Информационно-краеведческий проект как форма развития   медиатворчества 

Никитченко Т., г. Владивосток,
руководитель информационно-краеведческого клуба «Следопыт»

Аннотация
В статье подробно описывается опыт развития медиакультуры во Владивостоке. Автор рассказывает о реализованных проектах, а также о новых способах обучения детей,  в которых задействованы медиатехнологии. Комплекс медиа-средств позволяет расширять медиапродукцию и способствует воспитанию школьников медиатворчеством.
Ключевые слова: медиатворчество, медиатехнологии, медиакультура, воспитание детей, медиаобщение.

Informative club of local lore “Pathfinder”

Nikitchenko T.
Chief of informative club of local lore “Pathfinder”, Vladivostok

Summery
An article is devoted to the experience of media culture development in Vladivostok. An author tells about launching of media projects and new education methods, which use media technologies. The media complex allows to expand media products and provides children's media creation.
Key words: media creation, media technologies, media culture, media education.

Cкачать статью в .pdf

Клуб «Следопыт» был организован в Центре детского творчества г. Владивостока Приморского края в 2007 году. В 2012 году ему исполнилось 5пять лет. За этот небольшой период деятельности клуба нами реализован ряд информационно-краеведческих проектов, существенно повлиявших на  развитие медиатворчества во Владивостоке.

Занимаясь краеведением с детьми и подростками и привлекая к этой работе молодых родителей юных следопытов и активную молодежь Владивостока, мы заметили, как у детей развивается не только потребность узнавать свой край, но и потребность нового поколения нашего города в современном общении – медиаобщении. Запрос родителей – помочь оторвать детей от компьютерных игр, «пустого времяпрепровождения за компьютером» и занять полезными для их развития делами – мы начали выполнять с введения в программу и планы клуба детских тренингов и консультаций по медиатворчеству.

Из потребителей медиапродукции дети и их родители стали созидателями. На семинарах для родителей и педагогов школ мы стали знакомить их с новыми информационными технологиями, повышающими интерес к медиатворчеству, созданию авторского медиапродукта.  Появились новые проекты: «Детские СМИ в информационном пространстве Владивостока», «Краеведческий медиапроект путь к общению поколений», «Информационно-краеведческая школа юного следопыта». Мы вышли на  школы города с предложением создать сеть корреспондентов для газеты «МоРе» (молодежная редакция).  Лидеры клуба стали инициаторами создания передвижного медиацентра «Следопыт», который был преобразован из пресс-центра клуба. Если  до этого в пресс-центре были только   печатные СМИ:   «Встреча поколений» – информационная поддержка всех городских краеведческих мероприятий, деятельности краеведческих клубов и поисковых отрядов; «Поток вдохновения» – поддержка творческих проектов и талантливых детей и подростков; «МоРе» – газета для подростков и молодежи, то в 2009-10 году мы стали работать над созданием видеосюжетов, теле- и киножурналов, сделанных детьми и для детей. Все  детские СМИ куба были созданы детьми, в редколлегию входят дети, а работают они при сопровождении и поддержке взрослых, грамотно помогающих детям реализовать свой творческий потенциал.  Это наше кредо: инициатива должна исходить от детей. Только те проекты жизнеспособны и интересны детям, инициаторами которых они сами и являются. Наша задача – быть рядом или на шаг впереди.

Для этой цели на встрече «Следопытов» ежегодно мы предлагаем заполнить анкету «Мои мечты на новый год». Анкеты анализирует совет клуба: педагоги, лидеры, родительский комитет. И вот из этого уже рождаются в основном проекты нового года, не из указаний вышестоящих организаций, а из детской мечты что-то узнать, увидеть, попробовать себя в чем-то новом, сделать что-то самому.

Изменилась программа профильного лагеря «Следопыт». С 2008 года он стал информационно-краеведческим. В его программе достойное место с краеведением заняли тренинги по журналистике, медиатворчеству. У юных следопытов появилась возможность общения с профессионалами газет «Комсомольская правда», «Утро России», «Владивосток», ПТР, ОТВ и др.  Так мы начали растить кадры для медиапроектов. После наших презентаций медиапроектов клуба на семинарах, у  педагогов появилось желание работать по-новому, идти в ногу со своими воспитанниками, учиться у них, узнать их лучше и сотрудничать с ними. Стали появляться интерактивные и интегративные краеведческие проекты на основе медиа-технологий. Дети и педагоги пожелали пройти обучение по направлению «Медиатворчество».
В 2010-12 гг. нами было организовано 47 семинаров, мастерских, тренингов и консультаций  специалистов.   

Фестиваль детского кино и телевидения стал центром реализации образовательных программ по медиатворчеству. Удостоверение об успешном обучении в киношколах фестиваля «Веселая ларга» и клуба «Следопыт» получили более 300 школьников,  педагогов Владивостока и других районов Приморского края. Педагоги и участники клуба «Следопыт»  не только прошли обучение, мастер-классы и курсы в телестудии «ШИП», на фестивале «Пробный шар», в ВДЦ «Орленок», но и сами проводят обучение школьников Владивостока. В 2012 году участники клуба стали победителями и медалистами конкурсной программы ВДЦ «Океан». 

Мы практикуем регулярные кинопоказы фильмов-победителей фестиваля «Веселая ларга». Фильм «Мой город», созданный участниками клуба «Следопыт» к 150-летию Владивостока совместно с привлеченным к работе специалистом телевидения, посмотрело уже более 4000 человек на встречах поисковых отрядов, семинарах для их руководителей, участников городских краеведческих конкурсов. Этот и многие другие фильмы детей, стали примером того, как средствами кино можно рассказать с любовью о своем крае, его истории, достижениях и проблемах.  

На установочном краеведческом семинаре 2010 года педагоги клуба «Следопыт» показали видеоработы детей, подготовленные вместе с их вожатыми и педагогами в экспедиции на острове Путятина, в лагере «Следопыт», где прошло обучение начинающих операторов, сценаристов  и режиссеров.

Это придало уверенности педагогами дополнительного образования и многие из них при поддержке нашего медиацентра впервые взяли в руки фотоаппараты и видеокамеры, стали вместе со своими воспитанниками  осваивать основы медиатворчества, изучать компьютерную технику, создавать видеоканалы в Интернете, интернет-газеты, принимать участие в обслуживании школьных сайтов, создавать интернет-сообщества, конкурсы и многое другое. Расширился круг интересов одних школьников, а интересы других совпали с  новыми медиапроектами, разработанными и внедренными в образовательные учреждения Владивостока. Теперь с их помощью школьники могут поделиться друг с другом своим опытом, узнать об интересах своих сверстников, найти партнеров по проектам, рассказать о наболевшем, выразить  свое мнение  по поводу того,  что происходит в нашем городе,  рассказать о жизни подростков и молодежи в нем.

При поддержке Администрации Владивостока стал возможным  издательский проект «Мой город», в котором дети рассказывали о том, как они относятся к тому, что происходит в городе накануне его подготовки к саммиту АТЭС. А сборник о поисково-исследовательской работе по теме «Вклад жителей Владивостока в победу в Великой Отечественной войне» – это вклад юных следопытов Владивостока в присвоение городу Владивостоку звания «Город воинской славы». Кроме этого, поисковые материалы школьников и их педагогов «Школьные музеи Владивостока от традиций к инновациям»,  которые легли в основу этого сборника, стали хорошим подспорьем для создания киносюжетов по темам «Край моей судьбы» и «Город воинской славы».

В городских краеведческих конкурсах появилась номинация «Информационно-краеведческий проект школьников». В ней дети защищают медиапроекты, связанные с историей края. Медиа средствами они исследуют прошлое и рассказывают о неизвестных страничках истории своей малой Родины.   

Учитывая возрастающий интерес школьников клуба и города к медиатворчеству, участники «Следопыта» провели осенью 2009 года первую киношколу на острове Попова. Время выбрано не случайно: день открытия киношколы – день рождения клуба «Следопыт». В рамках киношколы,  дети под руководством  педагогов  отдела туризма и краеведения и с консультациями сотрудников институтов ДВО РАН написали сценарий, сшили костюмы и сняли учебный фильм по мотивам мифов и легенд народов Дальнего Востока.  Участники съемочной группы,  организаторы киношколы и ее координаторы Т.В. Никитченко, А.В. Потопяк, Т.О. Олесова, Е.Б. Онуфриенко получили большое количество наград международных. всероссийских, региональных и городских конкурсов экранного творчества.  Это стало хорошим примером другим педагогам и школьникам Владивостока.

Из мечты участников клуба «Следопыт» А. Тарасова, Л. Никитченко, М. Матлина, М. Агзамовой и Д. Шуевой  снимать кино родился первый во Владивостоке  фестиваль детского краеведческого кино «Весёлая ларга». Первый фестиваль прошел при поддержке администрации Центра детского творчества Владивостока и родительского комитета клуба. Фестиваль поддержали и руководители поисковых отрядов Владивостока, туристических и краеведческих клубов города. 

Партнеры клуба, сотрудники профессиональных СМИ города, стали членами жюри нашего детского кинофестиваля во Владивостоке. Зрители тоже проголосовали за лучший фильм фестиваля, выразив свое отношение к тому, что увидели. Лидеры клуба сами писали сценарий церемоний открытия и закрытия фестиваля, были его ведущими и волонтерами. Теперь фестиваль поддержали Администрации Владивостока и Приморского края. Кроме этого он стал партнером «Всероссийского форума детского экранного творчества «Бумеранг» и был представлен в 2012 году в ВДЦ «Орленок». Дети с педагогами провели кинопоказ фестиваля и мастер-классы в лагере «Олимпийский», презентовали также все фестивали-партнеры форума «Бумеранг», заинтересовали детей медиатворчеством. Сегодня дети из Норильска, участвовавшие в той встрече, участники нашего фестиваля.

В январе 2012 года фестиваль «Веселая ларга» стал открытым, расширилась его «география» и увеличилось количество участников.
Летом 2012 года мы сделали следующий        пробный шаг: провели первый во Владивостоке информационно-краеведческий форум «Следопыт». В этот раз мы пригласили через пресс-центр Администрации края к участию  в очном и заочном туре детские и подростковые средства массовой информации Приморского края. Форум был проведен для обмена опытом и обсуждения направления развития медиатворчества на территории Приморского края и Владивостока. Работа прошла в форме мастер-классов, пресс-конференций, круглых столов. Открытая трибуна позволила детям внести свои предложения по развитию детских СМИ нашего региона.

Форум широко освещался в профессиональных СМИ города и края. Мы получили письма от детских студий и газет с предложением о сотрудничестве, и это позволило нам  найти новых партнеров, получить новые знания и расширить информационную базу, сферу деятельности

В 2012-13 году в планах отдела туризма и краеведения уделить  большое внимание развитию интерактивных проектов актива школьных музеев и краеведческих клубов Владивостока. Обучение этому началось в 2010 году: мастерские по панорамной съемке с воздуха, по изготовлению воздушных змеев для видеосъемки местности. Такие проекты дают новые возможности теле- и киностудиям, позволяют создавать интерактивные медиапрограммы в Интернете для изучения истории, географии, экологических проблем региона.  Кроме этого авторы медиатекстов, разрабатывающих это направление, получают важную возможность созидательного взаимодействия с детьми и  способствуют созданию единого медиапространства с другими коллективами.

В этом же году руководитель данной мастерской С. Заикин провел съемку,  при грантовой поддержке проекта Музея морского заповедника ДВО РАН, на базе которого у нас проходит киношкола.  Были сняты интерактивные образовательные панорамы острова Попова, ботанического сада Морского заповедника ДВО РАН, музея Морского заповедника и музея истории народов Дальнего Востока под открытым небом «Наследие».  Все панорамы выпущены  с историческими справками и описанием предметов, которые мы на них видим. Можно приближать объекты, рассматривать их детально. Благодаря реализации этого медиапроекта любой житель мира может изучать историю этой части Дальнего Востока, путешествовать виртуально с полным ощущением личного присутствия. В 2012-13 году отдел туризма и краеведения помогает реализовать подобный  проект   музеям образовательных учреждений Владивостока. 

В год пятилетия клуба мы дадим старт проекту «Эхо «Бумеранга» во Владивостоке» и совершим гастрольный тур клуба «Следопыт» по Приморскому краю, где расскажем о своей деятельности, о краеведческих медиапроектах клуба и о фестивалях  детского экранного творчества разных городов России. Кроме этого мы организуем  мастер-классы и консультации для потенциальных участников этих фестивалей, расширяя круг позитивных создателей медиапродукции детей и для них, способствуя воспитанию школьников медиатворчеством и развитию медиакультуры в своем городе и крае.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация