Заметки по семиодидактике об особой роли ведущих знаковых систем в школьном куррикулуме  

Соломоник А.Б.А. Б. Соломоник PhD, Израиль

Аннотация
Статья посвящена семиотически обособленным школьным дисциплинам и необходимости применения семиотических принципов к отбору материала для обучения в средней школе.

Ключевые слова
Семиотика, знаковые системы, среднее образование, педагогика, обучение, языковые умения, коды кодов.

NOTES ACCORDING TO SEMIODIDAKTIKA ABOUT THE SPECIAL ROLE OF LEADING SIGN SYSTEMS  IN SCHOOL KURRIKULUMA

AB Solomonik PhD, Israel

Summary
Article is devoted to semiotics isolated school disciplines and need of application of semiotics principles to material selection for training at high school.

Keywords
Semiotics, sign systems, secondary education, pedagogics, language abilities, training, codes of codes.

Cкачать статью в .pdf

Настоящая заметка касается одной из проблем семиодидактики – приложения семиотических выкладок к практической педагогике. В настоящий момент я разрабатываю эту область прикладной семиотики и выдвигаю гипотезу о целесообразности применения семиотических принципов к отбору материала для обучения в средней школе . Эти принципы по моему первоначальному замыслу касались отбора материала для любой школьной дисциплины. Однако по зрелому размышлению мне пришлось согласиться с тем, что есть учебные предметы, которые не подходят под единый стандарт, что по отношению к ним следует эти принципы модифицировать и изложить по-иному. Этой проблеме и посвящена настоящая заметка. Я не осмелился назвать мою настоящую работу статьей, поскольку не касаюсь в ней конкретной методики преподавания выделенных ниже предметов. Я только указываю на их семиотическую обособленность, которая вынуждает нас относиться к ним иначе, нежели к остальным школьным дисциплинам. Какие же это особого рода дисциплины?

Семиотические коды для обычных знаковых систем

Семиотика – наука, изучающая знаки, знаковые системы и семиотическую реальность в целом. В этом типе реальности собираются все знаковые системы, созданные человечеством в ходе истории нашей цивилизации. Знаковые системы извлекаются из общей копилки и используются для различных практических целей: для поведения людей в различных жизненных обстоятельствах, для профессиональной деятельности, научных изысканий, обучения и пр. Именно последний аспект интересует нас в данной работе, ибо почти все предметы школьного образования покоятся на своих специфических знаковых системах, характерных для них и ни для каких иных дисциплин. Особые системы знаков лежат в основе литературы как предмета обучения; совершенно иные системы заложены в химию, биологию и другие предметы изучения в школе. Для их конкретного оформления в виде специфического предмета изучения я предложил некоторый набор семиотических параметров.

Наряду с этим, существуют несколько знаковых систем, которые нацелены на формирование всех остальных дисциплин. Это как бы коды для изложения и практического применения всех других семиотических кодов. Так я и буду их называть в дальнейшем: коды кодов. К ним относятся три ведущих школьных дисциплины – национальный язык, математика, работа с компьютером, а также, в некотором роде, и иностранный язык (преимущественно английский). Мы не можем изложить какой-нибудь материал без использования языка, на котором говорят люди в данной стране; в так называемых ‘точных науках’ нам требуется математика; для извлечения информации по любому затронутому вопросу мы прибегаем сегодня к помощи компьютера; а для пользования им нам нужен английский, который преподается как иностранный язык. Вот почему указанные дисциплины выходят за обычные рамки школьных предметов и требуют по отношению к себе особого отношения.

Чем же они отличаются от всех прочих дисциплин?

Разумеется, каждый из упомянутых предметов используется по-разному, как из-за специфики материала, в них включенного, а также из-за их последовательного и обязательного разворота на всех трех ступенях школьного образования – на начальной, средней и высшей. Этот разворот получил в дидактике наименование концентров: первый концентр реализуется в начальной школе, второй – в средних классах школы, а последний (высший) – в старших классах. В их названии отражается основная черта изучения данных предметов – они всегда преподносятся в виде некой цельности и законченности, которая раз от разу получает дополнительные параметры. Впрочем, эта же черта характеризует все другие школьные дисциплины, обучение которым растягивается на несколько последовательных концентров. Различие между всеми прочими дисциплинами и выделенными выше кодами кодов заключается в том, что последние начинают изучаться с первого дня пребывания школьников в школе, а все остальные предметы могут быть перенесены на более поздний этап школьного обучения.

Причина этому очевидна – без умения устно излагать, читать, писать, считать и навыков работы на компьютере невозможно сегодня овладеть никаким иным школьным материалом. Поэтому обучение указанным дисциплинам начинается с первых дней занятий и продолжается обычно до последних дней пребывания в школе. Ничего особенно нового в этом моем подходе нет. Например, в Англии испокон веков целью начального образования считалось овладение тремя r – reading, writing и arithmetic (чтением, письмом и арифметикой). Более того, овладение указанными умениями и навыками  долгое время расценивалось как конечная цель школьного обучения простых людей – ведь они, эти умения и навыки потребуются не только для обучения остальным школьным дисциплинам, но и во всей последующей жизни. “Простолюдины” могли ими ограничиваться и считаться грамотными. В сегодняшней практике грамотность предполагает еще и овладение многими другими школьными дисциплинами, а упомянутые умения в говорении, чтении, письме и счете являются лишь необходимыми для этого предпосылками. Кроме того, в конце прошлого века к ним добавилось еще и владение компьютером, которое стало обязательным для получения необходимой информации как в школе, а также для нормального функционирования современного человека вообще.

Несколько выделяется из этого ряда обучение иностранному языку (одному или нескольким). Но и оно обладает качеством, оправдывающим его включение в число кодов для кодов. Иностранный язык служит человеку подспорьем для нормального его существования как члена международного сообщества, а также является средством для последующего изучения иных школьных дисциплин. Все же иностранный язык явно уступает в этом отношении упомянутым выше кодам – без него можно было бы и обойтись. Поэтому изучение иностранного языка иногда откладывается на более поздний этап школьного образования, а в ряде случаев даже исключается вовсе. Теперь, однако, в связи с распространением компьютеров, такой подход становится все менее желательным: ведь ‘родным’ языком компьютеров был и остается английский, так что владение этим языком в значительной мере гарантирует успешное овладение навыками работы на компьютере.

В итоге мы можем сделать такой вывод из наших рассуждений – начальной основой всего школьного образования является овладение умениями и навыками пяти указанных предметов, которые я обозначил как коды кодов.

Как обучать кодам кодов?

Начинать надо с обучения практическим навыкам говорения, чтения и письма на родном языке, счета и работы с компьютером. Теоретическое обоснование указанных дисциплин, принципы их построения, классификации и прочие абстрактные объяснения следует оставить на более продвинутые этапы обучения. В алфавите имеются такие-то и такие буквы; они читаются так-то и так-то; и они же составляют уже известные учащимся слова. В системах счета мы находим такие-то числа; они составляют более высокие разряды чисел; и с ними производятся следующие операции. На компьютере можно производить такие-то виды работ; и это делается следующим образом. После этого тренируются соответствующие умения и навыки.

К основным языковым умениям относятся умение связно излагать свои взгляды в устной форме, умение читать, и писать. К сожалению, умение устного изложения часто не фиксируется как одна из важнейших целей школьного образования и тренируется явно недостаточно. И это, несмотря на то, что уже в Древней Греции оно было объявлено одним из центральным пунктов образования, и на него обращали самое пристальное внимание. То же имело место и в английских школах, по преимуществу, в самых привилегированных из них. Поэтому английские ораторы являют образцы красноречия, а в России, например, выступать обычно не умеют. Впрочем, виной тому были 70 лет коммунистического господства, когда ‘кухарки’ управляли государством и читали свои выступления по бумажке.

Умение грамотно и связно говорить и писать на родном языке выказывает лишь одну сторону нашего владения им. Это лишь качественная сторона дела, но есть еще и количественная сторона – знание и активное владение словарным языковым запасом. Английский философ Людвиг Витгенштейн говорил, что “границы моего языка означают границы моего мира”. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы наши ученики активно владели как можно бóльшим словарным богатством. Тут работы хватает на весь курс школьного обучения, правильнее сказать, что работа по обогащению словарного багажа продолжается всю жизнь. К тому же она всякий раз принимает новые оттенки, когда мы сталкиваемся с иным языковым слоем. Язык это делает в любом регистре: в обычном повседневном общении, в школьном обиходе, в научных выступлениях, в профессиональном арго и т.д. и т.п.

Столь же богата и необъятна сфера любого из названных мною кодов для кодов. Все они таким же образом развивают свои возможности по мере продвижения из класса в класс на протяжении всей школьной программы, как это происходит с изучением родного языка. И, тем не менее, я настаиваю на том, что в средней школе следует изучать преимущественно прикладные аспекты упомянутых дисциплин, а более глубокое их изучение надо оставить либо специализированным классам высшего звена школы, либо профессиональной подготовке в колледжах и вузах. Поэтому я бы назвал, например, курс компьютерного обучения в школе компьютерной грамотностью, подчеркивая в самом названии чисто прикладной момент подхода к этому этапу овладения навыками работы с компьютером.

Вынесение названных предметов на выпускные экзамены

Особая роль кодов для кодов должна получить отражение еще и в том, что именно они должны быть вынесены на выпускные экзамены в школе. Каждый названный предмет в его специфическом выражении (это может быть один экзамен, а может быть несколько для каждой дисциплины) должен получить место в списке экзаменов как их обязательная часть. Список этот может быть расширен для профилированных предметов, изучаемых на протяжении последнего концентра школьной программы: гуманитарные предметы для гуманитарного потока школ, технические, спортивные предметы или искусство для других потоков. Эти последние мыслятся мной как дополнительные и вариативные экзамены, а экзамены по кодовым дисциплинам как их обязательная и непременная компонента. Таким образом, мы закрепим особый статус этих предметов в школьном обучении.

Июль 2012

 
 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация