Готовится к выходу 20-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 мая 2017 г. Опубликоваться ->>

Новые направления в медиаиндустрии, или Что такое дата-журналистика (data journalism)

Николов Алексей Львович
МГГУ им. Шолохова, профессор кафедры журналистики и медиаобразования
Телеканал Russia Today, генеральный директор – первый заместитель главного редактора
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Статья посвящена проблеме использования новых компьютерных технологий в журналистике. Дается представление о новом направлении в медиаиндустрии – дата-журналистике. Автор рассматривает это явление в широком и узком смысле. Классифицируются проекты, которые относятся к дата-журналистике.

Ключевые слова: медиаиндустрия, дата-журналистика, новая журналистика, база данных

New tendencies of media industry or What is data journalism?

Nikolov A. L.
M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University
Professor of  the Department of Journalism and Media Education
Russia Today Channel, chief director  
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Summery
The article is devoted to the problem of new computer technologies using in journalism. It is provided the notion about data journalism as a new tendency of media industry. The author considers in wide and narrow senses. It is classified projects which concern to data journalism.

Key words: media industry, data journalism, new journalism, data base

Cкачать статью в .pdf

Основной тенденцией последних трех лет в современной журналистике является активное использование возможностей компьютерных технологий и интернета 2.0, что привело к возникновению такого явления, как data journalism. Наиболее известным примером ее использования считается проект Wikileaks Джулиана Ассанжа.

Предлагается ввести в профессиональный оборот соответствующий русскоязычный термин «дата-журналистика». При этом слово «дата» используется здесь в значении, принятом у ИТ-специалистов – т.е. совокупность данных.

В широком смысле к дата-журналистике зачастую относят сегодня любой проект, предоставляющий пользователю интерактивные возможности. При таком подходе журналистским материалом оказывается любая интерактивная карта, любая таблица с интерактивным расщирением и т.д. На наш взгляд, такой подход неправомерен, т.к. он вступает в противоречие с самой сутью журналистики.

Представляется, что правильным было бы более четко определить это новое явление. В качестве примера «классической» дата-журналистики разбирается проект Dollars for Docs, осуществленный  НГО ProPublica.

В рамках этого проекта его автор Дэн Нгуен собрал и классифицировал открытые данные, предоставляемые фармацевтическими компаниями в соответствии с требованиями закона, о тех врачах, которые находятся у них на контрактах. Использовав навыки программиста, он сумел представить эту информацию в виде структурированной базы данных.

Такая база данных, с одной стороны, имеет ценность для индивидуального потребителя, который перед посещением любого врача может найти в базе его имя, проверить, у какой компании он на контракте, и не отдает ли предпочтение при назначении лечения лекарствам именно этого производителя. С другой стороны, эта база данных в целом представляет несомненный общественный интерес, т.к. дает представление о масштабе явления и его потенциальных угрозах для общества. И в этом смысле она является вполне традиционным журналистским материалом.

Важно также, что НГО, предоставив автору площадку для исследования, не подменяет традиционные СМИ, а напротив – широко использует их для распространения полученной базы данных.

Таким образом, на наш взгляд, к дата-журналистике могут быть отнесены проекты, отвечающие следующим требованиям:

  1. При подготовке материала автор обрабатывает значительные массивы информации, для чего использует возможности, предоставляемые современными компьютерными технологиями (что, как правило, требует владения основами программирования).
  2. Конечным результатом работы является не привычная статья, репортаж, обзор и т.д., а форма, не существовавшая в традиционной журналистике – база данных, график, карта и т.д., имеющие интерактивное расширение.
  3. Итоговый материал предоставляет возможность конкретному пользователю  использовать его в соответствии со своими индивидуальными интересами и потребностями.
  4. Результаты проекта имеют общественное значение и распространяются с помощью традиционных СМИ, либо другим массовым и общедоступным способом.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация