Социокинетика детства: взаимодействие детских общественных объединений с детской прессой

УДК 374
ББК 74.6

Коханая Ольга ЕвгеньевнаКоханая Ольга Евгеньевна
Московский гуманитарный университет
Профессор кафедры журналистики, доктор культурологии, доцент

Аннотация: Автор рассматривает развитие детско-юношеского общественного движения в современной России во взаимосвязи с развитием цифровых технологий, социальных сетей и отечественной детской периодики, которая на новом этапе выступает фактором воспитания, формирования ценностей участников движений. Выявлена преемственность традиций и принципов патриотического, нравственного воспитания, уважения к личности ребенка в советский период развития нашей страны и в современной России. Даны практические советы по работе детских общественных объединений с прессой и созданию средств массовой информации, сопровождающих детское общественное движение.

Ключевые слова: коммуникация; социализация; социальные сети; детско-юношеские общественные объединения; пионерская организация; средства массовой информации для детей; периодическая печать; история СССР; постсоветский период

Kokhanaya Olga Evgenievna
Moscow University for the Humanities
Professor of the Department of Journalism, Doctor of Cultural Studies, Associate Professor

Childhood Sociokinetics: Interaction of Children's Public Associations with the Children's Press

Annotation: The author considers the development of the children's and youth movement in modern Russia in conjunction with the development of digital technologies, social networks and the national children's periodicals, which at the new stage is a factor of education, the formation of values of participants in movements. The continuity of traditions and principles of patriotic, moral education, respect for the personality of the child during the Soviet period of development of our country and in modern Russia is revealed. Practical advice on the work of children's public organizations with the press and the creation of mass media accompanying the children's social movement are given.
Key words: communication; socialization; social networks; children's and youth public organizations; pioneer organization; mass media for children; periodic printing; history of the USSR; post-Soviet period 

Cкачать статью в .pdf

Как известно, человек – существо биосоциальное и не может существовать вне общества. После того как в постсоветский период в Российской Федерации была прекращена деятельность детских общественных объединений: пионерской и комсомольской организации (не забудем и первой ступеньки социализации детей в школе – октябрят), а вместе с ними канула в лету и централизованная система детских СМИ – взамен не было предложено ничего, по уровню действенности и массовости. Дети и подростки оказались брошенными на произвол судьбы. О родителях, с трудом выживающих с начала 1990-х годов и с большим перенапряжением «поднимающих» своих чад, достаточно остро подчас и по сей день стоит вопрос «хлеба» насущного: тут уже не до «зрелищ» и обязательной сказки перед сном. Отсутствие чувства социальной защищенности у подрастающего поколения, исчезновение понятий: коллектив, братство, сообщество повлекло становление информационного вакуума. Школа, учреждения  дополнительного образования, спортивные секции зачастую берут на себя роль создания для детей и подростков лишь формального объединения: далеко не всегда кружки по интересам являются настоящим коллективом и отвечают основным его признакам. С вступлением в эру цифровых технологий родители и образовательные учреждения автоматически перекладывают воспитательные полномочия подрастающего поколения на плечи популярных блогеров, администраторов социальных сетей.

Социальные сети в большей степени способствуют восполнению социальных и коммуникационных потребностей юного поколения. В XXI веке сообщества из реального и виртуального мира перетекают друг в друга подобно жидкости в сообщающихся сосудах. Современный ребенок подвержен бесперебойному потоку информации, которую не способен полностью отфильтровывать в силу неспособности защитить себя от вредоносных источников. С каждым годом растет количество молодых сообществ в социальных сетях. Изменяется не только их количество, но и качество. Активисты различных социальных групп обсуждают идеи, обмениваются своими наработками с окружающими пользователями, далее, используя опыт старших, создают и реализуют проекты, выходят на региональный  и международный уровень.  Главным связующим звеном новых детских общественных  движений становится межпоколенческий диалог, дети и подростки интуитивно живут по модели коллективного мышления и взаимодействия. Поэтому подобные связующие сообщества, что обусловлено стремительным развитием цифровых технологий,  становятся новой моделью социальной реальности.

Надо отметить, что в 2000-х годах произошли кардинальные изменения в культурно- образовательной политике государства в отношении воспитания и организации культурного досуга для детей и подростков. Во многих регионах открываются специализированные центры, такие как Международный детский центр «Артек», Всероссийский детский центр «Смена»,  Всероссийский образовательный центр «Сириус», Всероссийский детский центр «Океан» и другие, создаются детские и молодежные общественные организации, которые берут на себя дополнительную функцию в воспитании детей. Их деятельность при этом  активно дублируется  медиаресурсами. На прилавках магазинов появляются многочисленные детские журналы, на телеэкранах выходят познавательные передачи первого детского и юношеского телеканала «Бибигон», далее в эфире появляются «Детская» и «Семейная» радиостанции.

Появление в информационном обществе современных медиа для разных возрастных групп  естественно, это создает благоприятную среду для самореализации детей и подростков. Детские СМИ  играют важную роль в социализации подрастающего поколения, выступают нравственным, психологическим, эстетическим регулятором. Отдельного внимания заслуживают повсеместно возникающие школьные медиа-холдинги и мультимедийные редакции, в которых формируются  ключевые навыки медиаграмотности, вырабатывается цифровой иммунитет ребенка. Медиаобразование конвертирует полезные навыки и умения в профессиональные компетенции [1, c. 164], которые уже на данный момент во многих сегментах бытовой и профессиональной  жизни являются неотъемлемыми. Как отмечает известный исследователь в области современной медиасистемы М.В. Шкондин, «Используя мультимедийные платформы, журналистика способствует удовлетворению информационных потребностей массовой аудитории, состоящей из представителей различных социальных общностей, помогая им создавать и восстанавливать в сознании медиакартины мира для совместного освоения и преобразования действительности как субъективного фактора цивилизационного развития» [2, c. 178].

Но вместе с тем, на фоне коммерциализации журналистики и снижения уровня влияния воспитательной функции со стороны родителей, активно распространяется синдром клипового мышления; создаются виртуальные, закрытые группы, вышеперечисленная реальность ставит развитие подрастающего поколения под угрозу. Современные дети не читают, а просматривают новости. В связи с развитием информационных технологий, большого количества медиа ресурсов, синдромом клипового мышления сейчас заражен каждый ребенок, т.е. череда ярких, разорванных событий не выстраивается в логическую последовательность, а в хаотичном порядке дает поверхностное представление о происходящем в мире [3, с. 12; 4].

При этом с уничтожением Советского Союза закончилась и уверенность родителей в том, что детские СМИ выпускают именно для детей. Теперь главный критерий эффективности любого средства массовой информации – это прибыль, соответственно стратегической задачей журналистов становится  создание конкурентного, популярного, продаваемого контента. Каждое СМИ формирует собственную информационную повестку. В медиа не существует нейтральных слов, везде есть эмоционально-личностная оценка. Старые добрые «Мурзилка», «Юный натуралист», «Пионер» с научно-познавательными рассказами, увлекательными историями, развивающие такие качества, как доброта, любовь к родине, уважение к страшим, уступают место «Cool», «Yes», «Cool girl», а вместе с этим погружают ребенка в мир эротики, формируют потребительские и эгоцентрические качества, разрушают психологическую целостность.

Глобальные проблемы, такие, как нехватка продовольствия и питьевой воды, ограниченные энергоресурсы, высокая рождаемость, решаются локально, на ментальном уровне. С помощью детских средств массовой информации и популярного контента в интернете формируется образ героя,  для которого свойственны отчужденность, агрессия, отсутствие семейных взаимоотношений, а родители воспринимаются как источник бесперебойного финансирования. Идеальная модель поведения строится на пассивности, отсутствии ответственности и взаимопомощи, конформизме, пристрастиям к легким наркотикам и алкоголю, благоприятное отношение к абортам и суициду. Дети легко воспринимают транслируемый идеал, копируют эмоциональные и поведенческие модели [5]. Несмотря на пол и возраст, все пользователи электронных гаджетов,  слушатели прямых включений и любители иностранной и отечественной медийной продукции являются участниками масштабного эксперимента, который беспощадно охватывает большую часть населения планеты. Идеи глобального детского проекта рассчитаны  на легко управляемое общество,  «превращение человека в манипулируемое существо» [6, c. 51].

Россияне гордятся «Золотым» и «Серебряным» веком литературы и поэзии. Труды отечественных писателей переведены на многие языки мира, русская классическая школа имеет огромное количество последователей и учеников в разных удаленных уголках мира. Но в области медиа-коммуникаций среди новшеств и инноваций первенство все равно за зарубежными медиа. Итальянский журналист Джульетто Кьеза отметил, что в XXI веке общество находится в огромном потоке информации, это течение настолько мощное, что люди не способны его контролировать. Наступает эпоха экранной культуры, в которой большинство людей безграмотны. Через 50 лет дети не будут уметь читать. Информация подается на новом языке – языке движущихся кадров. В нем нет синтаксиса. Чтобы не быть безграмотным, нужно научиться читать этот язык.

Есть только иллюзия того, что люди все знают, но на самом деле ничего не известно [7].

Всемирная паутина дает современному ребенку более подробное представление об устройстве мира, зачастую является единственным проводником в уникальную сферу знаний, сформированную по индивидуальным запросам. Скорость подачи информации влияет на мыслительные процессы головного мозга, поэтому пустой, но ярко визуализированный контент преобладает над блеклым, но содержательным. В цифровую эпоху подрастающее поколение проходит все этапы социализации в ускоренном темпе, при правильной подборке информации юный пользователь  может стремительнее развиваться и в процентном соотношении превысить уровень IQ взрослого, а может, увлекаясь примитивными, отупляющими мемами и комиксами, деградировать и остаться инфантильным достаточно долго.

При этом существует расхожее мнение, что в XXI веке отпа­дает всякая необходимость пользоваться печатными изданиями, так как всё можно найти в Интернете. Это очень похоже на то, как в свое время утверждали, что телеви­дение заменит всё: театр, литературу, большой экран [8, c. 95]. Как говорил герой известного кинофильма «Москва слезам не верит», «всё - сплошное телевидение».

Многовековой опыт великой миссии написанного и печатного слова, без которого не было бы ни Библии, ни древних рукописей, ни томов эпистоляр­ного жанра, свидетельствует, что у человека есть некая естественная потребность не только внимать этому печатному слову, но и выделить его, подчер­кнуть, многократно вернуться к нему, чтобы глубже вникнуть в самую суть.

Общение с печатным словом, осмысление его, пересказ, обсуждение, цитирование и, наконец, нако­пление тех или иных текстов - давняя культурная тра­диция человечества, от которой, думается, оно не откажется никогда, несмотря на заглатывающий объективную реальность Интернет. Это самым прямым образом относится к детскому общественному  движению и процессу взаимодей­ствия с прессой, обслуживающей детское движение.

«Начиная с первой четверти XX века, когда велась острая дискуссия по поводу судьбы скаутинга и пионерского движения в России и до 90-х годов (прощальной дис­куссии в журнале «Вожатый»), печатное слово много­кратно использовалось для осмысления проблем детского движения» [9, c. 75].
Постпионерское информационное пространство и новая практика информационного сопровождения дет­ского движения имеют ряд принципиальных отличий от пионерского периода, и прежде всего это:
-резкое снижение объема информации о детском общественном движении во взрослых СМИ федераль­ного и городского уровня;
- развал системы пионерских СМИ, трансформация отдельных из них и изменение их целевого назначения.

Так, журнал «Вожатый» был преобразован в «Ступени», а далее преобразовался в журналы «Бумеранг» и «Маруся».

Но на фоне очевидных потерь явственно набирает силу процесс зарождения и роста информационных средств детских, подростковых, молодежных обще­ственных объединений различных направлений. Про­цесс этот идет далеко не везде и не всегда с помощью взрослых, способных придать ему цельность содержа­ния, обеспечить критический взгляд «со стороны», творческий подход, профессиональную основу.

Соответственно и самодеятельным журналистам, как правило, не хватает умения распределять свои силы, планировать, осознавать мотивацию своего уча­стия в создании того или иного информационного органа, ответственность за слово, не хватает и многого другого, что требуется юному корреспонденту, сценаристу, редактору, ведущему, корректору, оформителю газеты или телепрограммы.

Путей и форм совершенствования самодеятельных органов печати, радио, телевидения много: школы юного журналиста, семинары и слеты юнкоров, тема­тические лагерные сборы, широкомасштабные акции типа «Волга-Юнпресс» (2006, 2007), Проект Лиги юных журналистов «Медиаобразование учащихся в информационном пространстве Москвы», проект «Юные медиалидеры Москвы» (2017)  и мн. др., о чём уже сказано выше. Большую помощь руководителям детских обще­ственных объединений в совершенствовании инфор­мационного обеспечения может оказать участие их редакционных коллективов во всевозможных конкурсах регионального, межрегионального, всероссийского уровней [10, c. 1070].

Знания и опыт приобретаются на мастер-классах, которые дают профессиональные журналисты, режис­серы радио и телевидения, сценаристы, редакторы, ведущие. Без связи с такими центрами, как «Лига юных журналистов», «Юнпресс», без организации в своих регионах детских творческих объединений, ори­ентированных на взаимодействие со СМИ, детская журналистика обречена на застой, как и проблема информационного обеспечения детского движения в целом в России.

Но как быть, если информационное обеспечение большого или малого объединения, а то и всего дет­ского движения на той или иной территории пока отсут­ствует? С чего начать?

На первых порах стоит прибегнуть к помощи и сотрудничеству с одним или несколькими источниками информации в своем городе, области, районе (газета, радио, кабельное телевидение). Договориться, на какие темы, в каком объеме, с какой периодичностью, в каком фор­мате возможно давать информацию, связанную с дет­ским движением. Важно, чтобы с самого начала информационная поддержка не производила впечатления «кустарщины». Будь то интервью с ответственным лицом из властных структур об отношении к детскому движению или репортаж с праздника, соревнований, фоторепортаж из похода или воспоминания ветерана пионерского движения, - все это должно быть ярко, убедительно, интересно, привлекать внимание широкой аудитории к самому явлению. И параллельно можно начинать под­готовку к созданию специального источника информа­ции (или сразу нескольких разных типов), сопровождающих и под­держивающих детское движение [9, c. 76].

В советское время сложилась традиция коллективного обсуждения руководителями различных рангов (от отрядных вожатых до лидеров всесоюзного масштаба) материалов, публи­куемых на страницах изданий детской организации. Особая миссия здесь принадлежала методистам и библиотекарям. Было принято в Домах и Дворцах пио­неров, в школьных, городских, районных библиотеках, методических кабинетах управления образования вести традиционные подборки материалов о пионер­ской организации, опубликованных в журналах «Вожа­тый», «Затейник», «Комсомольская жизнь», «Воспита­ние школьников», в «Пионерской правде» и профиль­ных изданиях «Юный натуралист», «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Юный художник». Они учитывали, с одной стороны, основные разделы и рубрики изданий, а с другой - наиболее проблемные участки работы самих вожатых, актива и специфику деятельности своего региона, своей территории.

Так постепенно складывались тематические папки «Профессия - вожатый» (о людях - организаторах и руководителях отрядов и дружин), «Игры и праздники» (в школе, дома, на улице, в клубе и т.д.), «Директивные материалы» (решения, постановления руководящих инстанций), «Пионерский почерк нашего района» (о главных событиях в жизни дружин и отрядов), «Копил­ка опыта» и т.п. Большим подспорьем во все времена оставались картотека и каталоги, в которых были зафиксированы названия публикаций и их авторы. Отдельно формировались подборки для проведения семинаров. А тематика семинаров, в свою очередь, вырабатыва­лась в зависимости от того, на каком этапе шел про­цесс обучения пионерских вожатых.
Сегодня появились новые газеты и журналы, сайты детских общественных объединений. Но подход остается прежним.

Посредник между аудиторией и средствами массо­вой информации (методист или взрослый организатор детского сообщества) изначально сам внимательно и вдумчиво знакомится с тем или иным видом СМИ, выделяя для себя:

  • ключевые статьи или документы;
  • традиционные;
  • острые, конфликтные, требующие дискуссион­ного обсуждения материалы.

Одни из них он выделяет и предлагает на общее обозре­ние (это обязательно для всех!). Другие планируются для индивидуального пользования, т.е. для тех, кто занима­ется определенной проблемой, или для тех, у кого она сов­сем не разрешена и требуется сделать первый шаг.

В любом издании, как правило, встречаются публи­кации, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к делу. Это могут быть лирические стихи, репродукции картин, фотоэтюды, философские и нрав­ственно-этические эссе, исторические портреты и т.д. Но любой профессии, свя­занной с людьми, а тем более с детьми, без подпитки духовными, художественными ценностями, грозит иссушение, истощение творческого начала. Поэтому когда предлагается краткий обзор журнала, газеты, сайта, необходимо коснуться и «непрофессиональных» тем.

Особого мастерства требует включение слушателей в ту или иную дискуссию, представленную на страницах периодического издания или в Интернете. Оправдывает себя прием, когда для начала дискус­сии в формате деловой игры часть участников берет на себя роль защитников одной позиции, а другая - пред­ставляет противоположную точку зрения. Затем вклю­чаются все.

Не менее сложно сформулировать в заключение собственное отношение к обсуждаемой проблеме. Здесь возможны варианты. Выработать общее резюме. Принять и согласиться с любой из точек зрения. Не согласиться ни с чем, а предложить свой подход к решению проблемы. При­чем сделать это не только устно, но и сформулиро­вать, записать, отправить в редакцию и фактически стать участником дискуссии.
Если же на страницах журнала есть прикладной материал (или все издание чисто практического харак­тера), одна из частей семинара превращается то в мастерскую «Умелые руки», то в карнавальное ателье, то в репетиционный зал, где разучиваются танцы, песни, литературные композиции.

Теперь о том, как использовать издания, адресуя задания самим детям. Это уже миссия взрослого организатора, вожатого, инструктора или созданного им клуба юных корреспон­дентов и комментаторов.
Любое печатное периодическое издание или сайт, как правило, несут в себе какую-то творческую инициативу, под­сказку, совет, адрес интересного опыта. В одних слу­чаях это делается прямолинейно, как, например, объявление о масштабной акции на страницах «Пио­нерской правды» или призыв принять участие в кон­курсе журнала «Мурзилка». В других случаях это может быть просто письмо в редакцию с просьбой о помощи, в третьих – сообщение в Интернете.

Что касается, к примеру, объявления «веселых стартов» или очередного слета туристов, экологов, вожатый (взрослый организатор, инструктор) действует традиционно - через актив, встречи и разъяснения в первичных зве­ньях, формирует команду, подает открытую заявку, ищет тре­нера, спонсора, организует родительскую «команду поддержки» - и подготовка начинается.

Куда сложнее, как это ни странно, «отловить» маленькое письмо, строчку в Интернете и сделать информацию достоянием всего коллектива, поднять ребят на общее дело (чтобы попавший в беду человек почувствовал руку друзей; доброе начинание – получило поддержку и т.п.).

Информационное пространство любого современ­ного детского общественного объединения складыва­ется не только из сообщений федерального, регио­нального, районного уровня, но из собственных средств массовой информации.

Сегодня почти повсеместно есть возможность:
-  выпуска своих газет, информационных бюллете­ней, коротких листовок;
-  выпуска радиогазет, журналов, а в неко­торых случаях телепередач.
Поэтому методистам или другим лицам, инструкти­рующим вожатых, необходимо владеть хотя бы азбу­кой создания своего СМИ.

При всем видовом многообразии - газета, журнал, радиопередача, телемост - есть несколько основных позиций, без которых сделать это грамотно невозможно.

  • Выбор формата.
  • Подбор команды.
  • Разработка творческого проекта: о чем будет это   средство   массовой  информации,   какова будет его периодичность, объем или время выпу­ска, кто его авторы, редакторы, ведущие, кто из взрослых будет учить и консультировать (профес­сиональные журналисты, преподаватели литературы, рисования, фотографы и т.д.).

Иногда взрослые уверены, что дети справятся без всякого обучения, что дело это простое. Однако это не так. Для того чтобы детская аудитория прониклась интересом и уважением к своему СМИ, чтобы оно вызывало живую реакцию и желание действовать, юная редакция должна овладеть целым комплексом знаний. А для этого создается и утверждается совместно с детьми и взрослыми целая программа.
Для начала придется овладеть целым рядом основных понятий:

  • заголовок и подзаголовок;
  • раздел и рубрика;
  • жанр и стиль;
  • макет и верстка;
  • сценарий;
  • заставка;
  • ведущий, его роль;
  • оформление и подбор авторов, ведущих;
  • создание корпунктов;
  • сменная и постоянная редколлегии.

Разумеется, программа много шире и сложнее предлагаемого перечня. Она включает в себя азбуку юнкоровской теории и практики. Ребята знакомятся с лучшими образцами публикаций писателей и журналистов из истории оте­чественной пионерской журналистики: А.Гайдара, О.Берггольц, В.Катаева, Л.Кассиля, С.Фурина, В.Мат­веева, А.Митяева и мн. др.

«Необходимо отметить, что в последнее время количество конкурсов, фестивалей, адресованных юным журналистам, значительно увеличилось» [10, c. 1065],  - пишет известный исследователь в сфере медиа-коммуникаций Виктория Вячеславовна Смеюха в статье «Конкурсы юных журналистов: функциональные и типологические характеристики», где она выявляет роль, особенности, типологическое многообразие «медиаконкурсов, ориентированных на школьную аудиторию… их задачи в условиях снижения интереса массовой аудитории к СМИ, а также необходимости повышения качества общественной и профориентационной работы с молодёжью» [10, c. 1066]. Проходят творческие конкурсы на заданные темы, в которых участники сами же являются и судья­ми. Устраиваются коллективные просмотры печатной периодики и  телевизион­ных детских программ детских телеканалов и их обсужде­ние. Это своего рода литературные журналистские семинары. Итоги подводит профессионал, приглашен­ный методистом или вожатым: корреспондент местно­го радио, телевидения, газеты, член местного литера­турного объединения, преподаватель литературы, кто-то из компетентных взрослых партнеров объединения.

Юным дикторам и ведущим могут помочь занятия с режиссерами  и артистами     профессионального или самодеятельного театра.

В последнее десятилетие в практике общественных объединений появились газеты и даже журналы высо­кого профессионального уровня. Они очень разнооб­разны, разноформатны, но их объединяет ряд призна­ков, знание которых могло бы быть полезным при создании новых СМИ для детей и подростков.
Основные элементы СМИ, которые следует определить:

  • Аудитория (примерный возраст; девочки или мальчики; социальный аспект - город, деревня, военный городок, столица и т.д.);
  • Цель (познавательная, развлекательная, инфор­мационная, общественно-политическая, культуроло­гическая, профильная - экологи, спортсмены и т.д.);
  • Примерные тематические блоки («Новости», «Мир вокруг нас», «Спорт», «Искусство», «Наше главное дело», «Мы   и   наша семья», «Любимые книги», «Герои дня, года, месяца - дети и взрослые» и др.);
  • Рубрики (например, в блоке «Спорт»: «Гото­вимся к олимпиаде 2018»; «Из детства олимпий­цев»; «Рекордсмены среди нас»; «На зарядку ста­новись» и т.д.);
  • Оформление (рисунки или фото, цвет, глянец);
  • Герой (персонаж, постоянно действующий на страницах издания или на радио, в телепрограм­ме; он же может быть на обложке, а его имя - названием издания, программы: «Мурзилка», «Миша», «Шрек», «Лиза» и т.д.);
  • Требования к языку вырабатываются в соответ­ствии с целью, задачами и направлениями изда­ния (научно-популярный, литературный, публицистический, методический, научный и т.п.);
  • Авторы (профессиональные литераторы, жур­налисты, социальные  педагоги,   организаторы детского движения,   известные  современники, юнкоры,  родители, ученые; состав авторов зависит от цели, направления  СМИ, реальных возможностей);
  • Место  рекламы  в  СМИ  (желательно,   чтобы реклама была органичной для данного издания, программы: книги, маршруты путешествий, спортинвентарь, афиша культурных мероприятий и т.д.).

Деятельность взрослого организатора, инструк­тора, вожатого в сфере информации включает:

  • работу с прессой, адресованной ему непосред­ственно (периодические издания, Интернет);
  • работу с прессой, адресованной подросткам, членам  детских  общественных  объединений (периодические издания, Интернет);
  • создание собственных СМИ (журнала или газеты, делового бюллетеня) вместе с коллега­ми или детьми, сайта; своей странички или рубрики   на   местном   радио   или   кабельном телевидении;
  • - выступления   на   страницах   специальных изданий:  подготовку заметок, статей, откликов на дискуссионные материалы.

Обучение различным формам самовыражения осуществляется с помощью медиатехники. Исследования показывают, что межличностная коммуникация эффективнее развита у тех, кто занят творческой деятельностью. Возможность реализации, общение с единомышленниками и профессионалами, ориентированность на будущую профессию – все эти качества в большей степени присуще юным активистам и медиалидерам. Именно они становятся проводниками в современное медиа-информационное пространство, где цифровая грамотность гражданина является результатом медиаобразования как процесса развития личности с помощью средств массовой информации, формирования культуры общения с медиа, развития коммуникативных способностей, творческого мышления, навыка критического восприятия, интерпретации и оценки потребляемого контента.

Литература   

  • Симакова С.И. Формирование медиакомпетентности в системе вузовского образования // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 22 (313). - С. 160-165.
  • Шкондин М. В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности // Известия Байкальского государственного университета. - 2016. - Т. 26.  - № 2. - С. 175-182.
  • Бандура А. Теория социального научения. – СПб., 2000. – 252 с.
  • Шевченко В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики [Электронный ресурс] Медиаскоп. 2014. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/1654  (дата обращения: 25.08.2018).
  • Шестов Б.Н. Способы манипулятивного воздействия посредством визуализации данных в современных СМИ [Электронный ресурс] Медиаскоп. 2017. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2377  (дата обращения: 25.08.2018).
  • Кара-Мурза С.Г.. Манипуляция сознанием Век 21-й. – М.: Алгоритм, 2013. –198 с.
  • Джульетто Кьеза Третья мировая война уже началась. России надо обороняться [Электронный ресурс] URL: http://www.amic.ru/news/260883/ (дата обращения 17.05.2018).
  • Любовцев В.И. Прошедшее "Время": Записки тележурналиста  - М.: Художественная литература, 2014. - 200 с.
  • Головин Ю.А., Зарахович И.С., Коханая О.Е. Отечественные средства массовой информации для детей. – М.: МГУКИ, 2011.— 170 с.
  • Смеюха В.В. Конкурсы юных журналистов: функциональные и типологические характеристики // Ученые записки Казанского университета. – 2016. - Т. 158. - Кн. 4. - С. 1064-1076.

Дополнительная информация