Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

О современной концепции медиаинформационной грамотности и медиаобразования

 
И.В. Жилавская,
Московский государственный гуманитарный
университет им. М.А. Шолохова

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Аннотация
В статье раскрываются проблемы взаимосвязи основных понятий системы медиаграмотности информационной грамотности, выработки логически выстроенной концепции медиаобразования, соответствующей реалиям информационного общества. 

Ключевые слова: медиа, информация, грамотность, ноосферное медиаобразование, информальное образование, медиаинформационная грамотность, МИ-грамотность, медиаинформационный потенциал личности, медиаинформационная культура, медиаинформационное мировоззрение.

THE MODERN CONCEPT OF MEDIA- INFORMATIONAL LITERACY AND MEDIAEDUCATION

Zhilavskaya Irina V.
M A Sholokhov Moscow State
Humanitarian University

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Annotation

In the article the author exposes the problem of interconnection of the basic concepts of media literacy and informational literacy. Author also elaborates logically constructed concept of mediaeducation, appropriate to the realities of the information society.

Keywords: media, information, literacy, mediaeducation noosphere, informal education, media-informational literacy, MI-literacy, media-informational potential of personality, media-informational culture, media-informational outlook.

Cкачать статью в .pdf

В июне 2012 года в России состоялась Международная конференция  «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания». Она была  организована Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Комиссией Российской Федерации по дела ЮНЕСКО, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества при участии ИФЛА, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Секретариата ЮНЕСКО.

Этот форум объединил представителей 42 стран мира – экспертов в области политики построения обществ знания, ведущих исследователей и преподавателей, работающих в сфере журналистики, библиотечного дела, педагогики, руководителей и специалистов органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, библиотечного дела, печатных и электронных СМИ, и других специалистов, занимающихся вопросами медиа и информационной грамотности.

В течение двух дней на конференции шла речь о «медиа- и информационной грамотности (МИГ) как совокупности установок, знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку определять, когда и какая информация требуется, где и как ее можно получить; как следует ее  критически оценивать, систематизировать и использовать в соответствии с этическими нормами.»  Авторы программных документов конференции подчеркивают, что это понятие «выходит за рамки коммуникационных и информационных технологий и включает навыки критического мышления, осмысления, и интерпретации информации в различных профессиональных и образовательных областях.» 

Отмечая большое значение состоявшейся конференции для продвижения идеи медиаинформационной грамотности (МИ-грамотности), хотелось бы все же остановиться на некоторых понятиях, не получивших в ходе дискуссии однозначного толкования, но без понимания которых, сложно представить себе цельную, внутренне непротиворечивую концепцию новой грамотности XXI века. 

Если мы говорим о концепции, то понимаем, что это система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов. Кроме того, это система путей решения выбранной задачи. Сегодня говорить о какой-либо концепции медиаинформационной грамотности пока рано, поскольку нет единства в определении ключевых дефиниций – «медиа», «информация», «грамотность»; нет принимаемой всеми основополагающей цели формирования медиаинформационной грамотности; в связи с этим, очень сложно выделить специфические характеристики, индикаторы измерения и технологии достижения высокого уровня нетрадиционной грамотности. Без теоретико-методологической  согласованности на первоначальном этапе формирования концепции возникает ситуация, когда в ходе поиска ответов на непростые вопросы, формулировки рекомендаций и предложений, эксперты говорят о разных явлениях.
Но главное, большинством ученых и специалистов не улавливается  сам концепт медиаинформационности, как некая идея, открытый образ будущей концепции, позволяющий почувствовать глубину облака смыслов и значений. Эта ситуация напоминает поиски бозона Питера Хиггса, неуловимого элемента, способного осуществить переход от абстрактного бестелесного мира мельчайших частиц к миру предметному, материальному.

Отдавая отчет в многосложности поставленной задачи, предпримем попытку представить свое видение некоторых подходов, принципов и трактовки понятий в системе медиаинформационной грамотности и медиаобразования, которые, как нам кажется, имеют внутреннюю логику.  

Вначале обозначим, что понятийный, методологический, критериальный и инструментальный аппарат МИ-грамотности и медиаобразования мы рассматриваем с точки зрения ноосферного этико-экологического подхода (В.И. Вернадский, Н.К. Моисеев, Л.С. Гордина, Б.Е.Большаков,  М.Ю. Лимонад и др.). Он предполагает построение концепции на  принципах гармонии в мире и с миром, генетического единства мира (Б.А. Астафьев), субъект-субъектного взгляда на образование и формирование у развивающейся личности ноосферного мышления. 
Идея медиаинформационной грамотности логично вплетается в концепцию ноосферного образования (Н.В. Маслова),  которое является конвергенцией естественнонаучных, гуманитарных концепций и практик образования конца XX в. В ноосферном образовании соединены все лучшие наработки человечества в науке, педагогике, психологии, философии, культуре, истории развития мысли. Такой уровень интеграции В.И. Вернадский назвал сферой разума − ноосферой.

Для ноосферного образования характерны системность и целостность во взгляде на природу, мир, человека. Целостность мышления является основанием для развития высокой нравственности, самосознания и самораскрытия потенциала личности, направленного на выполнение своего предназначения на Земле. Это педагогическая система строится на знании законов мира, общества, психики человека, а также законов образования, которые обосновывают релаксационно-активный режим в учебе, вовлечение жизненного опыта учащегося в процесс обучения и познания мира. 

Идеология и научно-методологическая основа ноосферного образования может быть взята за основу современной концепции медиаобразования. Ноосферное медиаобразование – это педагогическая система XXI века, одной из основных характеристик которой является нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия действительности.
С нашей точки зрения в основе новой концепции медиаобразования должна быть заложена идея субъектности мира, его разнообразия и   изменчивости, глобальной сбалансированности и взаимозависимости всех участников информационного обмена. Она должна строиться на активизации внутренних ресурсов личности ученика, как человека медийного, органично погруженного в медиасреду.

Новым и существенным для разработки концепции медиаинформационной грамотности и медиаобразования представляется понимание того, что медиаобразование в значительной степени должно быть информальным.  В  Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации  до 2020 года в проблематике социализации личности, ее воспитания и образования рассматриваются три образовательные стратегии – формальная, неформальная и информальная, которые строятся соответственно на трех видах образования:


-    формальное (начальное, среднее, средне-специальное, высшее, дополнительное),
-    неформальное (развитие системы курсов повышения квалификации);
-    информальное (разнообразное, экономическое и внеэкономическое стимулирование стремления каждого человека к саморазвитию и самообразованию).


Пока еще малоизученное, информальное образование (от лат. informalis – неформальный) – это ненаправленное  освоение социально-культурного опыта вне жестких рамок организованного педагогического процесса. Реализуемое в семье, неформальном общении, различного рода группах и объединениях, в частности, в просветительских обществах, библиотеках, музеях, благодаря различным видам медиа, оно происходит в процессе любого коммуникативного действия. Информальное образование пластично, оно определяется потребностями учащегося и реализуется в любом месте и в любое время. В этом контексте информальное медиаобразование проявляется во внутренней мотивации человека к восприятию мира, в самоорганизации и самоопределении.  «Я – источник информации и одновременно потребитель ее. Я формирую себя и самостоятельно определяю траекторию своего развития».

Далее перейдем к нашему пониманию  основных элементов системы медиаинформационной грамотности. Начнем с понятия «медиа», которое сегодня широко используется в русском языке. Слово «медиа» – это сокращенный вариант английского «communication media» – средства коммуникации. Свою родословную «медиа» ведут от слова латинского «medium», с которым в средневековье были связаны  такие понятия как жрец, колдун, шаман.  В различных европейских языках «medium» означает: средство, посредник, человек, легко поддающийся внушению, и в широком смысле – среда. В нашей трактовке медиапространства понятие «медиа» включает в себя широчайший спектр средств коммуникации, которые служат передаче разного рода контента от источника информации к его получателю. Это и произведения искусства в форме книги, картины, кинофильма, и реклама во всех ее проявлениях, и теле- или радиопрограмма, это – публичное выступление, официальный документ, почтовая открытка, зашифрованное послание, SMS-сообщение, либо сложный конвергентный мультимедийный текст сетевого СМИ. Словом, медиа – это любые каналы доставки контента.

Медиа особым образом организуют процесс восприятия информации. Создавая коммуникативные связи, самим фактом своего существования они удаляют из коммуникации пространство и время и насквозь пронизывают все сферы нашей жизни. Более того, мы понимаем, что сам человек в определенном смысле становится медиа, пропуская через себя потоки информации, преобразуя их и становясь источником новой информации.

Однако, подавляющее большинство специалистов в области медиаинформационной грамотности и медиапедагогов, употребляя слово «медиа», имеют в виду средства массовой информации – масс-медиа, что далеко не исчерпывается широким понятием «медиа». В русском языке «медиа» традиционно переводится как «СМИ» – «средства массовой информации», что сразу же уводит исследователей и практиков в ограниченную область журналистской практики.  В этом случае из поля зрения выпадают книга как вид медиа, письмо, речь, музыка, живопись, скульптура и т.д. Кроме того, существуют директ-медиа, предполагающие, в отличие от масс-медиа, прямые коммуникации с потребителем. К директ-медиа относятся такие средства доставки сообщения как почта, телефон, телеграф, факс и другие.

Медиатексты, созданные в этих и других видах медиа, оказываются вне сферы медиаинформационной грамотности, которая сосредотачивается, главным образом, на телевидении, Интернете, печатных СМИ и в отдельных случаях – рекламе и кино. Это теоретическая рассогласованность неправомерно ограничивает сферу распространения медиаинформационной грамотности и медиаобразования, не позволяет выстроить целостную концепцию, основанную на идее Всеобщих Медиа, и усложняет интеграционные процессы в этой области. 

В связи с этим следует отметить еще один аспект трудностей перевода и особенностей национальной коммуникационной культуры. Словосочетание  «средства массовой информации» или в советское время в России – «средства массовой информации и пропаганды» – является изобретением российских ученых, которые, также как и журналисты, в XX веке обслуживали правящий партийный режим. При этом они всецело находились в неизменной российской парадигме вертикали власти. В то время как на Западе для обозначения прессы, телевидения, радио всегда использовалось обобщенное понятие  «средства массовой коммуникации», которое отражает диалоговую природу демократического общества и его публичной сферы. Эта принципиально вещательная, однонаправленная позиция средств массовой информации в сочетании с узким пониманием сферы медиа уводят исследователей и практиков медиаобразования в область дидактики и защиты от «негативного влияния СМИ».

При разработке концепции МИГ требует уточнения и понятие «информация». Слово «информация» происходит от латинского «informare», что означает «придавать форму». Таким образом, с этимологической точки зрения, информация – это акт придания структуры некоторой неопределенной массе.  

Д.П. Барлоу в работе «Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети» пишет: «Информация есть Глагол, а не Существительное. Высвобожденная из своих вместилищ, информация с очевидностью не есть вещь. В действительности, она есть нечто, что случается в сфере взаимодействия между умами или объектами или другими частями информации…  Информация есть действие, которое занимает время, а не состояние бытия, которое занимает физическое пространство, как в случае материальных предметов. Это подача, а не мяч, танец, а не танцор… Информацию переживают, а не владеют ею. Даже когда она заключена в какую-то статическую форму вроде книги или жесткого диска, информация все-таки остается чем-то, что случается с вами в то время, как вы мысленно разархивируете ее из того кода, в котором она хранится». 

В рамках же традиционной парадигмы информационной грамотности для того, чтобы «привить человеку информационную культуру, необходимо создать вокруг него определенную информационную среду, для освоения которой требуются специальные знания, умения, навыки» , а сама информация представляется чем-то, что лежит на определенной полке, размещено на странице какого-то сайта, заключено в телевизионной программе и ждет-не дождется, когда к этому нечто будет обеспечен доступ. Однако владение информацией еще не знание и тем более, не мотиватор активной жизнедеятельности.

Современное понимание информации соответствует идее всепроникающей медийности, опосредованности, коммуникационности. Информация может существовать только в движении, она течет и, как вода, проникает во все поры общественного организма. Ее нельзя перекрыть, с ней невозможно бороться дамбами, в условиях застоя она теряет качества информации и не представляет той ценности, на которую можно было бы рассчитывать. Совершенно очевидно, что закрытые материалы архива только тогда станут информацией, когда будут открыты, иначе информация не существует. С этой точки зрения те компетенции, которые сформировались в условиях доминирования линейной информационной культуры, сегодня во многом не отвечают вызовам гипертехнологичного общества. 

Для формирования концепции МИ-грамотности фундаментальным представляется принцип  целостности коммуникативного акта, в котором медиа как средства коммуникации неразрывно связаны с информацией. В постиндустриальном обществе в момент перехода цивилизации от бумажных носителей информации к эпохе электричества, в результате беспрецедентного скачка в производстве информации и появления новых каналов ее доставки, сформировались два направления теоретического и практического осмысления коммуникации, в основу которых были заложены базовые сущности коммуникации – медиа и информация.

У каждого из направлений в процессе дивергенции  появились свои апологеты, специалисты, ученые. На определенном этапе стали складываться собственные определения, инструменты и механизмы, теории и модели. В сфере медиа возникли понятия «медиаграмотность», «медиакультура», «медиаобразование» и проч. В сфере информации – «информационная грамотность», «информационная культура», «информационное образование» и проч. Вокруг лидеров обоих  направлений образовались научные школы, защищены сотни диссертаций, написаны книги, разработаны и применяются образовательные программы.
Однако сегодня становится понятно, что дальнейшее концептуальное обособление понятий, функций, компетенций каждого из направлений представляется бесперспективным и уводит научную дискуссию в сторону от сущностных проблем современности.

Медиа как каналы, по которым транслируются сообщения, и информация, поступающая по этим каналам, – это две стороны одного процесса коммуникации. Информация не может существовать без медиа как носителя, также как медиа без информации не имеют смысла. По мнению Норберта Винера, «информация» – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему.  В нашей трактовке под «содержанием» мы понимаем непосредственно информацию, а под «приспособлением» – медиа. 

В настоящее время мы переживаем конвергентный этап в развитии коммуникационной культуры. Он выражается в слиянии различных видов медиа, форматов и жанров, способов доставки информации, профессиональных компетенций. Поэтому ставшее сегодня крайне актуальным слияние двух видов грамотности – медиа и информационной – отражает объективный процесс эволюции  научных знаний и глобальных технологий. 

В качестве иллюстрации этой закономерности достаточно вспомнить исторический процесс создания и трансформации книги как одного из ключевых видов медиа. В XV веке на этапе возникновения технологии ее изготовления в поисках оптимального решения Йохан Гутенберг и другие изобретатели свели воедино технологии изготовления бумаги, ксилографической печати, сложных химических и механических процессов, искусства граверов и резчиков по камню, элементы монетного производства и даже виноделия.
В результате возникла книга, как особый вид средства коммуникации индустриального общества, как символ печатной культуры. Однако новый виток развития цивилизации неизбежно привел к дивергенции, расщеплению  понятия «книга» на подвиды: электронные книга, аудиокнига, видеокнига. Сегодня появились понятия «тактильная книга», «цифровая книга». Скоро мы будем иметь эфирную книгу, литеры которой смогут возникать и рассыпаться там, где захочется читателю.

Изучая историю развития живых систем как устойчивую закономерность чередования процессов дивергенции и конвергенции, мы можем экстраполировать ее и на информационные системы и спрогнозировать, что в результате переосмысления концепта медиаинформационности в скором времени возникнет новый процесс расхождения мыслеформ, следствием которого станет формирование принципиально новых компетенций медиаинформационной грамотности.

При этом мы понимаем, что МИ-грамотность это лишь минимальный порог духовного становления личности. Тем не менее, она играет чрезвычайно важную роль в процессах выработки стратегии и тактики экономического и социального развития общества. Причем такого рода грамотность следует рассматривать не только с позиций уровня образованности людей, но и в более широком контексте, охватывающем такие сферы жизни, как гражданское общество, политика и технологии, профессиональное самоопределение, уровень благосостояния и многие другие. Такой широкий диапазон контекстов требует переосмысления роли и места медиаинформационной грамотности в системе социальных институтов, а также структуре интеллектуального ресурса личности.

Поднимаясь в своем ноосферном развитии, личность и общество от медиаинформационной грамотности переходят на уровень медиаинформационной культуры, как способа сохранения и преумножения ценностей общества, его культурного опыта и культурных норм, и, наконец, достигают высшего уровня – медиаинформационного мировоззрения, которое, по нашему мнению, базируется на нескольких идеях, носящих глобальный цивилизационный характер. Это:


    идея свободы,
    идея разнообразия,
    идея изменчивости,
    идея полилога,
    идея партнерства,
    идея взаимодействия,
    идея взаимообусловленности,
    идея признания индивидуальности,
    идея развития,
    идея критической солидарности и самокритики.

Эти ноосферные ценности обеспечат человечеству не только выживание, но и всеобщее благоденствие и процветание. В этом контексте становится понятным, что медиаинформационная грамотность как новая грамотность XXI века – это не метафора, не красивый оборот речи, а насущная необходимость, обусловленная глобальными процессами развития цивилизации.

В процессе медиаобразования изначально заложенный в человеке интеллектуальный ресурс актуализируется в результате прохождения личностью уровней медиаинформационной грамотности, медиаинформационной культуры и достигает уровня медиаинформационного мировоззрения.
Темпы медиаинформационного развития личности и общества не всегда совпадают, вследствие чего испытывают дисгармонию и личность, и общество. Индивид, далеко опережающий социум в своем постижении глобальных информационных процессов, обречен на непонимание и одиночество, так же как общество не способно в полной мере реализовать свои возможности, если значительная часть граждан не успевают за развитием информационно-коммуникационных технологий. Наиболее гармоничным следует считать взаимообогащающий рост медиаинформационного потенциала личности и общества.

Под медиаинформационным потенциалом личности мы понимаем тот интеллектуальный коммуникационный ресурс, который позволяет индивиду максимально и эффективно самореализоваться в информационном обществе. Задача специалистов в области медиаобразования – не вложить в человека информацию о чем бы то ни было, а «извлечь» ее из него. Как в семени цветка скрыта вся информация о его форме, цвете и аромате, и лишь негативные внешние условия могут ее исказить, так и в человеке закодирована вся информация о его коммуникационных возможностях, но социальная среда способна по-своему трансформировать каналы доставки этой информации и тем самым повлиять на формирование личности.

В завершении,  опираясь на наши собственные разработки и учитывая современные подходы к концепции медиаинформационной грамотности и медиаобразования, сформулируем определения интересующих нас понятий.

Таким образом, медиаинформационная грамотность – это система базовых компетенций человека, позволяющая ему эффективно выстраивать коммуникационные отношения в обществе на всех уровнях медиаактивности. Медиаинформационная грамотность возникает в результате медиаобразования. Соответственно, медиаобразование – это совокупность разнообразных образовательных действий, способствующих раскрытию личности в информационном обществе, ее саморазвитию и самоорганизации, которые проявляются в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей.

Литература


1.    Дж. П. Барлоу. Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети / Русский журнал, 07.04.1999.
2.    Вернадский В.И., Научная мысль как планетное явление. Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, «Наука», 1991.
3.    В.И. Вернадский. Несколько слов о ноосфере. В сб. Антология философской мысли. Русский Космизм. М.: Педагогика-Пресс. 1993.
4.    Н. Винер. Кибернетика и общество. - М.: Наука, 1991.
5.    Жилавская И.В. Информальная медиасреда как фактор развития медиаобразования. Сборник  Всероссийской научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты» Казань, КазГУ, 2009.
6.    Информационная культура личности: библиографический указатель / сост. Н. В. Денисова; НБ КемГУКИ.- Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006.
7.    Ключарев Г.А. Самообразование и радикальная педагогика: возможен ли компромисс? Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
8.    Маслова Н.В. Ноосферное образование – стратегический ресурс общества. // Ноосферное образование – стратегия здоровья. Сборник материалов XXVIII Международной научно-практической обучающей конференции / Под ред. Н.В. Масловой. – Севастополь: Изд-ль Кручинин Л.Ю., 2010.
9.    Программные документы Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знаний», июнь, 2012. http://www.ifapcom.ru/news/1334/?returnto=0&n=1
10.    Bokova, Irina (2010). A New Humanism for the 21st Century. UNESCO. P. 2.
11.    J.M. Perez Tornero, Tapio Varis (2010) Media Literacy and New Humanism. UNESCO Institute for Information Technologies in Education.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация