Информатизация дошкольного образования  как средство подготовки специалистов с новым типом мышления

А. А. Немирич, 
начальник отдела информационных программ и проектов
управления развития информационного общества
Министерства экономического развития Иркутской области,
аспирант АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, Алтайский край,
член Союза журналистов России

 

 «Не окажется ли, что интеллектуальные машины, особенно объединенные в коммуникационные сети, выйдут за пределы возможностей нашего понимания и станут недоступны для контроля над ними?»
Элвин Тоффлер,
американский социолог и футуролог,
один из авторов концепции постиндустриального общества.

 

Аннотация
В статье рассматривается влияние информационных технологий на профессиональную деятельность и личность работников сферы образования, раскрывается сущность психологических проблем, связанных с применением информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Автор, опираясь на труды выдающегося канадского теоретика медиа Герберта Маршала Маклюэна,  предлагает пути преодоления психологического барьера, препятствующего педагогам эффективно осуществлять медиаобразовательный  процесс.

Ключевые слова: психологический барьер, информационные технологии, медиакультура, медийный менталитет, мировоззрение, медиаобразовательная среда.

Cкачать статью в .pdf

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение их в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

Сегодня, когда лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять её в полной мере, задача образования− научить ориентироваться в этом ежедневно появляющемся потоке, мобильно осуществлять информатизацию образовательного пространства, создавать новые возможности для гуманизации и самореализации человека как творческого и свободного индивида.

Важнейшим условием продвижения по пути информатизации является качество образования и подготовка кадров. В этом направлении изначально предстоит решить задачу подготовки квалифицированных специалистов в сфере дошкольного образования, начинающих осуществлять медиаобразовательную деятельность−приоритетную в области культурно-педагогического развития XXI века. Как свидетельствует старейший специалист в области медиаобразования профессор В. В. Егоров, «ни одна из сфер производственной, политической  или образовательной жизни не может успешно функционировать без четко организованной и научно-обоснованной системы подготовки кадров» [7].

Информатизация дошкольного образования − оснащение рабочих мест администрации и кабинетов персональными компьютерами, мультимедийным, интерактивным, цифровым оборудованием и другими медиатехнологиями − одним педагогическим работникам дошкольного учреждения  открыла новые возможности, дала стимул к освоению новой профессиональной области, а других, которых составило большинство, смутила и испугала [4]. Педагогам и воспитателям дошкольного образования потребовалось освоить новое техническое оборудование, изучить программное обеспечение и современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР), а также внедрить информационные методы и приёмы в процесс обучения и воспитания детей, спроектировать медиаобразовательную среду дошкольного учреждения. Для этого были нужны профессиональная подготовка, время и, разумеется, большое желание, чего у подавляющего большинства педагогов и воспитателей не оказалось в достатке.

Анкетирование педагогических работников дошкольных учреждений Чунского района Иркутской области в 2013 году показало, что вопросы медиаобразования неактуальны для подавляющего большинства педагогов и воспитателей. Анкетирование также показало, что педагоги, которые используют интерактивные и мультимедийные технологии в учебно-воспитательном процессе  дошкольного учреждения, а также те, кто ещё не имеет такого опыта, но в целом позитивно относятся к инновациям в области дошкольного образования, испытывают психологические трудности, связанные с новым направлением профессиональной деятельности. Одни, осознавая свои проблемы, продемонстрировали готовность к преодолению возникшего психологического барьера самостоятельно, вторые рассчитывают на помощь коллег и администрации. Третьи же, кто выразил негативное отношение к внедрению медиа-информационных технологий в учебно-воспитательный процесс ДОУ, показали непонимание своих психологических проблем, нежелание или неспособность справиться с ними.

Диапазон психологических проблем педагога и воспитателя дошкольного образования, связанных с информатизацией образования, простирается от резкого неприятия информационного направления своей педагогической деятельности до боязни освоить новые технологии и осознать свою обновлённую роль и личную ответственность за их внедрение в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Таким образом, психологический барьер, не позволяющий педагогу стать полноценным участником процесса информатизации, замедляющий его развитие как профессионала и современной медиакомпетентной личности, оказался основной причиной низкой эффективности внедрения интерактивных, мультимедийных технологий и элементов медиаобразовательной деятельности в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Сообразно с этим, психологи и социологи предлагают пути преодоления психологического барьера педагога ДОУ с помощью внедрения программ повышения квалификации в области интерактивных и мультимедийных технологий обучения. На их взгляд, это будет способствовать корректировке отношения педагога к медиаобразовательному процессу, преодолению неуверенности в своей способности освоить новые технологии, повышению его медиакомпетентности, формированию его медиакультуры и, как следствие, развитию медийного менталитета. Однако, к сожалению, предлагаемые специалистами меры срабатывают не всегда: очень малый процент педагогов дошкольного образования после окончания курсов повышения квалификации становятся медиакомпетентными, и ещё меньше педагогов и воспитателей способны создавать собственные медиатексты, а также грамотно строить занятия с их использованием.

Основной же на наш взгляд фактор, мешающий педагогическому работнику дошкольного образования преодолеть психологический барьер неприятия или боязни быть вовлечённым в процесс информатизации образования, заключён в его мировоззрении, которое остаётся «доинформационным». Под мировоззрением философия понимает субъективный подход, используемый при рассмотрении окружающего мира и отражающий общий взгляд на место человека в реальной действительности. Мировоззрение человека информационного общества отличается от мировоззрения прежних эпох ракурсом, под которым современная личность рассматривает окружающий мир и формирует новую картину мира.

Мы склонны думать, что реальным способом преодоления психологического барьера представляется решение педагогическим работником ДОУ мировоззренческих проблем на уровне собственной личности.

Мы считаем целесообразным обратиться к книге «Понимание медиа: внешние расширения человека», написанной Гербертом Маршаллом Маклюэном, основателем современной теории коммуникации. Основная идея этой книги – поиск баланса между человеком и средствами коммуникации и благодаря этому достижение стабильности и гармонии в обществе. Г. М. Маклюэн пишет: «Мы вдруг обнаруживаем в себе страстное желание, чтобы вещи и люди проявляли себя во всей полноте. В этой новой установке можно найти глубокую веру – веру в высшую гармонию всего бытия. Именно в этой вере написана эта книга. Она исследует очертания наших расширенных существ в наших технологиях и ищет в каждой из них принцип понятности» [5].
Выдающийся теоретик медиа Маклюэн в своей книге называет три стадии болезни, вызванной воздействием новых технологий на человека: смятение, сопротивление и изнеможение от постоянного сопротивления. Воздействие средств коммуникации на человека и общество, согласно теории коммуникации Маклюэна, состоит в создании особой новой атмосферы жизни человека, эволюция которой претерпевает несколько стадий выздоровления. Она поначалу доводит человека до оцепенения, затем проводит через осознание ответственности за свои действия, возможность осуществления которых он получил с обретением новых технологий, и, в конце концов, человек начинает работать над достижением баланса, обретением пропорций между силой технологий и своими «расширенными» ощущениями. Именно такой ход эволюции взаимоотношений человека и технологий, как считал Маклюэн, приведёт к гармонии, сформирует человека нового мировоззрения.

Средствам коммуникации, которые Маклюэн называл «расширениями человека», он отводил особую роль в истории цивилизации, полагая, что на все процессы, протекающие в обществе, влияет характер средств коммуникации и степень их развития.
Рассмотрим ступени преодоления педагогическими работниками дошкольного образования конфликта между собственной личностью и медиа-информационными технологиями, которые, на наш взгляд, аналогичны «стадиям выздоровления».

Итак, стадия оцепенения педагогического работника дошкольного учреждения охватывает, когда на него оказывается административное давление в плане обязательного освоения медиатехнологий, или же это предусмотрено законодательством в сфере образования. На стадии оцепенения педагог ещё не осознал силу медиатехнологий, он боится их. Это вполне объяснимо, так как любое незнание порождает страх. Эта боязнь и непонимание не способствуют формированию у педагога дошкольного учреждения информационного мировоззрения. Тем не менее, стадия оцепенения необходима каждому человеку, так как она является стадией накопления моральных и физических сил при освоении нового вида деятельности. Г. М. Маклюэн в своей книге описывает стадию оцепенения так: « Вместе с электрической, а равно и любой другой технологией вступает в действие принцип оцепенения. Когда наша центральная нервная система становится под удар, мы вынуждены вводить её в оцепенение, иначе мы умрём. С погружением нашей нервной системы в состояние оцепенения, задачи осознания переносятся в физическую жизнь человека, вследствие чего он впервые осознаёт технологию как расширение своего физического тела» [5].

Следующая стадия − стадия осознания педагогом своих новых возможностей и ответственности за их гуманное использование служит началом формирования нового мировоззрения – информационного. На этой стадии происходит расширение не только физических, но и интеллектуальных возможностей.

Стадия баланса между педагогом и его «внешними расширителями» является стадией активного применения медиа-информационных технологий. Успешное проживание этой стадии зависит от уровня медиакультуры педагога, на базе которой он осуществляет учебно-воспитательный процесс, а также действует как личность, обладающая стойким медийным менталитетом.
Опираясь на классификацию Маклюэна, сделаем выводы относительно преодоления педагогическими работниками психологического барьера, не позволяющего им эффективно действовать в медиаобразовательном пространстве дошкольного учреждения и медиасреде в целом.

Во-первых, все стадии выздоровления необходимо рассматривать в комплексе. Во-вторых, на проживание каждой стадии отводится время, зависящее от типа личности и способности педагога к освоению нового вида деятельности (педагогическая мобильность). В-третьих,  успешное проживание каждой стадии определяется уровнем медийной культуры и степенью сформированности  медийного менталитета. В-четвёртых, равновесие и гармония между педагогом ДОУ и информационными технологиями наступает по мере возрастания медиакомпетентности педагога.

Перейдём непосредственно к главной теме нашей статьи – формированию информационного мировоззрения педагогов дошкольного образования. Для достижения этой цели, в первую очередь необходима комплексная профессиональная подготовка в области медиа-информационных технологий. Она включает в себя три этапа: 1) технический, 2) методический, 3) философско-мировоззренческий.

Мы находим целесообразным подробно рассмотреть каждый из вышеназванных этапов, при этом уделив особое внимание философско-мировоззренческому этапу.

Технический этап или этап овладения компьютерной грамотностью. На этом этапе педагог ДОУ осваивает базовые пользовательские навыки работы на компьютере, учится работать с периферийными электронными  устройствами: мультимедийным проектором, сканером, интерактивной доской, поисковыми системами интернета, осуществлять сетевое взаимодействие (сетевое партнёрство педагогических работников ДОУ), создавать web-портфолио, работать с электронными журналами и т.п.

Методический этап связан с конкретным видом деятельности, которую осуществляет педагог дошкольного образования: музыкальные занятия, ФЭМП, ИЗО и др. Сообразно с тем, что методическое содержание учебно-воспитательного материала диктует способы его электронного представления, методический этап  связан с изучением дидактических свойств ЭОР и мультимедийных систем, направлен на обучение целесообразному применению новых технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ в конкретной деятельности с учётом эргономики и здоровьесбережения.  Сюда включается подбор учебно-воспитательного материала, разработка занятий и мероприятий, упражнений и заданий, направленных на формирование медиаграмотности дошкольников, анализ и оценка качества усвоения знаний (мониторинг качества образования), представленного в электронной форме. Следует отметить, что дошкольное образование сегодня движется по пути интерактивности и разнообразия ресурсов. Интерактивные доски, мультимедийные проекторы и другие электронные образовательные ресурсы естественно вписываются в жизнь детского сада и являются самым эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и воспитания дошкольников. Обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, интерактивное и мультимедийное оборудование оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, оно не самоценно, и только в грамотно построенном  взаимодействии педагога, ребенка и медиатехнологий можно достичь положительного результата. И то, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет  воздействие, которое окажет на ребенка медиаобразовательный процесс.

В программу повышения квалификации педагогов дошкольного образования в качестве обязательного компонента, наравне с техническим и методическим (предметным), входит и психолого-педагогический блок. Как правило, в содержании этого блока автор курса включает проблемные области, связанные с освоением и последующим применением новых образовательных технологий: страх, неуверенность, профессиональное выгорание, негативное отношение. Однако мы считаем, что преодоление психологического барьера невозможно только за счёт освоения технической и методической составляющей, равно как и за счёт простого осознания педагогом-воспитателем своих психологических проблем, которое наступает в ходе освоения психолого-педагогического блока [3].

Мы полагаем, что преодолеть свои психологические проблемы, связанные с информатизацией образования, педагогический работник дошкольного учреждения может только в активно-деятельностной форме−путём формирования информационного мировоззрения совместно с перестройкой стиля мышления в ходе становления основных философских концепций информационного общества, участником которого является сам педагог- воспитатель.

На этом этапе можно выделить  три основных направления, по которым должно идти формирование информационного мировоззрения педагогического работника дошкольного учреждения:

  • формирование медиакультуры;
  • формирование медийного менталитета;
  • формирование операционного стиля мышления.

Охарактеризуем эти этапы.

Итак, медиакультура личности – это совокупность её материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, исторически определённой системы их воспроизводства и функционирования в обществе, преумножение социокультурного опыта в области медиа.

Медийный менталитет (медиа менталитет) включает в себя устойчивые, глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения, которые придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к информации, способностью к всесторонней самореализации в ментальном и духовном пространстве. Медиакультура и медийный менталитет формируются на последних курсах высших учебных заведений и продолжают формироваться в послевузовском профессиональном образовании, а также  в профессиональной деятельности [5].

Термин « операционный стиль мышления» был впервые введён в 1985 году академиком А. П. Ершовым, активным участником формирования национальной программы внедрения компьютеров в школу. Он поставил задачу построить модель ученика школы эпохи информационного общества как совокупность знаний, умений и навыков, востребованных современным обществом и необходимых молодому человеку информационной эпохи. Такая модель могла бы стать ориентиром для определения целей и содержания информатизации отечественного образования. Обоснование школьного информационного образования должно было стать этапом решения этой проблемы. Прототипом будущей модели А. П. Ершов назвал программиста: к этому времени уже была написана его статья «О человеческом и эстетическом факторах программирования», где он писал: «Программист обязан обладать способностью первоклассного математика к абстракции и логическому мышлению в сочетании с эдиссоновским талантом сооружать все, что угодно из нуля и единицы, он должен соединять в себе аккуратность бухгалтера с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой практичностью бизнесмена, а, кроме того, иметь вкус к коллективному труду, быть лояльным к организатору работ. Программист – солдат второй промышленной революции, и как таковой должен обладать революционным мышлением и мужеством» [3].

Не случайно образ мышления этих специалистов, который стал актуальным именно в процессе становления информационного общества, на первых порах был назван программистским. Термин «программистский стиль мышления» отражает значительную роль программистов в формулировке и решении важнейшей социальной задачи – формировании нового поколения людей, способных активно жить в условиях нового информационного общества. Позднее А. П. Ершов предложил заменить название программистского стиля мышления на «операционный», подчеркивая тем самым его конструктивность и умение подразделять (структурировать) описание сложного действия на составляющие его операции. Не развертывая здесь построения модели, назовем некоторые из умений и навыков, составляющих операционный стиль мышления:

  • умение строить информационные модели для описания объектов и систем;                             
  • умение организовать поиск информации, необходимой для компьютерного решения поставленной задачи;
  • дисциплина и структурирование языковых средств коммуникации;
  • навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей;
  • умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств.  

Все вышеперечисленные навыки и умения, составляющие операционный стиль мышления, необходимы педагогу дошкольного образования для адекватного восприятия медийной действительности. В свете вышесказанного представляется целесообразным говорить о необходимости развития качественно нового профессионального мышления, ориентированного на постоянное получение, обработку и передачу медиаинформации и направленного на оптимальное решение профессиональных задач за минимальный период времени и в условиях постоянно изменяющейся информационной технологической среды. Такое мышление не может быть ограничено узкоспециальными умениями и навыками их применения при решении профессиональных задач, оно должно представлять собой сложную, комплексную категорию, отражающую различные стороны профессиональной деятельности специалиста как личности гуманного, антропогенного, информационного общества. Специалиста, способного эффективно осуществлять медиаобразовательный процесс, направленный на формирование медиаграмотности подрастающего поколения.

Список используемой литературы

  • Громова, О. Информационная культура школьников: проблемы и поиск решений [Текст] / О. Громова // Народное Образование. – 2010. № 6. С.199 – 206
  • Ершов А.П. О человеческом и эстетическом факторах в программировании [Текст] / А.П. Ершов // Кибернетика.- 1972, № 5. С. 95-99.
  • Захаров В.Н История информатики в России: ученые и их школы Редакторы-составители [Текст] / В.Н., Захаров, Р. И. Подловченко, Я. И. Фет. - Москва: Наука, 2003. - 486 c.
  • Калач, Е. В. Медиаобразование в системе сотрудничества высшей и общеобразовательной школы [Текст]  / Е. В. Калач // Преемственность обучения в системе школа-вуз: формы и пути развития творческой активности учащихся: тезисы региональной научно-практической конференции. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2007. – С. 59-61.
  • Корчажкина, О. М., Учитель-предметник в потоке информатизации [Текст] / О. М. Корчажкина // Народное Образование. – 2010. № 6. С.240 – 246
  • Маклюэн, Г. М.,  Понимание медиа: внешние расширения [Текст] : научно-популярное издание / Г. М. Маклюэн. – М. : «Гиперборея», 2-е изд., 2007. С. 212
  • Осмоловская, И. М.,  Инновации и педагогическая практика  [Текст] / И. М. Осмоловская // Народное Образование. – 2010. № 6. С.182– 188
  • Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Текст] / А.В. Фёдоров // Инновации в образовании. – 2007. № 10. C.75-108.
  • Челышева И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности [Текст]: научно-популярное издание / И. В. Челышева. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.- 184 с.
  • Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт [Текст] : учеб. пособие / А. В. Шариков. – М. : Изд-во Академия педагогических наук, 1990. – С. 50 – 51

 

Дополнительная информация