Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Британская традиция медиаобразования молодежи


Галина Викторовна Михалева
Таганрогский государственный педагогический институт
Кафедра социокультурного развития личности
Аспирант

Cкачать статью в .pdf

Медиаобразование детей и молодёжи в Великобритании начинается в школе. В частности, действующий национальный образовательный стандарт по родному языку в Великобритании для школьников в возрасте 11-16 лет содержит в разделе обучения чтению требования по изучению медиатекстов (‘Media and Moving Image Texts’). При этом в нём указывается, что школьников нужно обучать пониманию того, как:


1)    значение передаётся в текстах, которые включают печатный материал, изображения и звуки;
2)    выбор формы, структура и презентация участвуют в создании определённого эффекта (например, шрифт, заголовок, иллюстрации в печатном тексте, последовательность кадров, синхронизация кадров, фонограмма в аудиовизуальном тексте);
3)    характер и цель медийной продукции влияет на содержание и значение (например, подборка сюжетного материала для первой полосы газеты или выпуска новостей);
4)    зрители, слушатели и читатели выбирают и воспринимают медиа. Тестовый материал для изучения медиакультуры включает: документальную литературу; печатные и электронные информационные и справочные тексты; медиатексты (например, газеты, журналы, рекламные сообщения, телевизионные сообщения, кино, видео) [Lemmen, 2004, p. 92].
   

Большинство школьников (около 600 000) ежегодно сдают экзамен по родному языку в возрасте 16 лет на получение общего свидетельства о среднем  образовании (GCSE – General Certificate of Secondary Education).  Около 27 000 школьников в возрасте 14 лет ежегодно изучают элективный курс по медиаобразованию (Media Studies Course) в тех школах, где он предлагается для дальнейшей сдачи экзамена (GCSE, Media Studies) в возрасте 16 лет. Этот курс включает критический анализ различных медиатекстов и медиапрактику (создание медиапроектов).
   

Британская педагогическая стратегия в области медиаобразования заключается в том, что педагоги стремятся обучать и развивать, прежде всего, личность учащегося с помощью и на материале медиа, развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, их критическое мышление, умения интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучать их разным формам самовыражения при помощи медиа. Говоря о специфике обучения школьников критическому анализу, наблюдается очевидная тенденция перехода от абстрактного анализа идеологических аспектов медиатекстов на занятиях, традиционно доминирующего в британском медиаобразовании прошлых лет, к более продуктивному критическому анализу и самоанализу вкусов, предпочтений и интересов самих учащихся в сфере медиа.
   

Согласно британской традиции медиаобразования, медиаграмотный / медиакомпетентный человек должен уметь:
1)    эффективно использовать медиатехнологии для доступа к получению данных, для хранения, восстановления / извлечения и обмена медиаконтентом, чтобы удовлетворить индивидуальные или общественные потребности и интересы;
2)    получить доступ к данным, делать оптимальный выбор из большого числа видов медиа,  отбирать необходимое содержание из различных источников, относящихся к разным культурам и институтам;
3)    понимать каким образом, и с какой целью создается медиаконтент;
4)    критически анализировать приёмы, язык и условные коды, используемые в медиа, а также передаваемые ими сообщения;
5)    творчески использовать медиа для выражения и сообщения собственных идей, сведений и мнений;
6)    распознавать и избегать / критически оценивать данные или услуги медиа, которые могут носить агрессивный или опасный характер;
7)    эффективно использовать медиа как инструмент для осуществления своих  демократических прав и гражданских обязанностей [Bazalgette, 2006, p. 14].
   

Около 36% британских учащихся в возрасте 16-18 лет (т.е. 432 000 школьников) ежегодно выбирают 2-5 предметов для сдачи выпускных экзаменов на продвинутом уровне  на получение свидетельства о среднем образовании (Advanced Level GCE), которые необходимы для поступления в вузы. К примеру, только в 2002 году около 24 000 (чуть более 5%) таких учащихся выбрали для сдачи курсы по кино- или медиаобразованию (Film Studies / Media Studies) [Lemmen, 2004, p. 92]. Среди экзаменационных курсов по медиакультуре, которые могут выбрать учащиеся средней школы, – это Film Studies, Media Studies и медиаобразование на продвинутом уровне – Film / Media Studies Advanced, а также Moving Image Arts, Art and Design и др.   
   

Эти экзамены принимают несколько государственных аттестационных агентств (Awarding Boards, в прошлом – Exam Boards), которые зависят от национального образовательного стандарта. В их числе: «Assessment and Qualifications Alliance» (AQA), «Oxford Cambridge and Royal Society of Arts Examinations» (OCR) в Англии; «Welsh Joint Education Committee» (WJEC) в Уэльсе; «Scottish Qualifications Authority» (SQA) в Шотландии.
   

Если сравнить спецификацию выпускных экзаменов по медиаобразованию на продвинутом уровне в возрасте 16-18 лет, то можно обнаружить некоторые общие черты.

Таблица 1. Спецификация выпускных экзаменов по медиаобразованию на продвинутом уровне в возрасте 16-18 лет.

AQA
Англия    OCR
Англия    WJEC
Уэльс    SQA
Шотландия

AS (17 лет)
1)    Чтение медиа (30%, экзамен);
2)    тематика современных медиатекстов (30%, экзамен);
3)    создание медиапроекта (40%, портфолио).



A2 (18 лет)

1)    Тексты и контексты в медиа  (30%, экзамен);
2)    самостоятельное исследование (40%, портфолио);
3)    сравнительный критический анализ (30%, экзамен).    AS (17 лет)
1)    Создание медиапроекта (базовый уровень) (40%, портфолио);
2)    текстуальный анализ  (30%, экзамен);
3)    исследование: медийные аудитории и институты (30%, экзамен).


A2 (18 лет)

1)    Создание медиапроекта (продвинутый уровень) (40%, портфолио);
2)    критический анализ медиатекстов (30%, экзамен);
3)    вопросы и проблемы медиапроизводства (30%, экзамен).
    AS (17 лет)
1)    Современные виды медиа (30%, экзамен);
2)    медийные репрезентации и их восприятие аудиториями (30%, экзамен);
3)    создание медиатекстов  (40%, портфолио).

A2 (18 лет)

1)    Исследование современных медиатекстов (40%, портфолио);
2)    развитие медийной индустрии (30%, экзамен);
3)    текст и контекст (30%, экзамен).    Intermediate 2 (16-17 лет)
1)    Текстовый анализ: категории и языки медиа (30%, экзамен);
2)    нарратив, репрезентации, аудитории и институты медиа (30%, экзамен);
3)    медиапрактика: создание медиатекстов  (40%, портфолио).
   
Хотя эти аттестационные комиссии предлагают идентичную структуру оценивания, включающую 3 обязательных компонента: (1) введение в медиаобразование (изучение «ключевых понятий» медиа), (2) текстуальный анализ / медиакритику и (3) медиапрактику (создание творческого медиаконтента), очевидно, что программы, предложенные AQA, WJEC и SQA, уделяют больше внимания текстуальному анализу, а  программа OCR – медиапрактике и созданию собственных медиапроектов.
Кроме того, практически каждая программа предусматривает наличие исследовательской работы учащихся, связанной с медиакультурой и использованием инфокоммуникационных технологий  [www.mediaedwales.org.uk].
   

Как и в Англии, медиаобразование в Северной Ирландии интегрировано в курсы родного языка и в иные традиционные дисциплины в качестве одного из «ключевых элементов» образовательного госстандарта (Media Awareness). Формальное образование в Северной Ирландии также включает минимум по медиаобразованию (около 1/5 школ предлагают выпускникам сдать экзамен по медиаобразованию (Media Studies, GCSE) [Buckingham, 2004, p. 41] в возрасте 16 лет. В целом, педагоги основывают свои занятия на изучении ключевых понятий медиаобразования (по английской методике). Хотя практическая работа фактически составляет небольшую часть уроков по медиакультуре, в 2003 году был разработан новый практический курс, предполагающий изучение кино и мультипликации – «Moving Image Arts» для старшеклассников (GCSE, GCE AS/A2) [http://www.rewardinglearning.org.uk].
   

В 2004 году вышел в свет новый документ – «Расширяя границы грамотности: аргументы в пользу медиаобразования в Северной Ирландии» (‘A Wider Literacy: the Case for Moving Image Media Education in Northern Ireland’, 2004), в котором говориться, что «в XXI веке такие медиа, как кино, телевидение и видео – это, несомненно, доминирующие источники информации для многих людей, а также очень важный растущий сектор экономики». Отсюда медиаграмотность становится ключевым элементом школьных учебных программ, которые воспитывают и развивают молодёжь, способную внести свой личный вклад в развитие современного общества [A Wider Literacy: the Case for Moving Image Media Education in Northern Ireland, 2004, p. 7].
   

В связи с этим, расширяются границы обучения медиаграмотности: «школьникам необходимо предоставить возможность для развития их понимания принципов работы медиа, расширять их знания о национальном наследии в сфере медийного производства, а также помочь им приобрести навыки и умения, необходимые для медиатворчества в области цифровых технологий, включая Интернет и мультимедиа» [A Wider Literacy: the Case for Moving Image Media Education in Northern Ireland, 2004, p. 8]. При этом грамотность в сфере цифровых технологий следует понимать как беспрецедентную возможность для развития творческого потенциала и критических способностей детей и молодёжи.
   

Довольно активно развивается медиаобразование в Шотландии. Шотландские медиапедагоги на протяжении последних десятилетий разрабатывали свои подходы к медиаобразованию. Для этих целей были созданы Шотландский совет по кинематографии (Scottish Film Council – SFC) и Шотландская ассоциация медиаобразования (AMES), которая выпускает ежеквартальный журнал по медиаобразованию (The Scottish Media Education Journal). Шотландское национальное агентство по делам кино и ТВ – «Scottish Screen», также содействует развитию медиаобразования в Шотландии.
   

Хотя система школьного образования в Шотландии имеет собственную специфику, медиаобразование, как и в Англии, интегрировано в программы обязательных учебных дисциплин школ (преимущественно, в предметы словесности, обществоведение и предметы художественного цикла). Около 2% выпускников школ ежегодно выбирают курс по медиа (National Qualification (NQ) in Media Studies) для сдачи экзамена, который был введён с 1998 года. Этот курс предполагает изучение как печатных текстов, так и электронных медиатекстов, но предпочтение отдаётся изучению движущегося изображения с акцентом на медиапрактику (создание собственного медиапроекта).
   

В последнее время в сфере школьного образования в Великобритании наблюдается растущий интерес к медиаобразованию, что подтверждается, например, появлением так называемых специализированных школ (media arts schools) средней ступени с медиаобразовательным уклоном, в Англии уже существует 40 средних школ с углублённым изучением медиа и искусства [Bazalgette, 2007].
   

Особое место в современной системе британского медиаобразования отводится так называемому неформальному медиаобразованию (‘informal / non-formal learning’) – разным формам медиапрактики, выходящим за пределы школы, например, в местных образовательных центрах, в Интернете, в рамках общественных проектов и т.д. Оно призвано потенциально способствовать воспитанию будущих профессионалов в области медиа.

 
1)    Работа с молодёжью – этот подход рассматривает медиа как социальный инструмент, позволяющий молодым людям стать активными гражданами; часто используется молодёжными организациями. К примеру, в 2006 году британский Центр по борьбе с эксплуатацией детей и защите в Интернете (Child Exploitation and Online Protection Centre – CEOP) впервые провёл образовательный проект «ThinkuKnow» для школьников в возрасте 11-16 лет, познакомивший детей и их родителей  с правилами безопасной работы в Интернете [Ofcom Media Literacy Bulletin, 2007, pp. 9-10].
2)    Общественная работа – этот подход делает акцент на обеспечении более широкого доступа к средствам массовой коммуникации как инструмента, позволяющего выразить общественные интересы по определённым общественно-политическим вопросам; часто используется общественными группами / сообществами.
3)    Детское и молодёжное медиатворчество – этот подход стремится предоставить детям и молодёжи больше возможностей для самовыражения при помощи медиа, чтобы «голос молодёжи» был услышан (например, деятельность британской организации «Дети и радио»).
4)    Коллективная видеосъёмка – этот подход предполагает использование видео как средства повышения мотивации детей и молодёжи, для оптимизации групповой работы.
5)    Создание фильма или телепередачи – этот подход делает акцент на традиционном развитии профессиональных навыков в области медийного производства, которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности, например, экспериментальные проекты Би-Би-Си для школьников, в процессе которых дети учатся создавать новости (для ТВ, радио или Интернета).
6)    Кинолаборатории, мастер-классы по созданию кинофильма.. Цель этого подхода – предоставить возможность экспериментально познакомиться со спецификой медийного производства, обычно в рамках отдельных мастер-классов, проводимых, как правило, на кинофестивалях. Примером данного подхода могут служить мастер-классы по созданию телепрограмм, которые проводятся для школьников в британском Национальном музее медиа (The National Media Museum - NMeM).
По мнению А.В. Федорова и А.А. Новиковой, «современное развитие британского медиаобразования показывает, что, несмотря на различие подходов, в Соединенном Королевстве существует ясное понимание того, что медиаграмотность в XXI веке столь же необходима для человека, как и традиционная грамотность» [Федоров, Новикова, 2008, с. 39].  
   

Более того, современное развитие цифровых технологий позволило вывести на более высокий новый уровень качество медиаобразовательной практики в школе. Речь идет об использовании цифровых технологий для видеоредактирования кинофрагментов, об использовании специального программного обеспечения для создания компьютерной анимации (мультипликации). При этом у британских педагогов существует согласованная позиция в понимании сущности медиапрактики (practical production) в школе: «медиапрактика осуществляется в опоре на личный опыт детей в сфере медиа, она призвана развивать более критическое понимание медиатекстов, кроме того, она должна предоставлять детям возможности для изучения того, как можно использовать медиатехнологии» [Buckingham, 2004, p. 45].
   

Согласно официальной статистике, около 33% выпускников британских школ в возрасте 18 лет (т.е. около 400 000) поступают в вузы, при этом число курсов по изучению медиа и медиакультуры на получение ученой степени варьируется в пределах 8 000 – 30 000 в зависимости от определения понятия «медиа» в этих вузах. Существенное отличие предлагаемых курсов по  изучению медиа заключается в том, что некоторые из них – курсы теоретической (академической) подготовки, а некоторые – практические курсы профессиональной подготовки медийных специалистов [www.bfi.org.uk/education/courses].
  

По данным британской национальной службы приёма абитуриентов в университеты и колледжи (University and College Admissions Service – UCAS), которая основана на единой системе подачи заявок абитуриентов в британские университеты, в настоящее время 115 британских вузов предлагают студентам курсы на степень бакалавра, так или иначе связанные с изучением медиа [http://www.ucas.ac.uk]. В рамках дополнительного образования по данным Британского киноинститута (2009) в Великобритании насчитывается 7560 курсов по медиа и мультимедиа для желающих повысить свою профессиональную квалификацию [www.bfi.org.uk/ education/courses/mediacourses/].
   

Популярность курсов по медиа и медиакультуре объясняется тем, что по статистическим данным британской ассоциации, оказывающей консультативную поддержку выпускникам вузов по вопросам дальнейшей профессиональной деятельности – The Association of Graduate Careers Advisory Services (AGCAS), медиакомпетентные выпускники вузов, имеют больше возможностей для успешного трудоустройства в будущем, чем их сверстники просто со степенью в области социальных и гуманитарных наук: около 3/4 выпускников от общей массы (2/3), которые устраиваются на работу в течение полугода после окончания вуза, как правило, владеют медиаграмотностью. Работодатели предпочитают нанимать медиаграмотных сотрудников, поскольку они считают их лучше подготовленными, способными легко адаптироваться к меняющимся условиям и использовать полученный опыт в различных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.     
   

В британской системе высшего образования можно выделить 3 группы учебных курсов, связанных с изучением медиа:
1)    курсы, которые читаются на социологических факультетах с акцентом на изучении теории медиа и медиакритики и не включают медиапрактику;
2)    курсы, которые читаются на факультетах искусства и дизайна с акцентом на творческую и художественную составляющую;
3)    курсы, которые читаются на профессионально-технических факультетах, где готовят медийных профессионалов  (инженеров звукозаписи, журналистов, разработчиков web-сайтов, специалистов по рекламе и пр.).
   

Кроме того, в настоящее время во многих британских вузах наблюдается устойчивая тенденция включать в программу обучения смешанные или «комбинированные» курсы на получение степени бакалавра или магистра. К примеру, в британском университете в г. Чичестере, графство Суссекс (University College  Chichester), из 38 курсов на степень бакалавра есть только один автономный курс, посвящённый изучению медиа (‘Media Studies’).
   

Программа данного курса состоит из 4 тематических разделов: (1) медиа и медийные аудитории; (2) медиа и стиль жизни (влияние медийных презентаций на образ жизни людей); (3) организация индустрии медиа; (4) медиатексты и сюжеты в кино и ТВ. В качестве дополнительных (необязательных) тем предлагается изучение британской киноиндустрии, журналистики, телевидения, рекламного дела, поп-музыки и др.
   

Остальные курсы на степень бакалавра по медиа носят смешенный характер: ‘Fine Art and Media Studies’, ‘History and Media Studies’, ‘Media Production and Media Studies’, ‘Media Studies and Music’, ‘Dance and Media Studies’, ‘Eng & Creative Writing and Media Studies’, ‘English and Media Studies’ и др.
   

Среди многих вузов, предлагающих курсы по медиа, одним из самых престижных   медиаобразовательных центров в Великобритании является Вестминстерский университет в Лондоне (Westminster University). Факультет Медиа, искусства и дизайна (School of Media, Art and Design – MAD) признан ведущей европейской школой по подготовке профессионалов в области медиа. Курс по медиакультуре (Media Studies, BA) на получение степени бакалавра в университете Вестминстера – старейший курс по медиа в Великобритании, в основе которого лежит принцип «обучения через практику» (‘education through practice’). Отсюда цель данного трёхгодичного курса – воспитание «критически мыслящих практиков», которые владеют не только навыкам профессиональной деятельности на должном уровне, но «умением критически осмыслить воздействие результатов своей работы на аудитории, клиентов и общество» [Haig, 2004, p. 146].
   

Курс состоит из нескольких базовых тематических блоков: (1) журналистика (печать, вещание, он-лайн журналистика); (2) телевизионное производство; (3) производство рекламы; (4) связи с общественностью (PR).
   

Теоретический компонент является неотъемлемой частью программы обучения и заключается в развитии у студентов критического понимания индустрии медиа, медийной продукции и аудитории; предполагает  анализ медиатекстов, а также понимание взаимосвязи медиа, общества и техники.
   

Важно отметить, что существенное отличие данного курса по изучению медиа от аналогичных курсов узкопрофессиональной направленности, заключается в том, что данный курс предполагает не только знакомство с медиапроизводством (media production), но и изучение теории медиа (media education). На необходимости медиаобразования медийных профессионалов настаивал ещё Л. Мастерман: «обучающиеся медийные работники должны осознавать более широкий смысл создаваемых ими репрезентаций, а также понимать те сложные способы и приёмы, при помощи которых они [репрезентации] читаются и используются аудиториями. Существует острая необходимость включения медиаобразования в программы по подготовке медийного персонала наравне с обучением собственно медиапроизводству, хотя бы потому, что как профессионалы в конечном итоге они будут работать в учреждениях, которые далеки от этих проблем» [Masterman, 1985, p. 267].

ЛИТЕРАТУРА

1.    Lemmen, R. (2004). Film Education in Europe. Swedish Film Institute (draft version), 96 p.
2.    Bazalgette, C. (2006b). Whatever Next? Media Learning 1972-2008 / BFI Media Studies Conference, July 2006. London, 15 p. (http://www.carybazalgette.net/Media%20Conf%202006.pdf).
3.    A Wider Literacy: the Case for Moving Image Media Education in Northern Ireland (2004). NIFTC/BFI Education Policy Working Group, 52 p. (http://www.northernirelandscreen.co.uk/doc/download/a_wider_literacy.pdf).
4.    Bazalgette, C. (2007). Teacher Training for Media Education in the UK. In: Medienimpulse, № 59, March 2007, pp. 1-3 (http://www.carybazalgette.net/Medienimpulse%20paper.pdf).
5.    Ofcom Media Literacy Bulletin (2007). Issue 10, May 2007. 20 p.
6.    Федоров А.В.,  Новикова А.А. Медиаобразование в Британии, Северной Ирландии, Шотландии в начале XXI века // Медиатека и мир. 2008. № 2. С. 32-39.
7.    Buckingham, D. (2004). The Media Literacy of Children and Young People. London: University of London, 70 p.
8.    Haig, E. (2004). Media Studies Education in the UK, pp. 127-149 (http://www.lang.nagoya-u.ac.jp/proj/genbunronshu/26-2/p127_150.pdf).
9.    Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация