Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

Медиаактивность молодежи как фактор медиаобразования

И. В. Жилавская, г. Москва,
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Media activity of the youth as a factor of media education

Zhilavskaya Irina V.
M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Cкачать статью в .pdf

Говоря о молодежи как наиболее активной части общества, нельзя не обратиться к такому понятию как активность. Сегодня этот термин используется широко, распространяясь на различные сферы деятельности, отдельную личность или группы людей. Говорят – «физическая активность», «психологическая активность», «социальная активность», «активный человек», «активист», «активные граждане» и т.д.

Словарь русского языка дает общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активность» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». Однако при более внимательном рассмотрении этих терминов становится очевидным, что они не совпадают по смыслу.

Любая деятельность всегда предполагает результат, в то время как активность может проявляться продолжительное время, пока есть ресурсы, и ни к какому результату не привести. Поэтому деятельность отличается от активности большей осмысленностью, продуманностью, системой планирования, которая включает в себя выработку стратегии и тактики действий, анализ содеянного. Активность соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как ее динамическое условие, как свойство ее мобильности.

И.М. Дзялошинский выделяет такие виды «активностей»:

  • ведущая активность (например, трудовая, политическая или гражданская);
  • коммуникационная активность, направляющая энергетику личности на поиск связей и контактов, необходимых для реализации ведущей активности;
  • медиаактивность, управляющая действиями индивида по поиску (или производству) информации в медиасфере [1].

Не отрицая в принципе подобную классификацию, предложим свой вариант, слегка расширенный и переформатированный.
За основу мы взяли основные сферы человеческой жизнедеятельности, в которых личность самореализуется. Исходя из этого, определились три вида ведущих активностей:

  • профессиональная активность;
  • общественная активность;
  • межличностная активность.

И – два вида сервисных активностей, которые обслуживают все предыдущие. Это:

  • медиаактивность (или медиаинформационная активность);
  • коммуникационная активность.

В соответствии с концепцией медиаинформационности, согласно которой медиа и информация одновременно пронизывают все сферы нашей жизни, медиаактивность, так же как и коммуникационная активность, является неотъемлемой частью профессиональной, общественной и межличностной активностей.

Предметом нашего внимания является медиаактивность, в которой современная молодежь проявляет себя весьма успешно. Информационные технологии при этом способствуют ее разнообразию и постоянному совершенствованию. Сегодня можно выделить шесть основных форм медиаактивности:

  • поиск,
  • получение,
  • потребление,
  • передача,
  • производство,
  • распространение информации.

Каждая из форм медиаактивности имеет свой набор умений и навыков, которые в совокупности определяют уровень медиаинформационной грамотности личности. Можно проявлять завидную медиаактивность в потреблении медиа, не владея, скажем, технологиями производства медиапродукта, либо быть весьма активным в поиске информации, но не знать, как распространять ее. Такие ограниченные варианты медиаактивности возможны, однако, человек, владеющий отдельными формами медиаактивности, не может быть охарактеризован как медиаграмотная личность. Таковым может считаться лишь тот, кто свободно  использует все формы – поиск, получение, потребление, передачу, производство и распространение информации.

В медиаактивности субъекта имеется несколько степеней свободы, которые зависят от уровня его медиаинформационной грамотности.

Наиболее медиаграмотные – наиболее свободны, а следовательно, и более других медиаактивны. Они способны не только просматривать информацию в социальных сетях, слушать музыку или скачивать фильмы, но и сами создавать тематические группы для обсуждения интересующей их проблемы, организовывать медиасобытия, оказывать через интернет-коммуникации помощь тем, кто в ней нуждается.

Медиаактивность может проявляться в отношении различных видов медиа: интернет-активность, телевизионная активность, рекламная активность и т.д. Самой низкой по востребованности в среде молодежи в настоящее время является медиаактивность в области прессы. Однако внутри этой активности современные молодые люди проявляют бОльшую активность по отношению к журналам, чем к газетам. Совершенно очевидно, что выросло негазетное поколение, для которого массовые общественно-политические газеты перестали существовать, при том, что журналы среди молодежи пользуются неизменной популярностью.

С точки зрения охвата всех видов медиа, в последнее время проигрывает телевизионная активность, которая в силу вещательного характера телевидения, отсутствия интерактивности, однообразной повестки дня предполагает исключительно потребление контента, что для молодежи является недостаточным. Не случайно сегодня молодые люди «смотрят» телевизор затылком, лицом они обращены к монитору компьютера.

Особо стоит остановиться на интернет-активности, как доминирующей медиаактивности на современном этапе развития технологий.
По данным ВЦИОМ установлено, что 2011 году в России насчитывался примерно 51 миллион работающих компьютеров. Каждый третий житель страны – пользователь сети Интернет. 40% авторов текстов в глобальной сети в возрасте от 14 до 25 лет, а первый свой опыт в освоении Интернета дети получают уже в 3 года. Компания Google обнародовала отчёт «Мобильный Интернет в России» (2011 г.), в котором проанализирован рынок мобильных устройств и их проникновение по регионам России. Сообщается, что в стране насчитывается около 40 млн. пользователей мобильного Интернета и их число продолжает расти. Дети с 12 лет и выше составляют 30-40% пользователей мобильной связи.

Интернет, мобильная связь для юных пользователей из технических средств коммуникации превратились в социальную среду, которая существует в виртуальной форме. Именно здесь молодые люди более всего проявляют медиаактивность, для них она становится универсальным средством самопредъявления и самореализации. Это практически ежечасная проверка личных страниц «ВКонтакте» или других социальных сетях, размещение фотографий и видеоматериалов, обновление статусов и комментариев, реагирование на информацию, выкладываемую другими пользователями. Между делом, просмотр новостей, прослушивание подкастов, ответ на реплику в чате, попутно участие в очередном опросе или тестирование новой игры и т.д. и т.п.

Медиаактивность молодого человека в Интернете может быть высокой, средней и низкой. Для некоторой части молодежи она становится стилем жизни. По мнению респондентов, участвовавших в нашем исследовании по поводу медиаповедения молодежи [2], такое поведение характеризуется следующим образом:

  • стиль жизни, ритуал, согласно которому человеку всегда необходимо быть в курсе событий;
  • образ жизни человека XXI века;
  • общая характеристика для поведения человека общительного, информированного, любящего находиться в центре внимания и событий;
  • оперативный, скоростной, публичный стиль работы;
  • поведение современного человека, медийного, мобильного, развитого, с широким кругозором;
  • стремление к славе, успеху, богатству, влиянию;
  • состояние и способность человека вертеться в мировом круговороте СМИ, принимая нужную для него информацию и отталкивая ту, которая не нужна или просто не интересна;
  • неизбежность в современном обществе.

Однако любая медиаактивность не существует сама по себе. Она всегда связана с ведущими активностями человека – профессиональной, общественной, межличностной. Чем выше та или иная активность, тем выше обеспечивающая их медиаактивность. В этом смысле сетования некоторых экспертов на то, что молодежь слишком много времени проводит в Интернете и  ее медиаактивность не трансформируется в другие виды активности, не вполне правомерны, поскольку, во-первых, в интернет-активности сегодня для подростков, молодежи сошлись все другие виды медиаактивности, и, во-вторых, медиаактивность по сути своей не может трансформироваться, к примеру, в общественную активность, так как выполняет функцию  посредника между личностью и социумом. Без медиаактивности общественная деятельность не актуализируется.

Для политтехнологов, которые работают с большими массами молодежи и пытаются управлять ими, наиболее предпочтительный вариант объекта воздействия – это медиаактивный молодой человек с реактивным типом медиаповедения условно-рефлекторного характера, обладающий некоторым уровнем медиаинформационной грамотности.

Для процесса медиаобразования медиаактивность молодежи имеет чрезвычайно важное значение, так как, во-первых, способствует развитию у молодых людей навыков работы с информацией, и, во-вторых,   стимулирует педагогов и других специалистов, которые работают с молодежью, постоянно повышать свой уровень медиаинформационной грамотности.

В теории медиаобразования важно различать потребительскую медиаактивность и созидательную. На практике следует контролировать первую, и развивать вторую.

Потребительская медиаактивность представляет не меньшую ценность для формирования личности, чем другие виды активности, поскольку со временем медиапотребители будут все больше диктовать свои требования медиаиндустрии и самостоятельно решать, какой канал доставки контента выбрать, когда, в каком объеме и качестве использовать, что противопоставить некачественному контенту. Чем выше будет уровень медиаинформационной культуры такой аудитории, тем более разнообразным, познавательным, ценностноориентированным станет содержание медиа. Уже сегодня молодой человек самостоятельно формирует свой интерфейс, реальностью становятся газеты на заказ (tailored newspapers), развиваются такие виды организации контента как индивидуальные рассылки, подписки и проч.

Созидательная медиаактивность, благодаря внешним и внутренним  усилиям личности, раскрывается в медиадеятельности и медиатворчестве. Этот процесс не происходит сам собой, произвольно. Необходима мотивация, которая побуждает молодого человека от в целом ни к чему не обязывающей потребительской медиаактивности перейти к системной деятельности и творчеству в сфере медиа.

Значимой целью для молодежи является то, что связано с ее потребностями и интересами. Молодые люди действуют с сознательными намерениями и целями, без которых деятельность невозможна [3].

Если речь идет о медиадеятельности, то это, возможно, работа в структуре медиаорганизаций, выполнение некоторых функций по созданию информационного продукта, либо обеспечение медиасопровождения других видов деятельности в политической, экономической, социальной, культурной, научной и других сферах деятельности.

При этом важно понимать, что обозначенные нами ранее формы медиаактивности (поиск, получение, потребление, передача, производство и распространение информации) в медиадеятельности используются целенаправленно для получения желаемого результата. Если для человека поиск информации из простой медиаактивности перерастает в  медиадеятельность, то, следовательно, он владеет всем  процессом работы с информацией и  ведет свою деятельность осмысленно, с расчетом получить конечный продукт. Такими видами медиадеятельности для молодого человека могут быть регулярное  участие в тематических опросах, которые организуются в сети, написание заметок в школьную газету, поиск и обработка информации для молодежного сайта и т.д. Это может быть и самостоятельная работа на свой собственный медиапроект, который реально вписан в социум, имеет цель, конкретную аудиторию и оригинальную форму. В этом случае медиадеятельность трансформируется в медиатворчество, где требуется высокая степень медиаинформационной грамотности, культуры и сознания. В данном случае творчество, креативность, возможность и способность воспринимать этот мир нестандартно позволяют молодому человеку в медиасфере создавать нечто стоящее из ничего.

Ярким примером медиатворчества может служить домашняя киностудия 14-летнего мультипликатора из Чечни Ризвана Магомадова, который снимает мультфильмы по собственному сценарию на телефон. Ризван увлекался искусством с самого раннего детства. В три года он уже режиссировал, в начальной школе приступил к написанию оригинальных сценариев, а в средней придумал, как обустроить свою собственную киностудию. Первыми героями его анимационных экспериментов были готовые мягкие игрушки, а сейчас он создает своих персонажей сам. На создание одного эпизода уходит несколько дней. Все, что требуется для создания мультфильма, – телефон с камерой, подсветка, стол и пластилин, из которого вылеплены герои. Монтирует видео Ризван на своем компьютере. В его коллекции несколько короткометражных фильмов продолжительностью до пяти минут. Среди них история любви и сказка с необычными героями, которую он сочинил сам. Сейчас Ризван много времени проводит на Грозненской киностудии, где ему преподают уроки режиссерского и сценарного мастерства.

Прекрасные образцы медиатворчества демонстрирует Михаил  Самарский, школьник, участвующий в работе портала Прошколу.ru, а также ведущий свой собственный блог [4], где он выкладывает блестящие по исполнению репортажи, интервью на социальные темы. Одно из последних его интервью с Алексеем Комисаровым, руководителем Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, было посвящено таким ценностям как гражданская позиция, успех в жизни, трудовой энтузиазм, которые сегодня вызывают много споров.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что все виды активности молодежи в медиасреде представляют собой важный фактор в развитии личности, который следует использовать в процессе медиаобразования. Спонтанная либо организованная медиаактивность повышает общий уровень медиаинформационной грамотности молодого человека, а также влияет на развитие его медиаинформационной культуры и медиаинформационного сознания. 

Примечания

  1. Дзялошинский И.М. Медиа и социальная активность молодежи // Медиаобразование: от теории — к практике / Сб.  материалов III Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование молодежной аудитории».  Томск, 2009.
  2. Электронный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» http://mic.org.ru/index.php/new/84-mediapovedenie-molodezhnoj-auditorii-v-usloviyakh-divergentsii
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
  4. Блог Михаила Самарского http://mishasamarsky.ru/blog/

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация