Дзялошинский Иосиф Михайлови

Доктор филологических наук, профессор НИУ ВШЭ, департамент медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна (Москва, Россия).

 
Член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
Член Евразийской Академии телевидения и радио.
Член редакционного совета Российской коммуникативной ассоциации.
Преподаваемые курсы:
  • Введение в коммуникативистику;
  • Риторика;
  • Политическая организация СМИ;
  • Манипулятивные технологии в журналистике;
  • Социология массовых коммуникаций;
  • Психология массовых коммуникаций;
  • Комплексный анализ информации;
  • Экология медиапространства.

 

1 статья

Название статьи  Роль СМИ в формировании образа "Другого"
Авторы Дзялошинский И. М. 
Контакт Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Рубрика Масс-медиа
Год, номер 2012, 1 
Тип статьи Научная
Аннотация В статье раскрывается роль средств массовой информации в формировании толерантных установок в обществе. Автор актуализирует проблему мультикультурности в современном мире и говорит о том, что сегодня есть настоятельная необходимость вернутся к осмыслению сути толерантности и мультикультурализма, а также роли СМИ в формировании способов отношения к «другому».
Ключевые слова Толерантность, толерантное сознание, мультикультурализм, экстремизм, ксенофобия
Полный текст статьи http://mic.org.ru/index.php/component/content/article/13-1-mass-media/26-dzyaloshinsky-1
Список цитируемой литературы

1. Адамс Д. Культура мира как стратегия, практика, видение и теория // Общественные перемены и культура мира // Междунар. ин-т перспектив. пробл. социокульт. и полит. развития; РАН, Ин-т сравнит. политологии. – М., 1998.

2. Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. — М.: ИС РАН, 2005.

3. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия. Вопросы философии. 1992, № 3. – [Электронный ресурс] - http://www.philosophy.ru/library/vopros/16.html.

4. Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? (1998-2004). Аналитический доклад. - М.: АИРО-ХХ, 2005.

5. Диагностика толерантности в СМИ / под ред. В.К. Мальковой. — М.: ИЭА РАН, 2002.

6. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. - М., 1984.

7. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется «повестка дня»? - Екатеринбург, 2001.

8. Леонтьев А.А. Язык пропаганды: социально-психологический аспект. // Язык как средство идеологического воздействия. Сборник обзоров. - М., 1983.

9. Лукман Т. Некоторые проблемы современных плюралистических обществ. // Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива. Научные труды. - М.: МГИМО, 2000.

10. Нассен А. Чужой как ближний. Социологические исследования конструкции идентичности и различия // Социальные и гуманит. науки: РЖ. Серия 11. Социология. – 1996, № 3. С. 104-111.

11. Тишков В.А. Культура толерантности в России и стратегии противодействия экстремизму / Диагностика толерантности в средствах массовой информации. / Под ред. Мальковой В.К. - М.: ИЭА РАН, 2002.

12. Становление духа корпорации: правила честной игры в сообществе журналистов. / Ред. Бакштановский В.И. и др. - М., 1995.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

14. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? - Минск: Издатель В.П. Ильин, 1997.

15. Шестопал Е.Б. Политическая толерантность // Толерантность в общественном сознании России. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1998.

2 статья

Название статьи Восприятие и понимание медиатекстов в системе коммуникативной компетентности личности.
Авторы Дзялошинский И. М. 
Контакт Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Рубрика Коммуникационные процесс
Год, номер 2012, 3
Тип статьи Научная
Аннотация Статья посвящена анализу проблем восприятия и понимания медийных текстов. На основе деятельностного подхода предлагается концепция, согласно которой восприятие и понимание медийных текстов есть частный случай процесса деятельностного и коммуникативного самоопределения человека в различных сферах его жизнедеятельности. Предметное содержание этого процесса заключается в присвоении индивидом через текст различных человеческих способностей. В качестве мотивационной основы информационно-потребительской деятельности выступает интерес, продуцируемый системой потребностей индивида, который и придает (или не придает) потреблению информации личностный смысл.
Ключевые слова Массовая коммуникация, коммуникативная компетентность, восприятие, понимание, информационная потребность, информациогенез.
Полный текст статьи http://mic.org.ru/index.php/3-nomer-2012/131-vospriyatie-i-ponimanie-mediatekstov
Список цитируемой литературы

1. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973, с. 126.

2. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966, с. 40.

3. См.: напр. П. Линдсей, Д. Норман. Переработка информации человеком. М., 1974.

4. Любимов А. НЛП: структура коммуникаций. http://www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/struktura.html?current_book_page=all

5. См.: работы Дридзе Т.М., Неволина И.Ф., Фомичевой И.Д. и др.

6. Понимание как философско-методологическая проблема. Вопросы философии, 1986, N 7, с. 72.

7. Автономова Н.С. Понимание, разум, метафора. Вопросы философии. 1986, N 7, с. 80.

8. Понимание как философско-методологическая проблема. Вопросы философии, 1986, N 7, с. 72.

9. Брудный А.А. Понимание как компонент психологии чтения. - В кн.: Проблемы социологии и психологии чтения. - М., 1975, с. 162.

10. Понимание как философско-методическая проблема. Вопросы философии. 1986, N 7, с. 72.

11. Понимание как философско-методическая проблема. Вопросы философии. 1986, N 7, с. 70.

12. Щедровицкий Г.П. О строении атрибутного знания. Сообщение 1. - "Доклады АПН РСФСР", 1958, N 1, с. 31.

13. Черняк В.С. О смысле понимания и понимании смысла. Вопросы философии. 1986, N 8, с. 60.

14. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. - В кн.: Эстетика словесного творчества. М.: 1979, с. 361.

15. Миллер Дж.А. Психолингвисты. - В кн.: Теория речевой деятельности. М.: 1986, с. 266.

16. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. - В кн.: Эстетика словесного творчества. М.: 1979, с. 363.

17. Хараш А.У. Уровневая организация сообщения, его понятность и убедительность. - В кн.: Семиотика СМК. М.: 1972, с. 120.

18. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. - М.: 1985, с. 149.

19. Ракитов А.И. Диалектика процесса понимания. Вопросы философии, 1985, N 12, с. 69.

20. Понимание как философско-методологическая проблема. Вопросы философии, 1986, N 7, с. 71.

21. Баркер Р., Эскарпи Р. Жажда чтения. - М., 1979, с. 139-140.

 

3 статья

Название статьи Медиа и социальная активность молодёжи
Авторы Дзялошинский И. М. 
Контакт Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Рубрика Масс-медиа
Год, номер 2012, 3
Тип статьи Научная
Аннотация  
Ключевые слова  
Полный текст статьи http://mic.org.ru/index.php/new/134-media-i-sotsialnaya-aktivnost-molodezhi
Список цитируемой литературы  

4 статья

Название статьи О новом подходе к проблемам коммуникации
Авторы Дзялошинский И. М. 
Контакт Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Рубрика Коммуникационные процессы
Год, номер 2012, 4
Тип статьи Научная
Аннотация  
Ключевые слова  
Полный текст статьи http://mic.org.ru/index.php/new/147-o-novom-podkhode-k-problemam-kommunikatsii
Список цитируемой литературы

1. Биккулов А.С. Введение в коммуникативистику. – [Электронный документ]. - http://itah.phil.spbu.ru/edu/edu_prog/commun. (Проверено 10.01.2011.)

2. Василик М.А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации. - В кн.: Актуальные проблемы теории коммуникации: Сб. научных трудов. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 4-11.

3. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский словарь концепций и терминов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 416 с.

4. Калмыков А.А. Структура виртуального события // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике: Сб. трудов / Под ред. Н.А. Носова. – М., 1995. – C. 79-105.

5. Кирдина С. Институциональные матрицы и развитие России. – [Электронный документ]. - http: kirdina.ru/doc/31oct06/1.ppt. (Проверено 10.01.2011.)

6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. - М.: Рипол Классик. - 320 с.

7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Начала, 1997. – 180 с.

8. Остин Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. Сборник / Общ. ред. Б.Ю. Городецкого. - М.: Прогресс, 1986. - С. 22–129.

9. Поланьи К. Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени. - СПб.: Алетейя, 2002. – 315 с.

10. Сёрль Дж. Что такое речевой акт? // Философия языка. – М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 56-74.

11. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М.: Вагриус, 1998. – 222 с.

12. Словарь прикладной интернетики. - [Электронный документ]. - http://www.nbuv.gov.ua/libdoc/01nsaopi.htm. (Проверено 10.01.2011.)

13. Стросон П.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах // Философия языка. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – С. 35-55.

14. Сурикова Т.И. Смысловое поле понятия «формат» в массовой коммуникации. – [Электронный документ]. -http://www.mediascope.ru/node/416. (Проверено 10.01.2011.)

15. Тимофеева Л.Н. Отчет о методологическом семинаре «Политическая коммуникативистика: проблемы предметного позиционирования». –[Электронный документ]. - http://www.prenoms.comcp-rapn.rapn.ru/?grup=637&doc=2570. (Проверено 10.01.2011.)

16. Чувакин А.А. Филология и коммуникативистика: вступительное слово председателя программного комитета конференции «Университетская филология – образованию: человек в мире коммуникаций». – Барнаул, 2005.

17. Чумиков А.Н. Политическая коммуникативистика: место в коммуникационном научном спектре, актуальные задачи прикладного применения. – [Электронный документ]. - http://www.vibori.info/apn/. (Проверено 10.01.2011.)

18. Шарков Ф. Генезис науки «коммуникология». – [Электронный документ]. - http://zaharova.viperson.ru/wind.php?ID=572286&soch=1. (Проверено 10.01.2011.)

19. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. – М.: Гнозис, 2004. – 326 с.

20. Яковлев И.П. О коммуникологии как науке о коммуникационных процессах // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 3. С. 212-215.

21. Sparks C., Reading A., Communism, Capitalism and the Mass Media. London , Thousand Oaks , New Delhi . SAGE Publications. 1998.

Дополнительная информация