Медиадидактика высшей школы

Онкович А.В., г. Киев (Украина),
Институт высшего образования
Национальной академии педагогических наук Украины

Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования медиа- и информационной грамотности. Автор отмечает разницу между методикой и дидактикой, раскрывает понятие «медиадидактика». Дается представление о роли частных интерактивных методик медиаобразования в высшей школе.   

Ключевые слова: медиадидактика, медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность.

Onkovich A., Kiev (Ukraine)
Institute of High Education of
National Academy of Pedagogical sciences of Ukraine

 

MEDIA DIDACTICS OF HIGH SCHOOL

Summary
The article is devoted to the problem of media and informative literacy forming. The author  notes the difference between methodology and didactic, reveals concept «media didactics» It is provided the notion about the role of authority interactive methodologies of media literacy at high school.

Keywords: media didactics, media education, media literacy, media competence.

Cкачать статью в .pdf

Дидактика – нayкa о познании окружающей действительности в процессе обучения – традиционно рассматривается как часть педагогики, разрабатывающая теорию обучения, его закономерности, принципы, цели, содержание, формы, методы, средства, организацию, достигаемые результаты. Ha cовременном этапе к ее категориям относят обучение, образование, самообразование, преподавание, обучение, познавательную деятельность (обучающую и научную), познавательную активность, познавательную культуру, процесс обучения, учебный и учебно-научный процесс, содержание, методы и формы организации обучения, знания, умения, навыки, взгляды, убеждения, познавательные ориентации и пр. На вопросы: «Чем дидактика отличается от методики? Какова их роль в обучении?» доктор педагогических наук А.В. Хуторской отвечал так: «С одной стороны, дидактика и методика – это педагогические науки, с другой – они имеют разные функции по отношению к обучению…Специальная задача дидактики по отношению к методикам состоит в том, что она обеспечивает принципиальное единство в подходе к обучению учащихся, в выборе содержания, путей и средств учебной работы… В методиках содержатся специфические частные закономерности управления учебной деятельностью, развитием мышления учащихся. Исследователи методик обучения (преподавания) обогащают науку не только узкими предметными истинами обучения конкретной дисциплине, воспитания ее средствами [1]. Исследователь утверждает, что различие предметов дидактики и методики определяется меньшей степенью общности знаний, получаемых в результате исследования в области методики, и большей их обусловленностью конкретным содержанием учебного предмета.

Среди задач общей дидактики «традиционными» считаются: описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации; разработка более современных процессов обучения; организация учебного процесса;  новые обучающие системы; новые технологии обучения. И при отборе содержания образования, и при выборе методов и форм обучения определяющие – принципы общей дидактики, которые в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения.

Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности, свои закономерности, требует своих особых методов и организационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные (предметные) дидактики (или методики преподавания). Ныне выделяют и «частные дидактики» отдельных категорий учащихся, в разных типах учебных заведений и формах образования (например, методика начального обучения, дидактика высшей школы). Мы объединяем их понятием «вертикальный вектор», поскольку речь идет об обучении определённых категорий учащихся по возрастающей.

Понятие «частные дидактики» присутствует в педагогической литературе и тогда, когда речь идет о методиках обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания языка, литературы, математики, физики, истории и др.). У каждой методики обучения своя «горизонталь», свой объект — обучение предмету. Частные дидактики «вертикального вектора» решают свои задачи, взаимодействуя с дидактиками вектора «горизонтального».

И вертикальный, и горизонтальный векторы успешно развиваются в относительно новом педагогическом ответвлении – медиаобразовании, в котором сегодня выделяют такие основные направления: 1) медиаобразование будущих профессионалов – журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.; 2) медиаобразование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, в системе повышения квалификации преподавателей вузов и школ; 3) медиаобразование как составная часть общего образования школьников и студентов, которое может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.); 4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах; 5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет; 6) самостоятельное/непрерывное медиаобразование [2].

В этот  перечень мы целенаправленно добавляем 7) – медиаобразование будущих специалистов различных направлений подготовки. Речь идет не просто о «медиа для всех», а о том, как наиболее эффективно использовать профессионально-ориентированные медиатексты в подготовке будущих специалистов, чтобы в последующем они успешно применяли навыки работы с масс-медиа для повышения профессионального уровня, самообразования в течение всей жизни.

Представители разных направлений видят один и тот же объект по-разному, в разных системах понятий, выделяют в нем разные стороны, разные связи и отношения. В медиаобразовании используются различные коммуникативные источники, благодаря которым личность способна удовлетворять интеллектуальные и профессиональные потребности. Исследователи справедливо считают, что продвижение медиа- и информационной грамотности – это ответ на один из вызовов глобального информационного общества. По мнению одного из ведущих российских специалистов в области медиаобразования А.В.Федорова, обретенная в процессе медиаобразования медиакомпетентность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры [3].

Новые сетевые информационные и коммуникативные системы сегодня пронизывают всю нашу жизнь. Став частью окружающей среды, они воздействуют на просвещение, образование и воспитание, составляют серьёзную конкуренцию школе и университетам [4]. Становясь учебным материалом на занятиях, медиатекст газеты, радио, телевидения, Интернета остается частью системы обучения, сохраняет, а порой усиливает воспитательно-обучающие, системно-педагогические качества [5]. Впоследствии именно медиатексты становятся актуальными источниками профессионального самосовершенствования.

С учетом этого, медиаобразование – с целью формирования медиаграмотности и медиакомпетентности – предусматривает различные методики проведения занятий, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности. «Медиаобразовательные» педагоги ныне говорят о соответствующих образовательных технологиях, связанных с кино, телевидением, периодикой, радио, Интернетом и др.  Мы объединяем их термином медиадидактика. Она состоит из технологий (методик) отдельных частных (предметных) дидактик – прессодидактики, радиодидактики, мультимедиадидактики, Интернет-дидактики, теледидактики, кинодидактики… Конкретные приёмы и формы работы с массово-коммуникационными источниками позволяют достигать одновременно учебно-методических и познавательно-воспитательных результатов. Мы это проиллюстрировали в монографии «Медиадидактика» на примере частных методик одной дисциплины – «Русский язык как иностранный» [6].

При обучении присутствуют разнообразные технологии использования масс-медиа, что дает нам основание говорить о медиадидактике как новом направлении в педагогике. Благодаря ей сегодня медиаобразование – способ интеграции профессионально ориентированных медиа в подготовку будущих специалистов, что свидетельствует о целесообразности вести речь про разные медиаобразовательные технологии. При привлечении в учебный процесс печатних изданий – говорим о прессодидактике и используем прессу для представления масс-медиа как знаков  национальной культуры, страноведческих объектов, профессионально ориентированных знаний и т.п. Медиаобразовательные технологии прессолингводидактики помогают изучать собственно язик, как родной, так и иностранный: прессолингвистика выделилась в самобытную и самостоятельную отрасль науки.

Частные методики медиаобразования помогут личности не только располагать необходимой информацией о самой себе и окружающей ее физической и социальной среде, но и научат эффективно пользоваться этой информацией в течение всей жизни, «осознанно выстраивать свою жизнь, успешно учиться на протяжении всей жизни, работать, эффективно решать проблемы личного и общественного характера». Поэтому мы говорим о необходимости их развития, о максимальной поддержке этого процесса.
Исследователи отмечают, что современному обществу нужны медиакомпетентные специалисты, которые могли бы идти в ногу с темпами технического развития и социальных изменений, с помощью новейших медиа отслеживать устаревание знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм и обогащать себя актуальной информацией и знаниями с помощью средств медиаобразования. Вот почему целесообразно уделять особое внимание медиадидактике, ее частным методикам, ориентирующимся на продуктивные формы обучения, развивающим индивидуальность личности, самостоятельность мышления, стимулирущим творческие способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие и усвоение знаний о медиакультуре. Остановимся на конкретных примерах, иллюстрирующих современное состояние и перспективы  медиадидактики высшей школы.

В последние годы в Украине были успешно защищены диссертации по использованию масс-медиа в учебном процессе высшей школы, что и дало нам основание ввести в научный оборот такое понятие, как «медиадидактика высшей школы». Не будем останавливаться на исследованиях, в которых речь идет о подготовке  будущих журналистов или педагогов. Представим несколько работ, в которых говорится об использовании медиаобразовательных технологий при подготовке специалистов. С авторефератами этих – бесспорно пионерских работ не только для Украины – можно ознакомиться на сайте «Медиаобразование: Украина» [http://edu.of.ru/mediaeducation] Российского общеобразовательного портала.

Например, в диссертационном исследовании И.М. Чемерис «Формирование профессиональной компетентности будущих журналистов методами иноязычных периодических изданий»  (2008 г.) [7] теоретически обоснована и экспериментально проверена необходимость применения иноязычных периодических изданий в процессе обучения иностранному языку будущих журналистов с целью формирования их профессиональной компетентности. Диссертантка  проанализировала проблемы использования массовокоммуникационных иноязычных источников в теории и практике обучения будущих журналистов, выявила специфику текстов англоязычной прессы и доказала целесообразность их использования в процессе обучения будущих журналистов для формирования профессиональной компетентности. Была экспериментально проверена эффективность технологии формирования профессиональной компетентности будущих журналистов методами иноязычных периодических изданий и предложена авторская методика использования иноязычных периодических изданий в процессе овладения журналистской профессией на специальных факультетах и отделениях. Работа И. Чемерис представляет  особый интерес с позиций развития прессодидактики и прессолингводидактики. 

Интернет-дидактика как составляющая медиадидактики представлена в диссертации Р.П. Бужикова «Педагогические условия применения инновационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам студентов высших экономических учебных заведений» (2006 г.). Автор классифицировал интеллектуализированные системы обучения по способу предъявления материала (три основных типа: системы на основе линейного текста; мультимедийные учебные системы; системы на основе гипертекста), отметил, что особый интерес для преподавателей представляют системы мультимедиа и гипертекст, которые позволяют решать основные задачи обучения, разгружают преподавателя от ежедневных рутинных функций, значительно повышают интерес студентов к предмету по специальности, ускоряют обучение и улучшают усвоение знаний.

Эффективность обучения будущих экономистов повышается в том случае, когда преподаватель-языковед координирует свою работу с преподавателями профильных дисциплин. Межпредметная координация дает возможность определить наиболее актуальные темы курсов экономических дисциплин, усилить работу над профессиональной терминологией, которая значительно облегчает процесс овладения языком специальности, помогает привлекать к учебному процессу информацию из профессиональных иноязычных источников, – считает Р.Бужиков.
В диссертации Л.А. Киенко-Романюк «Развитие критического мышления студенческой молодежи как общепедагогическая проблема» (2007 г.) [8] представлена теория и практика развития критического мышления студенческой молодежи как общепедагогическая проблема. Исследовательница проанализировала основные теоретические положения и современные представления о развитии критического мышления, педагогических средствах, способствующих проявлению его разнообразных форм. В результате обобщения педагогического опыта использования дебатной методики обоснованы педагогические условия развития критического мышления студенческой молодежи (предварительно или параллельно сформированные у студентов установки на общечеловеческие моральные ценности гражданского общества; учет возрастных особенностей; наличие субъект-субъектных воспитывающих отношений «преподаватель (тренер) – студент» на уровне сотрудничества; сформированного критического мышления у преподавателя; подчинение процесса развития критического мышления критерию «гражданская позиция личности»). Определено влияние морально-ценностных установок личности на процесс развития критического мышления для принятия решения путем сравнения опыта развития критического мышления студенческой молодежи (Винницкий городской молодежный интеллектуальный клуб «Диалог» – дебатная методика, клуб «Откровенность» Винницкого государственного университета – методика «равный-равному»). На этой базе произведено целенаправленное конструирование педагогического опыта и разработана  авторская поэтапная технология развития критического мышления студенческой молодежи как взаимодействие преподавателя и студента, направленное на достижение цели через осознание принципов, последовательное выполнение поставленных задач с применением оптимальных форм, методов, средств, в соответствии с педагогическими условиями внедрения.  Составляющей технологии выведен учебно-методический комплекс,  направленный на достижение цели – формирование жизненных и профессиональных компетентностей студенческой молодежи через овладение теоретическими знаниями в области критического мышления; приобретение умений отбора, оценки и обработки информации; навыков принятия и планирования реализации решений с учетом морального критерия деятельности человека.

О.К. Янишина в диссертации «Формирование коммуникативных умений будущих документоведов средствами медиаобразовательных технологий» (2012 г.) [9] впервые теоретически обосновала и экспериментально  доказала эффективность использования медиаобразовательных технологий для формирования коммуникативных умений будущих документоведов. На основании анализа работы зарубежных вузов коммуникативные умения отнесены к группе трансферабельных умений – наиболее необходимых для успешной профессиональной карьеры выпускника вуза, которые формируются в процессе      академического    обучения    и     переносятся     в    профессиональную деятельность. Такие умения являются обязательной составляющей профессиональных компетенций. Подчеркивается, что медиаобразовательные технологии (радио- и теледидактика, прессодидактика, прессолингводидактика, кинодидактика, веб-дидактика, интернет-дидактика и др.) – инновационные образовательные технологии, которые используют для своей реализации информационно-коммуникационные возможности масс-медиа, готовят к условиям информационного общества и продолжению образования на протяжении всей жизни, внедряют принципы гуманизации образования, способствуют усовершенствованию интеллектуального, культурного, духовного мира индивида и демократизации общества, могут использоваться вместе с традиционными образовательными средствами благодаря интеграции в разные учебные курсы.

Структурно-функциональная модель формирования коммуникативных умений будущих документоведов средствами медиаобразовательных технологий и трёхэтапная структурно-логическая схема внедрения системного формирования коммуникативных умений в процесс профессиональной подготовки в вузе увязывают сквозное формирование коммуникативных умений на всех этапах профессиональной подготовки с практическим обеспечением интеграции медиаобразовательных технологий в учебные курсы разных циклов, практику, научно-исследовательскую и внеаудиторную работу студентов. Исследовательницей предложены педагогические условия успешного формирования коммуникативных умений будущих документоведов: системный подход к подготовке документоведов в вузах; согласование цели и задач образования с запросами работодателей; создание при помощи медиаобразовательных технологий положительной профессионально значимой мотивации к формированию коммуникативных умений у студентов; целенаправленная подготовка преподавателей и студентов к работе с медиаобразовательными технологиями; привлечение внеаудиторных возможностей вуза. При этом соблюдаются основные принципы интеграции медиаобразования в учебно-воспитательный процесс. Медиаобразовательные технологии внедряются в условиях моделирования профессиональной деятельности документоведа.

Диссертация Н.М. Духаниной «Педагогические условия использования медиаобразовательных технологий в подготовке магистров компьютерных наук» (2011 г.) [10] посвящена определению и теоретическому обоснованию педагогических условий и разработке модели использования медиаобразовательных технологий в подготовке магистров компьютерных наук. Проведенный теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы подтвердил, что данная проблема недостаточно разработана. Констатирующий этап педагогического эксперимента позволил выявить, что подготовка магистров компьютерных наук осуществляется на основе традиционных технологий образования, с соблюдением целевой классической концепции «личность–профессия», которая предусматривает трансформацию академических знаний в учебно-профессиональные умение и навыки, что имеет невысокую эффективность формирования умений компетентной работы с медиапродукцией, необходимых для профессионального, личностного и культурного развития. По мнению Н.Духаниной, приоритетными направлениями подготовки магистров компьютерных наук являются: внедрение медиаобразования в учебный процесс; создание и развитие медиаобразовательной среды учебного заведения – адекватной требованиям времени с целью адаптации образовательного  процесса к изменениям в обществе в условиях глобальной информатизации; активное применение медиаобразовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, научных исследованиях, а также в решении разнообразных проблем; определение и соблюдение соответствующих педагогических условий; создание медиаобразовательных программ, проектов, учебно-методических комплексов;  формирование медиакультуры студентов; соблюдение личностно ориентированного подхода к обучению.

Исследовательница предложила модель применения медиаобразовательных технологий в подготовке магистров компьютерных наук, доказав, что положительные результаты возможны при следующих условиях: создание медиаобразовательной среды учебного заведения; разработка и интеграция спецкурсов медиаобразовательной направленности в содержание профессиональной подготовки; формирование готовности магистрантов к использованию медиаобразовательных технологий; согласованность учебно-воспитательного процесса с медиакультурным развитием магистрантов.

Для формирования культуры потребления медиа, творческих и коммуникативных способностей, развития умений и навыков восприятия, обработки, анализа медиапродукции, для повышения профессионального уровня и саморазвития личности в результате овладения теоретическими знаниями в области медиа, медиаобразования, технологий медиаобразования и приобретения практических навыков применения технологий медиа/медиаобразования для достижения желаемых результатов Н.Духаниной разработан авторский экспериментальный спецкурс «Основы медиакультуры».

В диссертации И.А. Сахневич «Педагогические условия применения медиаобразовательных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов нефтегазового профиля» (2012 г.) [11] раскрыты основные теоретические концепции и модели медиаобразовательных технологий, а на их основе проанализированы направления, способы, формы и методы применения медиаобразовательных средств и соответствующих технологий профессионального характера. В основе методики реализации педагогических условий применения медиаобразовательных технологий – авторский спецкурс для изучения основ медиакомпетентности. Одной из форм реализации спецкурса определена интеграция его медиаобразовательных элементов в учебные программы дисциплин профессионального характера с гуманитарным аспектом. В качестве формы интеграции выбран пропедевтический семинар, который позволяет учитывать технический характер и особенности профессиональной подготовки в высшем техническом учебном заведении, а также сочетать аудиторную работу студентов с самостоятельной в ходе проблемного обучения и выполнения индивидуальных учебно-исследовательских заданий на материалах медиаобразовательных средств профессионального характера. Особое внимание уделено медиатехнологическим картам и схемам, которые позволяют успешно спланировать и реализовать медиаобразовательные технологии в учебном процессе технического вуза.

На основе базовых подходов к методам реализации медиаобразования в высшем техническом учебном заведении исследовательница  спроектировала медиатехнологическую схему реализации медиаобразовательных технологий в профессиональной подготовке будущих инженеров. Реализация медиаобразовательных технологий будет успешной при использовании материалов популярных медиаобразовательных средств профессионального характера (интернет-текстов и программ, художественных и документальных фильмов, печатных изданий на нефтегазовую тематику), содействующих развитию медиаобразовательных знаний, умений и навыков и способствующих формированию критического мышления в профессиональной среде, – отмечает И.Сахневич. Особое внимание в исследовании уделяется выбору эффективных видов практической медиаобразовательной деятельности студентов на материалах профессиональных медиаобразовательных средств и технологий, создание медиаобразовательного пространства.

В диссертации И.Ю. Гуриненко «Педагогические условия применения средств масс-медиа в профессиональной подготовке будущих государственных инспекторов по пожарной безопасности» (2012 г.) [12] представлен новый подход к выполнению важного и актуального задания, которое заключается в обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий применения средств масс-медиа в профессиональной подготовке будущих государственных инспекторов по пожарной безопасности. Профессиональная подготовка будущих государственных инспекторов по пожарной безопасности – это системно организованный процесс овладения определенным запасом теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для достижения позитивных результатов в трудовой деятельности по избранной профессии. Массово-разъяснительная работа – одно из основных профилактических направлений деятельности государственных инспекторов по пожарной безопасности, комплекс мероприятий, который организуется с целью информирования и просветительства заранее определённых групп населения и ориентируется на решение перспективных заданий, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Массово-разъяснительная работа нуждается в специальной подготовке, которая должна предусматривать обладание теоретическими знаниями, сформированными умениями и навыками, необходимыми для качественного выполнения заданий информирования населения по вопросам пожарной безопасности с помощью средств масс-медиа. Такая подготовка, в первую очередь, нуждается в формировании умений работы со средствами масс-медиа, следовательно формировании медиакомпетентности будущих государственных инспекторов по пожарной безопасности.

Средства масс-медиа рассматриваются исследовательницей как потенциальные учебные средства, цель, задание и методы использования которых характеризуются вариативностью в зависимости от каждого конкретного случая их использования. Учебные средства масс-медиа – это материалы, выделенные из общего информационного потока и специально подобранные педагогом в соответствии с конкретными учебными потребностями, на которые возлагаются определённые дидактические задачи. Осуществлена классификация учебных средств масс-медиа в зависимости от вида  задействованных анализаторов; вида средства массовой коммуникации, которое служило источником медиа-текста; способа организации учёбы; происхождения  средства масс-медиа; количества лиц, задействованных в работе со средствами учёбы и т.п. Медиакомпетентность будущих государственных инспекторов по пожарной безопасности – это совокупность взаимосвязанных элементов: теоретических знаний в сфере медиаобразования и практических умений и навыков пользования средствами масс-медиа с целью удовлетворения личностных потребностей, самообразования, самовоспитания, взаимодействия с окружающим миром в процессе профессиональной деятельности. Выяснено, что медиакомпетентность будущих государственных инспекторов по пожарной безопасности формируется в три этапа, образует широкий спектр умений, связанных со средствами масс-медиа.

В ходе исследования определены критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный), показатели и уровни (базовый, достаточный, высокий) сформированности медиа-компетентности будущих государственных инспекторов по пожарной безопасности. Автором разработан и введен в учебный процесс спецкурс  «Медиакультура и массово-разъяснительная работа», в котором соблюден принцип наглядности и межпредметных связей на основе применения инновационных технологий, форм и методов учёбы.
Вывод: Формирование медиа- и информационной грамотности является одним из приоритетов Стратегического плана Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Медиадидактика – способ реализации этого плана, поскольку ныне в круг частных методик «по горизонтали» и «по вертикали» уверенно входят методики медиаобразования – и как отдельные дисциплины, и как вспомогательные составляющие при изучении других предметов.

Овладение медиа- и информационной грамотностью сегодня – не только ресурс развития современного общества, но и неотъемлемое условие построения обществ знания будущего. Так как медиа- и информационная грамотность предполагает оперирование всеми типами информационных ресурсов: устными, письменными и мультимедийными – можем спрогнозировать, что роль частных интерактивных методик медиаобразования в высшей школе в ближайшее время возрастет и именно им будет принадлежать одно из ведущих мест в учебном процессе.

Примечания

  1. Хуторской А.В. Чем дидактика отличается от методики? // http://www.khutorskoy.ru/be/2007/0312/index.htm
  2. Возчиков В.А. Медиасфера философии образования. Бийск, 2007. С. 212.
  3. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов, 2001.
  4. Костомаров В.Г. Рассуждение о формах текста в общении. М., 2008.
  5. Костомаров В.Г. Предисловие // Онкович А.В. Медиадидактика: Масс-медиа в учебном процессе по русскому языку как иностранному. Saarbrucken, 2012.
  6. Онкович А.В. Медиадидактика: Масс-медиа в учебном процессе по русскому языку как иностранному. Saarbrucken, 2012.
  7. http://edu.of.ru/mediaeducation/default.asp?ob_no=30060
  8. Там же.
  9. Там же.
  10. Там же.
  11. Там же.
  12. Там же.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация