Школьный самиздат: актуализация «повестки дня»

Аргылов Н.Н. Аргылов, главный редактор редакции новостей
 Северо-Восточного федерального университета
 имени М.К. Аммосова,
 директор лаборатории информационной политики
                     

                                        

Л. ПАВЛОВАЛ. Павлова, кандидат филологических наук,
                                                                         доцент кафедры журналистики филологического
                                                                             факультета Северо-Восточного федерального
 университета имени М.К. Аммосова

Аннотация. В статье проводится итоги контент-анализа школьных периодических изданий за 2013 год с учетом наблюдений авторов, результатов опроса школьников республиканского профориентационного проекта «Живые мысли». Авторы рассматривают проблемы школьных самиздатов в контексте актуализации «повестки дня». Выводы.

Ключевые слова. Школьные самиздаты, Республика Саха (Якутия), управление информацией, медиаменеджмент, журналистское образование.

School samizdat: "agenda" actualization

N. ARGYLOV, news general editor
M. K. Ammosov North-Eastern Federal University,
Information Policy Laboratory Director.
L. Pavlova, Ph.D. in Philology, Associate Professor,
Department of Journalism Philological Faculty at
K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Abstract. The article presents the results of the content analysis of school periodicals for 2013, taking into account the authors observations, the results survey of schoolchildren of Republican vocational guidance project “Nimble Ideas” (Zhivye mysli). The authors consider the problem of school samizdat in the context of "agenda" actualization. Findings.

Keywords. School samizdat, The Republic of Sakha (Yakutia), information management, media management, journalism education.

Cкачать статью в .pdf

В средних образовательных учреждениях до сих пор актуален выпуск так называемых школьных самиздатов. Однако необходимо признать, что за последнее десятилетие ряды школьных клубов и кружков юных журналистов в Республике Саха (Якутия) (далее «Якутия» ­– авт.) значительно поредели, причина чего кроется не в потере интереса к управлению информацией или к профессии журналиста. Сокращение числа школьных газет обусловлено в большей степени изменениями, которые происходят в школе, в том числе с новым порядком оплаты труда педагогов и внедрением образовательных стандартов. Учителям невыгодно тратить рабочее время на общественную нагрузку, не поощряемую материально. Увеличение почасовой нагрузки, отчетной документации не оставляют времени на руководство творческой деятельностью учеников: процессом сбора, обработки информации, верстки, тиражирования, распространения готовой продукции. Об этом мы говорили на практическом семинаре кураторов школьных газет в г. Якутске, организованном Союзом детских общественных организаций РС (Я) в 2010 году.

Наличие печатного издания выполняет, помимо основной – информационной –  одну из важнейших функций корпоративной политики учебного заведения – интегрирующую. Школьники принимают корпоративную культуру и формируют общность как часть единой системы. Значение газеты в формировании имиджа школы трудно переоценить. Многие учебные заведения республики издают газеты, возможно, не всегда в формате самиздата, а стенной газеты. Причины столь скромных запросов школьных редакций очевидны – финансовые проблемы.

Разумеется, стоимость одного номера школьной газеты ничтожно мала, поскольку складывается только из затрат на канцелярскую бумагу и расходные материалы множительной техники. Но и это финансовое бремя, помимо прочих, более актуальных, лежит на администрации школы, поскольку в бюджет учебного заведения не заложены средства на информационную поддержку. Исключение составляют периодические издания, существующие только в интернет-версии. Они могут обходиться школе бесплатно, поскольку официальный сайт школы, как правило, поддерживается из муниципального бюджета. К сожалению, подобного рода изданий в школах Якутии  не наблюдается. Разумеется, школьникам интереснее выпускать традиционное печатное издание, которое «материализуется», а не существует исключительно в виртуальном пространстве.

Наш интерес вызывают немногочисленные сохранившиеся печатные школьные периодические издания с точки зрения формирования «повестки дня» редакционными коллективами. Объектом исследования послужили школьные городские, районные многотиражные газеты на русском и якутском языках, художественно-публицистический журнал и один альманах. По мнению исследователей СМИ  «повестка дня» (adenda setting) – фокусирование внимания аудитории на наиболее актуальных проблемах общественного развития, определение болевых точек социальной жизни; введения в зону оперативного информирования и анализа событий и явлений, имеющих значение для большинства граждан страны [1, с.25].

Процесс формирования «повестки дня» в школьных СМИ актуален как никогда, так как именно во время обучения в школе ребенок должен развить в себе качества гражданина с выраженным чувством критического мышления, что коррелирует с юношеским максимализмом и абсолютизмом. На наш взгляд, наиболее ярко иллюстрируют потребность школьников в стремлении поделиться представлением об окружающем мире материалы художественно-публицистического журнала «Лингва» [2]. В журнале публикуются рассказы, очерки, стихотворения, эссе школьников. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы молодежи: дезадаптированность подростков, взаимоотношения между детьми и родителями, взрослыми и подростками.

Умение детей задавать одновременно простые и сложные вопросы, видеть причину многих проблем с неожиданного ракурса вызывает интерес не только у ровесников, но и у широкой аудитории. Детская непосредственность, с которой юные корреспонденты общаются с администрацией школы, города или поселка, может вызвать зависть профессиональных журналистов, которые не всегда готовы открыто задавать «сложные» вопросы. Например, в газете «Школьник» [3] Хатыстырской школы есть постоянная рубрика «Интервью», героями которой становятся не только учителя школы, но и жители поселка, добившиеся определенных результатов в спорте, политике, бизнесе. В череде шаблонных вопросов, что является неизбежным следствием неопытности юных журналистов, встречаются весьма интересные «прямые» вопросы, раскрывающие суть темы беседы.

Ученики средних и старших классов на практике проверяют методы работы с аудиторией, с респондентами, приобретают навыки общения со специалистами в разных сферах деятельности. Юные корреспонденты играют немаловажную роль и в формировании «полилога» администрации школы, родительского сообщества, ученического самоуправления с внешним сообществом, сверстниками из других школ и т.д. Газетная площадь представляет собой поле для обмена информацией, однако дискуссионный характер придал бы школьным газетам большую актуальность, следовательно, вызвал бы и интерес аудитории. Наиболее удачно работают в этом направлении редакции газет «Вектор» [4], «Радуга» [5], альманаха «Кыымчан» [6].

В этом случае педагогика отходит от сугубо опытного, лабораторного уровня «для внутреннего пользования» к моделированию коммуникационных взаимоотношений в реальном образовательном социуме, где основными потребителями информации выступают не только внутрикорпоративная аудитория: учащиеся, учителя, но и внешняя публика – родители. Примерами изданий, формирующих своеобразную «повестку дня» (возможно, условную, ограниченную рамками школьной жизни) служат: альманах «Кыымчаан» [6], газеты «Мы вместе» [7], «Содружество» [8], «Вестник гимназии» [9] и «Күүкэй school news» [10].

Формальных признаков (формат, периодичность, объем, качество печати, цветность, тираж и т.д.) придерживаются практически все издания, но по функционально-тематической направленности ни одно из анализируемых изданий не отвечает типологическим требованиям. Несмотря на периодичность (два раза в месяц), в самиздате, как правило, публикуются отчеты о школьных мероприятиях, которые проходят из года в год. Наиболее актуальные темы, вызывающие интерес юной аудитории, не рассматриваются в школьных газетах. По результатам проведенного среди школьников опроса [11], более 60% школьников не удовлетворены тематической направленностью школьных газет, причиной тому, по мнению школьников, является контроль и запреты со стороны педагогического коллектива.
Редким исключением из правила является альманах (сборник литературно-художественных, научно-популярных произведений) «Кыымчаан» [6]. Его можно отнести к разновидности серийного издания: художественные тексты публикуются в альманахе частями. Художественные тексты альманаха объединены по тематическим направлениям, например, один номер издания посвящен поиску смысла жизни. Под рубрикой «Киһи биирдэ олорор» (Обургу оҕолор тус санаалара) / Жизнь одна (размышления подростков)» объединены эссе старшеклассников. Молодые люди делятся своими размышлениями относительно цели жизни, принципов, которыми они руководствуются или хотели бы руководствоваться. Разнообразные точки зрения, мнения дают возможность посмотреть на общую картину самосознания ребят.

Философический характер альманаха не пугает читателей, напротив, отмечается многими как преимущество издания. Ученики с удовольствием откликаются на наиболее яркие публикации, пишут письма, собственные публицистические произведения. Полемический характер привлекает гораздо большее внимание молодежи, чем оперативное информирование. По мнению многих школьников [11] читать газету с целью получения информации нецелесообразно, поскольку доступный мобильный интернет удовлетворяет информационную потребность в полной мере, а возможность выразить собственную точку зрения на актуальные вопросы, обменяться мнениями со сверстниками дают редкие печатные издания.

В «Кыымчаане» наблюдается и редкое для школьных самиздатов жанровое разнообразие: стихотворения, сказки, рассказы, публицистика. Остановимся на публицистике. Тема, которая рассматривается в одном из номеров альманаха – здоровый образ жизни. Ребята делятся не только своим мнением, но и аргументируют свои тезисы цитатами из научных статей ученых, врачей, публицистических выступлений писателей, что придает текстам убедительность, законченность мысли, ведь тексты должны решить проблемы, которые стоят перед обществом, указывая пути решения данных вопросов.

Отрадно, что издание хорошо иллюстрировано, публикуются оригинальные фотографии авторов, что делает честь любому изданию. Данный факт представляется весьма важным, поскольку большая часть школьных газет иллюстрируется с нарушением авторских прав. Разумеется, данная статья Закона о СМИ касается только зарегистрированных изданий, но воспитательный аспект нельзя не учитывать. Все материалы авторы должны стремиться проиллюстрировать оригинальными фотографиями, рисунками, схемами.

Наш особый интерес вызвала и газета «Мы вместе» [7], одной из постоянных рубрик которой являются «Нескучные новости», где публикуются наиболее яркие и красочные события школьной жизни. Материалы рубрики «Школа вчера, сегодня, завтра» написаны в жанре анонса, объявлений, заметок и несут информацию о событиях, которые уже прошли или пройдут в ближайшее время. Также в газете находят отражение мнения специалистов, например, советы учителя физкультуры по подбору индивидуального комплекса упражнений для желающих заниматься фитнесом, рекомендации по здоровому питанию, советы врача по профилактике острых респираторных заболеваний. Интересными представляются материалы по рукоделию, содержащие советы мастеров, например, «Халадаай ырбаахыны тигэргэ сүбэлэр / Как сшить национальное якутское платье халадаай». Материал сопровождается пошаговыми фотоиллюстрациями, следуя которым можно самостоятельно смастерить костюм к национальному празднику Ысыах.

Популярна среди школьниц рубрика «Пальчики оближешь», в которой учителя делятся самыми удачными рецептами не только национальной кухни, но и адаптированными вариантами экзотических блюд. К сожалению, грамматические и стилистические недочеты снижают ценность материалов. Тем не менее некоторые из них представляют интерес для профессиональных ведущих кулинарных телевизионных программ.

Необходимо отметить, что редакция газеты «Мы вместе» соблюдает периодичность и место расположения постоянных рубрик, что, несомненно, удобно для читателей. Рекреационная функция газеты осуществляется в развлекательном блоке, где публикуются анекдоты, юмористические рассказы, ребусы, кроссворды.

Приведенный пример, к сожалению, является едва ли не единичным с точки зрения соблюдения периодичности. Большинством школьных изданий регулярность выхода изданий не соблюдается. Периодичность, как формальный признак, в последние годы игнорируется молодым поколением журналистов (под руководством учителей кружков). Все выпуски выходят в свет минимум один раз в месяц, за исключением альманаха, который издается в течение одного учебного года всего три раза.

Стоит признать, что системный анализ выхода изданий никем не проводится, но мониторинг за 2013 год показал, что многие самиздаты нарушают периодику изданий. Возможно, это показатель переходного периода – смены формата от традиционного к новым массмедиа. На наш взгляд, регулярность выхода свидетельствует об организационной состоятельности редакции, уважении к аудитории.

Объем анализируемых изданий оставляет желать лучшего: в основном от 4 до 8 полос формата А4, редко от 8 полос и более. Цветность – очень важный критерий с точки зрения молодежной аудитории, поэтому все школьные редакции стараются издавать полноцветные газеты, которые тиражируются в условиях самиздата на офисных принтерах администрации школы. Отсутствие относительно качественного полиграфического исполнения говорит о не налаженной деловой связи, партнерских отношений с редакциями муниципальных изданий. Большинство районок вполне могут осилить печать малотиражных газет малого объема и формата на профессиональном оборудовании без особых затрат. Разумеется, школьные газеты приобретут монохромный характер, но могут выйти большим тиражом по сравнению с цветным самиздатом.

Большинство публикаций в школьном самиздате носят информационный, констатирующий характер, поскольку повествуют о уже прошедших событиях. Практически отсутствуют анонсы, хотя ориентирующая функция новостей была бы кстати. Отмечается сильное влияние администрации учреждения во главе с руководителем кружка юных журналистов на характер и стиль материалов. Роль главного редактора и других сотрудников в лице обучающихся номинальная, если не сказать формальная. Безусловно, жизнь школы вертится вокруг традиционных мероприятий, которые требуют пристального внимания, но принцип «человеку интересен человек» никто не отменял. В большинстве своем школьные газеты «безлики»: практически отсутствуют лица, персоналии. Большая часть фотографий групповые, сюжетные. Отметим также практически полное отсутствие аналитических жанров, которые могли бы готовить учителя или специалисты в определенной области.

Одним из самых грубых нарушений в подготовке материалов на якутском языке считаем набор текста «русским» шрифтом, а не специализированным «sakha times». Тексты, набранные с использованием буквенных и цифровых литер (для передачи отсутствующих в русском алфавите букв), не подлежат идентификации и представляются весьма опасными с грамматической точки зрения.

Также вызывает нарекание и техническое оформление изданий: полное отсутствие данных о редакционной коллегии, адресе, телефонах редакции, тиража, периодичности, даты выхода, номера выпуска свидетельствуют о непрофессионализме редактора.

Небольшое количество анализируемых изданий объясняется тем, что во многих учебных заведениях до сих пор школьные газеты выходят в формате стенгазеты. Вывешиваются они часто на стенде школьного самоуправления. Но по сравнению с выпусками советского периода нынешние стенные газеты утратили остроту и критичность в отображении окружающей действительности. Формальный, незаинтересованный подход как со стороны школьников, так и со стороны учителей вызывает сомнение в целесообразности издания подобных газет.

Опыт организации регионального конкурса школьных СМИ Якутии «Живые мысли», который проходит в течение четырех лет под патронатом кафедры журналистики филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова и редакции новостей вуза в партнерстве с Министерством образования РС (Я), доказывает тот факт, что школьные самиздаты испытывают острый кризис в формировании «повестки дня». При проведении контент-анализа организаторы конкурса отмечают низкий уровень актуальности публикаций в школьной периодике. Наиболее явными пробелами в работе редакций можно назвать тематическую и жанровую однообразность. Причины кроются в комплексе проблем: отсутствие профессионально подготовленных специалистов, курирующих школьные издания, нехватка финансирования, слабая мотивация школьников сотрудничать с редакцией («кадровый голод»), отсутствие поддержки со стороны административного ресурса, низкий уровень заинтересованности аудитории в самиздате.

Относительно руководителей школьных периодических изданий отметим, что, как правило, эта нагрузка ложится на плечи педагогов гуманитарного цикла, учителей русского и якутского языка и литературы. Министерству образования РС (Я) можно порекомендовать включить в обязательный перечень курсов повышения квалификации учителей и курсы по издательской деятельности многотиражных газет. Данные курсы могут быть специально разработаны сотрудниками кафедры журналистики филологического факультета СВФУ.

Формирование актуальной «повестки дня» укрепило бы многие позиции школьных самиздатов, начиная с повышением престижа самой периодики, кружка, где занимаются учащиеся, заканчивая распространением продукта с качественным содержанием. Как замечает Е.П. Прохоров прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его «своим», а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории [12, с. 46].

Таким образом, формирование полноценной «повестки дня», по мнению школьников, невозможно без свободного обмена мнениями. Разумеется, в изданиях для детей и юношества педагогическим коллективом должен проводиться строгий отбор контента, но не в ущерб объективному и адекватному отражению действительности.

Использованная литература и источники:

  • Типология периодической печати / Под ред. Я.Н. Засурского, М., 2005. С. 25.
  • Художественно-публицистический журнал «Лингва». Издается коллективом Вилюйской гимназии Вилюйского района Республики Саха (Якутия).
  • Многотиражное периодическое издание МОУ СНОШ №20 с. Хатыстыыр Алданского района РС (Я).
  • Газета «Вектор». Издается Мохсоголлохской школой Хангаласского улуса РС (Я).
  • Газета «Радуга». Издается инженерно-техническим лицеем г. Нерюнгри Нерюнгринского района РС (Я).
  • Альманах «Кыымчаан». Издается МОУ «Нахаринская СОШ» Мегино-Кангаласского района РС (Я).
  • Газета «Мы вместе», Издается МОУ «Бердигестяхская СОШ» Горного улуса РС (Я).
  • Газета «Содружество». Издается Ынгинской школой Томпонского района РС (Я).
  • Газета «Вестник гимназии». Издается Арктической гимназией п.Тикси Булунского района РС (Я).
  • Газета «Күүкэй school news». Издается Кюкяйской школой имени А.К. Акимова Сунтарского улуса РС (Я).
  • Опрос фокус-группы из числа слушателей Школы медиакоммуникаций «Живые мысли». Проводился в 2013 году студентами отделения журналистики филологического факультета СВФУ.
  • Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. М., 2007. С. 48.

Дополнительная информация