Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Специфика преподавания школьникам дисциплины "Основы журналистики" на курсах высшего профессионального образования

Нина Александровна Тельцова
Томский государственный университет

Cкачать статью в .pdf

Вопрос об эффективности журналистского образования в вузе на протяжении нескольких лет остается спорным. Актуализировал этот спор Владимир Познер, предложив закрыть все факультеты и отделения журналистики в стране и выпустить на «голубые экраны» и страницы газет только тех, кто имеет недюжинный опыт работы в какой-либо сфере. Тем не менее, факультеты и отделения журналистики каждый год продолжают выпускать достаточное количество специалистов. Именно они становятся «свежей кровью» редакционных коллективов СМИ тех регионов, в которых находится выпускающий вуз. Конечно, часть работает не по специальности, а то и вовсе разочаровывается в профессии. Однако абитуриентов, подающих документы на факультет журналистики, эти реалии не настораживают. Например, при наборе на 2009-2010 учебный год в Томском государственном университете проходной балл на факультет журналистики составил 248 – это максимальная цифра по всему университету.

В этой ситуации возникает потребность в особой довузовской подготовке абитуриентов факультета журналистики. Она нужна для того, чтобы свести к минимуму количество «лишних» людей на факультете, чтобы поступление не было мотивировано модой на профессию или увлекательностью процесса обучения. Университетское образования всегда расходится с практической деятельностью, а в большей степени это относится к журналистскому образованию. Принося заявление в приемную комиссию, абитуриент должен иметь четкое представление о том, чем он будет заниматься, получив профессию журналиста. Более того, он должен понимать, что ждет его в процессе обучения в высшей школе – какие аудиторные, лабораторные занятия, творческие мастерские он будет посещать. Приобщить школьника и абитуриента к реалиям высшего образования по выбранной специальности и реалиям будущей профессии – такова основная цель медиаобразовательного курса, концепция которого будет изложена ниже.

Проанализируем характеристики аудитории, на которую ориентирован курс. Это школьники среднего звена и старших классов в возрасте от 14 до 17 лет. Все они, в основном, уже имеют опыт творческой работы в школьных газетах, первичные навыки написания журналистских текстов, общения с ньюсмейкерами, опыт редакционного менеджмента. Первая проблема, которую они отмечают в работе своих редакций, - обучение журналистике по принципу «делай как я». То есть, речь идет об обучении технике и технологии производственной деятельности. Причем учителями выступают, как правило, педагоги русского языка и литературы, а не профессиональные журналисты или медиапедагоги. Дети приходят на медиаобразовательные курсы с целью получить нечто большее – системное знание о профессиональной деятельности.

Так, анкетный опрос учащихся показал, что юные корреспонденты в творческой деятельности испытывают следующие трудности:
- в подготовительной работе – сложности при поиске темы и ньюсмейкера; при составлении вопросника для интервью;
- в работе по созданию текста - сложности при написании заголовка, подзаголовка, лида, начала и концовки материала; выборе композиции, жанра;

Кроме того, интерес учащихся вызывает:
- специфика работы в конкретных жанрах - репортаж, фельетон, рецензия, комментарий к фото;
- психология журналистского мастерства и общения, имидж журналиста;
- медиа-пространство города, специфика редакционного менеджмента в крупных редакциях, «кухня» журналисткой работы.

Часть интересующей их информации учащиеся не могут получить в рамках школьной редакции. Еще один мотив посещать курсы – подготовка к поступлению на факультет журналистики. Главное вступительное испытание – творческий конкурс – обычно вызывает страх своей неизвестностью. В связи с этим, медиапедагогом в данном курсе может выступить студент старшего курса факультета журналистики. У него еще не стерлись впечатления от вступительных экзаменов; у него школьники не побоятся спросить о тонкостях сдачи переводных экзаменов, о том, как найти подход к тому или иному преподавателю. Медиапедагог-студент становится как бы куратором для будущих студентов-журналистов. Это может компенсировать возможный недостаток жизненного опыта и многолетнего опыта работы по профессии. Тем не менее, такой студент-тренер должен иметь опыт практической работы в разных СМИ: газете, радио, телевидении, а главное, ориентироваться в редакционной среде, дать представление о «кухне» работы СМИ. Отмечу, что для такого преподавателя адекватна именно роль тренера. Он - не образец для подражания; учащийся под его руководством идет своим творческим путем. Задача преподавателя - продемонстрировать практическое умение (например, работу с теле- и фотокамерой, компьютерными программами); верно оценить исполнение упражнения и передать знания.

Итак, можно выделить следующие цели курса журналистики для школьников:
- усовершенствовать и систематизировать навыки письма, обучить технологиям создания журналистского произведения;
- дать представление об образовании на факультете журналистики;
- познакомить школьников с системой молодежных и общественно-политических СМИ города и региона;
- развить навыки критического восприятия и грамотного использования информации из СМИ.

Для выполнения этих целей медиапедагог ставит перед собой следующие задачи:
- мотивировать учащихся читать больше профессиональных журналистских текстов и текстов своих сверстников, анализировать приемы письма и распространенные ошибки; самостоятельно писать заголовки, комментарии к фотографиям, лиды, предлагать варианты разных элементов текста и выбирать лучшие;
- пробудить интерес к общественно-политической информации, к событиям, которые происходят в городе;
- нарисовать адекватный образ журналиста и журналистской среды, разбить стереотипы о журналистике.

В процессе обучения на курсах лежат две основные медиаобразовательные концепции:
1. практическая, цель которой - обучить школьников  созданию собственных медиатекстов с помощью специальной техники и технологии (теле- и фотокамеры, диктофона, технологий и приемов письма).
2. аналитическая, направленная на развитие критического мышления.

В курсе важно отразить и творческую, и теоретическую составляющую журналистского образования. Немыслимо обучение журналистике без знакомства с ее историей. Поэтому изучение текстов и творческой манеры ведущих публицистов XIX-XX веков – неотъемлемая часть курса.

В основу методологии курса легли разработки медиапедагогов – участников медиафестивалей, редакторов молодежных СМИ Сибири и преподавателей факультета журналистики ТГУ, а также опыт юнкоровской работы, профессиональной журналистской и научно-исследовательской деятельности автора курса.

Определим основные методические блоки курса. Каждое занятие начинается с обсуждения новостей - учащиеся ведут информационный дневник. На уроке им предлагается сообщить о трех событиях: об одном они должны узнать из СМИ, о другом – услышать от людей (будь то бабушка в маршрутке или учитель), информацию о третьем – «раздобыть» самостоятельно (из афиш, листовок, других информационных материалов). Новость должна отвечать всем критериям этого жанра: наличие аудитории, близость к аудитории, актуальность, степень воздействия на аудиторию, заметность, необычность, наличие конфликта. Такая тренировка научит будущих журналистов использовать все разнообразие источников информации, ориентироваться в информационных потоках, выделять из них главное.

Изложение теоретического материала о жанрах журналистики, правовых основах, психологических особенностях журналистского труда должно сопровождаться иллюстрациями, практическими заданиями. Таким образом, учащийся будет подготовлен к последующему обучению журналистике в вузе.

В структуре занятия обязательно должны присутствовать творческие задания и ролевые игры: ведение постановочного интервью, моделирование ситуаций, придумывание историй. Рассказы об известных журналистах города, о специфике работы и «климате» в редакциях и пресс-службах снимут завесу таинственности с профессии, познакомят с теми, кто «делает» журналистику в городе. В связке с таким материалом полезно провести экскурсии по редакциям, теле- и радиокомпаниям.

Наконец, важнейшая составляющая занятий – разбор материалов, опубликованных в СМИ. В целях развития навыков критического восприятия информации можно сравнить «паркетный» материал и журналистский текст, сравнить образы одного и того же события, предложенные разными СМИ, описать социально-политический  контекст материала. Медиатекст, общественно-политическая ситуация в городе, редакционная политика и журналистская «кухня» должны анализироваться неразрывно друг от друга. Причем, аудиовизуальным и печатным материалам должно быть уделено одинаковое внимание. Учащиеся должны почувствовать возможности воздействия на аудиторию и изображения, и звука, и печатного слова.
Курс не предполагает выставления промежуточных и итоговых оценок. Учащиеся отчитываются не перед педагогом, а друг перед другом, совместно выполняя задания, обсуждая предложенные материалы и готовя учебные проекты. В качестве зачетного задания может быть выбран вариант «ярмарки молодежных СМИ», когда учащийся выбирает издание для анализа и готовит его презентацию. Он комментирует типологические характеристики издания, его целевой аудитории, особенности оформления и содержательной модели, подробно анализирует один-два ключевых материала. Таким образом, у него складывается целостная концепция журналистского труда.

На всем протяжении курса необходимо поддерживать обратную связь с учащимися, учитывать их интересы и потребности, в соответствии с ними составлять план каждого занятия. Самый простой способ интерактивного взаимодействия – в конце урока попросить ученика написать на листе бумаги «плюсы» и «минусы» занятия и пожелания к следующему уроку. Записки могут быть анонимными, это раскрепостит учащихся.

Итак, задача курса журналистики для школьников – не столько научить писать, сколько погрузить его в информационную среду с ее особым языком, особым типом взаимоотношений между людьми. Умение писать к юному корреспонденту придет с опытом, под руководством редактора школьной газеты. Получив знания на курсах, учащиеся должны подходить к своему труду более осознанно, применять в работе методологию журналистского творчества, систему приемов письма.

Результаты курса для учащегося могут быть разными. С одной стороны, он может еще больше утвердиться в выборе профессии. Другой вариант - решительный отказ учащегося заниматься журналистикой и получать высшее образование, но - сформированное критическое мышление и ориентация в информационном пространстве. В любом случае, мы участвуем в «профилактике» кризиса СМИ: воспитываем либо производителя информационного продукта, либо профессионального потребителя информации. Журналистика – в высшей степени благодатное поле для того, чтобы молодой человек ощутил себя творчески растущей личностью. Поэтому медиаобразовательные курсы могут служить одним из видов социализации подростков.

Литература

1. Газета прямо сейчас. Пособие для журналистов. Томск, Томск союз журналистов, 2007. – 28 с. – С. 10.
2. Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 240 с. – С. 69-108.
3. Федоров А.В., Новикова А.А. Ключевые теории медиаобразования // Преподаем журналистику: взгляды и опыт / Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2006. - С.51-84.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация