Обучение медийно-информационной грамотности как медиаобразовательный проект

УДК 374
ББК 77.5

Айгуль Амангалейевна ТажмуратоваАйгуль Амангалейевна Тажмуратова,
Оренбургский областной Дворец творчества
детей и молодежи им. В.П. Поляничко


Аннотация: Данная статья посвящена исследованию содержания понятия «медиаобразовательный проект» в научной среде и практике апробации авторского медиаобразовательного проекта в условиях детского оздоровительного лагеря.

В академической среде отсутствует единый подход к пониманию содержания понятия «медиаобразовательный проект», в трактовках разных авторов данное понятие рассматривается либо как способ создания медиапродукта, либо как использование воспитательных и учебных технологий для обучения массмедиа. В статье автором уточняется содержание понятия «медиаобразовательный проект», под которым понимается проект по обучению учащихся медийно-информационной грамотности; уточняются условия, содержание и результат реализации медиаобразовательных проектов в образовательной среде дополнительного образования.

Ключевые слова: медиаобразовательный проект, медиапродукт, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, медиадеятельность, информационные и медиатехнологии, медийная и информационная компетентности.

Learning media information literacy as a media education project

Aigul Amangaleyevna Tazhmuratova,
Orenburg Regional Palace of Children and Youth. V.P. Polyanichko

Abstract: This article is devoted to a research of maintenance of the concept "media educational project" of the scientific environment and practice of approbation of the author's media educational project in the conditions of children's recreation camp. In the academic environment, there is no uniform approach to the understanding of the maintenance of the concept "media educational project", in interpretations of different authors this concept is considered or as a way of receiving a media product, or as the use of educational and educational technologies for the training of mass media. In the article, the author specifies the maintenance of the concept «media educational project» which is understood as training of pupils of media and information literacy, conditions, contents, and the result of the implementation of media educational projects in the educational environment of additional education are specified.
Keywords: the media educational project, a media product, the additional general education all-developing program, media activity, information and media technologies, media and information competence.

Cкачать статью в .pdf

В современном мире информационных ресурсов медиаобразовательный проект рассматривается, прежде всего, как способ создания медиапродукта, либо как использование воспитательных и учебных технологий для обучения массмедиа.   

По мнению И.А. Фатеевой «медиаобразовательный проект – разновидность проектной технологии, в рамках которой учащиеся совместно с педагогом осуществляют реальную медиадеятельность, т.е. занимаются производством газеты, журнала, теле-или радио-передачи, интернет-сайта, фильма или видеоролика и т.д.» [2]

М.В. Соломатова под медиаобразовательным проектом понимает  «медиаобразовательную деятельность, имеющую начало и конец во времени, и направленную на создание определенного медиапродукта»[3].
По мнению А.А. Морозовой «любой медиабразовательный проект, являясь специфическим средством массовой информации, является также и средством массовой коммуникации, средство массовой информации, которое использует активный метод обучения теоретическим и практическим умениям в сфере радиовещания. Иными словами, это такой проект, который способен обучить человека как просто ориентироваться в сфере радио, так и создавать, согласно всем правилам радиовещания, продукт, готовый для выхода в эфир» [1].

В практике реализации медиаобразовательного проекта данное понимание содержания феномена является наиболее распространенным.

Попробуем уточнить содержание понятия «медиаобразовательный проект» и рассмотреть данный феномен  в более широком понимании, а также показать практику реализации медиаобразовательного проекта в деятельности творческих объединений организации дополнительного образования.

Медиаобразовательный проект был разработан и реализован в детском творческом объединении на базе Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко в 2014 году. Профильная смена художественного направления «МИГ танца» – один из внедренных медиаобразовательных проектов в условиях детского оздоровительного лагеря летом 2018 года.

Актуальность реализации данного проекта в образовательной среде дополнительного образования не вызывает сомнения, так как отвечает на крайне актуальную в настоящее время потребность подростков в межпредметности, а также фиксирует весьма перспективные интеграционные процессы в системе образования.

Современные подростки не воспринимает информацию узко и однобоко. Сетевой поток, который просто обрушивается на детей из различных источников, требует координации и направляющих действий педагога. Здорово, конечно, что сегодняшние тинейджеры не воспринимают линейную педагогику и долгие разъяснения, их реактивное восприятие окружающего, порой восхищает. Поколение, можно сказать, целостное, их представления о мире сформировали гаджеты, социальные сети, интернет-пространство, каналы информации. Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых – реакция эмансипации. Стремление освободиться от контроля, покровительства старших – родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. При этом IT-технологии проникли в повседневную жизнь, что привело к появлению неконтролируемых потоков информации, отсюда спектр знаний колоссален, хотя сами знания неглубокие. 

В понимании автора основной задачей педагога является обучение анализу, систематизации и применению информации в жизнедеятельности человека. Безусловно, что задача медиаобразовательного проекта – обучение медиаграмотности. Таким проектом может стать дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Практика реализации медиаобразовательного проекта в условиях дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиалидер» имеет социально-педагогическую направленность [4]. Содержание программы нацелено на развитие у учащихся «двойной компетенции», которая предоставляет дополнительную возможность создания благоприятных условий для развития и поддержки лидерских качеств детей в различных областях информационных и медиатехнологий, интеллектуальной и творческой деятельности. Помимо построения учебного процесса на основе изучения медиатехнологий, программа «Медиалидер» призвана формировать качества лидера, использующего современные информационные технологии. На занятиях в объединении учащиеся разрабатывают фото- и видеопроекты, исследовательские, творческие проекты, направленные на развитие организаторских и коммуникативных качеств.

Целью программы является формирование лидерских качеств учащихся, посредством применения медиатехнологий.

В ноябре 2016 года Онлайн-журнал ТЦ Компетенции провел исследование «Взгляд поколений: будущее медиа, лидерства и коммуникаций» по 6 странам, включая Россию, СНГ и страны Восточной Европы. Данное изучение выполнялось в рамках Leadership Dialog Forum – крупнейшей в Восточной Европе площадки для обсуждения актуальных тенденций медиа, лидерства и коммуникаций, выявления и поощрения лучших практик и проектов. Участники всех возрастных групп сходятся во мнении, что лидера будет определять, в первую очередь, высокие коммуникативные навыки (71% респондентов). Также лидеру будущего должны быть присущи внимание к людям (66%), широкий кругозор (63%), честность и транспарентность в работе (52%), приверженность идее, над которой он работает (52%), высокий интеллект (51%). Опрошенные отметили такое качества как желание и умение присутствовать в публичном поле, медийность (43%), что полностью соответствует характеру ожидаемых изменений рынка медиа и коммуникаций в будущем [5].

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Медиалидер» обусловлена, с одной стороны, пос­тоянно повышающимся интересом человечества к изучению возможностей информационных, медийных технологий и, с другой, острой потребностью общества в развитии творческих способностей молодежи, в привитии ей вкуса к медиаобразованию; формированием у учащихся целостной картины мира, необходимостью владения современными информационными и медиатехнологиями, форм социального проектирования, механизмов защиты своих прав и многого другого, что требует приобретения дополнительных знаний и умений, постоянного их обновления.

В ходе реализации программы у учащихся формируются именно те универсальные учебные действия, которые наиболее полезны для них. Так, например, обучение на всех этапах реализации программы является интерактивным. Это позволяет организовать учебную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся, опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания, жизненный опыт, самостоятельно разрешал определенные ситуации и проблемы в процессе взаимодействий: «учащийся–информация», «учащийся–ситуация», «учащийся–знания», «учащийся–проблема», «учащийся–учащийся», «учащийся–группа» и «учащийся–родитель». Это, в целом, развивает способности подростков к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, как необходимой составляющей УУД.

Ведение электронных творческих файлов (портфолио работ), в свою очередь, также актуально для обучающихся подросткового и юношеского возраста, поскольку в этот период наиболее активно протекают процессы становления личности и профессионального самоопределения.

Реализация проектной деятельности востребована учащимися данного возраста в связи с тем, что дает им возможность удовлетворять потребности, связанные с самостоятельной творческой деятельностью.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиалидер» предполагает освоение материала на стартовом, базовом и продвинутых уровнях.

Вариативная часть организуется в форме индивидуальных образовательных маршрутов; интегрируется в инвариантную часть программы и реализуется по желанию учащихся. В течение I полугодия первого года обучения учащийся уже может выбрать индивидуальный образовательный маршрут.  

Результат прохождения по индивидуальному образовательному маршруту – создание медиапроекта и защита его на мероприятии любого уровня (городского, регионального, всероссийского и международного). При таком способе структурирования материала открываются большие возможности для деятельности учащихся с использованием медиатехнологий  подростков, которая направлена на развитие их одаренности.

Программа предусматривает использование активных и интерактивных форм и методов работы, таких как мозговой штурм, учебно-исследовательский метод, работа с различными источниками информации, защита выполненных проектов. Результативное использование исследовательской и творческой деятельности детей ведет к активному получению медиаобразования.

Формами образовательного процесса являются: лекции с применением презентаций и видеофильмов, беседы, экскурсии на телеканалы, в фотостудию с приглашением специалистов, практические занятия, упражнения, комбинированные, интегрированные занятия, проблемные и поисковые занятия, обсуждение работ учащихся, защита творческих работ.

При освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отслеживаются три вида результатов: личностные, предметные и метапредметные, что позволяет определить динамическую картину творческого развития учащихся.

 

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Личностные результаты

– имеет внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к обучению;
– имеет учебно-познавательный интерес к новому предметному материалу и способам решения частной задачи;
- умеет корректно отстаивать свою точку зрения;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

– ориентирован на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
– уважительно относится к процессу и результату труда;
-умеет работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- умеет вести себя в коллективе согласно принятым правилам.

– умеет самостоятельно принимать решения по проектной деятельности;
– ориентирован на мотивацию к социально-значимой деятельности;
- владеет навыками самоуправления в группе;
- ориентирован на создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Мета
предметные результаты

– работает по предложенному педагогом плану;
– умеет выбирать целевые установки для своих действий и поступков;
- выполняет работу, связанную с освоением медиатехнологий;
– участвует в мероприятиях;
- имеет первоначальные навыки работы с аудиторией;
– умеет работать с различными источниками информации (учебной, научно-популярной, интернет-ресурсами);
- умеет творчески подходить к собственной деятельности;
- развиты познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
- умеет самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

– имеет коммуникативные навыки;
– умеет применять полученные знания на практике;
– умеет творчески подходить к выполнению задания;
– умеет ставить цель и планировать процесс ее достижения;
– умеет подготовить творческую работу, представить себя и свою работу;
– участвует в мероприятиях различного уровня;
– имеет устойчивое внимание и наблюдательность;
- делает обобщения и выводы по материалам творческого проекта.

- владеет навыками информационной и медиакомпетентности(выстраивать диалог с разными по возрасту и социальному положению людьми, выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы и т.д.);
- владеет навыками инструкторской деятельности (может обучать других);
- имеет способность к аналитическому и критическому мышлению, исследованию социально значимой проблемы, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций;
- имеет навыки работы в команде;
- ориентирован на проявление творческих и интеллектуальных способностей;
- умеет самокритично относиться к себе.

Предметные результаты

– владеет азами специальной терминологии;
- знает основы работы с фотоаппаратом, видеокамерой, программой видеомонтажа;
- владеет знаниями о коллективном целеполагании, законодательстве в сфере информации, основах актерского мастерства, отличительных чертах лидера от менеджера;
- умеет получать более полное представление о медиатехнологиях;
- знает основы оформительского дела

- знает современные медиатехнологии;
- знает о профессиях, связанных с медиатехнологями;
- знает о медиакультуре и медиалогии, видах общения, видах медиапространства;
- знает об отображении звукового и зрительного изображения в медиапространстве;
- умеет ориентироваться в информационных ресурсах;
- владеет знаниями о социальных ролях в команде;
-    владеет знаниями о проектной деятельности.

- знает о современных медиатехнологиях, лидерских качествах руководителя массмедиа (навыков руководства и умений руководить);
- знает о теории и истории медиапсихологии;
- знает технологию разработки телесюжета;
- владеет навыками работы с медиа-средствами;
- владеет навыками проектной деятельности;
- освещает мероприятия отдела музыкально-художественного образования ГБУДО ООДТМ им. В.П. Поляничко, применяя навыки работы с медиа.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – на формирование универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса. В настоящее время приобретает актуальность такой вид индивидуального обучения, как формирование  индивидуальных образовательных маршрутов учащихся [6].

Результатом работы по индивидуальному образовательному маршруту является создание творческих проектов. Индивидуальный образовательный маршрут может быть изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач.

Успех прохождения индивидуального образовательного маршрута при работе над проектом во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах проектной деятельности.

Учащиеся, которые не выбрали индивидуальные образовательные маршруты, пишут тестовые работы по изучаемой теме и представляют их на проверку в конце учебного года.

При организации занятий педагогический процесс строится в форме поиска решений как конкретных задач, так и извечных общечеловеческих проблем. Поэтому при реализации программы используются разнообразные образовательные технологии:
- технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества;
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение;
- педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения, групповые и коллективные способы обучения, компьютерные (информационные) технологии и др.;
- здоровьесберегающие технологии – отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания; рациональная организация учебного процесса, соответствие возрастным возможностям ребенка;
- технология личностно-ориентированного образовательного процесса.

В работе используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский [7]. Эффективно использование метода учебной дискуссии. В его основу могут быть положены высказывание, предположение в которых заключена та или иная проблема. Дискуссии помогают определить свою точку зрения, свое отношение к различным сторонам личности человека, а педагогу – диагностировать степень сформированности взглядов и убеждений школьников. В процессе учебной дискуссии формируются умения критически оценивать факты, явления, доказывать и обосновывать свои выводы и точку зрения. Развитие названных умений способствует нравственному  развитию личности. Обсуждения, дискуссии, споры формируют стремление к поиску оптимального решения возникающих проблем.

Использование исследовательских методов предусматривает определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотез и их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных пр.);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Разработка проекта предполагает поэтапное продвижение к цели.

Предусмотрены экскурсии:
- Экскурсия в фотошколу В. Медведева
- Экскурсия на телеканал «Орен-ТВ»

Как результат работы по данному медиаобразовательному проекту – участие и призовые места на фестивалях и конкурсах различного уровня. Что касается количественных показателей – 80% времени занимает самостоятельная работа учащихся – поиск, отбор, обработка, анализ информации, создание медиапродукта. Если посмотреть на цифры, то с уверенностью можно сказать, что выстроенная модель работает.


годы
медиапродукты

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

2016-2017 уч. год

2017-2018 уч. год

Видеопроекты

8

19

19

22

Фотопроекты

0

1

1

3

Эффективность работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Медиалидер» натолкнула на мысль, что можно создать и краткосрочный медиаобразовательный проект. Например, это может быть образовательная программа с профильным компонентом в условиях детского оздоровительного лагеря. И опять же ее целью является не создание медиапродукта, как такового, а развитие у подростков хореографической, медийной и информационной грамотности через включение в творческую деятельность в условиях детского оздоровительного лагеря.

Отличительной особенностью данного краткосрочного проекта является тот факт, что подросткам предоставляется возможность в условиях детского оздоровительного лагеря совершенствовать технику хореографии и медийные навыки, применять их на практике, интегрируясь в воспитательную систему оздоровительной организации. [8] Возможен вариант проведений занятий, например, по актерскому мастерству, как одной из форм проявления свободы самовыражения и информационной грамотности. Особенностью профильной смены является тот факт, что за короткий срок возможно интенсивное обучение подростков, при активном использовании традиций ВДЦ «Орленок», принципа романтики, игры и интереса. Кроме того, именно удаленность от города, территориальная закрытость от привычной повседневной жизни позволяет сконцентрировать внимание тинейджеров на образовательном процессе.

Новизна проекта заключается в попытке объединить обучение хореографической культуре и медиаобразованию в условиях проведения профильной смены, отсюда название – «МИГ танца». Причем, два этих направления, проникая друг в друга могут мирно сосуществовать. Так, скажем для формирования медийной и информационной компетентностей необходимо освещать образовательный процесс по хореографии. И, наоборот, для формирования ценностно-смысловых компетенций у юных танцоров можно принять участие в фотоквесте.

Художественное направление гармонично встраивается в структуру образовательной программы, ее реализация ориентирована на развитие творческих способностей. Кроме того, она позволяет ориен­тировать на корректировку и развитие ком­муникативных и интеллектуальных способностей учащихся, развитие ли­дерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков, создать и обеспечить эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям.

В реализации образовательной программы с профильным компонентом «МИГ танца» принимают участие учащиеся танцевальных коллективов и объединениий по медиаобразованию.

Обучающие занятия по профилю смены ведут специалисты: хореографы, руководители фото- видеостудий, педагоги дополнительного образования. Занятия проводятся по группам, которые формируются в соответствии с направлением обучения –хореографическое, медийно-информационное. В программу занятий по хореографии включаются темы по джаз-модерн танцу, современной хореографии, спортивным бальным танцам. В разделе по медиаобразованию изучаются основы теории фотографии, видеомонтажа, актерского мастерства.

В профильной смене «МИГ танца» создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. На первом сборе вырабатываются правила работы в отряде, избирается командир, заместитель, ответственные за социальное развитие, культуру, спорт, средства информации. Все дела готовятся общим коллективом, создается

Совет дела, распределяются поручения. Ежедневно в конце дня проводятся отрядные огоньки, где участники смены обсуждают прошедший день, выделяют отличившихся [9].

В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого ребёнка в отряде. Бонусы ребята получают за активное участие в каждом виде деятельности, предложенном участникам смены. У всех есть выбор – проявлять себя в чём-то одном, или участвовать в нескольких направлениях. В зависимости от этого каждый может набрать определенное количество бонусов по результатам окончания смены. В конце смены устраивается ярмарка бонусов, где участники могут получить определенный приз за активность. Кроме того, ежедневно на отрядном огоньке называются имена отличившихся ребят. Давно известно, если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности.

В целом, количественным результатом смены становится медиапродукт – видеоролик о содержании смены. Качественными показателями становятся:
- знания и практические навыки техники джаз-модерн танца, современной хореографии, спортивным бальным танцам, репетиционно-постановочной деятельности;
- знания и практические навыки актерского мастерства;
- знания и практические навыки работы в программах обработки фотографий, видеомонтажа;
- умения к танцевальной импровизации;
- нравственно-эстетический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- умения применять полученные знания по хореографии, медийной и информационной грамотности на практике.

Таким образом, медиаобразовательный проект – это не только создание медиапродукта. Это, прежде всего, «живой организм», призванный научить детей ориентироваться в потоке информации, производить отбор, систематизацию, а, главное применять ее на практике. Кроме того, хотелось бы отметить, что обучение медийно-информационной грамотности в рамках медиаобразовательного проекта возможно в любой сфере образования, в том числе дополнительного. Уникальным является тот факт, что краткосрочный медиаобразовательный проект «МИГ танца» апробирован в сфере художественного образования. Это доказывает, что медиаобразование возможно не только в сфере СМИ [10]. Важно понимать, что данные проекты сегодня охватывают все направления развития образования.

Литература

  • Морозова А.А. Медиаобразовательный проект как средство коммуникации (на примере учебного радио)// Образовательные работы: Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ) http://r.bookap.info/work/523520/Mediaobrazovatelnyj-proekt-kak-sredstvo (дата обращения: 10.06.2018).
  • Фатеева И.А Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. Вып. 94. 2015. № 5 (360). С. 40-46.https://cyberleninka.ru/article/v/novye-tehnologicheskie-formaty-mediaobrazovatelnyh-proektov (дата обращения: 10.06.2018).
  • Соломатова М.В. Медиаобразовательный проект как форма проектной технологии // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf) (дата обращения: 10.06.2018).
  • Тажмуратова А.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Медиа-лидер» – Оренбург: ГБУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко, 2017.
  • Цифровой журнал Компетенции //ноябрь, 2016. http://hr-media.ru/issledovanie-vzglyad-pokolenij-budushhee-media-liderstva-i-kommunikacij-predstavlenno-na-sammite-leadership-dialogue-forum/ (дата обращения 31.07.2018).
  • Хиценко А. Индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОО // Международный образовательный портал МААМ.RUhttp://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-pedsovete-individualnyi-obrazovatelnyi-marshrut-pedagoga-do.html(дата обращения 31.07.2018).
  • Классификация методов обучения //Сайт StudFiles.net. https://studfiles.net/preview/2957338/page:47/.
  • Тажмуратова А.А. Образовательная программа с профильным компонентом «МИГ танца»- Оренбург: ГБУДОООДТДМ им. В.П. Поляничко, 2018 (дата обращения 31.07.2018).
  • Развитие_самоуправления_в_отряде_и_лагере //Сайт МетоВики для вожатых Летний лагерь.. https://summercamp.ru/(дата обращения 25.02.2018).
  • Сайт Медиаобразование в школе: зачем и как? http://schoolkidmedia.tilda.ws/page194757.html (дата обращения 28.07.2018).

Дополнительная информация