Екатерина Викторовна ЯкушинаМедиаобразование: как научиться грамотно работать с информацией


Якушина Екатерина Викторовна
К.п.н, старший научный сотрудник
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 

В статье рассматривается такая актуальная проблема современной жизни, как медиаобразовательные умения работы с информацией. Для того чтобы научить школьников медиаобразовательным умениям и сформировать у них основы информационной культуры, преподавателю необходимо учитывать два основных момента: первый – психологические возможности школьников по восприятию информации; второй – содержательный аспект той информации, которая воздействует на индивида.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаобразовательные умения, работа с информацией, критическое мышление, информационная защита, социализация.

Cкачать статью в .pdf

Сейчас очень много говорится и пишется об информатизации образования. Данный процесс охватил все школы России. Информатизация образовательного процесса это комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. Но, говоря об информатизации, очень много внимания уделяется именно техническим аспектам. Мы же хотим затронуть такую важную тему – как медиаобразовательные умения работы с информацией.

Под  медиаобразованием мы, как и многие отечественные и зарубежные  специалисты (Л.С. Зазнобина, С. Телла, А.В. Шариков, Е.А. Бондраенко, А.А. Журин и др.),  понимаем образование, ориентированное на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации, использование средств коммуникации для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, оценку достоверности информации, развитие критического мышления,  соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. “Основное содержание медиаобразования как области знаний и деятельности человека составляют интеллектуальные и процессуальные умения информационного взаимодействия” (4).

Цели медиаобразования ориентированы на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации формирование умений работать с информацией: обучение восприятию и переработке информации,  развитие критического мышления,  умений понимать скрытый  смысл  того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ, адекватное понимание медиатекстов, использование средств коммуникации для творческого самовыражения. Одной из них является ориентация на использование новых информационных технологий, таких как мультимедиа и Интернет, обладающими мультимедийными информационными возможностями. Медиаобразование сталкивается с новыми видами проблем, связанных с работой в информационных системах и гипертекстовых средах обучения.

С одной стороны можно выделить технические задачи медиаобразования (изучение технического устройства и формирование практических умений использования данной аппаратуры, в том числе и для создания собственных медиатекстов). Но в настоящее время нельзя ограничиваться преподаванием детям устройства теле- или видеокамеры, использованием в классе компьютеров, проекторов и т.д. Необходима работа непосредственно с информацией, получаемой с помощью данных технических средств. Медиаобразование в школе должно служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, помочь школьникам достичь реальной независимости от масс-медиа, сделать их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе.

Нельзя недооценивать важность изучения принципов и законов, по которым создаются сообщения масс-медиа, как и с какой целью они распространяются, что при этом происходит с информацией. Суть медиаобразования - изучение сообщений средств массовой информации. Но необходимо помнить, что масс-медиа не отражают, а репрезентируют действительность. Поэтому и возникает явление «параллельной школы» - учащиеся впитывают ту информацию, которую получают по каналам СМИ, не вникая в ее достоверность, надежность и т.д. Поэтому одной из задач медиаобразования в школе должно стать обучение извлечению смыслов из символического представления окружающего мира и процессов, протекающих в нем. Это будет возможным в том случае, если учащиеся будут понимать, по каким законам «живет» информация в масс-медиа.

Исходя из этих соображений, можно дать следующее определение прикладного медиаобразования. Медиаобразование – это совместная деятельность обучающего и обучаемого по формированию у последнего умения вычерпывать смыслы из медиатекстов и создавать собственные смыслы новых медиатекстов на основе полученных знаний. При таком понимании медиаобразования средства массовой информации становятся одновременно и объектом изучения, и средством обучения.

Для того чтобы в действительности воспитать людей нового поколения, научить их творить, быть независимыми, необходимо развивать склонности учащихся к наблюдению и анализу действительности. В школе возможно решение следующих задач по интеграции медиаобразования в систему как профильных, так и основных дисциплин. Для этого необходимо поставить перед преподавателями задачи по включению в процесс урока сообщений из СМИ (причем поиск этих сообщений можно поручать детям в качестве домашних заданий к уроку). На уроке дети вместе с преподавателями будут проводить анализ данных сообщений, поиск ошибок, некорректной информации, или же информации, подтверждающей рассказ учителя или же информацию из учебной литературы. Также возможна подготовка детьми собственных сообщений (в различной форме, в т.ч. и мультимедийной), построенных на медиаобразовательных принципах.

В результате у учащихся будут формироваться следующие медиаобразовательные умения:

  • умения находить информацию в различных источниках;
  • систематизировать ее по заданным признакам;
  • включать информацию в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации;
  • умения интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования;
  • визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;
  • умения четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника;
  • принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
  • воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;
  • устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума»;
  • самостоятельно трансформировать, представлять информацию (в Сети, в печатном издании, в презентации); видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др.

 

Работа с информацией и средствами сегодня становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры (2). Поэтому говоря об медиаобразовании, мы не можем не коснуться данного аспекта.

Целью обучения является не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры как части интеллектуальных умений. Роль преподавателя тесно связана с ее формированием. Только в том случае, если преподаватель даст ученику многообразные и обширные знания, обучит информационным умениям, человек будет готов продолжить образование, а, следовательно, и профессионально определиться в жизни. Информационная культура является важнейшей составляющей образовательного потенциала информационно-технологического пространства.

Для формирования медиаобразовательных умений в наиболее обобщенном виде важны следующие составляющие информационной культуры:

 

  • знание основ компьютерной грамотности и понимание закономерностей информационных процессов;
  • умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи;
  • умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, представлять ее в различных видах, обрабатывать и т.д.;
  • понимание компьютерных информационных технологий как совокупности средств решения проблем человеком (а не самоцели), понимание их возможностей и недостатков;
  • умение применять полученную информацию при принятии решений в практической деятельности.

 

Для того чтобы научить школьников вышеперечисленным медиаобразовательным умениям и сформировать у них основы информационной культуры, преподавателю необходимо учитывать два основных момента:

  1. психологические возможности школьников по восприятию информации;
  2. содержательный аспект той информации, которая воздействует на индивида.

Остановимся на первом моменте. Схематично работу человека с информацией можно разделить на три составляющие: прием, переработка, передача. Анализ литературы показал, что в настоящее время педагоги-исследователи продолжают исследовать и искать новые методы работы и организации информации для ее скорейшего усвоения школьниками, а также оригинальные методики выработки у учащихся навыков самостоятельной работы с информацией, учитывая их психологические особенности.
Следует подчеркнуть принципиальное различие между восприятием «печатного слова» и информации, которую получает учащийся с экрана компьютера. Книга, с появлением книгопечатанья, всегда была «собеседником», строилась как диалог читателя и текста. Напротив, компьютер, как показывают психологические исследования, сводит этот диалог к минимуму.

Одновременное использование всех информационных каналов – зрительных, слуховых, тактильных, что характерно для современных информационных продуктов и телекоммуникационных технологий, создает переизбыток информации. Это резко сокращает время, необходимое на ее усвоение, тем самым обучаемый лишается возможности критически оценить поступающую информацию. Часть же такой информации невольно переходит в разряд «информационного шума», мешающего освоению учебного материала.

У каждого конкретного человека наиболее развита одна из систем чувственного отражения. Таким образом, учащиеся работают с информацией, находясь в трех разных системах представления. У одних при получении информации возникают визуальные образы, другие вербализуют ее, третьи испытывают кинестетические ощущения.

Точность и детализация восприятия определяются вниманием, так как именно внимание позволяет различать особые детали изображения; прочность и избирательность памяти. Внимание - это одна из наиболее важных психических функций и оказывает большое влияние на познавательную деятельность в целом: усиливает восприятие, определяет сохранение нужной информации в кратковременной и оперативной памяти, активизирует направленность и продуктивность мышления, определяет правильное понимание и решение задач. Если человек не мобилизует своего внимания, то в его работе неизбежны ошибки, а в восприятии – неточности и пробелы.

Научные данные о психологических познавательных процессах широко используются в педагогической практике, так как обучение, как организованная форма социальных воздействий на человека, представляет собой процесс познания определенного характера и управление психическим развитием индивида. 

Применение определенных средств воздействия, таких как технические средства обучения, наглядность,  организационные формы и способы обучения, использование психологических закономерностей, а также введение индивидуально-дифференцированного обучения имеет свое психолого-педагогическое  значение, направленное на достижение психологической эффективности обучения работе с информацией. Они оказывают влияние как на психические процессы - повышение уровня внимания, восприятия, понимания, развития мышления и творческих способностей, так и на общей уровень образования учащихся.

Но воздействие бывает различного плана – одно дело педагогическое воздействие с образовательными целями, другое дело то, что существует помимо школы, так называемая «параллельная школа», о которой мы уже упоминали выше. 

И тут вступает в действие второй момент – содержательный. Давайте обратим внимание на то содержание информации, которое в настоящее время окружает современного школьника. Это  телевидение и радио,  печатные издания – книги, газеты, журналы, DVD-диски, компьютерные игры, обучающие программы и, конечно же, Интернет, который отвечает требованиям, предъявленным к  перспективной и современной информационной системе.  Сеть - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации, что, в свою очередь, отличает ее от простых скоплений информационных материалов.

В настоящее время прослеживаются две тенденции наполнения вышеперечисленных средств содержанием. Первая тенденция связана с совершенствованием информационных систем для профессиональных пользователей, образования и науки. Вторая тенденция связана с удовлетворением утилитарных, коммерческих подходов. Это популярная информация для каждого желающего, коммерция и реклама. Сегодня в большой мере учитывают интересы заказчика, удовлетворяют его запросы. Разрабатываются методы и приемы привлечения и удержания аудитории, изучаются объекты и цели воздействия. Предложение, как и в других аналогичных случаях, формирует спрос.

Образовательный потенциал напрямую связан с содержанием информации, находящейся в информационных системах. Часть образовательной информации создается целенаправленно, различными научными и образовательными сообществами,  часть стихийно проникает в эту область. Содержание информации в информационных системах весьма различно, она бывает как позитивного, так и негативного свойства. В связи с этим, а также специфической формой ее представления, возникает ряд проблем. Например, проблемы этики, достоверности, надежности информации, воздействия на психику и подсознание людей и др. К примеру, достоверность сетевой информации – уникальный прецедент в истории, так как проверить ее часто не представляется возможным. На многих сайтах нет никаких данных об авторах, организациях, занимающихся разработкой и предоставлением информации, в отличие от книг, у которых всегда имеются выходные данные. Это является одной из проблем, решение которой может частично взять на себя преподаватель, предупреждающий, что сведения, которые учащиеся могут получить через сеть, не всегда будут надежными, объясняющими различия между достоверной информацией и информацией, предлагаемой в надежде продать тот или иной продукт. Интернет дает возможность найти любую информацию, но вместе с тем представляет опасность для распространения по всему миру лживых утверждений, мошенничества, или других негативов. Поскольку Интернет усиливает возможности человека осуществлять свои права или злоупотреблять ими, предполагается, что люди должны нести значительно большую ответственность за свои действия и за мир, который они создают. Это также необходимо донести до сознания подростков.

Очень много информационных источников в настоящее время  существуют в основном за счет рекламы. Надо отметить опасность рекламной информации в том, что она часто содержит умышленные ошибки. Так как только что-то необычное, сенсационное может привлечь внимание людей, изданиям подобного рода свойственно вольное обращение с фактами. Научная недостоверность сообщения может быть результатом того, что автор не включает в сообщение информацию в полном объеме. Здесь можно выделить два случая: автор сам не владеет всей информацией – недостаточные знания о предмете сообщения и автор умышленно скрывает от потребителя часть информации – селекция информации. Внимание может привлекаться к какому-то одному свойству материального объекта или явления, может быть предпринята неудачная попытка популяризации научных знаний. Адаптация информационного сообщения к тезаурусу и возрастным особенностям объекта информационного воздействия может привести к значительному искажению информации, вплоть до научных ошибок. Еще один способ манипулирования сознанием в рекламе заключается в неточном переводе текста рекламы с иностранного языка. В результате появляются слова - гибриды, похожие на научные термины, которые оказывают на потребителя информации магическое действие. 

Вторая проблема – форма подачи информации. Неоспоримыми плюсами мультимедийного представления информации являются изображения, ссылки на различные веб-сайты, видеоизображения в режиме реального времени. Это положительная сторона вопроса. Проблема же заключается в том, что информация, представленная в компьютерном мультимедийном виде, обладает иными свойствами, чем информация из учебников, книг и пр. Образность,  как специфичность формы подачи информации в Интернет, может быть вырвана из общего образовательного контекста. Внимание приковано к фрагменту текста, причем один фрагмент одного и того же сообщения может умышленно противоречить второму фрагменту. После простого наблюдения за образами появляются разрозненные факты, эмоциональные отклики и отдельные звуки, которые не имеют никакой структуры. Это также может использоваться для манипулирования сознанием людей с коммерческой, политической или какой-либо другой целью. В отличие от книги, которая заставляет думать, преобразовать слова в идеи и доводы, служит для изменения модели видения мира, при  мультимедийной подаче информации возникает трудность формулирования того, что представлено, «мультимедиа часто не дает  самого главного: знания и понимания, формируется лишь образ, не имеющий никакой структуры». В Интернете нет четкой системы, структуры, информация переплетена между собой. Для достижения определенных целей применяется воздействие на психику с помощью определенных эффектов: вспышка света, сочетания цвета, звука, символов и др.  Без помощи преподавателя и специальных информационных умений, сложно критически осмысливать информацию. В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в Интернете с другими видами познавательной активности. Необходимо помочь подростку сформировать целостное впечатление об информационном ресурсе. К примеру, использование дополнительных материалов (в том числе и школьных учебников) помогает определить достоверность, научность того или иного информационного сообщения. Подростки учатся четко формулировать то, что узнали и сравнивать это со сведениями, полученными в школе, из учебников или из других печатных источников. Только в этом случае образовательный потенциал сети может быть использован полностью.

Третья проблема заключается в том, что современная информация представляется в различных жанрах, стилях, имеет различную адресную направленность, по разному интерпретируются одни и те же факты. Насколько подростки эту информацию воспримут, будет зависит от того обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, информационными умениями. Это, в свою очередь, порождает необходимость усиления внимания на обучение школьников восприятию информации и формированию информационной культуры, что можно рассматривать как важнейшее условие реализации образовательного потенциала.

В связи со свободным течением информации через Интернет и прочие каналы возрастает ответственность педагогов при обучении инструментальным и медиаобразовательным навыкам деятельности, которые поднимают человека на более высокий уровень информационных и интеллектуальных возможностей.

Таким образом мы подчеркнули значимость медиаобразовательных умений для того чтобы воспитать людей нового поколения, научить их быть независимыми, умеющими понимать и анализировать действительность.

В школе возможно решение медиаобразовательных задач. Приведем несколько примеров.

Во-первых возможна интеграция медиаобразования в систему как профильных, так и основных дисциплин.

Для этого можно предложить следующие практические моменты:

1.    Включение в процесс урока сообщений из СМИ

В данном случае лучше чтобы преподаватель самостоятельно находил сообщения, в которых находятся заведомо ложные, недостоверные сведения, содержатся ошибки научного характера. На уроке дети вместе с преподавателями будут проводить анализ данных сообщений, поиск ошибок, некорректной информации, или же информации, подтверждающей рассказ учителя или же информацию из учебной литературы.

Например на уроке биологии географии можно разбирать сложные экологические ситуации, на уроке истории и обществознания – политические события, новости, на уроке химии – рекламные сообщения, содержащие явные ошибки (реклама зубной пасты, жевательной резинки и пр.).

  • Дискуссии, дебаты, обсуждения.
    Такие занятия с использованием сообщений из СМИ лучше проводить в игровой форме, можно распределить роли между детьми – выбрать «политика» («эколога», «физика», «математика». «химика»), «журналиста»,  «зрителей» (если инсценируется телеигра) и пр.
  • Подготовка детьми собственных сообщений (в различной форме, в т.ч. и мультимедийной), построенных на медиаобразовательных принципах.

 

2.    Включение медиаобразования в систему дополнительного образования

Здесь возможно проведение спецкурсов по темам «Юный журналист», «Информационная защита», факультативов по различным предметам и пр. Тематика разнообразна, программа составляется также в соответствии с формированием основных медиаобразовательных целей и задач. При проведении факультативов по предметам преподаватель может сам подбирать информационные сообщения, в которых могут содержаться ошибки и анализировать их вместе с детьми, а также поручать поиск данной информации учащимся.

Во-вторых, при подготовке любых занятий педагог может включить в план урока  элементы медиаобразования. В таком случае необходимо четко следить за формированием у школьников нижеперечисленных умений и выделять их:

  • умения находить информацию в различных источниках;
  • систематизировать ее по заданным признакам;
  • включать информацию в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации;
  • умения интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования;
  • визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;
  • умения четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника;
  • принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
  • воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;
  • устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума»;
  • самостоятельно трансформировать, представлять информацию (в Сети, в печатном издании, в презентации); видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др.

Приведем пример практического задания, направленного на формирование медиаобразовательных умений работы с информацией. Тема информационных сообщений может быть любая, выбранная педагогом или предложенная детьми.  Очень интересна работа с сообщениями рекламного характера.

В качестве примера такого рода задания можно предложить обсуждение заметки в одном из СМИ  - «Козье молоко вредно для здоровья».

Цель: определение достоверности полученной информации

Задачи

  1. Найти несколько различных информационных источников, в которых подтверждается или опровергается данное заключение, не менее 10
  2. Проанализировать информационные источники
  3. Представить свою версию доказательства или опровержения данной информации

Рекомендуется осуществлять поиск информации в различных информационных системах: энциклопедии, книги, учебники, газеты и журналы, Интернет. В процессе учащиеся отрабатывают технологию поиска информации, работы с библиотечными каталогами, гипертекстовыми поисковыми системами. Роль преподавателя  - корректировать работу учащихся, обучать их грамотно составлять поисковые запросы, подбирать ключевые слова и  пр.

В процессе анализа информационных источников на предмет научности, достоверности информации, наличия ошибок формируется умение критически оценивать информацию, ранжировать ее, определять жанры, искать скрытый смысл. В качестве конкретных примеров вопросов по заметки про козье молоко можно поставить следующее:

  • В каком жанре написана заметка?
  • Укажите адресную направленность данной заметки
  • Перечислите полезные свойства козьего молока
  • Перечислите вредные свойства козьего молока
  • Для кого может быть вредно козье молоко?
  • С какой целью написана заметка?

На этапе представления своей версии информации можно попросить учащихся представить информацию в виде научной статьи, рекламного сообщения, рассказа и даже сказки или стихов.  Важно аргументировать свою точку зрения, подкрепляя ее фактами. Обязательны ссылки на источники информации.

Овладев медиаобразовательными умениями, человек будет защищен от негативного воздействия рекламной и прочей информации, сможет применить в жизни научные знания, полученные в школе, со слов учителя, из книг, учебников и энциклопедий.

Список литературы

  1. Бейтсон Г. Некоторые особенности обмена информацией между людьми. - “Концепция информации и биологические системы”. - М., 1966.
  2. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование. - 1998. - № 6-8. - С. 39-50
  3. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета: Relase 2.0. /Пер с англ. - М.: Бизнес и компьютер, 1998. - 397 с.
  4. Журин А.А. Принципы отбора информации СМИ // Электронная публикация Http://mediaeducation.ru/publ/jurin11.htm
  5. Зазнобина Л.С. Проект-стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. - М., 1999.
  6. Ламекин В.Ф. Окно в мультимедиа и Internet: Курс лекций. - Ростов н/Д: Феникс; М.: Зевс, 1997.- 378 с.
  7. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании. //ИНФО. - 1994. - №4.  С.  89-96.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация