Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

Ранний взгляд на природу новостей

Г.П.Бакулев,
Всероссийский государственный университет
кинематографии им. С.А.Герасимова (ВГИК)

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация

В статье рассматриваются подходы в исследовании «новостетворчества» конца прошлого века. Анализируются альтернативные варианты производства новостей, в которых основные компоненты группируются в разной последовательности. Отмечается, что в дальнейшем ученых стали интересовать не только концептуализация  природы новостей и тех сил, которые влияют на их производство, но и форма их бытования. Также обсуждается значение формы новостей в обеспечении объективности их освещения.

Ключевые слова: массмедиа, телевидение, новости, производство новостей, журналистика, исследования

EARLY VIEWS ON NATURE OF NEWS

G.P.Bakulev
All-Russian State University of
Cinematography after S.A.Gerasimov (VGIK)

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Summery

Some approaches to “news-creation” research of the late XXth  century are discussed. The idea of two alternative variants of news production, in which main components are joined in different order, is analyzed. It is noted that later researchers got more interested not only in conceptualizing of news nature but also in their form. Also the role of news form in coverage objectivity is studied.

Key words: mass media, television, news, news production, journalism, research.

Cкачать статью в .pdf

Хотя вопрос «что такое новости?» сами журналисты считают явно метафизическим и трудным для ответа, если только не прибегать к интуиции, «чутью» и внутреннему убеждению, определенный положительный результат дают попытки ответить на него путем анализа медиа. «Отцами-основателями» социологии новостей были профессиональные журналисты, которые использовали свой опыт при поиске ответа на вопрос о природе новостей. Липпман сосредоточился на процессе сбора новостей, под которым он подразумевал поиски «объективного четкого сигнала, означающего событие», следовательно, «новости – это не зеркало общества, а информация о каком-нибудь его аспекте, который выдвинулся на передний план». Таким образом, аудитории предлагается что-то заметное (и достойное внимания) в форме стандартного информационного сообщения.

Несмотря на успехи в изучении и теории массмедиа, остается разрыв между двумя различными концепциями процесса «новостетворчества», в котором определенную роль играют обсуждаемые идеи, и, по-видимому, журналистский «здравый смысл», вытекающий из содержания, и анализ деятельности медиаорганизации разделяет пропасть. Маккуэйл описывает два варианта производства новостей, в которых четыре одинаковых элемента – событие, критерии оценки и отбора новостей, интерес публики и сообщение – взаимосвязаны в разной последовательности  [2. 209]. Согласно «взгляду со стороны медиа», последовательность такова:

события    –     критерии новостей   –   сообщение  –   интерес к  новостям.

В начале этой цепочки те непредсказуемые события, которые «попирают» и нарушают привычный  ход жизни и на которые реагируют новостные медиа, используя определенные критерии оценки их относительной важности для своей аудитории. Журналисты готовят объективные сообщения, а аудитория проявляет к ним интерес или, напротив, оставляет без внимания,  вынуждая медиаорганизации вносить коррективы в методы отбора.

Альтернативная модель выглядит следующим образом:

интерес к новостям   –   критерии новостей  –   события  –  сообщение.

Здесь отправной точкой являются эмпирические представления о том, что вызывает интерес аудитории, что входит составной частью в весьма устойчивый и прочный набор новостных критериев, включая требования, организационные и жанровые. События считаются достойными стать новостью, если только они соответствуют этим критериям отбора. Информационные сообщения готовят, руководствуясь критериями требованиями и стандартными методами, выработанными самой медиаорганизацией, а не «реальностями мира» событий, или подлинными желаниями и запросами аудитории. Ни одна из этих моделей не может обеспечить адекватное отражение мира, утверждает Маккуэйл.

В последнее время ученых интересует не только концептуализация  природы новостей и тех сил, которые влияют на их производство, но и форма их бытования. Утверждение, что новости являются определенным культурным жанром (как роман, игровой фильм или опера), отчасти базируется на выводах о постоянстве, предсказуемости и универсальности новостной формы. Хотя в центре внимания исследователей находятся телевизионные новости, между ними и новостями в газетах много общего. В этом нет ничего удивительного, учитывая происхождение теленовостей, но кажущиеся незначительными различия, появляющиеся благодаря совершенствованию видеоряда, весьма примечательны. Общие для прессы, радио и телевидения элементы формы распадаются на несколько групп: одни имеют отношение к повторяемости,  другие связаны с нейтральностью и фактологичностью содержания.

Необходимо помнить, что формирование информационного блока идет на двух уровнях – отдельных новостных сюжетов и целых информационных «пакетов» (газетная полоса или выпуск новостей по радио или ТВ). Хотя в этом отношении все массмедиа сопоставимы, однако поскольку газетная страница имеет пространственную структуру, а теленовости – временную, методы их верстки различаются.

Большинство исследователей с удивлением отмечают высокую степень постоянства структуры информационного носителя (газеты или выпуска новостей), которое лишь частично можно объяснить требованиями производственного процесса. Для газеты и выпусков новостей ТВ характерна регулярность не только выхода в свет, но и стабильность объема и продолжительности, а также баланс видов содержания, если делить новости на «тематические категории» – «зарубежные», «политические», «спортивные», «экономические», «общечеловеческого интереса». В теленовостях продолжительность сюжетов сильно не меняется, так же как количество сюжетов в выпуске, и даже существует взаимосвязь между типом содержания и средней продолжительностью сообщения, причем некоторые из этих свойств регулярности общие для разных стран. Удивительно, как эту кажущуюся непредсказуемой совокупность событий изо дня в день удается вставлять в почти одинаковые временные и пространственные рамки. Разумеется, для кризисов или экстраординарных событий делаются исключения, но новостная форма зиждется на понятиях нормальности и стандартности, и, возможно, понятие нормальности укрепляется благодаря регулярности.

Второй важный аспект новостной формы касается показателей последовательности и методов структурирования целого.  Анализ содержания новостей показывает два основных способа индикации относительной значимости сообщаемых событий. Один из них – относительное главенство сообщений на газетной площади или в выпуске новостей.

Сообщения, показываемые первыми, воспринимаются как особо «важные», равно как и сообщения, которым уделяется больше времени. Их назвали «зрительскими максимами». Общеизвестно, что газетные полосы, газеты и выпуски новостей верстаются  с учетом их общего вида или возможного эффекта, а не являются случайным набором материалов, даже при соблюдении  принципа распределения сюжетов по их значимости. Однако, превратить ежедневные наблюдения в систематизированную теорию или обобщенное утверждение не просто. Теленовости обычно компонуются так, чтобы сразу же заинтересовать зрителей. Одни события освещается более подробно, другие менее, но наиболее важная информация придерживается до конца выпуска (спортивные результаты и прогноз погоды), чтобы проститься со зрителем на мажорной ноте. Вместе с тем, высказывается предположение, что в общем балансе сообщений кроется нечто большее, чем просто механизм удержания внимания зрителей, и Группа по изучению медиа при университете Глазго считает, что это  – базовая «первичная система», или мировоззрение, которое по сути идеологично.

Форма новостей в значительной мере зависит от стремления обеспечить объективность в смысле фактологичности или соответствия действительности. В новостях используется «линейный» язык, описывающий события в одном измерении с добавлением поясняющей информации, иллюстраций, цитат, мнений. «Язык новостей, по-видимому, принимает такую форму, которая позволяет провести совсем несложную проверку на истинность или ложность. Он создает впечатление чистой констатации (предположения, истинность или ложность которого легко проверяется), а не поставленного спектакля» . Мало кто сомневается по поводу важности природы факта в жанре новостей. Смит пишет: «Новости по своей сути исключают всякий плюрализм мнений» . Если аудитория не верит в их достоверность, значит, они ничем не отличаются от развлечения или пропаганды. Считается, что «сбалансированное представление» в культуре новостей прочно связано с их достоверностью.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация