Аспекты интерпретации евангельских притч как определяющие медиаповедение современного подростка

Куренкова В.А.
МАОУ Северский физико-математический лицей, г. Томск
Учитель русского языка и литературы
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Исследование автора посвящено изучению образовательной функции евангельских притч, которые воздействуют на медиаповедение подростков. Даются определения понятиям духовный и культурный коды, их влияние на сознание молодежи. Автор прослеживает тенденцию конвергенции в педагогической практике.

Ключевые слова: медиаповедение, культурный и духовный код, конвергенция в педагогической практике, интерпретация евангельских притч.

Aspects of Gospel parables’ interpretation as a defining media behavior of modern teenagers

Kurenkova V. A.
Sibirsky lyceum, Tomsk
Russian language and literature teacher
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Summery

The article is devoted to the educational function of Gospel parables which impacts media behavior of modern teenagers.  It is provided the notion about cultural and religion codes influencing teenager’s mind. The author considers the convergence in the educational practice.

Key words: media behavior, Gospel parables’ interpretation, cultural code, religion code,  convergence the educational practice.

Cкачать статью в .pdf

Как отмечает профессор ТГУ Т.А. Костюкова, несомненным условием подготовки для школы творчески мыслящего, эрудированного учителя является его историко-педагогическое образование, которое предполагает среди прочих, глубокое знакомство с древнейшей книгой человечества – Библией, представляющей до сих пор непознанную педагогическую ценность.

Знание этой книги особенно необходимо для понимания литературы и искусства, наиболее часто обращающихся к многочисленным библейским сюжетам и образам. Легенды о сотворении мира, об изгнании Адама и Евы из Рая, о Каине и Авеле, миф о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге, сказание о строительстве Вавилонской башни, полная драматизма история Иосифа и его братьев, «Притча о блудном сыне», о воскрешении Лазаря, Тайная вечеря – эти и многие другие Библейские сюжеты вдохновляли художников слова и интерпретировались в их произведениях. Выразительный и богатый язык, яркие образы, глубина мысли – вот характерные особенности Библии как литературного памятника, представления о котором учащиеся должны получить из школьного курса литературы. Неслучайно Ф.М. Достоевский отметил: «Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества».

Огромным воспитательным потенциалом обладают Евангельские притчи как аллегории, в которых читатель или слушатель должен узнать себя. Притчи – это не просто житейские иллюстрации некоторых нравственных истин, а это обращение к совести человека.
Как учитель литературы, профессионально занимающийся интерпретацией художественных текстов, на определенном этапе своего развития я поняла, что литература – наш культурный код, а Библия – наш духовный код. Тем более что раньше литература показывала, как человек старается победить грех, а сейчас демонстрирует, как грех победил человека.

У каждого писателя своя правда, а задача читателя – понять авторскую систему ценностей, реконструировать авторскую модель мира. Но истина – одна. И найти ее можно в текстах Евангелия.

Необходимость таких поисков была обусловлена еще и тем, что введение ЕГЭ в школах предполагает решение самого трудного задания С со свободно-конструируемым ответом, где учащийся должен дать оценку авторской позиции с учетом своей высокой нравственной позиции. Формирование такой нравственной позиции учащихся и привело меня как учителя русского языка и литературы к мысли о необходимости более глубокого изучения Евангельских притч.

Современные дети не всегда слышат слово учителя. А вот мнение одноклассника может быть значимо. Поэтому первой задачей является выявление такого ребенка, которому интересно исследование Библейских мотивов в русской литературе. И такой ребенок из пятидесяти обучающихся, как правило, находится.

Следующий шаг – дать ребенку возможность исследовать тот вопрос, на который он не может найти ответ и его это мучает. Именно с такого вопроса ребенка: «Почему Иисус говорил притчами?» И началось наше движение в этом направлении. Главное, уловить момент возникновения личного интереса у отдельного ребенка. А затем, проводя учащегося через необходимые этапы написания исследования (консультации, методологические семинары, предзащита), где другие дети выступают в роли слушателей, экспертов, задают вопросы, высказывают суждения – я достигаю самого главного педагогического эффекта. Устами младенца глаголет истина, что адекватно воспринимается детьми-слушателями, у которых возникает устойчивый интерес к теме. Они не только начинают задумываться над вечными проблемами добра и зла, но выражают желания помочь юному исследователю. Но в силу того, что написание исследования - это очень кропотливый труд, а интерес некоторых детей мимолетен, я использую такой прием, как написание эссе (размышления по поводу заинтересовавшей проблемы). Эти тексты опубликовываются в нашем издательском проекте Культурно-просветительском журнале «Воскресные чтения». И у детей появляется устойчивый интерес в результате того, что они видят свои тексты, показывают их общественности, получают признание, самореализуются.

Так в моей педагогической практике происходит процесс конвергенции: взаимопроникновения исследовательских, авторских (текстотворчество) и журналистских технологий.

В качестве иллюстрации привожу опыт написания последнего исследования по Евангельским притчам.
Однажды на уроке литературы при изучении повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», мы вышли на мотив Притчи «Возвращение блудного сына». Ученица 7 класса Мария Касьянова продемонстрировала хорошее знание Евангельских текстов. Но вопросы, возникшие у одноклассников, не знакомых с текстом Библии, предполагали поиски ответов. Маша сама выбрала для анализа «Притчу о блудной овце» и «Притчу о потерянной драхме».

В результате проделанной работы ученица освоила следующую культуру деятельности.

Во-первых, изучила имеющиеся интерпретации притч в Богословской литературе. Систематизировала и обобщила данную информацию и включила ее в свое исследование в виде реферативной части, где подробно раскрывается, как этот вопрос уже изучен.

В текст исследования также введен исторический контекст, который позволяет на культурологическом уровне осмыслить особенности быта простого израильского народа. На понятном языке Маша объясняет основные понятия, связанные с культурой и жизнью той эпохи (драхма, кто такой пастух, почему появляется женщина как персонаж в «Притче о потерянной драхме» и так далее).

Следующий шаг собственно исследования – сопоставительный анализ притч. Маша грамотно выделила основания для сравнения. Для решения этой задачи она использовала алгоритм, который мы постоянно применяем на уроках литературы при работе с текстами:

  • Автор как создатель текста:
  • Художественное пространство.
  • Художественное время.
  • Фабула – сюжет.
  • Система персонажей, герои.
  • Коллизии
  • Автор как участник:
  • Темы, проблемы, мотивы.
  • Пафос.

Каждый уровень анализа заканчивается промежуточными выводами. В результате такой кропотливой работы выявились интересные наблюдения над деталями, которыми отличаются Притчи в Евангелиях от Матфея и от Луки. Также было замечено, что «Притча о заблудшей овце» есть только в двух из четырех Евангелий. А «Притча о потерянной драхме» только в одном Евангелии от Луки. Естественно, появился вопрос «Почему?» В поисках ответа на этот вопрос был расширен контекст и сделан вывод о необходимости учитывать исходную ситуацию: к кому эти притчи обращены. В результате были сделаны уникальные выводы о том, что в Евангелии от Матфея Иисус Христос обращается к ученикам и отвечает на вопрос: «Как войти в Царствие Небесное». Причем, образ овцы соотносится с образом ребенка ( и уже в самой притче есть эпитет «малых»). Разговаривая с учениками на понятном для них языке, Иисус Христос в качестве объяснения приводит всего один аргумент, потому что ученики Его – это единомышленники.

Но в Евангелии от Луки образ овцы есть символ грешника, потому что данной притче предшествует иная исходная ситуация, связанная с непониманием Фарисеями поведения Иисуса, который обедает и разговаривает с грешниками. И для объяснения Иисусу понадобилось усилить доказательную базу. С этой целью Он использует уже не один, а три аргумента: «Притча о заблудшей овце», «Притча о потерянной драхме» и «Притча о блудном сыне». Подобных выводов мы не встречали в ранее изученной литературе.

Ценность исследования Марии Касьяновой заключается и в том, что основной целью данной работы являются наблюдения над изменением в понимании притч одноклассниками. После введения исторического и культурологического контекстов расширились интерпретация и понимание Евангельских текстов учащимися. Пришло осознание, почему ради спасения одного грешника можно оставить девяносто девять праведников.

Работа учащейся седьмого класса хорошо структурирована, выполнена в соответствии с логикой исследования: выявлена проблема, сформулирована и доказана гипотеза. Грамотно используются методы научного исследования (анализ, сопоставление, синтез, абстрагирование). Интересным является использование рецептивного метода, основанного на первом восприятии притч учащимися.

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ПРИТЧ

Касьянова Мария

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Сибирский лицей г. Томск, 7 класс
Руководитель: Куренкова В.А., учитель русского языка и литературы

Цель: Сравнительный литературно-философский анализ Евангельских притч. Сравнительный анализ трактовки Евангельских притч школьниками после первичного прочтения текстов, а затем после их ознакомления с культурно-историческим и литературным (символическим) контекстом притч.

Проблема: Адекватность понимания притч. Образный текст притч не позволяет при первом прочтении, сразу, понять глубину и постичь смыслы, заложенные в них. Вопрос о прочтении и понимании притч – вопрос о том, какие знания и качества читателя позволяют сделать это прочтение адекватным и полезным.

Гипотеза: Для глубокого понимания любого серьезного текста необходимо знание системы сигналов, знаков (символов, культурно-исторического контекста), а также наличие желания, навыка анализа текста, знание своей истории и культуры.

Объект исследования: Изменения в понимании Евангельских притч учениками 7 классов до и после знакомства с культурно-историческими контекстами.

Предмет исследования: «Притча о заблудшей овце» и «Притча о потерянной драхме».

Актуальность проблемы: В современном обществе возрастает прагматизм и распадается духовность. Сознание ребенка чистое. Мое исследование позволяет сформировать в ребенке незабвенные духовность и нравственность через чтение Евангельских притч.

Методы исследования: Определяющим методом исследования для нас будет являться анализ текстов притч, различной литературы, трактующей эти тексты, а так же анализ трактовки этих текстов школьниками.
Пользуясь языком литературоведения, методы можно назвать:

  • Рецептивный (анализ восприятия текста);
  • Культурно-исторический (анализ контекстов);
  • Сравнительный анализ притч (и как изменилось первое восприятие после введения культурологического контекста);
  • Метод синтеза (объединение всех полученных смыслов);
  • Абстрагирование (абстрагируясь от конкретных притч, мы должны выйти на обобщения).

Что же такое притча? Притча-это история, поучение в примере. (Словарь В. Даля) Современное литературоведение рассматривает ее как «небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме». Еврейское слово «машаль» – притча означает «пример, образец». Славянское значение слова притча (течь) – то, что сплетено с другими, текущее рядом.

Для описания тончайших переживаний, духовных озарений необходима особая форма изложения – пластичная и гибкая, точная и одновременно допускающая большую свободу восприятия, легко запоминающаяся и свободно проникающая через пространство и время. Так и возникла притча.
В древние времена притчи передавались из уст в уста, от духовного учителя к достойному ученику. Подобные сказания возникали в различных религиях и культурах.

Центром христианского учения является личность Иисуса Христа, родившегося в начале нашей эры (тысячелетия) и распятого около 33г. н.э. Его жизнь и деятельность, его учение описаны в Евангелиях. Известны четыре канонических Евангелия, написанных учениками Христа: Евангелие от Матфея, Луки, Марка и Иоанна.


Материалы исследования

Притча о заблудшей овце. «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашед возьмет ее на плечи свои с радостью; и пришед домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» – Лк. 15,4-7.

После введения исторического контекста, я рассмотрела имеющиеся в Богословской литературе интерпретации. Затем провела Сопоставительный анализ Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки, потому что данная притча есть только в этих двух Евангелиях. Интересно наблюдение, что в Евангелии от Матфея данная притча излагается Иисусом Христом в ответ на вопрос одного из учеников, который спросил: «Кто более в Царствии Божием». А в Евангелии от Луки эта же притча является ответом на упрек фарисеев, которые обвинили Иисуса в том, что он разговаривает и обедает в обществе грешников. В данном случае Иисусу понадобилось больше аргументов, и он усиливает их, вставляя еще две притчи: «Притча о потерянной драхме» и «Притча о блудном сыне».

Затем я попыталась сделать литературоведческий анализ притчи «О потерянной драхме», предварительно рассмотрев, какие интерпретации уже имеются в Богословской литературе.
Используя метод синтеза, я объединила имеющиеся смыслы и исторические контексты. И вот, что у меня получилось.

1. В притчах о заблудшей овце и потерянной драхме Господь излагает истину о том, как дорого в очах Божиих обращение грешника и какая радость бывает на небесах о кающихся. Более того, эти притчи подчеркивают, что Бог Сам ищет грешника, чтобы спасти его. Христос об этом говорит и в других местах Евангелия так: «Сын человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18: 11; Лк. 19: 10) и «призвать грешников к покаянию» (Мф. 9: 13). 2.Эти притчи были рассказаны Иисусом, чтобы показать гордым и самоуверенным книжникам и фарисеям беспредельную любовь и милосердие Божие ко всем без исключения людям. Книжники и фарисеи были уверены, что из-за того, что они исполняют все мелкие предписания Моисеева закона, принося положенные жертвы и соблюдая все обряды, они более не нуждаются в покаянии и справедливо поступают, чуждаясь общения с теми, кого они считали грешниками. Из Евангелия мы знаем, что Христос всегда шёл навстречу всем людям, сознающим свою греховность и желающим изменить к лучшему образ своей жизни. Он охотно шёл в дома грешников, не гнушался есть с ними (вспомним случай со сборщиком податей Закхеем и призыв мытаря Левия стать апостолом Матфеем). Вот это как раз и возмущало фарисеев и книжников, считавших, что даже подать руку помощи падшему брату или просто прикоснуться к нему их оскверняет. Следовательно, эти мнимые праведники думали, что раз Иисус общается с грешниками, Он Сам грешник. Поэтому в их представлении нечего было народу идти за Иисусом и слушать Его проповеди и поучения. Это своё возмущение недостойные вожди народные открыто высказывали Христу и другим.

Прием абстрагирования помог выйти на обобщение.

Часто люди перекладывают свою вину на других – это старо, как мир. Ева обвинила змия, Адам обвинил Еву. А где персональная ответственность за свои поступки. Нельзя полностью снимать вину с человека за его поступки. Ведь человек – это не вещь (монета), и не овца. У него есть свобода выбора. И любой может совершить ошибку. Но главное – искреннее покаяние. И Иисус говорит об этом. Через покаяние и раскаяние наступает и прощение.

Эти притчи Спасителя были обращены не только к фарисеям Его времени, но и к фарисеям всех времен и всех народов. Они обращены и к нам, как предупреждение не впасть в грех фарисейства. Господь хочет, чтобы мы подражали Его человеколюбию, чтобы мы с лаской и любовью пошли на помощь заблуждающимся братьям и сестрам, чтобы попытаться спасти и вернуть их к Христову стаду, к Церкви. В каждом человеке мы должны увидеть именно брата - брата во Христе и образ Божий. И как бы ни падал человек, как бы ни затемнял он в себе образ Божий грехами и пороками, мы всё же должны искать в его душе искру Божию. «Грех ненавидь, а грешника люби», – любил говорить св. прав. Иоанн Кронштадтский. А ап. Иаков в своем послании прямо говорит: «Обративший грешника от ложного пути его, спасёт душу от смерти (и его, и свою – В.П.) и покроет множество грехов» (Иак. 5: 20). Господь проявляет максимальную заботу о заблудившихся душах, которые Он беспредельно любит. Бог любит мир до такого предела, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16). Бог отдал Сына Своего на крестную смерть, победил смерть воскресением Иисуса и после вознесения на небо продолжает промышлять о грешниках и указывает на путь спасения через Свою Церковь, которая продолжает звать грешников к покаянию.

Исходя из цели, проблемы, объекта исследования, мной сформулированы следующие выводы: 1. При первом прочтении притч у моих одноклассников возникли проблемы с интерпретацией: - 50 % вообще ничего не поняли; - 20 % дали ложные интерпретации: «Почему ради одной монеты или одной овцы надо жертвовать всем состоянием?» Слова - символы интерпретировались в буквальном смысле, в материальном эквиваленте. Высказывались и такие версии: «Это происходило потому, что люди не любят что-то терять. Например, одна знакомая забыла в гостинице часы и, несмотря на то, что опаздывала на самолет, вернулась за ними».

Другие дети заметили, что эта черта современного человека часто используется в наше время всевозможными мошенниками. Люди, вложив в сделку маленькую сумму и не желая ее терять, продолжают вкладываться в сомнительные инвестиции и теряют все.
30 % заинтересовались вопросом: «Почему Иисус говорил притчами?»

Но после того, как мы ввели исторический и культурологический контекст, изучили интерпретацию притч в богословской литературе, провели сравнительный анализ притч Евангелий от Матфея и Луки, восприятие и понимание притч изменилось.

2. Мы нашли ответ на волновавший нас вопрос: «Почему Иисус говорил притчами?» Притчами Иисус говорил на понятном для слушателей языке. Если бы это происходило в сегодняшние дни, то, возможно, притча звучала бы следующим образом: «У одной матери было десять детей. Вечером из школы пришли девять. Они были голодны, мать должна была покормить детей. Но десятый ребенок не вернулся из школы. Что должна делать мать? Кормить девять детей голодных или идти искать одного, не вернувшегося из школы?»

Основные выводы, сделанные детьми (обобщение):

  • Человек – не монета и не овца. Он несет ответственность за свой выбор, за свои поступки. Главное, искреннее раскаяние и покаяние. Через них придет воскрешение. Изменись сам, и тогда изменится мир вокруг тебя.
  • Христианство - не насилие над личностью. Господь дает право выбора, а по пути, указанному Христом, идешь сам. В древнегреческом Евангелии притча (паремия) – припутные верстовые столбы. При наличии нашей свободной воли, Господь готов изменить наше сердце, спасти нас, заблудших овец. Царствие Божие внутри нас. Думай, выбирай – путь указан.
  • Для глубокого понимания любого серьезного текста необходимо не только знание системы сигналов, знаков (символов, культурно-исторического контекста), но и наличие желания читать и анализировать текст, знание своей истории и культуры.
  • В результате сопоставительного анализа пришло осознание, что для глубокого понимания притч необходим более широкий контекст (исходная ситуация, к кому обращена притча).

 

Выводы: Притча о потерянной драхме

Иисус Христос окончил эту притчу радостным финалом - драхма найдена. Радость обретения - основная мысль притчи.

Её содержанием Христос хотел выразить три истины, а именно: пропавшего человека можно найти снова. О, если бы люди поверили в это всем сердцем! Это наполнило бы новой надеждой и радостью друзей пропавших, а также и самих пропавших. Вторая истина: Христос знает, что Он имеет силу вернуть всех заблудших людей назад - к праведной и чистой жизни. Третья истина: Он знает, что каждый человек достоин того, чтобы его искать и найти.

Эта притча также поясняет естественную радость о спасении грешников. Но она освещает эту истину с новой стороны. Иначе не имело бы смысла приводить ее на страницах Евангелия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лавский В.В. «Притчи человечества», изд. Лотацъ, 2004
2. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) «Древние цивилизации» энциклопедия для детей. М., 2008
3. А. Квятковский Поэтический словарь, Изд: сов. Энциклопедия, М, 1996
4. Священник В.Хулап «Истории, рассказанные Христом» М, Эксмо, 2008
5. Новый завет и Псалтырь, М. 1991

 

Приложение 1

Отзывы детей после урока

«Я рада, что Маша взялась за эту тему и объяснила ее нам»
Пасевина Анастасия

«Маша рассказывала нам о двух притчах. Первая «Притча о заблудшей овце»; вторая – «Притча о потерянной драхме». Интересно, что только в двух Евангелиях они были изложены. И в каждом по-разному. Например, художественное пространство. В одном случае овца потерялась в горах, а в Евангелии от Луки овцу потерял пастух в пустыне. А затем, когда нашел ее, на плечах принес и созвал друзей, и все вместе радовались. Но смысл схож в обеих притчах: ради одного грешника бросишь 99 невинных ангелов. Маша давала объяснение, почему горы (в горах можно заблудиться, как в этом мире). Пустыня – символ души, в которой пусто и темно, как у многих. Маша зачитывала строки А.С.Пушкина. Я поддерживаю основную мысль этих притч и считаю, что нужно каждому дать шанс, вне зависимости от того, насколько сильно согрешил человек.

Я считаю, что у Маши получилось интересное исследование. Даже я, ничего не понимающая в этом, смогла понять основной смысл. Я от всей души желаю Маше удачи».
Куценко Вероника, 7 Б

«Исследование Маши было грандиозным. Оно содержит много умных слов и поучительный смысл. Я понял, что не стоит забывать об одном грешнике, даже если придется оставить праведников».
Бакланов Андрей

"Сегодня мы два урока обсуждали исследование Маши. Раньше в притчах нам было понятно не все. Но после того, как Маша сделала сопоставительный анализ притч, я стала понимать их общий смысл. Я узнала, что о них думали великие люди. Маша и для себя, и для нас открыла много нового. Я считаю, что Маша молодец. Она взяла тему, которая очень важна и интересна не только для нее, но и для нас. Она говорит осмысленно и со знанием информации. Она действительно молодец".
Масловская Лиза

 

 


Приложение 2

ТАБЛИЦА Сопоставительный анализ

 
Евангелие от Матфея
Притча о заблудшей овце
Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, а одна из них заблудилась; то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудшую? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти заблудившихся.
Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Евангелие от Луки
Притча о заблудшей овце
Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девять в пустыне, и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашед, возьмет ее на плечи свои с радостью. И пришед домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу

Основания для сравнения
Уровни анализа

Горы

Пустыня
Небеса – где будет радость

Художественное пространство

Горы как метафора жизненных трудностей, в которых человек может заплутать

Пустыня как метафора души, в которой пусто. Помните у Пушкина «Духовной жаждою томим в пустыне мрачной я влачился»

Промежуточные выводы

1.«Было сто овец, и одна из них заблудилась» 2. « И если случится найти ее, он радуется о ней более»
3. Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих»

Время проявляется через форму совершенного вида используемых глаголов и деепричастий.
Будущее время появляется в обрамлении после притчи « Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся…»

Художественное время

Художественное время расширяется: от прошедшего, до настоящего и будущего («погиб») в значении вечном

А вопрос «Кто из вас не оставит 99 в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?» приводит к мысли о том, что художественное время как категория вечная и неменяющаяся для деяний Бога, который спасает нас всегда.
Введение в художественное пространство слова «Небеса» – позволяет утверждать, что хронотоп расширяется ( в пространстве земной жизни возможны заблуждения, но через покаяние будет прощение и вознесение)

Промежуточные выводы

1. Было сто овец, одна заблудилась, оставил девяносто девять и пошел искать заблудившуюся; нашел, радуется

Имеет 100 овец, потерял одну, оставил 99 в пустыне, пошел за пропавшею, нашел ее, взвалил на плечи свои с радостью; пришел домой, созвал соседей и призывает порадоваться тому, что нашел пропавшую овцу

Фабула – событийная сторона

 

Фабула расширяется: пастух уже не просто нашел овцу и радуется, а пришел домой и позвал соседей, чтобы порадоваться вместе.Есть риторический вопрос и ответ на него.

Промежуточные выводы

1.Есть исходная ситуация в речи: «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»;
2.«он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся»
3. «Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих»

Ответу предшествует упрек фарисеев и книжников, которые роптали, говоря: «Он принимает грешников и ест с ними». Но он сказал им следующую притчу…
И завершает свой рассказ словами: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, неимеющих нужды в покаянии»

Сюжет шире фабулы и отражает чувства, переживания, сознание, подсознание героев

Исходная ситуация связана с вопросом учеников Иисуса: «Кто больше в Царствии Небесном?
В евангелии от Матфея притча дана в контексте разговора Иисуса с учениками. Главная цель проповеди: обучение преемников. И этой притче предшествует ответ Иисуса: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царствии Небесном; и кто примет такое дитя во имя мое, тот меня принимает». Поэтому и пример, иллюстрирующий проповедь Иисуса, один. Учитель и его ученики понимают друг друга.

Таким образом, в Евангелии от Луки притча тоже имеет обрамление, но исходная ситуация связана не с вопросом к Иисусу: «Кто больше в Царствии Небесном» (как в Евангелии от Матфея), а есть упрек Иисусу от людей возгордившихся (фарисеи и книжники возгордились своей праведностью и считают невозможным опуститься до грешников).
Для опровержения фарисейских упреков Иисус использует больше аргументов: 1. «Притча о заблудшей овце»
2. «Притча о потерянной драхме»
3. «Притча о блудном сыне»

Промежуточные выводы

Притчу окольцовывают слова в исходной ситуации о Сыне Божием, а в заключении об Отце Небесном.
Образ потерявшейся овцы – символ погибшего, заблудшего, грешника.

Фарисеи и книжники, Иисус и грешники

Система персонажей, герои

99 девять овец – символ праведников, которым предшествует рассказ о детях: маленькие как чистый лист. И кто «соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы, если бы повесили мельничный жернов на шею ему и потопили его во глубине морской».

Господь даёт нам выразительный сравнительный образ приведения к пути истины заблудившегося грешника. Овца, убежавшая из стада, - жалкое животное. Она подвергается опасности попасть в место, где нет ни корма, ни воды, ей грозит опасность стать добычей диких зверей. Так и душа, удалившаяся от Бога, источника истины и благодати, тоже несчастное существо, ибо она подвергает себя всяким опасностям духовного порядка: заблуждениям, страстям, делается легкой добычей диавола - врага Бога и человеческого спасения, ищущего, по слову Писания, кого поглотить (1 Пет. 5: 8).

Промежуточные выводы

Коллизии: пастух - овцы и спасение одной
Сын человеческий пришел спасти погибшее – Отец Небесный не желает погибели малых сих.

Больше заботы и любви проявляется через фразу «возьмет ее на плечи свои»
Фарисеи ненавидят грешников, упрекают Иисуса
Вместо «Отец Небесный» появляются Небеса, где будет более радости

Коллизии

Появляется слово «малых» как продолжение ранее рассказанной притчи «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие небесное»

но это происходит именно в ситуации покаяния и искреннего раскаивания за содеянное.
В Евангелии от Луки в притче о заблудшей овце сказано, что пастырь, обнаружив заблудшую овцу, не гонит её обратно к стаду, а берёт её на свои плечи и с радостью несёт домой. То же самое происходит с грешником, готовым следовать за Христом. Грешнику необходимо свободно, без принуждения, начать подвиг покаяния; на первых порах ему будет трудно, ибо он духовно ослабел, ему необходима помощь. И вот милосердный Пастырь-Христос Своей благодатью укрепляет решившего пойти по пути спасения. Грешник уже не один пойдёт по новому пути, а с Христом. Если же он будет по пути падать - Христос возьмет его на Свои плечи, ободрит и утешит, ибо Он сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас».

Промежуточные выводы

Темы «заблудшей овцы» и маленького человека в русской литературе как сквозные (стоит вспомнить А.С.Пушкина «Станционный смотритель», когда Самсон Вырин лежал, укрывшись овечьим тулупом)
Проблема сильной личности и преодоление своей малости «Кто больше в Царстве Небесном» - если интерпретировать решение проблемы в русской литературе с позиции Евангелия – то человек заблуждается, стараясь преодолеть свою малость.
Проблема покаяния и раскаяния.
Мотив блудного сына – та же радость Отца при возвращении блудного сына.

На уровне мотива о возвращении блудного сына прослеживается параллель между Фарисеями и старшим сыном, который, выдавая себя за праведника, на самом деле тоже «блудный», то есть заблуждается, потому что завидует и не понимает, почему отец оказывает такие почести брату…

Темы, проблемы, мотивы

В тексте Евангелия от Матфея явно прослеживается мотив притчи о блудном сыне: в жизни все мы заблуждаемся, но с помощью Бога находим верный путь.
Также в закольцованном сюжете притчи явно просматривается проблема вечного стремления человека преодолеть свою малость и возвыситься. Притча же показывает нам, что все мы можем быть слабые и грешные. И спасение наше в вере, в признании своей малости. Гордыня – грех. Плохо, когда человек возомнит себя Царем и Богом.

И не случайно притча о блудном сыне будет рассказана Иисусом сразу после «Притчи о потерянной драхме» как еще один аргумент, усиливающий предыдущие.

Промежуточные выводы

Радость несет мотив спасения заблудшей овцы. Овца как метафора человека, заблудившегося в трудностях жизни (горы как метафора жизни с ее трудностями, которые надо преодолеть).
Гуманистический пафос притчи заключен в любви к людям. Бог не хочет нашей погибели. И ключевое слово «малых» говорит о том, что заботится Бог о чадах своих.

Фарисеи постоянно искушают Иисуса Христа своими вопросами. Пафос смирения и послушания звучит в этой притче: Иисус не возвеличивает себя. Как с равными Он ест и общается с грешниками, как бы подтверждая этим фактом и свою малость.

Пафос

 

«Притча о потерянной драхме»
«Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату, и искать тщательно, пока не найдет? А нашедши созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Почему появляется только в Евангелии от Луки?

 

Почти все глаголы употреблены в настоящем времени – что указывает на постоянный факт поиска (искать тщательно) потерявшихся в темноте жизни (зажжет свечи)

Художественное время

 

Притча следует сразу после притчи о потерянной овце как еще один аргумент в подтверждение своей правоты

Выводы промежуточные

 

Пространство комнаты

Художественное пространство

 

В предыдущей притче было пространство пустыни как метафоры души, в которой пусто. А в данной притче комната – как пространство души, в которой темно. Итак, в душе пусто и темно. Можно сделать вывод, что человек находится в ситуации духовного кризиса – такие ситуации переживать может любой человек.

Выводы промежуточные

 

Женщина, имеющая десять драхм, теряет одну драхму, зажигает свечи и метет комнату, и ищет тщательно. А нашедши сзывает подруг и соседок

Фабула

 

и говорит: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Сюжет (шире фабулы, отражает чувства, переживания…)

 

Женщина – соседки
Драхма как образ человека

Система персонажей, герои

 

Почему женщина?
Зачем позвала соседок?
Как символ Ангелов Божиих, которых много…

Выводы

 

Женщина потеряла драхму
Разделить хочет радость с соседками

Коллизии

 

Ключевое слово «потеряла» – наводит на мысль, что бывают в жизни человека враги не только внутренние (когда в душе пусто и темно), но и внешние обстоятельства, которые сбивают человека с пути истинного.

Выводы

 

Появляется мотив одиночества, когда и монета одна (как символ потерявшегося в потемках жизни человека, которому одиноко и плохо, если никто ему не протянет руку помощи) и решение только в том, чтобы идти к людям.
Проблема жизни в том, что мы умеем посочувствовать в горе, но не умеем радоваться за других людей.

Темы, проблемы, мотивы

 

Иисус призывает нас, людей слабых и грешных, уметь протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается, призывает нас научиться радоваться за других

Выводы

 

Гуманистический призыв к покаянию снова звучит в этой притче ( Ангелы протягивают руку помощи тем, кто умеет раскаяться в содеянном). Драматический пафос тоже присутствует, так как явно прослеживается мысль о том, что виноваты могут быть обстоятельства, но и с человека вина не снимается ( а иначе в чем ему каяться?
Значит, тоже виноват).

Пафос (авторская оценка на уровне эмоций)

 

Иисус говорит о том, что бывают в жизни любого человека обстоятельства, которые делают его одиноким (враги внешние). Но при этом и человек ответственен за состояние своей души (нельзя в нее допускать врагов внутренних: уныние, зависть, обиду – любые страсти, которые способствуют тому, что разрывают и разрушают нашу душу изнутри). Часто в реальной жизни люди не признают своей вины, считают себя праведниками .
(вспоминается молитва мытаря: «Господи, прости меня грешного»). Возможно, на уровне поступков человек и не совершал никакой безнравственности, но вот на духовном уровне – человек со смирением должен принимать скорби. Отсутствие скорбей есть проявление богооставленности. И истинная радость в любви Бога к нам. И доверие к Богу.

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация