Готовится к выходу 20-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 мая 2017 г. Опубликоваться ->>

Медиаобразование: как обеспечить информационную защиту?

Якушина Екатерина ВикторовнаЯкушина Екатерина
К.п.н, старший научный сотрудник
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО
http://mediaeducation.ru/

Cкачать статью в .pdf

Суть медиаобразования – изучение сообщений средств массовой информации. Но необходимо помнить, что масс-медиа не отражают, а репрезентируют действительность. Поэтому и возникает явление «параллельной школы» – учащиеся впитывают ту информацию, которую получают по каналам СМИ, не вникая в ее достоверность, корректность, надежность и т.д. Поэтому одной из задач медиаобразования в школе должно стать обучение извлечению смыслов из символического представления окружающего мира и процессов, протекающих в нем. Это будет возможным в том случае, если учащиеся будут понимать, по каким законам «живет» информация в масс-медиа, как и с какой целью она распространяется.

Достоверность сетевой информации – уникальный прецедент в истории, так как проверить ее часто не представляется возможным. На многих сайтах нет никаких данных об авторах, организациях, занимающихся разработкой и предоставлением информации, в отличие от книг, у которых всегда имеются выходные данные. Информация представляется в различных жанрах, стилях, имеет различную адресную направленность, по разному интерпретируются одни и те же факты. Насколько подростки эту информацию воспримут, будет зависит от того обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, информационными умениями.

Очень много информационных источников в настоящее время  существуют в основном за счет рекламы. Надо отметить опасность рекламной информации в том, что она зачастую может содержать умышленные ошибки. Так как только что-то необычное, сенсационное может привлечь внимание людей, изданиям подобного рода свойственно вольное обращение с фактами. Реклама манипулирует потребителем, формулируя за него его собственную потребность (которую человек изначально мог даже не осознавать) и вариант ее удовлетворения.

В связи с этим необходимо научить школьников правильно реагировать на рекламные сообщения.

К примеру, сотрудники лаборатории медиаобразования ИСМО РАО проводили эксперимент в одной из московских школ. Учащимся был представлен популярный ролик, в котором рекламировалась зубная паста, и был задан ряд вопросов. 100% учеников ответили текстом из рекламы, хотя сведения были явно не научного характера. Информацию по этому вопросу учащиеся разбирали на уроке химии некоторое время назад. После того как ученикам был показан правильный ответ, они очень удивились, что отвечать надо было «как на уроке».

Получается, что рекламная информация более глубоко завладела умами детей, нежели сведения, полученные в школе.

Большое внимание должно уделяться обучению школьников оценивать информацию с точки зрения ее организации и устройства, а такжеформированию умений работы с информацией с помощью различных приемов и заданий, применимых к каждой конкретной группе учащихся.

Сюда входит изучения синтаксического плана функционирования информации, логики ее построения, структуры, обучение умениям отделять аргументацию научную, корректную от некорректной. Дело в том, что формальное образование построено на научных принципах, и у человека, получающего формальное образование, имеется некоторая культура аргументации. В Интернет, как правило, человек часто сталкивается с научно-недостоверной информацией, предназначенной для манипулирования сознанием человека, картина мира искажается. 

Процесс отбора и критического осмысления получаемой информации имеет огромное значение в связи с тем, что  дети могут в процессе поиска  натолкнуться на информацию различного рода. Необходимо объяснить учащимся, что не вся информация может быть объективной, а может быть заведомо ложной, негативной. Нельзя безоговорочно доверять информационным сообщениям, нельзя допускать манипулирования сознанием со стороны СМИ. Роль преподавателя - не только направлять учащихся и оградить от негативного влияния, но и научить необходимым медиаобразовательным умениям, обладая которыми дети смогли бы в дальнейшем осуществлять индивидуальную информационную защиту.

В качестве примера обучения медиаобразовательным умениям в школе приведем включение в процесс урока сообщений из СМИ и рекламной информации.

При подготовке к уроку преподаватель может найти сообщения, в которых находятся заведомо ложные, недостоверные сведения, содержатся ошибки научного характера. К примеру, на уроке биологии и географии можно разбирать сложные экологические ситуации, на уроке истории и обществознания – политические события, новости, на уроке химии – рекламные сообщения, содержащие явные ошибки (реклама зубной пасты, жевательной резинки, сигарет, алкоголя и пр.).

На уроке дети вместе с преподавателями будут проводить анализ данных сообщений, поиск ошибок, некорректной информации, или же информации, подтверждающей рассказ учителя или же информацию из учебной литературы.

Пример работы над рекламным сообщением:

Сигареты «Стиль». Живите в стиле совершенства

(Можно использовать рекламные видеоролики, они дают более широкий материал для обсуждения).
Задания:

  • Что вы знаете о вреде курения?
  • На ваш взгляд, полезна ли такая реклама? К каким последствиям она может привести?
  • С какой целью рекламируется сигареты, какие аргументы приводятся?
  • Можно ли отнести рекламу сигарет к высказыванию: «Есть вещи, ради которых стоит жить!»?
  • А ради чего, на ваш взгляд действительно стоит жить? Напишите короткую заметку рекламного характера.
  • В качестве дополнительной информации используйте поисковые системы, информационные ресурсы http://www.realisti.ru/main/satisf,  http://protivkureniya.ru/vred-kureniya-%E2%80%A6nizm-cheloveka/, статьи, энциклопедии, учебник.

Также можно использовать приемы работы по подбору дополнительного материала к рассматриваемой проблеме, описанные выше.
Для справки:

На сегодняшний день наблюдается пиар нездорового образа жизни – реклама окупается в разы, правда ценой здоровья миллионов. Курение ведет к печальным последствиям, часто необратимым. Курящие и пьющие люди менее трудоспособны, поэтому в развитых странах их стараются не брать на работу, особенно на значимые должности, подобная тенденция заметна в крупных успешных Российских компаниях [5].

По опыту, подобные задания с большим интересом воспринимаются детьми. Так, например, проведенная работа по критическому анализу рекламы сигарет наглядно показывает негативные последствия курения для организма человека. Это позволяет не только научить ребенка правильно реагировать на рекламные сообщения, но и избежать появления вредных привычек в будущем.

Занятия с использованием сообщений из СМИ лучше проводить в игровой форме, можно распределить роли между детьми – выбрать «политика» («эколога», «физика», «математика». «химика»), «журналиста»,  «зрителей» (если инсценируется телеигра) и пр.
В ходе занятий также используется:

  • Подготовка детьми собственных сообщений (в различной форме, в т.ч. и мультимедийной), построенных на медиаобразовательных принципах (обязательны ссылки на использованные источники информации).
  • Изложение хода рассуждений.
  • Дискуссии, дебаты, обсуждения в группе

Для дополнения и уточнения знаний детей, получаемых из различных источников, можно предложить конкретные приемы работы по подбору дополнительного материала к рассматриваемой проблеме, по  использованию учащимися других источников информации, учебников, книг, которые заставляют думать, впитать слова и преобразовать их в идеи и доводы. С их помощью дети учатся формулировать то, что узнали. Приемы обучения  - концентрация  на самой информации. Предполагается, что учащиеся уже умеют пользоваться техническим инструментарием сети и приобрели пользовательские навыки.

  • Обратите внимание на то, что, что не вся информация, представленная в сети (или полученная с помощью того или иного технического средства) может быть объективной, часть информация направлена на рекламу и продажу тех или иных продуктов. Также часть информации может быть заведомо ложной, негативной,  доверять в сети можно не всем. Для того чтобы избежать манипулированием сознанием, необходимо критически оценивать смысл информационных сообщений.
  • Для того чтобы самостоятельно сформулировать то, что хотел преподнести нам автор конкретного информационного ресурса, подберите дополнительную информацию из трех источников для иллюстрирования материала, представленного на нем.
  • Для того чтобы использовать информацию с конкретного информационного ресурса, продумайте, вся ли информация, там представленная, может быть использована для цитирования, реферирования. Решите, для какого учебного предмета она подходит.
  • Просмотрите подобную информацию на нескольких англоязычных ресурсах. Понимаете ли вы общий смысл информационного сообщения, представленного там? Опишите в общих чертах смысл данных информационных сообщений.
  • Для того чтобы понимать информацию в различных формулировках и контекстах, ознакомьтесь с информацией, попробуйте  самостоятельно изложить его в другой формулировке. Предложить к ней несколько учебных заданий.
  • Для того чтобы научиться систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам, вспомните, с какими информационными ресурсами  вы познакомились на этой неделе? Назовите три самых лучших. Обоснуйте свой выбор. Проранжируйте предложенную  информацию по ее социальной значимости.
  • Для того чтобы дать сравнительную характеристику одной и той же информации, по интересующей вас теме, но представленной на разных информационных ресурсах, используйте для анализа учебники, книги для  чтения, художественные произведения. Составьте сравнительную  таблицу.
  • После ознакомления с информацией на информационном ресурсе ответьте на следующие вопросы:
  • Раскройте смысл нижеследующего высказывания (сообщения).
  • Согласны ли  вы  с  данными там утверждениями? Какие факты подтверждают или опровергают их?
  • Дайте ответ, наиболее точно соответствующий вашим собственным  позициям по отношению к данной информации. Обоснуйте свой выбор.

Приведем примеры некоторых приемов и заданий, касающихся поиску дополнительно информации по рассматриваемой теме:

  • Прежде чем начать поиск в сети, четко определите, по какой теме необходимо начать искать информацию, запишите ее на листок бумаги и положите его перед собой, это поможет “не сбиться с курса”.
  • Продумайте, сколько времени потребуется для одного сеанса связи  и попытайтесь удержаться в рамках определенного времени. В этом вам сможет помочь будильник или таймер.
  • Для того чтобы найти требуемую информацию на различных сайтах подберите ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме;
    • составьте список используемых поисковых систем и каталогов;
    • составьте ориентировочный список сайтов информации по определенной вами теме;
    • подобдерите информацию  по данной теме;
    • предложите темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить  найденный материал по теме.
  • В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к делу. Постарайтесь игнорировать их, или же добавлять их в список “закладок”, который предусмотрен программой просмотра. В следующий раз можно будет  вернуться к ним.
  • Лучше всего изучить интересующий  документ целиком, затем ближайшие ссылки по заданной теме. Если все время уходить от стартового документа, то можно быстро заблудиться в сети.

Рекомендуется осуществлять поиск информации в различных информационных системах: энциклопедии, книги, учебники, газеты и журналы, Интернет. В процессе учащиеся отрабатывают технологию поиска информации, работы с библиотечными каталогами, гипертекстовыми поисковыми системами. Роль преподавателя  - корректировать работу учащихся, обучать их грамотно составлять поисковые запросы, подбирать ключевые слова и  пр.

В процессе анализа информационных источников на предмет научности, достоверности информации, наличия ошибок формируется умение критически оценивать информацию, ранжировать ее, определять жанры, искать скрытый смысл. В качестве конкретных примеров вопросов  и заданий по тому или иному информационному источнику (например заметке)  можно поставить следующие:

  • В каком жанре написана заметка?
  • Укажите адресную направленность данной заметки
  • С какой целью написана заметка?
  • Представьте  свою версию данной информации в любом жанре (обозначьте его и сформируйте правильно оформленный список информационных источников).

На этапе представления информации можно попросить учащихся представить информацию в виде научной статьи, рекламного сообщения, рассказа и даже сказки или стихов.  Важно аргументировать свою точку зрения, подкрепляя ее фактами.

Здесь необходимо учитывать следующий момент. Дети должны быть подготовлены к такого рода работе: для того чтобы лучше понимать информацию и самостоятельно представлять ее, учащимся необходимо овладеть навыками определения жанра того или иного информационного сообщения и умениями представлять материал в соответствии с ним. Можно представить следующую классификацию жанров [3]:

Информационные жанры — заметка, репортаж, отчёт, интервью — отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления.
Заметка самый распространенный информационный жанр. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты — сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что, где, когда? Не дает анализа событий, то есть не отвечает на вопрос: почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни — новый факт. Причём не просто факт, а факт, имеющий общественное значение.
Интервью представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес. Изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют. Именно этим — мнением специалиста, компетентного в данном вопросе авторитетного лица — и ценно интервью для читателей.
Репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.

Аналитические жанры — корреспонденция, комментарий, статья, рецензия, обзор печати, письмо, обозрение — имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы. Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг.
Статья  — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.
Такому жанру, как статья, присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. В статье автор рассматривает отдельные ситуации, как часть более широкого явления. Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов.
В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы. Так же, в статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).

Художественно-публицистические жанры — очерк, фельетон, памфлет — сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное.
Очерк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, Новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
Рассказ — большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического (повествовательного) произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания. В рассказах малое количество действующих лиц и небольшое содержание, зачастую имеющее лишь одну сюжетную линию, при характерном наличии какой-то одной проблемы; нет пестроты художественных красок, богатства любовных интриг и переплетений в событиях — в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг разнообразных проблем и действий.
Сказка — жанр литературного творчества. Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Стихотворение — написанное стихами литературное произведение небольшого объема

Детям можно дать задание расширить данный перечень, найти в различных источниках информации подробное описание жанров, выделить главное, суть в каждом жанре, подготовить презентацию и выступление, организовать дискуссию.

При оформлении своих работ учащиеся должны обязательно ставить ссылки на источники информации. Причем надо учить детей правильно оформлять ссылки на публикации, в соответствии с ГОСТом. Информацию можно получить на страницах «ГОСТ Р 7.0.5-2008. Справки по оформлению списка литературы»  (http://www.psystudy.ru/index.php/forauthors/gost2008.html_ и «Требования ГОСТов к оформлению научных работ» (http://mass-pr.ru/2011/05/16/gost/).

К примеру, всегда следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов [Электронный ресурс]. Электронный адреси дату обращения к документу в сети Интернет приводят всегда. Дата обращения к документу – это дата, когда человек, оформляющий список использованных информационных источников, данный документ открывал, и этот документ был доступен [1].
В качестве отдельного задания можно поручить учащимся самостоятельно изучить данные ресурсы и подготовить презентацию, посвященную требованиям к оформлению списка использованных источников информации.

Таким образом, овладев медиаобразовательными умениями, человек будет защищен от негативного воздействия рекламной и прочей информации, сможет применить в жизни научные знания, полученные в школе, со слов учителя, из книг, учебников и энциклопедий, сможет самостоятельно представлять информацию в одном из информационных жанров и правильно оформлять ссылки на использованные источники информации.

Список использованных источников:

  1. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Справки по оформлению списка литературы  [Электронный ресурс]  // Психологические исследования: научный электронный журнал. М., 2008–2012. URL:   http://www.psystudy.ru/index.php/forauthors/gost2008.html (дата обращения: 4.12.2012).
  2. Малони Д. Действительно ли важно доверие рекламе? [Электронный ресурс]  // Xreferat.ru - Банк рефератов, сочинений, докладов, курсовых и дипломных работ. М., 2012. URL:  http://xreferat.ru/80/736-1-deiystvitel-no-li-vazhno-doverie-reklame.html (дата обращения: 3.12.2012)
  3. Материалы из свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]  // Ru.wikipedia.org. М., 2012. URL:  http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 4.12.2012)
  4. Шевчук Д.А. Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций [Электронный ресурс]  // Lib.aldebaran.ru: Библиотека Альдебаран. М., 2012. URL: http://lib.aldebaran.ru/author/shevchuk_denis/shevchuk_denis_reklama_i_reklamnaya_deyatelnost_konspekt_lekcii  (дата обращения: 3.12.2012)

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация