Время социального кино (по проекту «Открытый киномир»)

                              В.Г. ЖереховВ.Г. Жерехов, автор проекта,  кинорежиссер,
                                                                                преподаватель гуманитарных дисциплин
                                                            академии искусства им. З. Исмаилова

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам непрофессионального кинематографа. Киноленты непрофессионалов и их роль в воспитании и становлении человека.

Ключевые слова: кино и школа, проблемы общества, межличностные контакты.

TIME FOR SOCIAL MOVIE
(on the project “Open cinema world”).

V.G. Zherekhov, project initiator, filmmaker,
                                                                                Teacher of humanities at
                                                            Ismailov Academy of Art

Abstract. The article is devoted to problems of non-professional cinematography. Nonprofessional films and their role in the education and development of a person.

Keywords: Cinema and school, societal problems, interpersonal contacts.

Cкачать статью в .pdf

Кино как школа жизни. Можно ли такой многогранный тезис положить в основу кинообразования? Вопрос этот непрост потому, что в течение всего развития кинематографа к нему во многом относились как к миру иллюзий. В современном кино вымышленный мир  чуть ли ни доминирующий, молодой зритель любит кинофантастику. Но все же реальность гораздо важнее для формирования личности. Особенно, если эта кинореальность способна изменить мир к лучшему. Вот и опять же получается фантастика. Картина о реальности может быть настолько потрясающей, что может фантастически изменить мир.

Такие мысли не отпускали меня накануне Августовского совещания учителей и  заместителей директоров школ Уфы по воспитательной работе в текущем 2014 г. Выступать на таком совещании по теме кино крайне непросто. Слишком уж сложной оказалась попытка продвижения кино в школы. Активно обсуждался  российскийпроект 2013 года «100 лучших фильмов». Список определили, но где и как их показывать, и как отнесутся к шедеврам мирового и отечественного кино школьники, оставалось непонятным. Нелегко было и директорам. Их желание ввести, например, факультатив по кино всегда вызовет вопросы у родителей: разве этим собирается зарабатывать в будущем их ребенок на хлеб насущный?

Но объяснять, что ребенку предстоит вступить в очень непростой социальный мир родителям не надо. Это всем понятно. И чем раньше ребенок научится проявлять интерес к  жизни общества, тем обширней откроется перед ним дорога.
Так что прощай мечта о шедеврах. Не тот пока период переживает страна. Период не созерцания, а созидания. Этому нас учит наш президент – Рустем Закиевич Хамитов.

Два года тому назад благодаря Президентской поддержке стартовал республиканский проект «Народный марафон». 50 молодых людей впервые взяли в руки кинокамеру, чтобы снять свой социальный фильм. В итоге получились очень интересные, даже значительные ленты.

И это прекрасный пример для молодых. Именно тема, прежде всего  тема, определяет успех фильма. Много раз я был в жюри кинофестивалей непрофессионалов и каждый раз огорчался, когда автор обращался к чему–то очень уж личному, а в итоге получался никому неинтересный фильм. Ясно, что подними он проблему актуально социальную, расскажи он о мире, а не только о себе – в зале бы нашлись зрители, сопереживающие ему.

Наверно, большинство из тех 50 молодых людей, кому была предоставлено возможность бесплатно в Киношколе Булата Юсупова снять свой фильм, прошли период переоценки. Задача была снять фильм о проблемах общества, о межличностных контактах. И результат был налицо.

«Народный марафон» 2012 года завершился  созданием фильмов о семье, экологии, выборе жизненного пути. Менялись оценки: профессия дворника, как оказалось, ничуть не противоречит значимости человека. Человек с ограниченными возможностями тоже может быть счастлив. Продавец ювелирного магазина может подарить девочке бусы, сопереживая ее желанию сделать маме подарок.
В необычных сюжетах формировался новый идеал мира, мира обновления, мир устоявшихся оценок уступилместо кино, способному изменить мир к лучшему.

Вот так в предложенном Благотворительным Фондом им. В.Л. Засова и Киношколой Булата Юсупова проекте «Открытый киномир» появилось новое понимание концепции кино как школы жизни. Ведущее место в ней занял не только показ фильмов социальной тематики, но и обсуждение их с профессиональным киноведом.

Но тогда возник новый вопрос: почему вместо фильмов профессионалов или даже шедевров в новом проекте появились ленты непрофессионалов, тех молодых людей, чьи картины еще не добились мирового или даже российского признания?  Ответом на такой вопрос могло быть понимание современной молодежи и доверие к ней. Так уж все разделилось, что молодым оказалось проще найти и темы интересные для них,  и форму, вызывающую интерес у школьников. Именно такой путь вызывает ответную реакцию: желание зрителей последовать примеру автора, создать свой фильм. Именно такая концепция позволяет расширять фонд социального кино. Если социальная инициатива интересна, может увлечь за собой – ее надо не только снимать, но и показывать молодым зрителям.
В школах много проблем по продвижению кино: не во всех есть оборудованные кинозалы, насыщена новыми предметами школьная программа, много воспитательных мероприятий. И все же новые залы появляются, растет и желание показать что – то близкое молодому зрителю.

Но где взять отработанную модель школьного кинообразования? Как проявить инициативу в таких показах? Конечно, заказы учителей – важная часть такой концепции. Но желание посмотреть всегда актуальное «Чучело» неожиданно сталкивается с большим метражом этой ленты. Он двухсерийный. Желание организовать просмотры полнометражных игровых лент с обсуждением  требуют введения в расписание дополнительных часов.

Проект  «Открытый киномир» предоставляет возможность посмотреть школьникам короткометражные социальные фильмы, из которых составлены три программы, ориентированные на учащихся младших, средних и старших классов. К тому же такой показ и обсуждение программ с киноведом может стать праздником кино. Киновед может ввести в программу показа фильм, созданной в этой школе. Вот вам и премьера!

Киновед также может стать спасением для заместителей директоров школ по воспитательной работе – он может приобщить их к фонду фильмов, необходимых для проведения мероприятий.

Да, киновед в школе нужен. Но еще более востребован  экспериментальный фонд социального кино. Именно он может организовать курсы по подготовке молодых мультипликаторов, кинорежиссеров, он может помочь автору довести фильм до фестиваля социальной рекламы, он может просто организовать праздник кино.

Но не это главное в проекте «Открытый киномир». Еще важнее приоритет фильма как события. Еще в конце 50-х  годов французская «Новая волна»  открылановый взгляд на киноискусство. Кино как событие, кино как поступок, кино как послание.

Вспоминаю, как в одной из библиотек г. Уфы был показан фильм одной из участниц «Народного марафона» 2012 года Ольги Стариковой – «Я- живой». Лента была снята по реальным событиям. Дед, оставшийся с больным  ДЦП  внуком и оказавшийся в безвыходном положении, получает поддержку просто от случайного прохожего. Но, оказывается,  она может стать решающей. По тематике фильм совпадал с целью мероприятия: вызвать интерес общественности к маме, у которой больной ребенок,  и средства на его лечение она пытается заработать изготовлением кукол. В этот день организаторы вечера жили только надеждой. Но действительность все превзошла. Поток желающих купить кукол и просто поддержать маму оказался столь внушительным, что деньги на лечение ее ребенка были собраны. Кино в этом тоже принимало участие. К тому же картину ожидала не менее фантастическая судьба: она оказалась в числе победителей  кинофестиваля в Нью - Йорке.

Хотя изначально проект «Открытый киномир»  не ставил цель создания фильмов, увенчанных высокими наградами. Цель гораздо важнее: способствовать созданию души растущего человека. Да, работа души возможна, если поддерживать этот огонь, если понимать смысл духовной энергетики. А она – несомненно! – социальна. Только единение и взаимопонимание – залог здорового развития общества. И зарождается все это в школе!  Киноискусство – замечательное средство для взаимопонимания, поскольку основано на сопереживании, на творчестве самого зрителя.

Дискуссионная форма просмотров социального кино  обладает мощной педагогической энергетикой, может развивать оптимизм и социальную перспективу молодежи. Социальная педагогика на основе кино еще только в начале своего пути. И хотя в школах уже работают психологи, но это совсем не значит, что душа любого ребенка подвластна им. У кино возможностей больше. Оно не навязывает своего мнения – у каждого свои пристрастия. Но оно требует определения своей позиции, особенно при просмотрах социального фильма.             Поскольку мир в кинореальности обновляется, значит, и зритель вовлечен в этот процесс. И если кто-то другого мнения, значит, нужно в дискуссионной форме доказать, что ты прав. Так рождается уважение к другому мнению. Так рождается понимание многогранности кинообраза, подтекста кино, авторской интонации. Да, любое знакомство с кино – это и возможность познать язык кино, средства художественного мышления.

В одном из фильмов программы «Верьте в своих детей» Гюльнары Сахибзадаевой кадры Паралимпиады монтируются с кадрами жизни детей в Доме инвалидов. С них и начинается фильм. И, кажется, мир навечно утонул во мраке. Так жалко и больно за наших маленьких героев. Но вот на экране Англия. В реальной жизни города камера выделяет сцены с инвалидами, они приспособлены к миру, стали неразрывной частью бурного людского потока Лондона.  Но кульминация еще впереди: настоящий взрыв эмоций вызовут картины соревнований. Кажется такое невозможно:  люди без ног бегут, без рук играют в теннис, люди в колясках на баскетбольной площадке…  А как же наши маленькие герои? Автор не забыла про них. Мы вернемся к ним в финале, чтобы попрощаться. Наши герои идут в бассейн, и кто знает, может это начало их  будущего спортивного пути…

Показывая этот фильм в Доме инвалидов, я не мог удержаться и сообщил о том, что в том же Лондоне в августе этого года дочь автора – инвалид завоевала серебро и золото на чемпионате Европы по легкой атлетике! И среди победителей было еще четверо уфимцев! Значит, есть о чем снимать нашим авторам, есть темы для зрелищного  социального кино. Думаю, добиваясь преодоления определенных природой возможностей, социальный человек очень хотел бы стать примером для других, чтобы вслед за ним обязательно шли другие. И это уже вошло в повседневную практику, например, в жизни социального туризма.

Слепые, участвуя в туристических походах, организуемых Благотворительным фондом им. В.Л. Засова, поднимаются на высокие горы, колясочники штурмуют скалы, а дети из детского дома ходят в поход со взрослыми. И просто счастливы. Вот это надо снимать! И обязательно показывать школьникам, вызывая у них желание самим взять в руки видеокамеру и снять свой фильм, в котором была бы отражена близкая автору социальная идея. Для этого и придуман проект «Открытый киномир», это и есть счастье быть сопричастным социальному кино.

Дополнительная информация