Юлия АгафоноваШкольная газета как средство формирования коммуникативной культуры современного школьника 

Агафонова Ю.А.
соискатель факультета  социальной педагогики МГППУ,
педагог дополнительного образования лицея № 1548 г. Москвы

В статье рассматривается такая актуальная проблема современного образования, как формирование коммуникативной культуры личности школьников. Как один из вариантов решения проблемы, автор предлагает использовать воспитательный потенциал средств массовой информации, а особенно - школьных печатных изданий, которые являются эффективным средством формирования коммуникативной культуры  современных подростков.

Ключевые слова: коммуникативная культура личности, воспитательный процесс, личностно-ориентированное образование, коммуникативные проблемы, средства массовой информации, школьное печатное издание, социализация.

SCHOOL NEWSPAPER AS A FORM OF COMMUNICATIVE CULTURE OF THE MODERN STUDENT

Agafonova Yu.A.
applicant for the department of social pedagogy MGPPU, further education teacher school № 1548 in Moscow

The article deals with a topical problem of modern education as the formation of the communicative culture of the individual students. As one of the solutions to the problem, the author proposes to use the educational potential of the media, and especially - school publications, which are effective in the formation of the communicative culture of modern teenagers.

Key words: communicative culture of the individual, the educational process, student-oriented education, communication problems, the media, school print edition, socialization.

Cкачать статью в .pdf

Больше двадцати лет в нашем обществе происходят глобальные изменения, которые оказывают решающее воздействие не только на развитие экономики, науки, техники и культуры, но и на жизнь каждого человека. Все большее распространение приобретают профессии типа «человек – человек», которые связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием и руководством. Характерная особенность таких профессий состоит в том, что главное содержание труда в них сводится к взаимодействию между людьми, а  значимыми личностными качествами являются: коммуникативные способности, владение вербальными и невербальными средствами общения, способность к самоконтролю и саморегуляции, высокий уровень социальной перцепции, эмпатия и рефлексия.

Такие глобальные изменения послужили одной из причин того, что внимание к коммуникации как к социальному феномену, резко возросло, а многочисленные исследования по коммуникативной проблематике привели к глубокому переосмыслению места и роли коммуникации в развитии  современного общества и, как следствие, к изменению приоритетов современного образования.

Традиционное понимание образования как некоей суммы знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть школьники, в настоящее время коренным образом переосмысливается. Е.В. Бондаревская [1] в своей статье «Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования» справедливо отмечает, что сегодня под образованием понимается, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Автор акцентирует внимание на том, что сегодняшнее общество должно заложить в свое подрастающее поколение механизмы взаимопонимания, общения и сотрудничества. А сам школьник, адаптируясь к новым условиям, должен овладеть не только основами экономики, компьютерной грамотности, иностранными языками, но и навыками общения и коммуникации.

Таким образом, одна из важнейших задач современного профильного обучения заключается в формировании коммуникативной культуры личности современных подростков. От успешного решения этой задачи будет во многом зависеть выбор профессии, а, значит, и дальнейшая социализация молодых людей.

Развитие личности в старшем подростковом возрасте характеризуется следующими тенденциями:  происходит активное развитие креативного мышления, восприятия, памяти и воображения, наблюдается повышение самоконтроля, стремление к самонаблюдению и самосозерцанию, продолжает формироваться мировоззрение, перестраиваются отношения со сверстниками и взрослыми.

Особую значимость в этот период приобретает общение, так как оно является необходимым и всеобщим условием формирования человеческой личности. Реализуя свою потребность в общении, подросток получает уникальный социальный опыт и вырабатывает наиболее эффективные модели поведения, которые помогут ему самоутвердиться, почувствовать себя уверенно и получить внимание, любовь и уважение окружающих, т.е. он может реализовать и ряд других человеческих потребностей.

От того, насколько успешно будет реализована потребность в общении, зависит и индивидуальное личностное развитие старшеклассника. Крайне важно, чтобы был выбран правильный вектор – направление, которое  во взрослом возрасте приведет подростка к истинной зрелости. Если же этого не произойдет, то процесс развития личности значительно затянется, что создаст многочисленные проблемы не только для самого человека, но и для его окружения. 

Таким образом, сегодня наблюдается явное противоречие: несмотря на социальный заказ, продиктованный приоритетами развития рынка труда в  глобальном информационном обществе, и огромную потребность в общении, обусловленную возрастными особенностями подростков, в современных российских школах коммуникативный компонент представлен весьма фрагментарно.

Как справедливо отмечает И.Ю. Забродина [2], сегодня в условиях социальной и экономической нестабильности работу в сфере «человек-человек» часто выбирают люди, не готовые к профессиональному общению и установлению профессиональных контактов. Связано это, в первую очередь, с тем, что в школе не уделяется должного внимания задаче формирования коммуникативной культуры у нынешних старшеклассников, большинству из которых предстоит в будущем работать с другими людьми.

Результаты открытого анкетирования, в котором приняли участие 256 учащихся 8-11 классов и 46 педагогов ряда московских школ, показали, что на вопрос «что такое коммуникативная культура?» затрудняются дать ответ 53 % старшеклассников и 7 % - учителей.  Необходимость обладать сформированными коммуникативными умениями и навыками в современных условиях подтвердили 96 % старшеклассников:
-    28 % респондентов считают, что коммуникативные навыки нужны современному человеку во всех ситуациях; 
-    32% - в трудовой деятельности;
-    8% - в ситуациях знакомства с незнакомыми людьми и в новых коллективах;
-    28 % - только в общении с близкими и друзьями.
    Как показали результаты исследования, 62% старшеклассников не знают, что такое вербальное и невербальное общение. Лишь 25 % объяснили, что вербальное общение – это «общение словами», 13 % считают, что это «обычное общение». 

Под невербальным общением 21% школьников понимают общение с помощью жестов и мимики;  14 % - как «физическое» общение или общение «без слов»;  3 % - предположили, что это общение в интернете.

Также результаты анкетирования наглядно показали, что большинство современных старшеклассников испытывают серьезные трудности в межличностном общении:

  • не всегда могут наладить контакт с другими людьми;
  • не умеют контролировать свои эмоции и поведение (особенно, в конфликтной ситуации);
  • не хотят понять и выслушать точку зрения другого человека;
  • неадекватно воспринимают окружающих;
  • не проявляют интереса к другому человеку, как к личности.

 

Это связано с отсутствием знаний о психологии межличностного общения, правилах этикета, неуверенностью в себе, неумением вести себя в конфликтных ситуациях, крайне низкой культурой речи и т.д. 

Трудности с общением у современных подростков связаны еще и с тем, что для многих из них реальный мир и коллектив сверстников заменяет компьютер. Многочасовое общение в социальных сетях интернета и разнообразные компьютерные игры становятся альтернативой живому человеческому общению и часто наносят непоправимый вред физическому, психическому и нравственному здоровью современного подрастающего поколения.

Отрадно, что большинство старшеклассников прекрасно осознают и объективно оценивают собственные коммуникативные проблемы, понимая, что эти «трудности общения» в будущем будут мешать их профессиональному самоопределению и карьерному росту, поэтому хотели бы избавиться от них еще в школе.  Всерьез озабочены этим фактом педагоги и психологи, так как по мере взросления проблемы общения у этих молодых людей  могут перейти и на будущие служебные отношения. Неврозы, нарушения поведения, даже склонность к правонарушениям, также часто встречаются у людей, чьи взаимоотношения со сверстниками в детском и подростковом возрасте были проблемными.

На сегодняшний день в научной педагогической литературе существует множество точек зрения на структуру коммуникативной культуры личности. Нам близка позиция А.С. Рыловой [6] и О.Н. Овсейчик [4], которые под коммуникативной культурой личности современных подростков понимают:

  •  «меру способности и готовности вступать в контакт и усваивать целенаправленно передаваемую информацию в виде знаний, умений и навыков интеллектуальной и предметно-практической деятельности» (Рылова А.С.),
  • «совокупность сформированных социально значимых качеств личности, основанных на нормах общения, нравственности, этике, эстетической культуре» (Овсейчик О.Н.).

Если рассматривать коммуникативную культуру личности школьников, как систему ее качеств, то можно выделить следующие компоненты в ее структуре:

  • творческое мышление,
  • культуру речевого действия,
  • культуру жестов и пластики движения в ситуации общения,
  • культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению,
  • культуру эмоций,
  • культуру коммуникативных умений.

Актуальную задачу формирования коммуникативной культуры личности подрастающего поколения сегодня успешно решает подростковая журналистика, которая как нельзя лучше соответствует социальному заказу общества и старшей школы. Она уже прочно заняла свое место в современном профильном обучении, где эффективно реализует свои воспитательные возможности: приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.

Под подростковой журналистикой мы понимаем как собственно газетно-журнальную публицистику, так и совокупность форм приемов и методов, обеспечивающих ее создание. В.А. Возчиков [3] справедливо отмечает, что различные журналистские жанры являются знаковым результатом получения, переработки, обобщения и передачи информации,  и в основе любого из них лежит межличностное взаимодействие корреспондента с респондентом. Продукция средств массовой коммуникации, в том числе и школьных изданий, представляет собой литературно обработанную коммуникацию, специальным образом организованный диалог, который является адекватным отражением коммуникативных умений корреспондента. Следовательно, процесс создания школьной газеты, журнала или альманаха в принципиальном плане необходимо рассматривать как постоянное развитие коммуникативных умений старшеклассников, перевод их на более высокий уровень развития.

Формирование коммуникативной культуры личности школьников  в процессе создания любого школьного СМИ происходит в коллективе. Школьная редакция – это самоорганизующаяся и самоуправляемая социальная группа, созданная на добровольной основе по желанию детей и взрослых для создания школьного масс-медиа, отражающего запросы и потребности школьников. В таком коллективе можно не только реализовать свои творческие способности, но и желание пообщаться с понимающими тебя людьми. Через общение со сверстниками старшеклассники усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях,  подростки усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями.

Для того, чтобы формирование коммуникативной культуры личности школьников в школьной редакции происходило наиболее успешно, необходимо взаимодействие подростков в разных делах и ситуациях не только между собой, но и со взрослыми, поэтому желательно, чтобы школьной редакцией руководил педагог. Это необходимо не для того, чтобы вмешиваться в дела старшеклассников, а с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими, усиливая положительное воспитательное влияние на детей.

Школьные издания различаются по структуре, содержанию, периодичности, объему информации, оформлению, способу взаимодействия с аудиторией, но объединяет их одна важная черта: они написаны «своими о своем», так как их создатели в силу своего возраста и круга интересов находятся ближе к своим читателям-сверстникам, чем взрослые журналисты. Поэтому роль школьной газеты, журнала или альманаха как эффективного средства для формирования коммуникативной культуры современных подростков  неизмеримо выше, чем у любого другого взрослого СМИ, и заключается:

  • в стимулировании познавательной активности старшеклассников;
  • в развитии их самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы;
  • в формировании умения преодолевать трудности;
  • в профилактике и изживании уже сложившихся личных подростковых комплексов.

 

Одновременно в школьной редакции в процессе создания школьной газеты происходит воспитание таких качеств личности как коммуникабельность, добросовестность, прилежание, дисциплинированность, ответственность, наблюдательность и т.д.

В процессе многолетнего обучения старшеклассников в кружке журналистики и в процессе издания школьной газеты были выявлены следующие проблемы, связанные с различными аспектами коммуникативной культуры:

  • «комплекс неполноценности». Для 12-14-летних подростков обычно характерна низкая самооценка и скрытый комплекс неполноценности. Часто это происходит из-за конфликта между высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе.
  • - «стесняюсь заговорить, спросить». Для большинства подростков характерен страх подойти к незнакомому человеку (даже ровеснику), заговорить с ним,  сформулировать и задать вопросы, в том числе, в процессе интервью. «Я задаю вопрос, а мне отвечают что-то неожиданное. Что делать? Что спрашивать дальше?» - типичные страхи старшеклассника, который готовится взять интервью для школьной газеты.
  •  «спрашивать, слушать, записывать». Оказывается, большинство  старшеклассников пугает необходимость одновременно спрашивать, слушать и записывать в процессе выполнения журналистского задания. Они боятся не успеть зафиксировать информацию – яркие реплики, истории из жизни собеседника, детали его биографии. Как успеть записать все интересное? А может положиться на память и записать информацию после беседы или мероприятия?
  • «трудный собеседник». Профессиональные журналисты знают, что существует два вида «трудных собеседников» – болтливый и неразговорчивый. И к тому, и к другому нужно найти свои подходы, используя различные приемы. Типичные страхи юных корреспондентов: как «расколоть крепкий орешек»? Как вовремя сменить тему разговора и направить болтовню собеседника в нужное русло?

Исходя из этих проблем, можно выделить основные направления формирования коммуникативной культуры личности старшеклассников в процессе издания школьной газеты:

- формирование нового уровня мышления, памяти и внимания;
- формирование навыков самоанализа и самооценки;
- развитие чувства собственного достоинства;
- развитие навыков общения и взаимопонимания в группе сверстников.

Таким образом, тот огромный потенциал по формированию коммуникативной культуры личности современных подростков, которым обладает маленькая школьная редакция, выпускающая школьную газету или журнал, не стоит недооценивать. Школьная газета – это уникальная творческая лаборатория, в которой в ходе коллективной работы старшеклассники активно взаимодействуют со своими сверстниками и педагогами, накапливая чрезвычайно важный социальный опыт. Результатом такой деятельности становится, в том числе, и развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания и наблюдательности, эмоциональной чуткости и отзывчивости, что в будущем позволит молодым людям найти свое место в обществе, грамотно  строить отношения с людьми, быть эмоционально чуткими и отзывчивыми.

Литература:

  1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования// Педагогика. - № 4. - 1997. – С. 12-13.
  2. Забродина И.Ю. Педагогическая коррекция межличностного общения старшеклассников как средство их профессионального самоопределения в сфере «человек-человек» (автореф. канд. дис.). – М., 1997.
  3. Возчиков В.А. Общение и коммуникация. – Бийск, 2000. – С. 16.
  4. Овсейчик О.Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы (автореф. канд. дис.) – М., 2003.
  5. Пищулин Н.П. Общество и образование: вчера, сегодня, завтра. М., 2004.
  6. Рылова А.С. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников на уроках литературы (автореф. канд. дис.) – М., 2006.
  7. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации/ Школьные технологии. - № 3. - 2002. - С. 109–110.







Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация