Научно-методическое обеспечение медиаобразования

Клавдия Васильевна Хомутова,
Федеральный центр технического
творчества учащихся, заведующая
редакционно-издательским отделом,  
кандидат педагогических наук, Москва

 

Аннотация: В статье актуализируется проблема научной обоснованности потенциала медиаобразования и комплекса условий его эффективного использования. По убеждению автора, научно-методическое обеспечение медиаобразования – инновационный блок педагогического управления образовательной деятельностью учреждения. Этому вопросу и посвящено основное содержание статьи.

Ключевые слова: медиаобразование, информационное обеспечение, дети, молодёжь, самообразование, инновационный блок.

Klavdia Vasilevna Khomutova, Federal Center of technical creativity of pupils, head of the publishing department Candidate of Pedagogical Sciences, Moscow.

Scientific and methodological support of media education

Abstract: The problem is actualized scientific validity of the potential of media education and a set of conditions for its effective use. According to the author, scientific and methodological support of media education - innovative teaching unit management institutions in educational activities. To this question is dedicated to the main content of the article.

Keywords: media education, information technology, children, youth, self-education, innovation unit.

Cкачать статью в .pdf

В настоящее время стало активно развиваться медиаобразование как:

  1. инновационный вид открытого, демократичного, общественного, непрерывного образования; самообразования; общественного воспитания детей и молодежи;
  2. социально-педагогическая технология повышения качества основного и дополнительного образования детей и молодежи;
  3. новый объект педагогики.

Научная обоснованность потенциала медиаобразования (специфики обучения-учения, воспитания-самовоспитания, социализации и культурного становления человека) и комплекса условий, средств, методов его эффективного использования – является актуальной проблемой современности.

Данные проведенных исследований позволяют определить специфический ценностно-целевой и содержательный потенциал медиаобразования, который заключается в индивидуальном добровольном освоении человеком современных средств массовой информации с целью  самоопределения, социальной ориентации в окружающем социуме, его ценностях, проблемах (социальная адаптация, социальное, общественное воспитание, гражданское), культурного развития человека-индивидуальности.

Основные задачи медиаобразования: подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, критическому восприятию и усвоению многообразной и многозначной информации; оказание помощи человеку в осознании ее  позитивного  и негативного влияния; овладение новыми способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств; придать традиционному «школьному образованию» новый импульс совершенствования, инновационность, подвижность, диалогичность процессу обучения, перестроить педагогическое мышление учителя, воспитателя, стимулируя самообразование (в широком смысле, а не только узко профессиональном).

В настоящее время медиаобразование cтановится инновационным ценностным блоком образования, позволяющим эффективно и качественно реализовывать основной и специфический потенциал конкретной образовательной организации и создавать личностно-ориентированное  пространство образования и самообразования обучающегося и педагогического работника.
Как инновационный блок системы образования оно требует   научно-методического обеспечения эффективной и результативной реализации его потенциала.

Научно-методическое обеспечение представляет собой часть процесса информатизации общества, который можно рассматривать как один из определяющих факторов его развития; как динамичное научное обеспечение, включающее: массовое освоение новых информационных технологий, развертывание исследовательских работ по их педагогическому внедрению, активное усвоение и фрагментарное введение средств НИТ, на их основе – новых методов и организационных форм воспитательной и учебной деятельности учреждения.

Научно-методическое обеспечение медиаобразования – инновационный блок педагогического управления образовательной деятельностью учреждения.

Приоритетность научно-методического информационного обеспечения  медиаобразования обусловлена возрастанием роли и значения образования как важнейшего фактора развития общества, государства и человека.

Разработка системы научно-методического обеспечения инновационного медиаобразования является значимой социально-педагогической проблемой, актуальность которой обоснована возрастанием роли медиаобразования:
- в становлении новой системы открытого, непрерывного образования как ее инновационного ценностного блока;
– как действенного средства и стимула самообразования,  личностного роста человека;
– как специфического образования, аккумулирующего, интегрирующего современные запросы государства, общества, человека, имеющиеся ресурсы образования;
– в реализации целей и задач общего образования детей, профессионального (начального, среднего, высшего), дополнительного образования детей и взрослых, определенных Федеральным законом «Об образовании в РФ» (2012).

Научно-методическое  информационное обеспечение – одно из важных направлений социально-педагогической деятельности и проявляется в информировании широких слоев российского общества в целом, в создании  позитивного воспитательного и культурного информационного пространства в реальном социуме.

Научно-методическое обеспечение медиаобразования включает: а) отбор и анализ «массива» информации, применительно к основной   образовательной деятельности конкретной образовательной организации (программному содержанию, технологиям обучения, воспитания), компетенциям педагогических работников, возрастным группам обучающихся; б) оперативный поиск инновационной позитивной информации по заказу образовательного учреждения, его субъектов, окружающего социума; в) подготовку педагогических работников и обучающихся к грамотному и творческому пользованию СМИ.

Анализ имеющихся научных данных позволяет рассмотреть научно-методическое обеспечение медиаобразования как комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем позитивной инновационной информационной продукцией, внедрением в образовательную деятельность общностей (взрослых, детских, молодежных) информационной продукции педагогическими средствами, технологиями, стимулирующими их деятельность и деятельность каждого члена.

При разработке проблем, связанных с информационно-методическим обеспечением, мы выделили две группы.
Первая группа освещает вопросы медиаобразования – изучение детьми и молодежью закономерностей массовой коммуникации, связанное с постоянным их интересом к этой сфере.

Вторая группа связана с освещением в медиасредствах деятельности реально действующих позитивных социальных общностей (детских, детско-взрослых государственных и общественных объединений, движений, организаций на базе образовательных организаций), которые являются особым социальным феноменом общественной практики детей и  молодежи.  

Особо выделяем направления информационно-методического обеспечения эффективности медиаобразования, связанные с формированием активной жизненной позиции личности.

Первое направление связано с удовлетворением и поддержанием  интересов подростков, юношества к социальным проблемам, формированием реальных оценок, отношением к ним у участников различных объединений, в частности, детской и подростковой прессы.

Второе направление представляет помощь  в поисках способов формирования активной жизненной позиции, осознанного выбора участниками школьных пресс-центров, редакций форм общественной деятельности.

Третье направление связано со стимулированием организации детских, детско-молодежных самодеятельных изданий, их педагогической поддержкой, пропагандой их деятельности. Школьные  пресс-центры, редакции являются субъектами образования (общего, дополнительного, начального профессионального), и одновременно они разрабатывают формы личностно-ориентированного информирования сверстников и взрослых о важнейших событиях в стране, регионе, инновационной деятельности школ, учреждений дополнительного образования   и т.д.

Сущность процесса научно-методического информационного обеспечения медиаобразования – в вооружении детей и молодежи социально-значимой информацией и средствами, приемами ее использования в приоритетных сферах жизнедеятельности, самообразовании, социальной адаптации к реальным условиям и событиям.

Средства массовой информации, как опосредующие массовую коммуникацию, оказывают значительное влияние на протекание возрастной адаптации. Научно-методическое обеспечение призвано корректировать информационно-психологическое воздействие на субъекты коммуникации, вызывающие, в зависимости от целей информатора, разнообразные психологические переживания.

Научно-методическое обеспечение заключается в организации социального взаимодействия субъектов (региональные телерадиокомпании, газеты, журналы), способных оказывать влияние на детей и подростков, их поведение и деятельность с помощью информации.

Важный аспект рассматриваемой проблемы – создание внутреннего информационного пространства образовательного учреждения как базы научно-методического обеспечения медиаобразования, которое на наш взгляд, должно включать комплекс доступных для взрослых и учащихся средств массовой информации, как в учебное, так и во внеучебное время (детские и взрослые органы печати, телевидение, видео, интернет). Деятельность этих СМИ, педагогически обеспеченная с активным включением учащихся в их деятельность – «наглядное» научно-методическое обеспечение эффективности медиаобразования. Она дает и взрослым и детям «правильный ориентир» восприятия обширной массовой информации. Школьные пресс-центры, интернет клубы и др. структуры становятся объектами предметного,   реально востребованного научно-методического обеспечения медиаобразования как составного инновационного блока модернизируемого основного образования, объектами опытно-экспериментальной деятельности (содержание научно-методического обеспечения).

Эффективным средством создания такого пространства является Интернет, который позволяет обмениваться информацией более оперативно, оценивать ее с позиций личных потребностей (образовательных), социально и культурно значимых ценностей; создает информационное поле общения (делового, личностного), деятельности детей и взрослых в учреждении.
Важный блок содержания научно-методического обеспечения – разработка системы мониторинга и диагностики образовательной результативности СМИ (учреждения, в социуме), применительно к образовательной деятельности учреждения, учащимся разного возраста и уровня образования.

Педагогические публикации, представляющие анализ диагностики образовательной деятельности субъектов внутреннего информационного пространства учреждения, – содержательный блок и результат научно-методического обеспечения медиаобразования.

Результат научно-методического обеспечения – создание единого позитивного культурного информационного медиапространства в образовательной организации (школе, учреждении дополнительного образования, колледже, вузе) как ценностного блока открытого образовательного пространства, среды самообразования взрослых и детей.

Источники

  1. Жилавская И. В. Информальная медиасреда как фактор развития медиаобразования. Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты». — Казань: КазГУ, 2009.
  2. Фришман И. И. Влияние общественных объединений на социальное становление детей и молодёжи. / Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. Сборник докладов и выступлений. — М.: Логос, 2002.
  3. Хомутова К. В. Информационно-методическое обеспечение деятельности детских общественных объединений: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. пед.наук : (13.00.02) /К.В.Хомутова; Костром. гос. Ун - т. — Кострома: «Авантитул», 2006. — 22 с.
  4. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Проспект, 2013. — 160 с.

 

 

Дополнительная информация