешнее общество в шутку называют «общежитием телезрителей», телевидение - пятая власть, которая влияет и на сердце, и на ум человека. Поэтому так значимо, когда в эфире есть добрые и социальные проекты для юных зрителей, чтобы дети видели что-то хорошее, чему-то учились и познавали этот мир, а ещё могли видеть своих ровесников на экране, ведь они доверяют им куда больше, чем взрослым. И очень важно, чтобы ребята, которые наделяются этой телевизионной властью, были готовы нести ответственность за каждое произнесённое слово, могли хранить чистоту эфира. И здесь, безусловно, они нуждаются в кураторах-взрослых, которые смогут не только научить мастерству, но и воспитать своих будущих коллег честными, ответственными и человечными.

Когда взрослые и дети поймут друг друга и будут вместе строить счастливую жизнь, тогда мы не будем говорить о потерянных поколениях.

 Источники
1. Обухова Л.Ф. Детская психология: Учебник. М., 1998.– С. 84.
2. А. Ломоносов. «Детское телевидение или телевидение для детей?» [Электронный ресурс] www.Broadcasting.ru/articles2/econandmen/detsk_TV_ili_TV_det (дата обращения 09.02.2018)

 

Дополнительная информация