Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Представление информации – одно из основных медиаобразовательных умений. Готовим публикации вместе

Якушина Екатерина Викторовна
К.п.н, старший научный сотрудник
лаборатории  медиаобразования ИСМО РАО
http://mediaeducation.ru/

Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования портфолио человека, который занимается педагогической и научной деятельностью. Автор рассказывает, как правильно оформить работы, как выбрать площадку для публикации. Подробно рассмотрены принципы написания статьи, создания научного текста.

Ключевые слова: как писать статьи, правила создания научного текста, концепция автора, опубликоваться, публикации учителей.

Intelligence representation as one of the fundamental media skills. How to form a portfolio

Yakushina E.
senior researcher of
the Media education laboratory, Moscow
http://mediaeducation.ru/

Summery
An article is devoted to a problem of forming a portfolio of ones who have research activity.  An author describes to look for a public resource and represent publications correctly. It is considered in detail writing science-based article’s principles.

Key words: writing  of journalistic articles, science-based article’s writing, author’s concept.

Cкачать статью в .pdf

Опыт показывает, что в последнее время вырос процент интересных и грамотно оформленных материалов, публикуемых как учителями, так и учащимися. Тем не менее, возникает масса вопросов, касающихся структуризации, оформления и собственного самого факта публикации своих материалов.

В настоящее время портфолио, в котором хранятся подтверждения об участии в конференциях, публикации своих тезисов, результатов исследовательской деятельности и просто выражения собственных мыслей, собирают не только учащиеся старшей школы, но и средней, и даже начальной.  Умение грамотно обработать и представить информацию является одним из ключевых медиаобразовательных умений, которые формируются как процессе обучения в школе, так и в процессе всей жизни человека.

 

Итак, начнем с выбора издания для публикации.

На сегодняшний день существует много печатных и сетевых изданий, публикующих материалы по образовательной тематике. Главное – сетевое издание должно иметь статус СМИ, иначе публикация не будет приравниваться к печатной. Обычно такая информация присутствует на их сайтах.  Редакция электронных жуланов по запросу авторов выдает авторам статей справки или сертификаты. Публикация в печатном издании подтверждается наличием соответствующего номера.

Выбрать необходимый журнал можно на сайте http://elibrary.ru/ — «Российский индекс научного цитирования». Сайт снабжен удобной системой поиска, в котором можно задать определенные параметры – название, тематика и пр. Также можно найти то, что вам нужно через популярные поисковые системы. Просто зайдите на сайт того или иного журнала, конференции или семинара и внимательно изучите информацию для авторов, основные требования к публикуемым материалам.

Примером сетевого журнала, специализирующегося на публикации материалов учителей и администраторов ОУ, является журнал Вопросы Интернет Образования (http://vio.uchim.info). Журнал имеет статут СМИ, зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации, посещаемость журнала составляет до 1500 посетителей в день.

Если особый интерес для вас представляют информационные процессы, медиаобразование, коммуникация и работа с информацией, то вам можно опубликоваться в международном журнале «Медиа. Информация. Коммуникация» (http://mic.org.ru/).

В настоящее время проводится большое количество семинаров и конференций, в том числе и сетевых, посвященных образовательному процессу. К примеру, список популярных конференций, в который поощряется участие  работников образовательных учреждений, можно найти на странице портала «Цифровое образование» (http://digital-edu.ru/olimp/151/). Для участия в них также необходимо уметь грамотно подготовить свои материалы.

Можно опубликовать разработки своих уроков на сайтах «Педсовет» (http://pedsovet.org/), «Завуч.инфо»  http://www.zavuch.info/,  «Открытый класс» (http://openclass.ru/) и т.п.

При оформлении портфолио желательно распечатать саму статью, опубликованную в сетевом издании, титульный лист и содержание того номера, в котором вы опубликовались.

 

Теперь перейдем непосредственно к этапам и правилам написания статей.

Прежде всего, познакомимся с самим жанром.

Статья  — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

Такому жанру, как статья, присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. В статье автор рассматривает отдельные ситуации, как часть более широкого явления. Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов.

В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы. Так же, в статье обязательно должны интерпретироваться факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса) [6].

Адресная направленность. Перед тем, как начать писать статью, необходимо сразу определить, кому она посвящена — администратору, учителю, учащемуся, родителю и пр. Статья должна соответствовать возрасту, уровню образования, направлению профессиональной деятельности, интересам ваших читателей.

Надо усвоить основные правила, которые следует соблюдать в процессе вашего литературного творчества:

  • Не используйте точек в заголовках.
  • Информация об авторе размещается после заголовка, ФИО, должность, место работы, электронная почта для связи с автором, личная веб-страница.
  • Оптимальный объём статьи примерно от 8000 до 30000 знаков с пробелами (от 3 до 10 страниц формата А4).
  • Если вы собираетесь представить вашу статью на международной конференции или же опубликовать в международном журнале, то вам необходимо ввести название статьи на русском и английском языках, представить аннотацию (3–5 предложений) на и ключевые слова (3–6 слов/словосочетаний) также на русском и английском языках.
  • Статьи не пишутся от первого лица. То есть, в вашем материале не должно быть следующих фраз: я решил написать, я сделал то-то, это результаты моего исследования, по моему мнению и т.д.
  • Текст обязательно должен быть написан грамотно. В этом поможет вам текстовый редактор MS Word, но лучше проверить его самостоятельно несколько раз, так как программа не всегда может выделить ошибку. Также полезно дать прочитать статью кому-нибудь еще. Свежий взгляд всегда полезен.  
  • Старайтесь составлять простые и не очень громоздкие предложения (не более 15 слов). Тем не менее, необходимо строить литературный и гармоничный текст.  Короткие предложения разбавляйте предложениями средней длины. Старайтесь избегать тяжелых конструкций, в которых можно запутаться. Чрезвычайно сложное и длинное предложение лучше разделить на несколько простых.
  • Все тексты обязательно делите на абзацы. Это облегчает как зрительное, так и смысловое восприятие текста. В одном абзаце старайтесь делать от трех до пяти предложений. Также для облегчения зрительного восприятия между абзацами делайте отступ в одну строку (или же ставьте интервал перед строкой 6 пт).
  • Если у вас получается большая статья, то на каждые три - пять абзацев можно делать подзаголовок.
  • Если какую-либо информацию можно представить в виде маркированного списка, обязательно сделайте это, данный прием также облегчает восприятие текста.
  • Изучайте стилистику, избегайте тавтологии, плеоназмов, то есть употребления слов, смысл которых для вас самих не до конца понятен [6].
  • Не злоупотребляйте союзами «но», «и», «а» в начале предложения.
  • Внимательно относитесь к словам, обозначающие время («сейчас», «затем»), они являются признаком непродуманной структуры текста. Большинство наречий (например, «очень») не имеют смысла в статье.
  • Как можно реже используйте скобки, сноски и выделение полужирным шрифтом.
  • Если вам необходимо использовать сокращение, то расшифруйте его в начале статьи, потом используйте без расшифровки, например образовательное учреждение (ОУ). Не используйте их в заголовках, старайтесь избегать лишние сокращения в тексте.
  • Употребляйте в предложении и подлежащее, и сказуемое. Если вы хотите усилить эффект, поставьте их в начале предложения.
  • Запомните, что важно держать эмоции под контролем. Читателя не волнуют ваши удивление, радость или огорчение [5].
  • По возможности и необходимости используйте иллюстрации. Они помогут объяснить сложную идею, раскрасить вашу статью. Но не злоупотребляйте графикой, особенно не отвечающей целями и задачами статьи. Материал про использование компьютерных технологий на уроках физики, украшенный даже очень красивыми орхидеями, будет смотреться как минимум странно.
  • Используйте таблицы, они помогут вам более структурировано представить данные, особенно числовые.
  • Рисунки и таблицы должны быть пронумерованы и озаглавлены.
  • Подписи к рисункам выполняются следующим образом: слово «Рис.», пробел, номер рисунка цифрами, точка, пробел, название с большой буквы. Точка в конце предложения не ставится.
  • Таблицы представляются по форме: слово «Таблица» в левом верхнем углу без отступа (пробел), номер таблицы цифрами (если их в вашей статье более одной), точка, пробел, название с большой буквы. Точка в конце предложения не ставится.
  • Если таблица занимает более одной страницы, вторая и последующая страницы начинаются «шапкой» таблицы – заголовками столбцов.
  • Таблицы размером менее одной страницы разрывать не следует. Размеры ячеек и таблицы в целом необходимо по возможности минимизировать.
  • Уважайте авторское право других людей. При использовании чужих материалов обязательно делаете ссылки на источники информации, правильно оформляйте библиографический список.
  • Помните, что ответственность за использование данных, не предназначенных для открытых публикаций, несут в соответствии с законодательством РФ авторы статей.

 

Итак, приступим к написанию статьи.

Для начала необходимо выбрать тему статьи и выразить ее в заголовке. Заголовок должен быть коротким и ёмким, отображать суть  и цель вашей статьи.

Цель также должна быть раскрыта в аннотации и выделена в начале статьи. Это очень важно, так как читатель сразу должен понять, есть ли конкретно для него смысл «зацепиться» ему за данный материал, дочитать его до конца, или же переходить к другому материалу. Краткая аннотация может выводится в основном оглавлении статей, что также привлекает внимание читателя к той или иной теме.

Но как определить цель статьи и что это такое? Остановимся на этом подробнее.

Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия [2].
Иными словами, цель — это конечный желаемый результат, который определяется в процессе планирования.
Цель обычно начинается со слов «Использование», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели следует избегать глагольных форм.

Зачастую путают цели и задачи, в связи с этим появляется несколько целей, в сущности своей являющихся задачами.

Задача – данная в определённых условиях, например, в проблемной ситуации, цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно — учебные, игровые и т.п. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности [8].

Иными словами, задача — проблемная ситуация с заранее заданной целью, возникает она в силу понимания проблемы, возникшей на пути к поставленной цели.

Формулировка задач чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели?"
Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов — «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитать» и пр.

Задача определяет план работ для решения задач, ведущих к достижению цели в итоге.

Таким образом:

  • Если вы задаете вопрос «что хотите?» и определяете желаемый результат — то вы ставите цель;
  • Если вы описываете то, что хотите достичь, задаете вопрос «что сделать?» — то вы формулируете задачу;
  • Если вы озадачены вопросом «как сделать?» —  то вы пытаетесь составить план [1].

Запомните, что если цель не будет конкретной и облеченной в форму набора задач, то она останется просто идеей.

Цели задачи сформулированы, тема прописана, аннотация составлена. Теперь составим план статьи.
Обычно статьи начинаются с введения, в нем кратко излагается проблема,  формируется мотив к ее решению, освящаются исторические аспекты, актуальность, а также показывается ваше решение данной проблемы. Ведение должно ответить на вопрос читателя: «зачем мне читать эту статью?». Оно не должно занимать более трети вашго материала.

Переход между вводной и основной частями статьи должен быть плавным, нельзя резко перескакивать с одного на другое. В основной части можно изложить различные точки зрения, высказать свое мнение по той или иной проблеме.  

После основной части нужно перейти к заключению, в котором подводится итог и делаются выводы. В нем необходимо обобщить основные идеи статьи, также можно рассказать о ваших будущих планах.

Таким образом, статья должна состоять из трех основных частей. Наполните их содержанием, соблюдая правила, представленные выше.

Далее следует список литературы и, при необходимости, приложения.

Цитируемая литература нумеруется в порядке упоминания, в тексте порядковый номер ссылки заключается в квадратные скобки. Список используемой литературы помещается в конце статьи и оформляется без абзацных отступов в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008. (http://ntvp.ru/files/GOST_R_7.05-2008.doc).

К примеру, всегда следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов [Электронный ресурс]. Электронный адреси дату обращения к документу в сети Интернет приводят всегда. Дата обращения к документу – это дата, когда человек, оформляющий список использованных информационных источников, данный документ открывал, и этот документ был доступен [3].

После завершения создания вашего шедевра обязательно внимательно перечитайте то, что вы написали, проверьте свою статью и внесите необходимые правки.

Удачных, интересных публикаций!
 

Список использованных источников:

  1. Бессонова В. Что такое цель и задача? [Электронный ресурс]  // Shkolazhizni.ru.  Опубликовано 25.02.2008. URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12835/ (дата обращения: 22.01.2013)
  2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]  // Dic.academic.ru  Словари и энциклопедии на Академике. М., 2000–2010. URL:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/148548/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 22.01.2013).
  3. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Справки по оформлению списка литературы  [Электронный ресурс]  // Психологические исследования: научный электронный журнал. М., 2008–2012. URL:   http://www.psystudy.ru/index.php/forauthors/gost2008.html (дата обращения: 22.01.2013).
  4. Как и за что платить учителю [Электронный ресурс]  //  Сетевое сообщество учителей «Открытый класс» М., 2008-2012. URL: http://www.openclass.ru/node/270034 (дата обращения: 22.01.2013)
  5. Как написать хорошую научную статью [Электронный ресурс]  // ДальГАУ Благовещенск., 2012. URL:  http://ossdalgau.ucoz.ru/publ/kak_napisat_khoroshuju_nauchnuju_statju/1-1-0-5 (дата обращения: 22.01.2013)
  6. Как писать статьи [Электронный ресурс]  // Основы журналистики М., 2012. URL: http://www.textfighter.org/kak.php (дата обращения: 22.01.2013)
  7. Материалы из свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]  // Ru.wikipedia.org. М., 2012. URL:  http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 22.01.2013)
  8. Значение слова Задача [Электронный ресурс]  // ВСловаре.Ру . М., 2009–2010.  URL:  http://vslovare.ru/slovo/zadacha (дата обращения: 22.01.2013)
  9. Эрдман Г. Как написать статью? [Электронный ресурс]  // Shkolazhizni.ru. Опубликовано 18.02.2010. URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33203/ (дата обращения: 22.01.2013)

Комментарии   

 
+1 #4 Очень полезная статья!Григорий 08.05.2013 18:58
Дорогая Екатерина! Большое Вам спасибо за полезную и актуальную информацию, все написано подробно и очень информативно. Спасибо!
Цитировать
 
 
+2 #3 ПолезноИрина 19.03.2013 17:55
Екатерина, слежу за Вашими статьями в этом журнале. Они всегда отличаются практической направленностью , что очень нужно педагогам. Спасибо Вам, пишите чаще.
Цитировать
 
 
0 #2 Спасибо!Катерина 19.03.2013 12:37
Юлия, спасибо большое за отзыв, очень приятно, что моя статья Вам понравилась.
Цитировать
 
 
+2 #1 актуально!Юлия 19.03.2013 08:44
Уважаемая Екатерина!
Мне, как сотруднику института повышения квалификации, очень часто приходится сталкиваться с тем, что учителя не могут оформить свой большой опыт в виде качественного портфолио. Часто возникают проблемы и с написанием и оформлением статей. Так что данный материал не только актуален, но и полезен. Большое спасибо.
Планирую рекомендовать Вашу публикацию для ознакомления слушателям курсов повышения квалификации.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация