Миссия и современная практика медиаобразования

УДК 378.2
ББК 74.4

Владимир Васильевич ТулуповВладимир Васильевич Тулупов,
доктор филологических наук, 
профессор,
заведующий кафедрой рекламы и дизайна,
декан факультета журналистики Воронежского государственного университета

Аннотация: в статье рассматриваются трактовка понятия «медиаобразование», состояние медиаобразования на постсоветском пространстве и дается представление о медиаобразовании как об учебной дисциплине магистерского уровня.

Ключевые слова: медиаобразование, магистратура, магистрант, бакалавр, массмедиа, СМИ. 

Vladimir Vasilyevich Tulupov,
Doctor of Philology,
Professor,
Head of the Department of Advertising and Design,
Dean of the Faculty of Journalism, Voronezh State University.

MISSION AND MODERN PRACTICE OF MEDIA EDUCATION

Abstract: the article deals with the interpretation of the concept of "media education", the state of media education in the post-Soviet space and the idea of media education as an academic discipline of the master's level.
Key words: media education, master's degree, master's degree, bachelor, mass media.

Cкачать статью в .pdf

Трактовка понятия
Медиаобразование можно трактовать достаточно узко, видя под ним лишь работу с населением. В этом случае выделяют такие направления медиаобразования, как: образование в рамках курсов по медиакультуре будущих и действующих педагогов школ, училищ, техникумов и вузов;  обучение школьников и студентов всех направлений и специальностей среднего профессионального и высшего образования; развитие медиакультуры среди самых широких масс в учреждениях дополнительного образования, досуговых центрах (включая самообразование).

При широкой трактовке под медиаобразованием подразумевают и подготовку профессионалов: обучение будущих работников средств массовой информации (пресса, РВ, ТВ, интернет-СМИ); обучение будущих работников средств массовой коммуникации – кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.

На наш взгляд, справедливее первый подход, в рамках которого реализуется миссия медиаобразования по подготовке нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации и решается ряд педагогических задач: по обучению человека пониманию информации; по осознанию последствий ее воздействия на психику; по обучению способам общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Кстати, такой подход совпадает с позицией ЮНЕСКО, трактующей медиаобразование как часть основного права каждого гражданина любой страны (а именно – права на свободу самовыражения и получение информации), рассматривающей его как способ поддержки демократии.

Такой подход позволяет рассматривать медиаобразование как специальную учебную дисциплину, изучаемую в том числе будущими журналистами, которые должны владеть также медиаобразовательными методиками: ведь изучение специальных медиаобразовательных тем позволит сотрудникам средств массовой информации и средств массовой коммуникации, призванным работать с массовой аудиторией,  всячески содействовать ей в выработке умения находить качественную социально значимую информацию, отделять ее от некачественной информации, журналистскую информацию от коммерческой информации. Профессионалы, изучающие дисциплину «Медиаобразование», осознают и важность приобретения населением коммуникативных навыков, рассматривая социальные сети не только как конкурентов, но и помощников – тех, кто стимулирует СМИ работать изобретательнее и эффективнее.

Медиаобразование на постсоветском пространстве

Анализ состояния медиаобразования на постсоветском пространстве показал, что данное педагогическое направление развивается, хотя и не такими быстрыми темпами, как этого хотелось бы и как этого требует сложившаяся ситуация в нашу информационную эпоху.
Не следует думать, что медиаобразование – детище нового тысячелетия, оно стало активно развиваться уже в первой прошлого века как кинообразование, в т.ч. и в России. Одним из пионеров отечественного медиаобразования был воронежский ученый и практик Сталь Никанорович Пензин, памяти которого мы посвятили работу специальной секции 25-й Всероссийской научной конференции «Проблемы массовой коммуникации», прошедшей в Воронеже в мае 2016 г., и выпустили межвузовский сборник с участием коллег из Казахстана и Украины [1].
Сегодня медиаобразование является частью общего образования школьников, оно реализуется как дополнительное образование в различных досуговых центрах, как дистанционное образование населения и, наконец, как самостоятельное/непрерывное медиаобразование каждого человека в течение всей жизни. Не следует только, повторимся, под медиаобразованием понимать профессиональное образование журналистов, что является довольно распространенной ошибкой.

Далее представим обзор состояния медиобразования в некоторых странах нашего ближнего зарубежья.

Армения. Медиапедагоги этой страны опираются на наследие профессора Д. Н. Абрамяна, учитывая при этом мировые тенденции медиапедагогики. Так медиаобразовательное поле Армении представлено рядом интернет-сайтов (www.dpir.mskh.am, www.mediaeducation.am и др.), на которых активно и оперативно публикуется информация, связанная с деятельностью различных медиаобразовательных центров. Действует медийная библиотека им. Тиграна Айрапетяна [2], интересен опыт школьного интернет-сайта общеобразовательной школы [3].

Белоруссия. Белорусские медиапедагоги и исследователи медиа развивают теория развития критического мышления, а также культурологическую, эстетическую, практическую и социокультурную теории медиаобразования. Среди электронных ресурсов, позволяющих расширять коммуникационное поле, выделим два: «Солнечный свет надежды» [4] и «Белорусскую женскую сеть» [5]. 

Грузия. За последнюю четверть века развитие медиаобразования в Грузии  было отмечено несколькими знаменательными событиями: это открытие в 1992 г. Медиаобразовательного Центра Министерства образования и науки; запуск телевизионного канала «ЛТД», занимающегося производством образовательных фильмов для школьников и молодежи; старт в 2003 г. проекта «За развитие общего информационного пространства в Закавказье»; проведение в Тбилиси ежегодной международной выставки ElcomCaucasus, где были представлены современные разработки в области информационных технологий и телекоммуникаций; создание Компьютерного общества.

Казахстан. В Казахстане на медиаобразование  обратили серьезное внимание не так давно: в 2011 г. эта проблематика нашла отражение в документах, определяющих государственную информационную политику и деятельность гражданского сектора. Между тем конкретно-социологические исследования показали, что, городские дети уже с 12 лет имеют сотовые телефоны, владеют интернет-технологиями, часами находятся в социальных сетях. При этом интернет для тинейджерской и молодежной среды остается лишь способом развлечения, средой для знакомств и т.п. Эксперты считают, что «Медиаобразование» должно стать таким же общим предметом в средней школе, как и «Информатика», введенная в Казахстане на рубеже веков. Для этого необходимо политическое решение. Тем более Казахстан переходит на 12-летнее образование, а значит, будут вводиться новые курсы и предметы.

Молдова. Переход к информационному обществу в Молдове – это постепенный и сложный процесс, важной и актуальной проблемой которого выступает включение информационных ресурсов в систему образования подрастающего поколения, обеспечения свободного доступа к информации. В 2001 г. в стране провели Национальную Конференцию «Образование для всех», в числе задач которой были проблемы построения в Молдове единого информационного пространства, организация национальной программы «Образование для всех». Своевременными оказались молдавские проекты, связанные с интернет-обучением населения.

Украина. Развитие украинского медиаобразования связано с именами Г. Г. Почепцова, Г. В. Онкович, В. Ф. Иванова, Л. А. Найдёновой и Б. В. Потятиника. Последний  в 1999 г. создал во Львовском национальном университете Институт экологии массовой информации, и уже из названия понятно, что главной задачей ставилась  защиты от негативного влияния медиа.
Можно выделить общие подходы и проблем. медиаобразования на постсоветском пространстве:
- Медиаобразование – это вопрос национальной безопасности страны.
- Существует острая необходимость в подготовке квалифицированных медиапедагогов.
- Важно убеждать руководителей вузов, средних профессиональных учебных заведений, школ, иных учебных учреждений включать интегрированные или специализированные медиаобразовательные курсы в качестве хотя бы факультативных в свои учебные планы.
- Необходимо готовить учебную литературу по медиаобразованию для разных категорий слушателей.

«Медиаобразование» как учебная дисциплина
магистерского уровня
Факультеты журналистики должны ратовать за повсеместное внедрение медиаобразования и расширение его форм еще по нескольким причинам:

  1.  Необходимость воспроизводства аудитории всех видов СМИ (в том числе бумажной прессы, ориентированной на грамотного критически мыслящего читателя).
  2.  Необходимость поддержки качественных (социальных) СМИ (нарушение баланса в пользу развлекательных, глянцевых, желтых СМИ вытесняет из информационного поля качественную журналистику).
  3.  Необходимость специальной подготовки абитуриентов, обладающих особыми качествами для работы в массмедиа (грамотность, креативность, гражданственность и др.).

Полноценной системы обучения населения квалифицированным контактам с массмедиа, осознанному, критическому отношению к прессе, телевизионным и радиоканалам, а также к интернету в России нет. И думается, настало время включения в школьное, а затем и в вузовское обучение (хотя бы в качестве факультативного предмета) дисциплины «Медиаобразование»: ведь в информационную среду погружен каждый из нас, и перед каждым обязательно встает проблема поиска и выбора качественной информации журналистского или просветительского, коммерческого или развлекательного характера.

Начиная с середины 90-х годов прошлого века в России стали повсеместно открываться кафедры и факультеты журналистики. Сегодня таких центров подготовки работников СМИ в РФ уже более 130, и некоторые из них в заботе о будущем контингенте студентов открыли специальные классы, где не только знакомят старшеклассников с основами журналистики, но и учат детей самим готовить журналистские публикации, выпускать учебные газеты . Организовывались также подготовительные курсы, основной задача которых – подготовка к главному на журфаках вступительному испытанию: экзамену «Творческий конкурс». Но важно заметить, что и у учеников спецклассов, и у слушателей курсов остается свобода выбора даже: если кто-то решит не связывать свое будущее с журналистикой, знания об этой сфере и навыки работы с медиапосланиями останутся у человека на всю последующую жизнь.

В последние годы набирает ход медиакритика, выполняющая в том числе задачи медиаобразования. Ею занимаются прежде всего преподаватели факультетов журналистики, готовя публикации в местных СМИ по проблемам взаимоотношения власти и прессы, этике профессии, обзоры печати, органично вписывающиеся в тематическую структуру как федеральных, так и местных СМИ. Монографии, учебники, учебные пособия российских преподавателей и исследователей журналистики, научно-практические конференции, семинары по проблемам массмедиа, Фестивали, Дни прессы, областные и городские конкурсы журналистов (в том числе среди школьников, студентов, представителей спортивной, деловой и др. прессы) – все это также может способствовать эффективному медиаобразованию населения.

ХХI век неслучайно называют веком коммуникаций, и качество информации, в том числе передаваемой через СМИ, является главной проблемой нового времени. В роли коммуникаторов, использующих этот самый массовый канал, прежде всего выступают журналисты (корреспонденты и редакторы, собирающие, обрабатывающие и транслирующие общественно-политическую информацию), рекламисты, оформляющие определенным образом коммерческую информацию, пиармены, использующие СМИ для решения самых разнообразных задач по достижению своей основной цели – управление имиджем, и др. Во всех случаях основным средством становится слово – печатное или звучащее, дополняемое значимой визуальной информацией. Аудитория  находится под воздействием самой различной массовой информации – публицистической, официально-статистической, просветительской, развлекательной, рекламно-справочной и пр. Для аудитории СМИ важно воспринять сведения, которые так или иначе будут полезны ей, и вряд ли обыватель в массе своей задумывается о том, к какому виду относится та или иная публикация. Думается, для каждого человека важно отличать журналистскую информацию от информации коммерческой, и уж тем более самим профессионалам необходимо понимать, какой медиатекст они готовят – журналистскую статью, рекламную заметку или PR-публикацию.

Как известно, в магистратуру могут поступать выпускники любых бакалаврских направлений. Магистерские программы направления «Журналистика» могут выбрать: российские бакалавры и российские специалисты направления «Журналистика»; выпускники факультетов всех направлений гуманитарного и социального профиля; выпускники естественных факультетов российских университетов; иностранные бакалавры или специалисты направления «Журналистика», а также выпускники гуманитарных факультетов, выпускники естественных факультетов российских и зарубежных вузов. То есть часть магистрантов, несмотря на вступительные испытания, имеет достаточно расплывчатое представление о медиасистеме, тем более – о специфике публицистики, ее жанрах и т.д. Вот почему так важно включение в их учебный план дисциплины «Медиаобразование», овладение которой не помешает и тем, кто уже знаком с основами, историей,  теорией и практикой журналистики.

На первом занятии магистрантов знакомят с целями и задачами учебной дисциплины, а также структурой курса. Учащиеся выбирают темы рефератов на основе  вопросов, подготовленных преподавателем для промежуточной аттестации студентов («Возникновение и развитие массмедиа», «Массмедиа в XIX и ХХ вв.: сравнительный анализ тенденций», «Виды и формы медиаобразования», «Методика проведения социологического исследования предпочтений аудитории в области медиакультуры» и др.).

Параллельно студенты выбирают СМИ для подготовки обзора из предлагаемого списка, подобного этому:

Федеральные газеты: «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Коммерсантъ», «Новая газета», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Российская газета», «Собеседник». Местные газеты: «Берег», «Воронежский курьер», «Коммуна», «МОЁ!», «Семёрочка», Федеральные журналы: «Журналист», «Журналистика и медиарынок», «Огонёк», «Русский репортер», «Советник». Местные журналы: «Воронеж», «Де-факто», «Пульс», «Слова». Федеральные ТВ-каналы: «Звезда», «Культура», НТВ, «Первый канал», ОТР, «Россия», ТВЦ. Местные ТВ-каналы: ВГТРК, «Губерния». Федеральные РВ-каналы: «Авторадио», «Вести Радио», «Голос России», «Дорожное радио», «Европа Плюс», «Радио Маяк», «России FM», «Серебряный дождь». Местные РВ-каналы: ВГТРК, «Благовестие», «Борнео». Федеральные сайты: «Газета.ру», «Релга.ру», «Свободная пресса», «Частный корреспондент». Местные сайты: 36он, «Абирег», «Время Воронежа», Горком36 .

В течение последующей недели каждый студент получает электронные файлы методических материалов, в том числе подробный тематический план курса с указанием фамилий студентов, выступающих в определенный день с рефератом или с обзором СМИ. Предлагается и библиографический список литературы, необходимый как для написания реферата, так и для подготовки к зачету [6].

На первом же занятии студенты получают домашнее задание по заполнению специальной анкеты с вопросами  «С чем ассоциируется для Вас слово «журналистика»?», «Какими свойствами, на Ваш взгляд, должна обладать массовая информация?», Какие из функций СМИ являются для Вас наиболее важными?» и др. [7]. На одном из последующих занятий преподаватель анализирует ответы на анкету – его комментарии служат углублению знаний студентов, связанных с пониманием массмедиа, журналистики, публицистики и др.

В рамках изучения данной дисциплины предполагается также выпуск специального номера газеты «Медиаобразование» силами слушателей дисциплины, из числа которых выбирается редактор и ответственный секретарь (остальные – корреспонденты); посещение учебных редакций факультета журналистики и одной из редакций местного СМИ.

Такой подход помогает достижению цели учебной дисциплины «Медиаобразование» (анализ развития медиаобразования с точки зрения его использования в процессе обучения  аудитории) и решению ряда задач (изучение понятийного аппарата медиаобразования; характеристика основных этапов исторического развития медиаобразования в мире; анализ современной социокультурной ситуации, особенностей развития медиаобразования в различных странах; изучение медиаобразовательной методики). Являясь одной из дисциплин по выбору, «Медиаобразование» осваивается магистрантами параллельно с дисциплинами «Современные теории массовой коммуникации», «Деонтология журналистики» и ряда профильных дисциплин. Этот курс является необходимым для эффективного изучения последующих дисциплин «Методология и методика медиаисследований» и «Современные медиасистемы», что позволяет студентам оценить роль медиа в современном мире, представить в комплексе мировую систему массовой информации, освоить современные методы работы с аудиторией.

Такой подход позволяет сформировать как общекультурные компетенции (понимание высокой социальной значимости журналистики в обществе, развитая мотивация к выполнению профессиональной деятельности; культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения), так и профессиональные компетенции (основательное владение системой знаний, касающихся  журналистики как части системы массовой коммуникации; знания в области учебно-педагогического процесса – преподавания журналистских дисциплин).

Литература

  1. Медиаобразование: опыт и перспективы. Межвузовский сборник. Выпуск 1. – Воронеж : Кварта, 2016.
  2. www.gradaran.mskh.am
  3. www.mskh.am
  4. http://sunlight.iatp.by
  5. http://belwomnet.iatp.by
  6. Бевор Э. Юные, медиа и медиаобразование / Э. Бевор // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. – Москва, 1994. – С.29-35;
  7. Берман Л. Ребятам о газете: Что делать с газетой школьнику и пионеру / Л. Берман, И. Халтурин. – Ленинград, 1927;
  8. Бондаренко Е. Медиаобразование как фактор реализации стандартов в образовательной области «Обществознание» / Е. Бондаренко // На пути к 12-летней школе. – Москва, 2000. – С.188-194;
  9. Вартанова Е. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели /Е. Вартанова, Я. Засурский // Информационное общество. – 2003. – № 3. – С.5-10;
  10. Доценко Е.  Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е. Доценко. – Москва, 2000;
  11. Дэннис Э. Беседы о масс-медиа / Э. Деннис, Д. Мэррилл. – Москва, 1997;
  12. Журналистика и медиаобразование-2007. – Белгород, 2007; Журналистика и медиаобразование в XXI веке. – Белгород, 2006;  Журналистское образование в XXI веке: Кого, кому и как учить журналистике? – Екатеринбург, 2000;
  13. Засорина Т. Профессия – журналист / Т. Засорина, Н. Федосова. – Ростов-на-Дону, 1999;
  14. Корконосенко С. Преподаем журналистику: Профессиональное и массовое медиаобразование / С. Корконосенко. – Санкт-Петербург, 2004;
  15. Короченский А. «Пятая власть»?: Медиакритика в теории и практике журналистики / А. Короченский.  – Ростов-на-Дону, 2003;
  16. Медиаобразование: опыт и перспективы. Сборник материалов секции «Медиаобразование» XXV Всероссийской научно-практической конференции исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью «Проблемы массовой коммуникации». Вып. 1 / Под ред. В.В. Тулупова. – Воронеж, 2016;
  17. Медиаобразование сегодня: Содержание и менеджмент. – Москва-Таганрог-Апатиты, 2002; Новикова А.  Медиаобразование в англоязычных странах / А. Новикова // Педагогика. – 2001. – № 5. – С.87-91;
  18. Обучение написанию сочинений разных жанров: Методические рекомендации. – Москва, 2000;
  19. Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования / В.Н. Панкратов. – Москва, 2004; Преподавание дисциплин печатных СМИ: Методика и практика. – Москва, 2007;
  20. Преподаем журналистику: взгляды и опыт. Медиаобразование: концепции и перспективы. – Санкт-Петербург, 2006;
  21. Прохоров Е. Исследуя журналистику: Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ / Е. Прохоров. – Москва, 2005;
  22. Рэндалл Д. Универсальный журналист / Д. Рэндалл. – Великий Новгород-Санкт-Петербург., 1999;
  23. Свитич Л.  Профессия – журналист / Л. Свитич. – Москва, 2003; 
  24. Сиберт Ф. Четыре теории прессы / Ф. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. – Москва, 1998;
  25. Страшнов С. Актуальные медиапонятия / С. Страшнов. – Иваново, 2012;
  26. Страшнов С. Основы массового медиаобразования: Учебное пособие / С. Страшнов.. – Воронеж, 2009;
  27. Тулупов В. Азбучные истины / В. Тулупов. – Воронеж, 2015;
  28. Тулупов В. Уроки журналистики / В. Тулупов. – Воронеж, 2015; Тур К. Книга идей для преподавателей журналистики / К. Тур. – Москва, 2006;
  29. Фатеева И. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации / И. Фатеева. – Челябинск, 2007;
  30. Федоров А.В.  Медиаобразование в странах Восточной Европы / А.В. Федоров, А.А., Левицкая, И.В. Челышева и др. – Москва, 2014;
  31. Федоров А. Медиаобразование во Франции / А. Федоров // Alma mater: Вестник высшей школы. – 2001. – № 3. – С.46-47;
  32. Федоров А. Медиаобразование: История, теория и методика / А. Федоров.  – Ростов-на-Дону, 2001; 
  33. Шариков А. В. Медиа-образование / А. Шариков // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1. – Москва, 1993. – С.555-556;  Шариков А.В. Проблемы изучения средств массовой коммуникации в школах Запада / А.В. Шариков // Советская педагогика, 1988. –  № 5. – С.125-130;
  34. Якушина Е. Новая информационная среда и интерактивное обучение: Работа в Сети Интернет / Е. Якушина // Лицейское & гимназическое образование, 2000. – № 2. – С.22-25.
  35. Страшнов С. Л. Основы массового медиаобразования: Учебное пособие / С.Л. Страшнов. – Воронеж, 2009.

 

На факультете журналистики Воронежского государственного университета действует Школа юных журналистов для ребят 8-10-х классов и Воскресная школа журналистики – для одиннадцатиклассников.

Дополнительная информация