Идеалы, идолы и ценности  в современном медиапространстве

Н. В. Брюханцева,
Томский государственный педагогический университет 

Cкачать статью в .pdf

Массмедийные технологии сегодня вовлекают в сферу своего влияния фактически каждого, живущего на планете. Характеристики данных технологий заключаются в трёх проявлениях: мозаичность, серийность и дискретность. Мозаичность позволяет дать огромное количество информации за небольшой объём времени, серийность является специфическим способом выстраивания и подачи информации. Дискретность является упрощённым способом получения информации. Все эти характеристики позволяют человеку получать и работать с информацией так, как, на первый взгляд, ему кажется очень просто. На самом деле человек находится в сложной ситуации постоянного выбора, требующего дополнительных знаний, ценностных установок, которые необходимы для принятия верного решения в использовании жизненно важной информации.

Проблемы современной цивилизации порождены разрушением идеологии, – комплексом идей, концепций, идеалов, -  с помощью которой человек понимает, принимает общество, его социальный порядок и самого себя в этом социальном пространстве. Любая идеология стремится объяснить и обосновать тот социальный и политический порядок, который она защищает, через апелляцию к естественным законам. Идеология становится фактором формирования человека, идеалы, созданные ею, выполняют эту же функцию, особенно если они внедряются с помощью системы образования и средств массовой информации в массовое сознание постоянно развивающегося общества.

Системный кризис конца ХХ - начала ХХI веков, который поразил важнейшие сферы духовной жизни человечества – науку, религию, образование  –  культуру в целом, привел к расколу материально-духовного единства человека и пространства цивилизации. Ещё в начале ХХ века экспансия науки во все сферы социальной деятельности стала сопровождаться ростом престижа так называемой «научной культуры», представление о которой содержательно наполнялось идеалами и надеждами, взлелеянными ещё во времена Просвещения. Это привело к иллюзиям, будто только распространение и укоренение науки (рационального знания) и её методов ведёт к решению всех коренных проблем жизни общества в разнообразных сферах культуры – духовной, социальной, политической и т.д. Это питало веру в абсолютную ценность научной культуры, и судьбы духовной жизни общества связывались именно с нею. Уже в начале века постепенно сложилось представление о двух культурах: гуманитарной – традиционной, и сугубо научной – современной, новой. Прямолинейная экстраполяция форм и методов науки на все сферы духовной деятельности привела к потере духовности, её особых функций в жизни человека и общества. Подобная утрата весьма отрицательно сказалась и продолжает влиять на процесс формирования человеческой личности.

Духовная культура возникла и развивается на основе труда, но труда специфического – внутреннего, скрытого, духовного, не всегда дающего возможность увидеть результат сразу. Духовная сфера сегодня – сфера вполне упорядоченная, организованная, познаваемая и порой ложно оцениваемая как познанная. Природа, история, культура снабдили нас многим необходимым, чтобы мы могли отличать прекрасное от безобразного, благородное от подлого, чтобы чувствовать любовь и ненависть, счастье и горе, мучиться от укоров совести, сострадать окружающим, стремиться к свободе и так далее. Естественно, что разум и объективная наука могут и должны помочь нам познать самих себя, но в изоляции от душевных движений логика и точные методы будут изучать только то, что можно подсчитать и взвесить. Порыв духа может быть оценен как бессмысленное явление, поскольку измерить его невозможно, по крайней мере, так это выглядит на сегодняшний день. С одной стороны мы понимаем, что медийные технологии в этом смысле могут стать помощниками человека. В реальности же мы получаем неоднозначный результат – вместе с положительным, технологии активно распространяют и отрицательное действие на личность и социум в целом.

Современное положение духовной жизни планеты Э. Тоффлер сравнивает с водоворотом, который сталкивает противоположные восприятия, сотрясает нашу духовную вселенную и каждый день приносит новые причуды, научные открытия, религиозные и общественные движения и выступления [7, С. 465]. Для того чтобы разобраться в духовных состояниях, противоречиях и идеологических конфликтах, необходимо вспомнить, что духовная жизнь состоит из единства многообразного, которое охватывает процессы не только сознательного, но и бессознательного в индивидуальной и социальной сторонах человека и общества. В свою очередь, они также многоплановы по формам своего существования и проявления.

Современный человек допускает, что изменения совершаются постоянно, и внутри каждой вещи происходит движение, но, поскольку этот процесс недоступен непосредственному ощущению, то познание возможно при условии создания умозрительных разнообразных ситуаций. Только посредством подобных процессов активного манипулирования с объектами, категориями, желаниями, идеалами, человек открывает для себя свойства существующего мира и собственной личности. Плодом данной концепции верного пути познания человек обозначил грандиозное преобразование отношения человечества к природному миру и создал собственный мир. Все этапы развития цивилизации создавались на знаниях, заблуждениях, идеалах, желаниях, смелости человека. В ХIХ веке был создан [7.С. 41] ясный образ будущего. Человечество чувствовало, что история движется к окончательной победе индустриализма над немеханизированным сельским хозяйством и предвидели с довольно значительной точностью многие изменения, которые должна была принести с собой Вторая волна: более мощные технологии, более крупные города, более быстрый транспорт, массовое образование. Кардинальное изменение жизни человека во времени Третьей волны явно обозначило заблуждения человечества относительно приоритетности рационального знания.

Литература, посвященная проблеме идеального в духовном и материальном видах деятельности, утверждает, что подлинные открытия, изобретения, произведения всегда являются продуктом развитых идеальных представлений, глубоких знаний. Исключения бывают редко. На наш взгляд, не менее важно то, что с помощью идеальных представлений возможно не только создание, но и восприятие мира, его понимание и воздействие на человека. Посредством идеальных образов реализуется познавательная, нравственная, материальная и эстетическая потребности, которые сливаются со стремлением выразить своё мироощущение гармонизации мира с мерой человеческого совершенства и существования. 

Необходимо подчеркнуть тот факт, что медийные технологии прежде всего работают с образом. Они его могут создать, а могут разрушить. Именно поэтому необходимо осознать и определить уровень ответственности за создание образов, «запущенных» в массовую культуру. Осознанный идеал становится разумной творческой силой, которая направлена, в том числе, на осмысление и познание действительности. Для правильного понимания смысла, который вкладывается в это понятие, важно иметь в виду, что речь идёт о неосознанном, но разумном в своей основе стремлении человека, которое следует связывать прежде всего с развитием его умственных и духовных способностей. На всех этапах, особенно ранних, развития духовности ум проявляется через стремление к идеалу. Воображение в этом случае, действует и проявляется как ум. Не случайно, когда речь идет об идеале как познавательной способности, употребляется понятие «ум-воображение» [1. С. 133]. В современной действительности происходят события, не стимулирующие развитие идеала, а, наоборот, способствующие принятию и использованию уже кем-то созданных стандартных, порой циничных норм. Эта предпосылка создаёт условия для отдаления человека от необходимой способности полноценного развития. Если учитывать, что только в творчестве человек имеет возможность реализоваться, значит, отсутствие творчества лишает его наполненной, полноценной жизни. Заметим, что большее количество профессий, существующих на сегодняшний день, далеки от творчества, монотонны, не интересны. Присутствие творчества в жизни каждого человека обязательно, поскольку именно это обеспечивает его физическое, моральное и психическое здоровье. Следовательно, ему необходимо создавать нечто, что позволит сохранять и реализовывать себя. Это идеальная модель существования современного человека, которую выделил в своё время Конфуций, соединяет порядок в обществе с «порядком» в каждом человеке. Модели создаются благодаря деятельности фантазии, которая формирует тот идеал, к которому необходимо стремиться, создавая «новое», более совершенное будущее.

Идеал, благодаря фантазии, направлен в сторону интеллектуальной инверсии, переворачивает логический мир и может представить ни на что не похожий результат. Подсознательные порывы, желания человека уже создали небывалые варианты игры реальностей, опрокидывающих обычное понимание человека. Идеал создаёт новых героев и ситуации, обладает особой способностью заставлять думать и чувствовать изменения. Современный мир настолько разнообразен, связей так много и они настолько запутаны, что только идеал порой может помочь найти выход из сложных, почти тупиковых состояний человека и человечества. Идеальное оказывает положительное и оптимистическое влияние на эмоции и существование личности, элемент идеального служит неким катализатором, в присутствии которого сама жизнь происходит заметно, значимо, интересно. С каждым годом ХХI века человек всё больше сомневается в том, что именно он – венец творения, поскольку с каждым годом он всё более становится потребителем, утрачивая собственное назначение в индустриальном, затем постиндустриальном обществах.

Не случайно, ХVII век, обращаясь к проблеме идеала, широко использовал утопию. Категория «утопия» образовано соединением греческих слов, обозначающих «нет» и «место», в результате чего получается смысл – «места, которого нет» [8, с. 212]. Словесный «кентавр», раскрывает сущность одной из новых общекультурных концепций «четвёртого измерения культуры», которой нет, значит, верить в неё нет смысла. Не нужно верить в фантазии и идеалы, они в лучшем случае уводят в сторону рационального человека, а в худшем – обманывают и уничтожают. Так цивилизация сформировала снисходительное и отрицательное отношение к идеалу и всему, что с ним связано: фантазии, бессознательному, не рациональному, не совсем понятному, неизвестному.

П. Успенский, считающий, что если человек мог бы осознать всё, что он когда-либо воспринял, то нашёл бы себя в недвижимой вселенной «четвёртого измерения». Подобными соображениями делится О. Шпенглер в «органицистской» теории, близкие идеи высказывает А. Тойнби, развивающий концепцию «интеллигибельного поля». Если утопию как приём широко использовало человечество до ХХ века, начиная с этого периода появляется и развивается антиутопия, где применяются дополнительные приёмы, фантазия – иллюзия пережитой реальности, а ХХ век характеризуется веком освоенных пространств. Антиутопию сегодня можно охарактеризовать как своеобразную идеологию существования, «свехтекст» или «гипертекст», где присутствует ощущение кошмара, замкнутость пространства, неверие в идеал, безысходность бытия человека. Но идеал необходим, его требует время и человечество, так сложно существующее уже в ХХI веке, осознание этой проблемы уже началось. Важно понять, что идеал не возникает сам собой, необходимы его поиски, формирование, с учётом проблем, задач, современной действительности, целей и перспектив человека, человечества, цивилизации.

В качестве всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает во всех областях общественной жизни – социальной, политической, нравственной, эстетической и т. д. Категория идеала обладает глубоким социальным значением. Идеал как состояние возможного достижения совершенства, представляемое уже сегодня, характеризуется возможностью преодоления трудностей и противоречий на пути совершенствования. Внутри индивида это состояние выражается в гармонизации противоречий между всеобщим и единичным, целым и частью, долгом и увлечением. Каждый шаг в развитии самого себя – это реализация того идеала, который смутно или четко обозначен в сознании человека, сформирован общественным мнением социума. Идеал, как горизонт, всё время отодвигается в будущее по мере приближения к нему [3. С. 205]. Современный человек уже осознал, что он вынужден стать уникальным и непохожим ни на кого во всех сферах деятельности, если он желает стать известным или просто заметным. С помощью современных технологий он может творить новые варианты нового знания, ему только необходимо осуществить выбор в матрице его индивидуальной подготовленности, интересов, идеалов. Ответственность современного человека за его выбор, квалификацию и качество собственного идеала возрастает. Способ существования и развития мышления человека является моделью открытого знания, которое имеет высокую скорость обмена, вновь рождает новые идеи, формирует постоянно растущее знание и многочисленную информацию.

Ценностные устои человека и общества всегда привлекали внимание специалистов разных направлений – от психологов до психиатров и политиков. Резкие повороты в развитии общества, глобальные социальные катаклизмы и революции крайне неблагоприятно сказываются на состоянии системы идеалов и ценностей, что приводит к серьёзным социально-психологическим последствиям, влияет на физическое здоровье людей, духовное благополучие общества в целом. Кардинальная перестройка социальной системы и произошедшие за последнее десятилетие экономические и демографические изменения в российском социуме, потребовали переоценки многих базовых критериев, долгое время определявших формирование и развитие национального самосознания в нашей стране. На протяжении нескольких десятилетий в России официально декларировались высокие духовные ценности, которые ориентировали личность на постоянное саморазвитие и социальное совершенствование. Личность оценивалась как продукт общественных отношений, и это понимание считалось определяющим в работе с подрастающим поколением. В «перестроечный» период произошёл глобальный моральный переворот, в результате которого выяснилось, что ценности «перестали работать», перестали быть ценностями. Сегодня на смену пришли совершенно другие «ценности» - ложь, беспринципность, лицемерие, цинизм. Таким образом, социальные перемены, происходящие и сегодня в российском обществе, постепенно приводят к утверждению в общественном сознании совершенно иной системы ценностей и идеалов, которые порой навязываются средствами массовой информации. Идеологические инновации сегодня требуют конкретизации, поскольку в лучшем случае они превращаются в программные проекты разнонаправленной деятельности. В истории каждый этап является приспособление человека и социума к постоянно меняющимся условиям жизни, к изменению темпов и характера жизнедеятельности. Сформулированные на каждом историческом этапе цели, идеалы отражают, по сути, масштабы и глубину освоения человеком реального мира, уровень и форму, качество способности людей организовывать человеческий мир. В сегодняшних условиях в очередной раз может стать единственно эффективной «наукой выживания» и креативным началом программ выживания не только ломка цивилизационных механизмов развития, которые явно устарели и не способствуют развитию и выживанию человечества, но и создание тех идеалов, существование без которых не возможно. Время разрушать закончилось, необходимо строить. В аспекте динамики нового знания о человеке и его ценностных ориентирах важно подчеркнуть не только возможности, но и необходимость становления современного знания о проблемах формирования и переформирования мировоззрения человека. Экзистенциальные противоречия всегда приводят к новым потребностям, заставляют человека испытывать себя, узнавать открывающиеся возможности и перспективы, расширять их пределы, что требует новых и новых исследований о том, что заставляет человека идти вперёд. Медиа технологии в этом смысле, естественно должны быть активно использованы, но уровень ответственности, качество подачи информации, её идеология и направленность должны стать тщательно взвешены, продуманы. Широкое медиа образование станет замечательной возможностью для успешного развития культуры человека и социума

Литература

Голосовкер Я. Э. Логика мифа.  - М.: Наука, 1986. – 216 с.
Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека.  - М.:Республика,  2003. -  494 с.
Ильенков Э. В. Философия и культура. -  М.:Политиздат,1991. –464 с.
Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать её наука. - М.: Алгоритм, 2002. – 256 с.
Кургинян С. И. Пузырь. // Россия ХХI век. -   2008 -  № 1.
Лапицкий М. А. основы деловой культуры США – возвращаясь к истокам. // Россия ХХ I век.  -  2008. - № 1.
Тоффлер Э. Третья волна. -  М.: АСТ, 1999. – 464 с.
Чучин- Русов А. Е. Прошлое обречено стать будущим. // Звезда. -  2000. -  № 11. -  С. 210-219.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация