Специфика создания детской телепередачи на примере проекта «Дети Мегаполиса» на студенческой телекомпании «ЮУрГУ-ТВ»

Федорова Е.В.
Южно-Уральский государственный университет

Скачать статью в .pdf

В настоящее время на отечественном телевидении не так много программ, рассчитанных на детскую аудиторию.  Согласно правилам лицензирования телевидения, установленным Федеральной комиссией по телерадиовещанию, доля детских телепрограмм должна составлять минимум 7–10% от эфирного времени. [1] Но, ни один из центральных российских телеканалов не соответствует этому требованию. На Первом канале детские передачи занимают не более 3% («Ералаш», «Умники и умницы», мультфильмы) эфирного времени, на канале «Россия» около 0,4-0,5% эфирного времени («Спокойной ночи, малыши!»), канал «НТВ» вообще не включает в сетку детские передачи, за исключением «Детского утра на НТВ» по воскресеньям, что составляет не больше 0,4% эфира. Немногим лучше выглядит канал ТВЦ, здесь детские передачи составляют 3,5-4% эфира, «Культура», где художественные и мультипликационные фильмы для детей занимают около 4,5% эфира [2]. На данный момент больше всего программ для детей и подростков существует  в контенте телеканала «СТС»: интеллектуальная игра «Самый умный», развивающая программа  «Галилео»,  игровая программа «Кто умнее пятиклассника?», детская программа «Детские шалости». Важно отметить, что большинство телеканалов транслируют мультфильмы  не в самое удобное для детей время (НТВ – воскресенье, 07:10    Мультфильм "Малыш и Карлсон", "Карлсон вернулся", "Бобик в гостях у Барбоса", ТВЦ – вторник, 08:30    мультфильм "Сказка старого дуба", "Сладкий родник"). 

Очевидно нежелание руководства телеканалов ставить в эфир нерейтинговые, некоммерческие детские телепередачи и мультфильмы. Некоторые телеканалы заполняют эфир мультфильмами и программами, носящими развлекательный характер, (например, на телеканале «СТС» транслируются иностранные мультфильмы), следовательно, они реализуют в первую очередь развлекательную функцию в ущерб просветительской, образовательной и воспитательной.

Следует обратить внимание на психологические особенности детской аудитории.  В возрасте от  7 до 12 лет ребенок начинает трансформировать в своем сознании опыт общения с конкретными объектами, в период с 12 лет начинается стадия формальных операций, когда формируются способности к абстрактному, логическому мышлению. Начиная с этого возраста дети уже могут воспринимать телевизионный контент с вполне зрелой, в когнитивном смысле, точки зрения, свойственной взрослым людям, хотя конечно же их жизненный опыт, интересы и эмоциональное восприятие ещё очень далеки от своих взрослых аналогов. [3]

Также важным аспектом проблемы воздействия электронных СМИ (особенно телевидения и радио) на детей является то, что дети обладают определенной спецификой в качестве зрителей и слушателей. Этот возраст отличается и удивительной всеядностью: «проглатываются» почти все передачи подряд, и эти зрители проводят рекордное время у телевизора. Кроме того, в возрасте около 12 лет происходит осознание своей причастности к обществу, прежде всего, к своему поколению. Следует отметить, что в отличие от большинства взрослых радиослушателей и телезрителей, вкусы и взгляды их ещё не сформированы, у них не развиты критерии оценки. [4, с. 66]

Специфические особенности детской аудитории, объясняют закономерность активного развития детской журналистики как сегмента дополнительного образования. Так как телевизионные программы, созданные на базе образовательных учреждений школьниками, отвечают запросам целевой аудитории. Кроме того, актуальность развития детской телевизионной журналистики обуславливается тем, что в условиях быстрого развития цифровых и информационных технологий становится необходимым владение этими технологиями, как одним из критериев конкурентоспособности на рынке коммуникаций.

Учитывая актуальность данной проблемы, мы пришли к выводу, что необходимо создать телевизионный проект, реализующую основные функции детского телевидения, способствующую социализации школьников, воспитывающую самодостаточную личность. Так в студенческой вещательной телекомпании «ЮУрГУ-ТВ» у студентов факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета в городе Челябинск появилась идея создания уникального и специфического телевизионного проекта «Дети Мегаполиса».  Телерадиокомпания «ЮУрГУ - ТВ» - это первая в России университетская вещательная телерадиокомпания, работающая 24 часа в сети интернет, телерадиоэфире и кабельных сетях, имеющей государственные лицензии на телевизионное вещание и все виды кабельных услуг (IP – телефония, видео «по запросу», скоростной выход в Интернет).

Целевая аудитория данного проекта – школьники 9-14 лет. Основная  цель данного проекта - воспитание образованного,  всесторонне развитого школьника. Кроме того, в рамках данного проекта детское телевидение рассматривается как сфера социальной практики детей и подростков, в процессе которой они приобретают социальный, нравственный, культурный и мировоззренческий опыт (в процессе создания и выпуска программы принимают участие школьники возрастом от 9 до 14 лет) [5]. Следовательно, мы можем выделить ещё одну цель данного проекта – обучение детей телевизионным технологиям с целью развития творческого потенциала через приобщение к телевизионному творчеству.

Исходя из целей данного проекта, мы можем выделить следующие задачи:

  • воспитание личности ребенка как гражданина общества;
  • формирование творческой саморазвивающейся личности;
  • воспитание нравственных, моральных качеств школьников;
  • расширение общего кругозора школьников;
  • развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей личности;
  • формирование активной позиции школьника, способного принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения.

 

Концепция нашей программы предусматривает реализацию этих задач.

Разрабатывая концепцию данного проекта, мы обращали внимание на несколько аспектов. Во-первых, на психологические особенности детской аудитории от 9 до 14 лет. Во-вторых,  на степень реализации культурно-просветительской, образовательной и воспитательной функций в данном проекте.

Важным этапом нашей работы было определение принципов создания детских телепередач. Опираясь на исследования профессора латвийского университета Айварса Ласмани,  мы выявили следующие специфические принципы создания детских телепередач [6]:

  1. Экологичность. Под этим термином мы понимаем художественное исполнение и техническое мастерство изготовляемого телевизионного продукта, его соответствие стандартам качества взрослого телевидения и критериям психологической безопасности.
  2. Социокультурная и психологическая адаптивность телевизионной продукции, её соответствие возрастным особенностям зрителей.
  3. Соответствие детских телепередач культурным традициям государства. Детское телевидение должно способствовать освоению ребёнком системы ценностей, присущей российскому образу жизни. Такой подход к организации детского телевидения гармонично сочетается с общечеловеческими ценностями и помогает подрастающему поколению интегрироваться в Европейское сообщество на основе толерантности, культуры межнационального общения, сотрудничества и диалога культур.
  4. Развитие субъективности ребёнка в социальном мире. Мы понимаем это как изучение внутреннего субъективного мира личности. Телевидение, способствующее развитию личности, должно быть сфокусировано на достижении взаимосвязанных целей - саморазвития ребёнка как личности и его успешной социализации. 
  5. Креативность детских телепередач. Это принцип следует понимать как  развитие эстетического чувства, внутреннего внимания и творческого воображения, способности к раскрытию смысла и символическому прочтению художественного образа. Поэтому желательны знакомства со сказочными и литературными образами, осмысление религиозных и эпических сюжетов, развитие культуры и образности речи.
  6. Целостность детских телепередач. Это объединение традиций семейного воспитания, содержания школьного образования, педагогических усилий и политики государства  в отношении детского телевещания.

Опираясь на данные принципы, мы разработали концепцию проекта «Дети Мегаполиса».

Зритель ощущает сопричастность к происходящему на экране, так как проецирует происходящее на экране на себя (и фактически любой желающий школьник может стать героем сюжета или журналистом). У многих зрителей, и у взрослых, и у детей, возникает эмоциональная взаимосвязь с телевизионными персонажами.   Зачастую юный зритель имеет те же мнения и суждения, что и персонаж на экране, и проходит с ним через одни и те же испытания. В этом случае телевизионный персонаж служит способом подтверждения самооценки ребенка, его верований, установок и мировоззрения. Персонаж также является ролевой моделью поведения, которую можно (или нельзя) поменять в ситуациях, напрямую связанных с его или её жизнью. [4, с. 87-89]  Поэтому ключевой особенностью проекта является то, что ведущими программы являются школьники. Ведущий и зритель находятся «на равных», что делает общение со зрителем более доверительным.

Таким образом, детская телевизионная журналистика, как сфера социальной практики школьников, этой особенностью повышает уровень профессиональной и нравственной ответственности школьников. В свою очередь, в силу таких психологических механизмов как имитация и идентификация, детская журналистика как социальный институт,  увеличивает уровень доверия зрителя к журналисту.

Тематика и жанр программы уникальны. Учитывая основные функций детской телевизионной журналистики и принципы создания детских телепередач,  к каждому новому выпуску программы коллективно формулируется уникальная тема. На общем практическом занятии все школьники высказывают свои идеи. Ребята поднимают актуальные проблемные темы: отношения между полами, отношения с родителями, современные субкультурные течения. В зависимости от тематики программы, выбирается наиболее подходящий жанр.

Так, первый выпуск программы «Дети Мегаполиса» – многокомпонентная познавательно-развлекательная телепередача. Структура первого выпуск состоит из нескольких тематических разделов: новостной блок, анонсирование культурных событий города, специальный репортаж («меняем амплуа»), компьютерная рубрика, познавательная рубрика, социальная реклама. Кроме того, к каждому структурному элементу программы, ведущие записывали подводки, разделяя между собой тематические блоки и вместе с тем объединяя программу в единое целое.

Второй выпуск передачи – игровой фильм, приуроченный к новогоднему эфиру. В этом выпуске дети мегаполиса сотрудничали со студентами. Основой передачи стал игровой сценарий,  в котором каждый школьник играл свою роль. Также во втором выпуске в качестве эксперимента был снят музыкальный клип на оригинальную композицию. Школьники  совместно со студентами факультета журналистики ЮУрГУ придумали текст песни и записали её в звукозаписывающей студии. Музыкальный клип завершал структуру второго выпуска программы «Дети Мегаполиса».

Третий выпуск программы – тематическое обозрение.  Тематика выпуска – международный женский день. В программу вошли информационные видеосюжеты (проблемный о карманных деньгах и мастер-класс: завтрак для мамы), игровые миниатюры, а также обращения каждого  школьника к своей маме. В этом выпуске программы снова появляются ведущие, предваряющие каждый структурный элемент программы.
Готовится к эфиру четвертый выпуск программы «Дети мегаполиса». Это эксперимент, в ходе которого школьники будут адаптироваться к условиям деревенской жизни (задача школьников - научатся доить коров, колоть дрова, разжигать очаг, готовить в деревенской печи). Связующим звеном со зрителем будет один из школьников. В этом эксперименте он будет выполнять роль репортера.

Таким образом, жанровое разнообразие определяется тематикой каждого конкретного выпуска.  В целом можно сделать вывод, что проект «Дети мегаполиса» выходит в формате инфотеймент. По аналогии с советскими передачами мы рассказываем зрителю об актуальных проблемах и темах в развлекательной форме, применяя формулу детского телевещания 1970х-1980х годов: обучая, развлекай!

Синтетическая природа телевидения требует от школьников определенных навыков, опыта. Только владея устной и письменной речью, принципами монтажа, навыками написания сценарного плана, сценария; зная основы коммуникативистики и психологии общения, школьник может полноценно участвовать на всех этапах производства телевизионного проекта. Поэтому работа над программой «Дети Мегаполиса» предполагает участие школьника во всех стадиях телевизионной технологии: написание сценарной заявки, сценарного плана, литературного сценария, видеосъемка, расшифровка, раскадровка, озвучивание, монтаж.

Работа над проектом – коллективное творчество, в ходе которого школьники получают не только профессиональные,  но нравственные уроки. В программе занятий не только практические занятия. Мы проводим игровые уроки, в ходе которых дети раскрепощаются, становятся более открытыми друг к другу, развивают навыки, необходимые для работы в сфере коммуникаций.

Несмотря на то, что детям сложно воспринимать узкопрофессиональную информацию, для более объемного и реалистичного представления о профессии мы знакомим ребят с теорией телевизионной журналистики. Лекции адаптируются, используются наглядные примеры для каждого теоретического блока. Таким образом, школьники свободно оперируют профессиональной терминологией (синхрон, стэнд-ап и т.д.), осознают сопричастность к профессии и чувствуют  профессиональную ответственность.
Таким образом, специфика создания детской телепередачи состоит в том, что к школьникам в процессе их познавательно-созидательной деятельности предъявляют требования взрослого профессионального коллектива. Это способствует социализации детей, адаптирует их к системе средств массовой коммуникации, а также воспитывает социальную и профессиональную ответственность, формирует позитивные эмоции, развивает творческую познавательную мотивацию.

Примечания

  1. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1, ред. от 25.12.2008
  2. Журавлева Е., Назарова Т. Беспокойной ночи, малыши! Российские телеканалы могут лишиться лицензий за отсутствие детских программ. // «Новые известия» (www.newizv.ru) от 29.06.2005.
  3. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. – М.: Поколение, 2007. – с.177.
  4. Сорочкин Б. Дети и культура  [монография]. – М:.URSS, 2007.- с. 357.
  5. Желонкина, Н. Е. Конкурс-проект «Новое содержание образования» Программа «Основы тележурналистики», Красноярский край.
  6. Ласманис, А. Телевидение в воспитании детей: анализ исследований. – Витебск, 2005. - С.88-96.

 

Дополнительная информация