Обучение медийно-информационной грамотности в творческих объединениях по хореографии

УДК 374
ББК 77.5

Эльвира Миратовна МухинаЭльвира Миратовна Мухина
Оренбургский областной Дворец творчества
 детей и молодежи им. В.П. Поляничко

Аннотация: В статье приведен анализ психологических особеннностей формирования медийно-информационной грамотности в детских танцевальных коллективах. С развитием ребенка возрастает его потребность в общении, использовании и обмене информацией. По мнению автора, обучение медийно-информационной грамотности, вполне возможно, в творческих объединениях по хореографии.
Ключевые слова: медийно-информационная грамотность, медиакультура, медиаактивность, медиаповедение, соцсети, медиапространство.

Teaching media and information literacy in creative associations for choreography

Elvira Mukhina,
Orenburg Regional Palace of Children and Youth. V.P. Polyanichko

Annotation: The article gives an attempt to analyze the psychological peculiarities of the formation of media and information literacy in children's dance groups. As the child develops, his need for communication, use and exchange of information increases. In the author's opinion, the education of media and information literacy is quite possible in creative associations for choreography.
Keywords: media and information literacy, media culture, media activity, media education, social networks, media space.

Cкачать статью в .pdf

Дети - это особая категория людей. Они индивидуальны. Они эмоциональны и легкоранимы. Характерная особенность детского творчества - его всеобщий характер. Оно отличается открытостью миру, который ребенок воспринимает с оптимизмом.  Дети ориентированы не на то, что надо, а на то, что возможно. Желание познавать мир - внутреннее присущее ребенку качество, основа которого лежит в бессознательном. Подобно тому, как трава стремится занять все вокруг, активность ребенка направляется на все сферы жизни человека, и дети пытаются освоить то, чем владеет человек как вид…

Особенностью современного этапа развития общества является стремительное увеличение потока информации, совершенствование информационных технологий и компьютерной техники. Особенно сложно адаптироваться в современном мире детям, с еще не устоявшейся, ранимой психикой. У современного ребенка клиповый тип мышления, им хорошо воспринимаются яркие образы, картинки, видео. Современные фильмы, сериалы создаются для потребителя  с клиповым типом мышления, телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны.

В результате человек не осмыслив одну тему, переходит к осмыслению другой. Увеличение объема информации для ребенка, порой, оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна, представляет угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию, вызывая информационный шок.

Мозг любого человека так устроен, что если он видит где-то отсутствие структуры, то начинает переживать. Он хочет найти структуру во всём, нужен порядок. [7].

Задача педагога помочь создать ребенку эту структуру в постоянном потоке информации и помочь правильно использовать ее, научить ребенка критическому мышлению. Это умение – залог безопасности и в обычной жизни, и в виртуальной. Человек должен уметь подвергать критическому анализу любую информацию, именно эта способность помогает не попасть в тоталитарные секты, не повестись на шарлатанов, сформировать мировоззрение. Учить необходимо с детства. Становится актуальным формирование медиаграмотности и информационной культуры у детей. Она имеет отношение к любым дисциплинам, любой образовательной среде, всем уровням обучения, в том числе и хореографии. Именно медийно-информационная культура дает возможность учащимся контролировать процесс своего образования [2].

Если говорить абстрактно, информационно грамотный человек умеет:
- определить объем своих информационных потребностей и запросов;
- рационально и эффективно получить доступ к необходимой информации;
- критически оценить уровень полученной информации из найденных ресурсов (помогает критически мыслить и анализировать)
- внедрить отобранную информацию в собственно формируемую информационную базу;
- эффективно использовать информацию в соответствии с поставленными целями [6].

Того же мы хотим добиться, обучая воспитанников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, которые ставят педагоги по хореографии, важно выделить развивающие задачи. Например, формирование умения находить и пользоваться дополнительной информацией из различных источников (литература, СМИ, в том числе интернет-ресурсы) [1].

Дети, действительно, чувствуют себя более свободными и смелыми. Мы имеем бóльшую, чем раньше, свободу, но только учимся ею пользоваться.

А дети умеют, потому что они в этой реальности родились и выросли, другой просто не знают. Нужно признать, что мы не можем скрыться от виртуальной реальности, а значит, нужно учиться жить с ней и интегрировать ее в свою жизнь. Педагог совместно с родителем помогает ребенку понять, с какой стороны может прийти опасность. На родительском собрании выдаются памятки для родителей на тему безопасного поведения детей в сети интернет.

Важно объяснять ребенку, что нельзя:
* никому передавать свои личные данные, сообщать адрес, телефон, делиться информацией о семье и о родителях;
* открывать вложения из писем, пришедших с незнакомых адресов;
* переходить по незнакомым ссылкам и нажимать на баннеры и всплывающие окна;
* передавать кому бы то ни было свои пароли;
* отсылать кому бы то ни было свои фотографии;
* встречаться с виртуальными знакомыми без контроля родителей.

Расскажите, что не вся информация в интернете достоверна, и приучите ребенка советоваться с вами по любому непонятному вопросу. Хвалите ребенка всякий раз, когда он задает вам вопросы о своей безопасности в Интернете.[8].

Заведите семейный почтовый ящик, чтобы у ребенка не было необходимости заводить свой собственный. Если же у ребенка есть своя почта, попросите предоставить вам от нее пароли, но пообещайте, что не будете без надобности контролировать его переписку. Также стоит поступить и с аккаунтами в социальных сетях.

Расскажите ребенку о признаках, по которым можно вычислить возможного вербовщика, в том числе вербовщика ИГИЛ:
* вербовщики ищут потенциальных «жертв», как правило, в группах, посвященных компьютерным играм (особенно «стрелялкам»), знакомствам, а также в сообществах, объединяющих людей, столкнувшихся с какими-то жизненными проблемами или испытывающими депрессивное настроение;
* постучавшись в друзья, вербовщик сразу начинает задавать много вопросов о личной жизни ребенка, о его семье, о его тревогах и заботах: это помогает найти ему точки, на которые потом можно надавить с целью психологического воздействия;
* обычно вербовщик, войдя в доверие к ребенку, начинает советовать ему «порвать со всеми», «начать новую жизнь», «расстаться с теми, кто тебя не любит и не понимает», а затем приглашает на встречу, где обещает новых друзей и новые интересы.
Чтобы проверить, не состоит ли ваш ребенок в так называемой «группе смерти», зайдите к нему на страницу в социальной сети. Родителей должно насторожить:
* посты с хэштегами #морекитов, #тихийдом, #хочувигру, #млечныйпуть, #няпока, #ФилиппЛис, #мертвыедуши, #домкитов, #китобой, #рина, #infinityeye, #храмсмерти, #истина и пд.
* депрессивные фотографии, на которых изображены лестничные пролеты, крыши многоэтажек, рельсы, порезы на венах, ножи и лезвия, а также всевозможные изображения китов; оккультных знаков, сатанинских символов, иероглифов,
* «фейки» в списке друзей ребенка; на фейковых страницах мало личных фотографий, на аватарке может быть изображено животное, растение или символ; графа с информацией о себе либо пустая, либо заполнена частично; а имена у фейков нередко вычурные и фантасмагоричные [8].

Учитывая современные подходы к медиа и информационной грамотности, понимая ее как новую грамотность XXI века, можно сделать вывод, что медиаинформационная грамотность – это система таких знаний и навыков человека, которые позволяют ему выстраивать информационно-коммуникативные отношения в обществе на всех уровнях медиаактивности.
Под уровнями медиаактивности мы понимаем медиаповедение, медиадеятельность и медиатворчество.

Медиаповедение - поведение человека, который постоянно пытается расширить свой кругозор, это стиль жизни, в котором человеку всегда необходимо быть в курсе событий (ритуал); определенный стиль сознания; общая характеристика для поведения общительного, информированного, любящего находиться в центре внимания и событий человека; оперативный, скоростной, публичный стиль работы; разносторонняя развитость, широта взглядов. Все это определяющие черты активного медиаповедения[4]. Для современных детей и подростков активное медиаповедение является нормой. С раннего возраста у ребенка есть странички в социальных сетях (ВК, фейсбук, одноклассники, инстаграмм). Именно там происходит общение, обмен различного рода информацией (фотографии, видеоролики, аудиозаписи). Все это происходит с реактивной скоростью. В режиме онлайн выкладываются материалы поездок, отдыха с родителями, из детских оздоровительных лагерей, конкурсов. Создаются форумы и чаты, где активно обсуждаются какие-то события или идеи. Ведутся блоги, это своего рода интернет-дневники или журналы, в которые систематически добавляются новые записи. Блогер может найти в сети друга или слушателя, посредством блога можно заявить о себе, можно поделиться мыслями, идеями, творениями. Это возможность поделиться проблемами и получить поддержку, совет большого количества людей, это своего рода психотерапия. Быть на виду, быть в центре внимания, в центре события модно, актуально. Медиаповедение современных детей можно считать активным.

Ребенок, который занимается хореографией хочет быть успешным в своей области. Осознанно или нет, но он ищет информацию в Интернете, просматривает материалы фестивалей, конкурсов, анализирует и сопоставляет выступления соперников, делится своими размышлениями внутри коллектива в соцсетях. Это происходит вне занятий хореографией. Это часть жизни ребенка. Учитывая данный факт, педагог создает группы в интернет-пространстве. Здесь он видит обсуждения, активно в них участвует, корректирует, помогает понять сложные ситуации и моменты. А еще сам выкладывает интересную информацию, фотографии выступлений, танцевальные номера с конкурсов, достижения, комментирует, дает оценку, мотивирует…

Одной из особенностей психологического развития ребенка в младшем школьном возрасте является то, что педагог для ребенка безоговорочный авторитет. Воздействие негативной информации извне легко корректируется педагогом, дети легко усваивают суждения взрослого, авторитет знаний старшего велик. Постепенно у ребенка накапливается свой объем знаний, умений, навыков, формируется устойчивый круг общения, снижается значимость отношений с педагогом, но не исчезает полностью. В группах подростков, авторитетом являются сверстники и ребята более старших групп. Сущность воспитательного механизма, связанного с взаимодействием учащихся между собой, состоит в том, что этот механизм возникает и действует только тогда, когда есть деятельность[5]. Деятельность в хореографическом коллективе – это, прежде всего, работа над танцем, над образом, над техникой, четкостью исполнения движения, над артистизмом. В одном из наших коллективов существует пример преемственности поколений. Более старшие обучающиеся помогают освоить навыки танцевания новичкам. Коллективная и тщательно организованная деятельность в хореографическом коллективе создает предпосылки для формирования отношений делового сотрудничества и ответственности. Задача педагога профессионально, грамотно использовать общение детей между собой. Не менее важной составляющей в воспитании детей, является связь с родителями. WhatsApp,Viber – это приложения, позволяющие обмениваться сообщениями, изображениями, аудио и видеофайлами, а также звонить другим пользователям сервиса. У педагога и родителей в наших творческих объединениях есть группы в данных приложениях. Родители и педагог постоянно в курсе событий, которые происходят в коллективе. Соответственно, педагог является проводником, медиатором между родителями и детьми в рамках хореографического объединения.

Мы все являемся частью медиапространства, при том, что можем производить и потреблять информационный продукт. Но ведь у любого продукта есть качество. В данном случае, нашей задачей является научить различать хорошее и плохое, качественное и некачественное, прививать эстетический вкус, культурные ценности.

Реальность современной жизни такова, что педагоги обучаются грамотности освоения информационной среды параллельно с детьми. При постановке хореографических номеров необходимо учитывать много аспектов: подобрать репертуар по возрасту ребенка, придумать сюжет номера, подобрать образ, подобрать музыкальный материал, где обязательно должна учитываться музыкальная драматургия. Необыкновенную красоту создает рисунок танца, подбор костюма [5]. Для этого хореограф использует медиапространство и является медиатором информации для учащихся.

Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания обучающихся младшего школьного возраста. Кроме того, может вызвать скуку на занятии. В то же время, не стоит ограничиваться только практическим показом педагога движений. В этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно. Самым простым доступным, действенным методом является показ готовых подобных материалов, картинок, видео в идеальном исполнении. В старших группах учащиеся самостоятельно пользуются информацией. Задачей хореографа является корректировка полученной информации и направление или ориентировка на нужные ресурсы.

Создание индивидуального номера для танцевальной пары, процесс трудоемкий, занимающий немало времени в связи с обработкой большого количества информации в интернете. Педагог совместно с обучающимися просматривают материалы конкурсов, наиболее интересные выигрышные вариации, изюминки, которые хочется повторить и вставить в свою танцевальную программу. Задача педагога оценить возможность использования выбранных элементов данным обучающимся в данной конкретной программе и научить. У каждой танцевальной пары есть своя индивидуальная программа из 10 танцев, которую она демонстрирует на турнирах. Когда готова танцевальная программа, не менее важным аспектом является создание образа и костюма. Это тоже совместный творческий процесс, в который включаются и родители. Вот яркий пример медиатворчества, который работает на практике.

Хореографы используют различные программы для монтажа музыкального произведения: замедления или увеличения темпа произведения (WAVE EDITOR, Audaciti). Для нарезки видеоматериалов используют: редактор МОV AVI.

В доступном режиме в интернете существует множество редакторов. Задача педагога проанализировать предложенные редакторы, провести рейтинг по предоставляемым возможностям и предложить использовать обучающимся.

Старшие учащиеся при наличии желания самостоятельно изучают данные программы и тоже используют их. Это метапредметный результат, который получают обучающиеся хореографических объединений.

В соц.сетях существуют группы в помощь педагогам-хореграфам: Творческое движение «Вдохновение» https://vk.com/vdoxnovenie_fesf, где проводят он-лайн семинары, он-лайн марафоны для коллективов, конкурсы и фестивали, где происходят общение именитых танцоров, членов жюри различных конкурсов и педагогов- хореографов; Российский танцевальный союз http://rdu.ru, танцевальный сайт Ballroom.ru http://www.ballroom.ru/i.asp?id=4068 , на котором можно просматривать фотографии, видео и различные танцевальные события.

Существует единый федеральный информационный портал о танцевальном спорте в Российской федерации https://rdsu.info, на котором танцоры узнают о различных новостях в области танцевального спорта, просматривают графики соревнований, и их правила. Не менее популярным является ресурс ютубе, которым активно пользуются наши танцоры, выкладывают свои выступления, участвуют в дистанционных танцевальных конкурсах. Размыты границы между городами и странами.

Как видим, обучение медийно-информационная культуре, вполне, возможно в хореографических коллективах. Думается, что она не просто дает возможность учащимся контролировать процесс своего образования. Технологии медиаобразования становятся логичным фрагментом и частью современной образовательной среды. И формирование критического мышления, и реализация художественно-творческого потенциала личности находятся в русле базовых преобразований современной организации дополнительного образования.

Литература

  1. Алдамжаров А.К. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школа спортивно-бального танца» – Оренбург: ГБУДО «ООДТДМ им. В.П.Поляинчко», 2017.-118с.
  2. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины- М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006.
  3. Гамезо, М. В. Учеб. пособие. Возрастная и педагогическая психология.-  М.: Педагогическое общество России, 2004.- 512с.
  4. Дзялошинский И. М.  Медиа и социальная активность молодежи. Медиаобразование: от теории – к практике/ Сб.  материалов III Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование молодежной аудитории», составитель И.В. Жилавская. Томск: ТИИТ / серия Библиотека САМО, 2009.
  5. Игнатова, И.Б. Учеб. Пособие. Коллектив художественного творчества: проблема педагогического руководства  - Белгород, БГИКИ, 2007.- 178с.
  6. Федоров А.В., Левицкая А.А. Медиаобразовательные центры: научные исследования и практическая деятельность.- Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 
  7. Хэлловэлл Э.Не отвлекайте меня. Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что. -М.:изд. Манн, Иванов и Фербер,2017.
  8. Интернет-портал. /Я  ответственный родитель/ Статья «Дети в интернете»/ [Электронный ресурс]   - http://www.yaroditel.ru/parents/base/experts/deti-v-internete-pamyatka-dlya-roditeley/

Дополнительная информация