Медиабезопасность и кибербезопасность: новый взгляд на взаимосвязь понятий

Карпенко Ирина Владимировна

Карпенко Ирина Владимировна
Московский педагогический государственный университет
Магистрант 1 курса Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования,
направление “Медиаобразование в сфере межнациональных отношений”

Аннотация. Данная статья посвящена изучению взаимосвязи медиа- и кибербезопасности. Автор, рассматривая оба явления, приходит к выводу, что в современных условиях развития средств массовой информации и коммуникации становится невозможным говорить об этих понятиях по отдельности. Необходимо объединить знания о кибербезопасности со знаниями о принципах работы медиа и дать старт новым исследованиям.

Ключевые слова: медиабезопасность, кибербезопасность, интернет, социальные сети, СМИ, информация, цифровой след.

Media security and cyber security: a new look at the interrelation of concepts

Karpenko Irina Vladimirovna
Moscow State Pedagogical University
Institute of Journalism, Communications and Media Education
undergraduate direction "Media Education in the field of interethnic relations" 

Annotation. This article is devoted to researching interrelation between mediasafety and cybersafety. The author is exploring both of this terms and deducing that it’s impossible to separate this terms because of modern development of mass media.

Keywords: mediasafety, cybersafety, Internet, social networks, mass media, information, digital track.

Cкачать статью в .pdf

Последнее время в работах многих авторов, исследующих медиа, современное информационное поле и влияние технологий на общество, используются такие определения как медиа- и кибербезопасность. Однако некоторые не разделяют эти понятия и используют в одном контексте, не говоря о различиях. По мнению авторов данной статьи, для того, чтобы подробно рассмотреть понятия “медиабезопасность” и “кибербезопасность”, необходимо дать им определения.
Ответы на вопрос “Что такое медиабезопасность?” исследователи дают разные. Проблема заключается в разном понимании первой части слова – “медиа”. По мнению А.А. Морозовой, “медиабезопасность – это состояние защищенности каждого индивида от недостоверной или опасной информации, причиняющей вред здоровью человека, его нравственности и личностному развитию” [1]. При этом, А.А. Перетягина считает, что “медиабезопасность - это обеспечение государством информационной безопасности граждан, защита физического, умственного и нравственного развития, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиауслугах и электронных СМИ” [2].  В этой статье мы будем рассматривать медиа не как совокупность всех технологических средств и приемов коммуникаций, способных передавать информацию её потребителю, а как средства массовой информации и коммуникации. Таким образом, в понятии “медиабезопасность”, о котором мы будем говорить далее, заключается отсутствие для потребителя рисков со стороны СМИ или СМК.

“Кибербезопасность - это набор средств, стратегии, принципы обеспечения безопасности, гарантии безопасности, подходы к управлению рисками, профессиональная подготовка, практический опыт, страхование и технологии, которые могут быть использованы для защиты киберсферы, ресурсов организации и пользователя” [3]. Под ресурсами организации и пользователя понимаются цифровые устройства и носители информации, приложения, системы электросвязи и совокупность переданной и накопленной в киберсфере информации. Киберсферу предлагается рассматривать, как виртуальное пространство.

Важно отметить, что ни термин “медиабезопасность”, ни термин “кибербезопасность” в Российской Федерации не закреплены законодательно. Единственным максимально близким к изучаемым в данной статье является понятие, которое когда-то было закреплено законодательством нашей страны - “информационная безопасность”. Согласно Закону РФ «Об участии в международном информационном обмене», «Информационная безопасность – это состояние защищенности информации среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государств» [4]. Сегодня этот Закон утратил свою силу. И теперь официального определения информационной безопасности не найти даже в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [5].

Как уже было сказано выше, современные исследователи зачастую употребляют в своих работах кибер- и медиабезопасность как синонимичные понятия. Однако из их определений следует, что такой подход не совсем верен. Кроме того, большинство авторов говорят об этих понятиях по отдельности, посвящая свои статьи лишь одному из них. Нам же кажется, что в то время, когда практически ни один житель цивилизованных государств не представляет свою жизнь без цифровых технологий и каждый день оказывается внутри информационного поля, уже недопустимо игнорировать тесную взаимосвязь медиа- и киберпространства.

По словам Ильи Сачкова, генерального директора Group-IB - одной из ведущих международных компаний по предотвращению и расследованию киберпреступлений и мошенничеств с использованием высоких технологий, мы живем в самое безопасное время с точки зрения уличной преступности, военных конфликтов и террористических актов. “Нам кажется, что уличная преступность и теракты происходят очень часто, но это впечатление формируется благодаря новому поколению СМИ. На самом деле вероятность умереть в вооруженном конфликте сейчас самая низкая за всю историю человечества. Сейчас популяция людей выросла, соответственно увеличилось и количество мошенников, пришедших на смену уличным преступникам, которые находят себе применение в области информационных технологий. Начиная с создания хакерских группировок и заканчивая рассылкой смс-сообщений с просьбой перевести на счет деньги.” [6]

По мере развития технологий и их проникновения во все сферы жизнедеятельности человека СМИ становятся всё более цифровыми. Сегодня любое традиционное издание (печатное, теле- или радио-), претендующее на стабильный рост заинтересованной аудитории, должно быть представлено в интернете. Более того, уже недостаточно просто иметь сайт на просторах Всемирной паутины. СМИ необходимо быть в постоянном контакте с аудиторией, а значит присутствовать и в социальных сетях. Это утверждение доказывают такие крупные СМИ России, как ТАСС, “Известия”, “Комсомольская правда” и др. Все они представлены в социальной сети “ВКонтакте”, и у каждого средства массовой информации около полумиллиона подписчиков. Сейчас для таких изданий даже стало возможным регулярно проводить прямые трансляции важных событий. Исчезают также и границы между группами СМИ в соц.сетях и потенциальными подписчиками. Рекламные кабинеты социальных сетей предоставляют возможность найти подходящую аудиторию едва ли не по любым параметрам (см. рис.1). Администратор сообщества может “показать” заранее подготовленную рекламную запись пользователю, у которого скоро День рождения, женщине, которая готовится стать матерью, молодому человеку, который ведет здоровый образ жизни, подростку, который выбирает себе новый смартфон.


https://lh6.googleusercontent.com/_WKMhqYUlniGo8-wkYklBDFtNeWk6UUjA828MCbNDP6u4Zv5X1qPdb-yPDePsoHEm6HBKGPOviGVIg4LqmJyPPPn-be-cETVQBAy4nptSf4HHckPr9fCQb3VQWUB9u-2432cEfal
Рис. 1. Рекламный кабинет сообщества в одной из социальных сетей

Таким образом, если на “страничке” пользователя есть какая-либо, даже минимальная, информация о себе, и он в последнее время совершал некие поисковые запросы, за ним остаётся так называемый “цифровой след”. (“Цифровой след - совокупность информации, размещаемой пользователем о себе в сети Интернет” [7].) Именно эти следы позволяют владельцам групп в социальных сетях привлекать дополнительную аудиторию и влиять на решения пользователей.

Это лишь один из примеров взаимосвязи медиа- и кибербезопасности. Не стоит забывать и о том, что все достижения цифровых технологий сегодня находятся в открытом доступе для любых СМИ вне зависимости от их качества и намерений. И для этого даже не нужно обладать специальными знаниями. По данным Group-IB, лишь 3% интернет-мошенников действительно владеют навыками программирования [8]. Остальные свободно используют уже написанные ранее программы.

Таким образом, если раньше уровень деятельности средства массовой информации можно было определить качеством поставляемой информации, то в нынешнее время необходимо учитывать ещё и то, каким образом оно эту информацию доносит до аудитории. Период, когда о работе СМИ нужно было говорить лишь в контексте медиабезопасности, как нам кажется, прошло. Следовательно, в исследовательской деятельности авторов должен произойти новый поворот. Необходимо объединить знания о кибербезопасности со знаниями о принципах работы медиа и дать старт новым исследованиям с целью сделать виртуальное пространство менее опасным и агрессивным для пользователей.

Источники:
1. Морозова А.А. Медиа-безопасность в эпоху информации // Информационное поле современной России: практики и эффекты: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 18–20 октября 2012 г.). – В 2-х т. – Т. 1. – Казань, 2012. – С. 280–287.
2. Перетягина А.А. Что такое медиабезопасность [Электронный ресурс]. – http://ocpmcc.edu35.ru/toparents/frompsy/373-toparmediabez (дата обращения 19.10.2018 г.)
3. Тезаурус: кибербезопасность [Электронный ресурс]. – https://postnauka.ru/faq/83781 (дата обращения 19.10.2018 г.)
4. Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10929/ (дата обращения 19.10.2018 г.)
5. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/ (дата обращения 19.10.2018 г.)
6. Илья Сачков: "У меня обостренное чувство справедливости" [Электронный ресурс]. – http://jets.ru/lifestyle/Ilya-Sachkov-intervyu/ (дата обращения 19.10.2018 г.)
7. Бояркина Л.А., Бояркин В.В. Цифровой след и цифровая тень как производные персональных данных // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – Прага, 2016. – С. 78-81.
8. Илья Сачков, Group-IB. Всероссийский форум "ПроеКТОриЯ" [Электронный ресурс]. – https://youtu.be/-m05kUmXaWs (дата обращения 19.10.2018 г.)

 

Дополнительная информация