Православная педагогика, православное образование, православное воспитание: границы и содержание дефиниций

УДК 37.011
ББК 74, 86.372


А.С. БоговА.С. Богов, иеродиакон
Богородице-Алексиевского монастыря г. Томска,
Томская духовная семинария
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация. Целью настоящей статьи является критическое исследование содержания понятий «православная педагогика», «православное образование», «православное воспитание» в работах различных авторов, а также попытка предложить свое определение вышеназванных дефиниций

Ключевые слова. Педагогика, образование, воспитание, обучение, православная педагогика, основные категории педагогики, мировоззрение.

ORTHODOX PEDAGOGY, ORTHODOX EDUCATION , ORTHODOX UPBRINGING: BORDERS AND CONTENT OF THE DEFINITIONS
A. S. Bogov, hierodeacon of Bogoroditse-Alexievsky Monastery of Tomsk, tel. 8 913 873 8236, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Tomsk Orthodox Seminary

Annotation. The purpose of this article is a critical examination of the concept of "orthodox pedagogy", "Orthodox education", "Orthodox upbringing" of the various authors who have written on this subject , as well as an attempt to offer own definition of the above-named definitions
.
Key words.
Pedagogy, education, upbringing, teaching, orthodox teaching, main categories of the pedagogy outlook.

Cкачать статью в .pdf

В настоящее время значительное внимание уделяется осмыслению места православной педагогики и церковногообразования в возрождении духовно-нравственных устоев нашего общества. Однако, прежде чем говорить об этих предметах, необходимо определить границы и содержание соответствующих дефиниций. Разные авторы толкуют эти понятияпо-разному, что затрудняет ихприменение в научном дискурсе.

Прежде всего, необходимо четко определить взаимоотношение самих  секулярных понятий«педагогика», «образование», «воспитание», «обучение», «развитие» без предиката «православный» или «церковный».А здесь, как раз, и существует большая путаница, когда то одно, то другое из них пытаются представить, как более общее по отношению к прочим.

Обратимся к легальной дефиниции закона «Об образовании» 1992 г.: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства»[1]. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»2012 года более подробно раскрывает содержание понятия «образование», не изменяя его по существу по сравнению с прежним законом: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»[2].

Как видим, новый закон определяет «образование» в двух аспектах: как процесс воспитания и обучения и как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. В этом, несомненно, заключена его положительная составляющая. Кроме того, в нем даны легальные дефиниции конструктов «воспитание» и «обучение»:
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»;
«Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [2].

Данные определения, конечно, не лишены недостатков, однако само их появление в законе может быть оценено только положительно.И хотя законодатель отмечает, что данные основные понятия применяются «для целей настоящего Федерального закона», очевидно, что значение легальных дефиниций значительно шире их только правового применения. Действительно, указанный нормативно-правовой акт регулирует все общественные отношения в сфере образования в нашей стране, поэтому попытка наделить основные понятия закона другим содержанием приведет только к возникновению общей путаницы.
Обратимся к современному учебнику психологии, рассматривающему, в том числе, и проблемы педагогики.

Категория «воспитание» раскрывается здесь на трех уровнях. В широком смысле под воспитанием понимается воздействие на личность общества в целом, в среднем смысле – целенаправленная деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов, убеждений и поведения, и в узком смысле – решение конкретной воспитательной задачи, например, воспитание определенных черт характера, ценностных установок, поведенческих привычек и т.д. [3].

Как видим, определение «воспитания» в Законе 2012 года соответствует научному пониманию воспитания «в среднем смысле».

Категория «обучение» раскрывается в учебнике как «процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся» [3], что тоже соответствует легальной дефиниции.
В другом современном учебнике авторы предлагают другое понимание взаимоотношений обсуждаемых нами категорий. «В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование». «Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование» [4, с. 24]. Выдвигая данный тезис, авторы, тем не менее, не дают ему достойного обоснования. Более того, чуть ниже они сами себе противоречат:«Третья категория педагогики – «образование» – понимается как… процесс обучения и воспитания человека»[4, с. 25].

Другие ученые, отметив отсутствие общепринятой определенности в содержании данных категорий и происходящие из-за этого недоразумения, склоняются к признанию понятия «образование» общим по отношению к понятиям «воспитание» и «обучение», что соответствует пониманию Закона 2012 года (См. напр. «Педагогика» под.ред. П. И. Пидкасистого [5, с. 5-6] и др.)
Педагогическая психология выделяет в качестве отдельной категории понятие «развитие»: «Развитие−это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека»[3]. Автор выделяет развитие физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное [3]. Можно добавить интеллектуальное, нравственное, эстетическое и др.

Очевидно, что понимаемое таким образом «развитие» является как просто следствием жизнедеятельности личности, проходящей во времени и в определенных условиях, так и результатом направленного воспитания и обучения, в том числе и самовоспитания, и самообучения.
Характерно, что законодатель не выделил категорию «развитие» в числе основных понятий, но лишь упомянул ее в определении дефиниции «воспитание»:«воспитание–деятельность, направленная на развитие личности…». Впрочем, учеными утверждается, что между двумя этими явлениями существует взаимная связь: «В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жизни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга»[3].
Определившись с границами и содержанием конструкта «образование» через раскрытие категорий «воспитание» и «обучение», входящих в его объем, можно дать определение самой педагогике.
«Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека»[4, с. 26].
«Объектом педагогической науки является образование»[5, с. 7].

Т.е. педагогика–это наука об образовании. Впрочем, и это понятие может принимать разные значения.

Так, ученые, говоря о педагогике, выделяют следующие смысловые категории.
1. Педагогика в «бытовом» смысле. Каждый человек в течение жизни выступает педагогом для членов своей семьи, товарищей, сотрудников по работе.
2. Педагогика как профессиональная практическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Высшее проявление такой деятельности называют искусством.
3. Педагогика как наука.
4. Педагогика как учебная дисциплина.
5 Педагогика как отрасль гуманитарного знания, входящая в общекультурный контекст современной жизни [4, с. 14].

В приведенной системе значений не вполне понятно, чем отличается понимание«педагогики» в третьей и в пятой ее смысловой трактовке.

Еще более сложно установить критерии различия православных «воспитания», «обучения», «образования», «педагогики» и  тех же секулярных категорий.

Дело в том, что в православном христианстве существует определенный взгляд на целый ряд фундаментальных проблем, имеющих непосредственное отношение к педагогике. Это вопросы происхождения и сущности человека, смысла и цели его жизни, способов достижения намеченных целей,понимания духовности, духовной жизни и духовной борьбы, вопросы бытия и действия Бога в мире, Его промысла о человеке, а также проблемы этики, основанной на заповедях Божиих, изложенных в Библии и раскрытых святыми отцами Церкви.

Православный ответ на эти вопросы в постановке педагогических целей, разработке методик и содержания образовательных курсов, реализации данных курсов в практической педагогике и делает ее православной.

Другое кардинальное отличие православной педагогики от секулярной состоит в том, что первая дает человеку целостное мировоззрение, а вторая – нет. Секулярная педагогика не затрагивает большого и очень важного сектора человеческой души (сознания), сектора, отвечающего за религиозную веру, за понимание конечного предназначения человека, цели и смысла жизни конкретной человеческой личности, за твердое, основанное на метафизическом фундаменте, различение добра и зла.
Целостность мировоззрения может быть достоянием только религиозной педагогики, хотя и не обязательно православной. Если говорить образным языком, светская педагогика может дать человеку полностью снаряженный и готовый к плаванию корабль, но не может снабдить его картами с правильным указанием маршрута и пункта назначения, а также точным навигатором для преодоления всех возможных препятствий на пути следования к цели.Этой пустотой в самом главном, командном секторе корабля пользуются религиозные и политические пираты, захватывая даже самых светски образованных людей в тоталитарные секты или толкая их на нелепые поступки и преступления.

«Светская педагогика достаточно расплывчата в отношении конечной цели воспитания. Если для педагога-христианина главное– постараться в процессе воспитания раскрыть образ Божий в ребенке, то его секулярный коллега не имеет таких четких критериев. Он оперирует достаточно зыбкими понятиями – развивать духовность, формировать личность, ее творческие способности в соответствии с врожденными свойствами и мировоззрением человека, способствовать его социализации и т.д. Качественное определение, содержание самих понятий остаются за скобками, тонут в общих рассуждениях о духовности» [6].

Словарные определения иногда делают акцент на религиозные традиции:«Православная педагогика–педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях православия»[7]; либо на миропонимание, что глубже: «Православная педагогика–ветвь педагогического знания, в основе которого лежит православное мировидение и миропонимание» [8].
По В.В. Зеньковскому«смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы; необходимо душу освободить от страстей, помочь ребенку в раскрытии образа Божия в нем» [9, с. 8]. Конечно, это описание именно православного воспитания. Этот же автор обращает внимание на то, что воспитывают ребенка не только отец или мать (или, добавим, школа),–но вся полнота жизни играет свою роль, и проблемаправославного воспитания разрешится легко, если будут существовать островки православной культуры [9, с. 10].

Необходимо добавить такое необходимое качество православной педагогики, как церковность. «В основе православной педагогики лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания и жизни не представляется возможным»[10, с. 28]. По мнению архим. Георгия (Шестуна) православная педагогика–это воцерковленная педагогика, и, одновременно, педагогика воцерковления. Воцерковить педагогику означает наполнить православным смыслом уже сложившийся научный и категориальный строй педагогики как теории, как науки. Педагогика воцерковления–это педагогика преображения, направленная на прояснение образа Божия в человеке в добродетели и даже в святости, что невозможно вне Церкви Христовой [10, с. 28].

Резюмируя все вышесказанное, попытаемся предложить собственное содержание указанных дефиниций, чтобы использовать их в дальнейшем в работах по православной педагогике.

Православное (церковное) воспитание − создание условий и направленное воздействие на развитие человеческой личности в целях достижения ею желания и способности к активному и творческому усвоению православных ценностных установок и православных моделей поведения.

Православное (церковное) обучение – деятельность и процесс передачи и приема опыта поколений в виде знаний, умений, навыков, компетенций, опыта деятельности,в основе которых лежит православное миропонимание.

Православное образование −это целенаправленный процесс православного воспитания и обучения, а также система приобретаемых в результате православного воспитания и обучения ценностных установок знаний, умений, навыков, компетенций, опыта деятельности и моделей поведения, в основе которых лежит целостное православное мировоззрение.

Православная (церковная) педагогика– это наука и учебная дисциплина, изучающая православное образование, которая вместе с тем является ипрактическойцеленаправленной деятельностью. Последняя состоит из двух взаимосвязанных компонентов:православного обучения или передачи новых для человека знаний, умений, навыков, компетенций, опыта деятельности,в основе которых лежит православное миропонимание, и воспитания,  то есть направленного воздействия на развитие человеческой личности в целях усвоения ею православных ценностных установок и православных моделей поведения.

 

Литература
1. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1. Преамбула: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html#p62. (Дата обращения 01.12.2013).
2. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, статья 2: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=
doc;base=LAW;n=147353. (Дата обращения 01.12.2013).
3. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с. Глава 7. Педагогическая психология и педагогика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.plam.ru/ucebnik/osnovy_psihologii/p7.php(Дата обращения 01.12.2013).
4.Бордовская., Н. В. Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов  –  СПб:  Издательство  “ Питер”,2000. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»).
5. Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. Под ред. П.И. Пидкасистого М.: 2006. – 608 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alleng.ru/d/
ped/ped013.htm
.(Дата обращения 02.12.2013).
6. Багратион-Мухранели И.Л. Православная педагогика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ortodossa-ambrogio.org/ru/ach20087/index.html. (Дата обращения 02.12.2013)
7.Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. [Электронный ресурс]URL: http://didacts.ru/dictionary/1013/word/
pravoslavnaja-pedagogika. (Дата обращения 02.12.2013)
8. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. [Электронный ресурс].URL: http://www.didacts.ru/dictionary/1010/word/
pravoslavnaja-pedagogika.(Дата обращения 02.12.2013).
9. Зеньковский В. В., протоиерей. Педагогика. Фонд «Православная жизнь». – Клин, 2002. – 224с.
10.Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. Учебное пособие, издание второе. М.: Издательство «Православная педагогика». 2001. – 560 с.

Дополнительная информация