Формирование медиаобразовательных компетенций у учащихся на уроках биологии профильного направления средних школ Республики Абхазия

УДК 373

ББК 74.2


Цыбулевская Майя Васильевна
Абхазский государственный университет (АГУ),
Республиканский центр повышения квалификации (РЦПК)
Старший преподаватель, методист
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Аннотация: в данной статье определяется место медиаобразования в средней общеобразовательной школе в контексте профильного обучения. Проанализирован комплексный и селективный подход к процессу развития медиаграмотности и формирования медиаобразовательных компетенций у учащихся на уроках биологии профильного направления средних школ Республики Абхазия. Определен ценностно-целевой и содержательный потенциал медиаресурсов и медиатехнологий.
Ключевые слова: информационные технологии, медиаресурсы, медиаобразование, медиаграмотность, профильное обучение, биология, комплексный подход, Республика Абхазия.

Tsybulevskaya Maya Vasilievna,
Abkhazian State University,
The Republican Center for Advanced Studies,
teacher, methodologist. Sukhum

Formation of media education competencies of students in the biology class of the profile direction of secondary schools of the Republic of Abkhazia


Annotation: this article defines the place of media education in the secondary school in the context of specialized education. An integrated and selective approach to the process of developing media literacy and the formation of media education competencies among students in the biology class of the secondary schools of the Republic of Abkhazia is analyzed. The value-targeted and informative potential of media resources and media technologies is defined.
Key words: information technologies, media resources, media education, media literacy, profile education, biology, comprehensive approach, the Republic of Abkhazia.

Cкачать статью в .pdf

Глобализация информационного пространства, его доступность, интенсивный поток новых знаний, фактов, взглядов и концепций породили проблемы, связанные с разумным использованием информации, поступающей по многочисленным каналам связи, из разных источников. Общество сталкивается с проблемой, когда становится трудно контролировать содержание информации, её качество, пути и способы распространения.

Главным условием повышения качества образования сегодня считается овладение учащимися информационной грамотностью. В этих условиях необходимо определить новые педагогические подходы к формированию у учащихся самостоятельного мышления и умений ориентироваться в потоке разнородной информации, а также воспитанию у них навыков классификации и упорядочения принимаемой информации, её разумного использования. Педагогические исследования по данному направлению начали проводиться в 70-х гг. прошлого столетия. Тогда же в педагогике определилось новое направление – медиаобразование. Медиаобразование - процесс развития личности с помощью средств массовой информации, с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умения полноценного восприятия, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения. Медиаобразование можно представить как процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого по формированию понимания смысла медиатекстов и создания собственных медиатекстов на основе полученных знаний [1,2].

В данном аспекте медиаобразования средства массовой информации становятся одновременно и объектом изучения, и средством обучения, чтобы воспитать представителей нового поколения, научить их творить, быть независимыми, необходимо развивать склонности учащихся к наблюдению и анализу действительности. Это и вызвало необходимость выработки научного подхода к внедрению в образовательный процесс вопросов обучения грамотного восприятия и анализа, критического отношения к информационному потоку, которому подвергается любой школьник. Медиаграмотность предполагает цель - понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты [3,4].

Проблемы медиаграмотности особенно актуальны для современной школы сегодня, когда средства массовой информации зачастую играют более важную роль в воспитании и образовании ребенка, чем родитель или педагог. Дети на этом этапе взросления постоянно находятся под воздействием средств массовой информации, которые сверхактивно развиваются, особенно в последнее десятилетие, и контролировать их воздействие ни родители, ни педагоги не в состоянии. Исходя из этого, современная школа должна целенаправленно включать в образовательный процесс вопросы обучения медиаграмотности школьников для формирования умений адекватного восприятия и правильного отношения к информационному потоку. Информационные и коммуникационные технологии, включая Интернет, постепенно вытесняют традиционные формы коммуникаций. Нельзя не отметить, что сегодня в числе потенциальных пользователей Интернета находится много школьников подросткового возраста. Постепенно к Интернету подключаются общеобразовательные школы, подросткам предоставляется возможность пользоваться Сетью дома, в различных компьютерных клубах, и происходит это далеко не всегда под контролем взрослых и преподавателей. Учитель уже не может полностью оградить учащихся от сетевого воздействия и научно недостоверной информации, проводя тщательную селекцию информационных сообщений, и, таким образом, создавая искусственный барьер [3,5].

В современной средней школе необходимо решение задачи по интеграции медиаобразования в систему как профильных, так и основных дисциплин, а также формирование медиаграмотности, с целью рационального и продуктивного восприятия информации [6].  В Республике Абхазия уделяется особое внимание качеству преподавания биологии, как профильного предмета. Биология - это один из предметов естественно-научного цикла, позволяющий обогащать и формировать внутренний мир человека [7]. Цель профильного обучения биологии заключается в формировании свободной личности, грамотной биологически и экологически, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, умеющей выстраивать свои взаимоотношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде. В классах с профильным уровнем обучающиеся включаются в проектную деятельность: информационную, творческую, исследовательскую, имеющую практическую направленность. Это позволяет развивать биологические компетенции и качественно усваивать биологические знания, уделяя серьезное внимание развитию компьютерных технологий и применению вспомогательных медиасредств [8].

На территории Республики Абхазия около 150 средних общеобразовательных школ, большинство которых работают в модуле базового образования. Материально-техническая база, как подспорье к медиаобразованности, не во всех школах достаточная для поддержки профильного обучения предметов естественно-научного цикла. В большинстве своем, только школы столицы Абхазии – города Сухум, имеют возможность реализации профильного обучения биологии. Среди школ города Сухум можно также отметить часть, которые идут по пути системного и качественного культивирования профильного обучения и медиаобразования, в частности. Начиная с 2006 года такие школы города Сухум как: СШ №2 имени А.С. Пушкина, СШ №6 имени В.М. Комарова и СШ №14 имени А.П. Чехова, первыми переняли практику профильного обучения по разным направлениям, и ежегодно профили поддерживаются и развиваются. Все это в современной школе оказалось возможным только при наличии определенных медиатехнологий и медиасредств.

Переход на профильное обучение был постепенным и предполагал наличие определенного подспорья и комплекса условий, средств, методов для полной его реализации. Современная практика преподавания биологии как профильной дисциплины включает: обучение восприятию и переработке информации, развитие критического мышления, формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.). Оно включает внешкольную информацию в контекст общего образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений [7]. Продуманное применение медиатехнологий на уроках биологии способствует развитию у учащихся интереса к учебному предмету, помогает выработать навыки самостоятельной работы: вычленять основные положения в увиденном, сравнивать это увиденное с прочитанным ранее, выявлять связь между ними и другое. Всё это развивает мотивацию, внимание, мышление, память, позволяет повысить уровень общего развития школьников [8,9].

Освоение учащимися программ профильного уровня обеспечивается в хорошо оборудованном кабинете биологии, оснащенном техническими средствами обучения: компьютером (с выходом в Интернет), мультимедийным проектор, диапроектором. Для выполнения практической части программ имеется необходимое оборудование: световые микроскопы, наборы микропрепаратов по всем разделам биологии, муляжи, модели, таблицы, слайды, видеокассеты, компакт диски и др. За время работы с 2012 по настоящее время учителями Республики Абхазия накоплен обширный дидактический материал к урокам по всем темам курса профильного обучения биологии и контрольно- измерительные материалы. Все эти средства позволяют преподавателям биологии использовать при обучении учащихся разнообразные методы и приемы, способствующие повышению мотивации и скоординировать планомерное формирование медиаобразовательных компетенций на уроках биологии [7]. В основе качественной интеграции лежат следующие типы уроков: уроки с применением компьютера в демонстрационном режиме через мультимедиа; урок в компьютерном классе без выхода в Интернет; уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме в компьютерном классе с выходом в Интернет [10].

Реальностью становится то, что учебная информация, передаваемая ученику в средней школе, занимает в общем информационном потоке всё менее значительное место по сравнению с компьютерными играми, кабельным телевидением, видео- и звукозаписями и другой продукцией средств массовой коммуникации. Каждый учащийся, удовлетворяя потребности, может создать для себя комфортную информационную среду, в которую, скорее всего, не будут входить образовательные программы и учебники. В сложившихся условиях современный ученик оказывается перед огромным стремительным потоком информации, которую он, зачастую, не компетентен правильно воспринимать и использовать, чаще всего не понимает и её предназначения. В процессе анализа информационных источников на предмет научности, достоверности информации, наличия ошибок формируется умение критически оценивать информацию, ранжировать ее, определять жанры, искать скрытый смысл. На этапе представления своей версии информации можно попросить учащихся представить информацию в виде научной статьи, рекламного сообщения, рассказа и даже сказки или стихов.  Важно аргументировать свою точку зрения, подкрепляя ее фактами [6].

Постоянный мониторинг показывает, что формирование у учащихся медиаграмотности обеспечивает более эффективное усвоение программы профильного обучения биологии и, в частности, при организации системы непрерывного образования по курсу биологии в школе. В Республике Абхазия, в частности, в городе Сухум, уделяется серьезное внимание развитию компьютерных технологий, мультимедийных общеобразовательных программ, разработкой которых занимаются Абхазский государственный университет, Министерство образования и науки Республики Абхазия, а также Институт педагогики. В аспекте данной работы обязательными являются нормативные документы, современные технологии обучения, научные проекты по биологии, электронная библиотека, электронные учебники и мультимедийные ресурсы, предназначенные для учителей и учащихся. В частности, идет разработка электронных версий учебников по биологии на родном (абхазском) языке и образцы мультимедийных ресурсов. Подготовленные Министерством образования и науки Республики Абхазия и кафедрой Экологии и морфологии Абхазского государственного университета электронные учебники, мультимедийные пособия и электронные ресурсы служат хорошим подспорьем для учителей в использовании на уроках биологии нетрадиционных подходов и технологий. Разработаны электронные пособия по направлениям ботаники и зоологии, с учетом современных информационных требований, а также идет формирование блока «Абхазия: флора и фауна», «Особо охраняемые природные территории Абхазии», «География и экология Абхазии». Такие разработки дают возможность преподавателям профильного и базового обучения качественно и целенаправленно передавать учащимся достоверную информации о Родном Крае и родной природе. Такие электронные пособия помогают в решении важной проблемы – аккумулирования дискретных данных из разных источников (монографий, учебников, статей, докладов и интернет ресурсов) в единую систему научной информации. 

Культивируя навык медиаграмотности, учащийся будет защищен от негативного влияния рекламной и прочей информации, научится применять в жизни научные знания, полученные в средней общеобразовательной школе, со слов учителя, из книг, учебников и энциклопедий. Все это является гарантом продуктивной работы в будущем и залогом качественного коммуникационного взаимодействия с миром.

Литература:

  1. Зазнобина Л.С. Медиаобразование - идеи и перспективы//Педагогическая информатика. – 1994. - № 3.
  2. Зазнобина Л.С. Медиаобразование. Что это такое? (Возможности медиаобразования при обучении биологии)//Биология в школе. - 1995.- № 5.- C. 21-23.
  3. Журин А.А. Принципы отбора информации СМИ // Электронная публикация http://mediaeducation.ru/publ/jurin11.htm
  4. Селевко     Г.К.     Педагогические     технологии     на     основе     информационно-коммуникативных   средств.   -  М.:  НИИ   школьных   технологий. - 2005.
  5. Ротмистров Н.Ю.  Мультимедиа в образовании. // ИНФО. - 1994. - №4. - С.  89-96.
  6. Соколова И. С. Роль медиаобразования в получении и распространении естественнонаучных знаний // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования –2010. Т. 1 / под общ. ред. Е. Л. Вартановой, И. В. Жилавской. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – С. 111–115. 
  7. Ченгелия М.И., Адлейба Л.Р. Профильное обучение в Республике Абхазия – перспектива в образовании. // Школа и жизнь.- Сухум, 2012.- №14. – С. 46-49.
  8. Гилёва Г. Г. Медиаобразование и биология: первые шаги. // Биология в школе. - 1998.-  №2. - С. 36-40.
  9.  Смелова В. Г. Медиаобразование в школьном курсе биологии // Современные тенденции в развитии российского медиаобразования – 2010. Т. 2 / под общ. ред. Е. Л. Вартановой, И. В. Жилавской. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – С. 153–156.
  10. Морозова Л. Ф. Учебные кинофильмы на уроках. // Биология в школе. – 1991. - № 6.-С. 41-43

 

Дополнительная информация