Готовится к выходу 19-й, декабрьский номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 января 2016 г. Опубликоваться ->>

Медиа поколение нулевых: портрет в интерьере

Бондаренко Е.А., г. Москва,
Институт содержания и методов обучения РАО,
заведующая лабораторией медиаобразования

Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования знаний современных школьников посредством СМИ и СМК. Автор предлагает создавать внутреннее медиапространство образовательного учреждения через систему школьных СМИ (печатное издание; школьные телепередачи) и творческие мультимедийные проекты.
Ключевые слова: медиа поколение «нулевых», медиа культура, медиа воспитание, медиа грамотность, мультимедийные проекты

 

Bondarenko E., Moscow
Institute of content and educational methods of RAE,
Head of Media Education’s Laboratory

THE PORTRAIT OF «NULL» MEDIA GENERATION

Summery
An article is devoted to the problem of modern pupils’ getting information from mass media and mass communication. The author offers to create internal media space of educational organizations using system of school mass media ( such as editorials, school TV-programs ) and  creative multimedia projects.
Keywords: «null» media generation, media culture, media education, media literacy, multimedia projects.

Cкачать статью в .pdf

Первые двенадцать лет XXI века обострили и углубили проблему формирования информационной среды постиндустриального общества. В образовании одна из главных проблем – конкуренция с теми источниками информации, которые, не являясь официально частью общего среднего образования, тем не менее, содержат сведения, благодаря которым у учащихся складывается мировосприятие. Специальный термин «параллельная школа»  отражает растущую остроту проблемы – у образования действительно появился серьезный конкурент в лице новой информационной среды и IT-технологий [2].

На рубеже нового века происходит трансформация культуры; бурное развитие электронных технологий, появление обучающих программ в технологиях мультимедиа, широкое внедрение интерактивных систем обучения и вторжение на наши экраны недоступного ранее  потока аудиовизуальной информации (от массовой кино-, теле-, видеопродукции до электронных сетей) делают ситуацию информационного взрыва все более острой даже экологически. Одновременно сосуществуют самые различные гипотезы и прогнозы по поводу будущего; согласно одним предположениям, эпоха «визуальных образов» в XXI веке завершается, в соответствии с другими нам предстоит пережить эпоху тотальной визуализации  через экран, в том числе и через компьютерные технологии и Интернет [2], и приступить к гибридизации информационных и биотехнологий.

Происходящие изменения не могут не затрагивать подрастающее поколение. Идут исследования того, как Интернет влияет на современных детей и подростков, что происходит со взрослыми, которые вынуждены жить в интенсивной информационной среде. Однако если ранее такие исследования были более обоснованными, глубокими, имели возможность рассматривать исследуемые явления в динамике, то сейчас мы едва поспеваем за явлениями. Информационная среда изменяется куда быстрее, нежели средства ее анализа.

В немалой степени это провоцирует пессимистические прогнозы. Например, в первом десятилетии ХХI века не раз звучали предсказания о том, что юное поколение разучится читать и писать, что общение в Интернете окажется более приоритетным, нежели живое общение, что интернет-ресурсы победят в борьбе с более привычными средствами массовой информации. Однако на практике все оказывается и проще, и сложнее. Мы отнюдь не разучились читать и писать – но юное поколение утратило такой феномен, как индивидуальный почерк; общение в Интернете дополняет, но не заменяет живое общение; интернет-журналистика стала специализированным направлением профессиональной подготовки, а блоги – эффективным средством быстрого обмена информацией между большими массами населения разных стран.
Итоги международных исследований  PIZA и TIMMS показали, что уровень информационной и математической грамотности наших школьников весьма невысок с точки зрения европейских требований к восприятию информации. Российские подростки не понимают основных целей медиатекста, плохо усваивают информацию в непривычных формах (таблицы, косвенные научно-популярные сообщения), верят рекламе.

Однако в России школьники все еще читают, в то время как в Европе положение становится все более острым. «Считается, что сейчас актуально быстрое общение. Идея сесть и почитать роман может возникнуть, только если Интернет отключат. Насколько я знаю, в российских школах детей все еще заставляют читать. Во Франции этого уже нет. Такое понятие, как список обязательного чтения на время каникул, у нас просто исчезло», – утверждает в интервью газете «Взгляд» Франсуа Девер, директор старейшего магазина русской книги в Париже [3].

Если рассматривать образовательный потенциал информации в Сети, то можно отметить, что только часть ее создается целенаправленно различными научными и образовательными сообществами, другая часть пополняется стихийно. Преимущество Интернета в том, что фактор языка, государственных границ не имеет существенного значения, стирается. Вторая тенденция связана с удовлетворением утилитарных, коммерческих подходов. Это популярные серверы для каждого желающего, электронные магазины и реклама. Сегодня в Интернете в большой мере учитывают интересы заказчика, удовлетворяют его запросы. Разрабатываются методы и приемы привлечения и удержания аудитории, изучаются объекты и цели воздействия. Предложение, как и в других аналогичных случаях, формирует спрос [6]. 

В связи с различным содержанием информации, как позитивного, так и негативного свойства, и специфической формой ее представления, выявляется ряд проблем. Например, проблемы этики, надежности информации, воздействия на психику и подсознание людей и др. Обоснование различных утверждений в Сети может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Информация в Интернет-пространстве далеко не всегда имеет научную основу, зачастую она представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями. Достоверность сетевой информации – уникальный прецедент в истории, так как проверить ее часто не представляется возможным. На многих сайтах нет никаких данных об авторах, организациях, занимающихся разработкой и предоставлением информации, – в отличие от книг, у которых всегда имеются выходные данные. Это является одной из проблем, решение которой может частично взять на себя преподаватель, предупреждающий, что сведения, которые учащиеся могут получить через сеть, не всегда будут надежными, объясняющими различия между достоверной информацией и информацией, предлагаемой в надежде продать тот или иной продукт. Интернет дает возможность найти любую информацию, но вместе с тем представляет опасность для распространения по всему миру лживых утверждений, мошенничества или других негативных явлений.

Критически оценивать информацию умеют даже далеко не все люди. Встречается много людей, говорящих примерно следующее «мне по телевизору вчера сказали…» и действительно безоговорочно верящих в то, что им сказали по телевизору или написали в газете. По статистике, примерно 60% пользователей Интернета полагают, что во Всемирной паутине больше правдивой, чем непроверенной информации. Поэтому если человек сомневается в сведениях, полученных через Интернет, то лучше не раздумывать долго, но сразу попытаться проверить информацию и посмотреть, можно ли согласиться с данными, опубликованными на том или ином сайте.

Чрезвычайно важен и вопрос об аргументации информации. Если что-то обосновывается, то это уже верно, закон достаточного основания вроде бы выполняется; однако даже если высказывания хорошо аргументированы, обоснование может быть как корректным, так и некорректным. К примеру, если спорящие стороны интересует не истина, а победа в споре, то противники прибегают к способам, запрещенным логикой. Наиболее распространенными непроизвольными способы защиты и опровержения являются:

  • доводы, обращенные к личности, или наоборот, рассчитанные на публичность восприятия;
  • аргументы, обращенные к определенному авторитету;
  • сведения об изначальной абсурдности выдвинутого положения;
  • двойственная оценка одного и того же факта или события;
  • бездоказательная оценка противоположных утверждений;
  • аргументы, рассчитанные на жалость воспринимающего;
  • подмена аргументов призывами к власти или силе;
  • вопросы об истинности тезиса,
  • вопросом о вреде и опасности данного рассуждения;
  • принятие простой последовательности событий во времени за их причинную связь, поспешные обобщения;
  • аргументы, обращенные к тщеславию и т.п.

Так возникает проблема адекватного восприятия информации. Решение этой проблемы будет зависеть от уровня медиаобразовательных умений аналитической работы с информацией, навыков критического мышления, возможности произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать процесс информационного обмена, оценить и обеспечить информационную безопасность.

Вторая проблема – форма подачи информации [6]. Дело в том, что информация, представленная в компьютерном мультимедийном виде, обладает иными свойствами, нежели информация из учебников, книг и пр. Образность  как специфическая форма подачи информации в Интернете может быть вырвана из общего образовательного контекста. Внимание в каждый отдельно взятый момент времени приковано к отдельному фрагменту текста, причем один фрагмент одного и того же сообщения может умышленно противоречить второму фрагменту. После простого наблюдения за образами появляются разрозненные факты, эмоциональные отклики и ассоциации, которые не имеют никакой структуры. В отличие от книги, которая заставляет думать, преобразовать слова в идеи и доводы, служит для изменения модели видения мира, при  мультимедийной подаче информации возникает трудность формулирования того, что представлено на экране. Мультимедиа часто не дает  самого главного: знания и понимания, формируется лишь образ, не имеющий никакой структуры.

В Интернете нет четкой системы, структуры подачи информации, информация переплетена между собой. Не случайно для любителей «странствовать» со ссылки на ссылку применяют термин «интернет-серфинг»: траектория такого пути так же произвольна, как поиск удачной волны для серфингиста. Для достижения определенных целей восприятия  применяется воздействие на психику человека с помощью определенных эффектов: вспышка света, сочетания цвета, звука, символов и др. Это дает основания искать наиболее сильные способы воздействия на сидящего перед монитором (пресловутый «25 кадр», «электронные наркотики» и т.п.).

Без помощи преподавателя и специальных медиаобразовательных информационных умений сложно критически осмысливать информацию. В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в Интернете с другими видами познавательной активности.

Только в этом случае образовательный и развивающий потенциал сети может быть использован полностью.

Третья проблема заключается в том, что находящаяся в  Интернете информация представлена в различных жанрах, стилях, имеет различную адресную направленность, по-разному интерпретирует одни и те же факты. Насколько воспримут подростки эту информацию, будет зависеть от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, информационными умениями. Это, в свою очередь, порождает необходимость усиления внимания на обучение школьников восприятию сетевой информации и формированию общей информационной культуры.

Все сказанное выше говорит о том, что процесс обучения критически оценивать информацию на веб-сайтах занимает немаловажное место в жизни современного молодого поколения – причем не только в курсе информатики, но и на других школьных предметах. Потому что только специалист-предметник может оценить информацию на тематическом сайте и решить, насколько она приемлема для включения ее в учебный процесс. Таким образом можно избежать формирования явления «параллельной школы» – на уроке ученики получают одну информацию – научную и достоверную, а в Интернете другую, явно противоречащую ей. Если на уроке дети вместе с преподавателями будут проводить анализ сообщений, взятых с различных сайтов, производить поиск ошибок, некорректной информации, подтверждать свои доводы заметками из энциклопедий, учебной литературы, то они научатся правильно и независимо ориентироваться в современном информационном мире.

Образовательные возможности Интернета должны быть направлены в первую очередь на формирование информационной культуры личности, что позволит ей встать на более высокую ступень социальной лестницы через больший кругозор, общительность, активную социальную позицию. Современный Интернет является активной средой, требующей от пользователя определенных знаний и умений. В Интернете нет информационной односторонности телевидения, пользователей получает целый набор разноплановой информации, в которой ему необходимо самостоятельно разбираться. Интернет требует от пользователя активных действий: заполнения различных адресов, форм, регистрационных анкет, создания сообщений, создания собственного информационного пространства.

Отметим, что именно сегодня медиаобразование может быть использовано в качестве инициирующей педагогической технологии, которая призвана изменить сами принципы формирования образовательной среды, позволить выделить основы нового диалога учителя и ученика, на новом этапе развития общества выявить способы разработки гуманистической модели образования и проверки ее эффективности. Учитывая, что основной целью медиаобразования является формирование медиакультуры, мы приходим к тому, что культуру постиндустриального общества отличает повышение роли личности, от человека зависит очень многое – пусть даже он не всегда это осознаёт.

Разнородность, неточность, эмоциональная яркость информации, получаемой учащимися по каналам массовой коммуникации, образная природа языка средств массовой информации, наличие «скрытого смысла», низкий уровень профессионализма и общей культуры большинства медиатекстов, – именно эти факторы определяют опасность влияния «параллельной школы» на формирование картины мира. Здесь и возможность возникновения «информационных коконов», ограничивающих восприятие любой не соответствующей тематическим эталонам информации и ведущих к образованию «замкнутых» молодежных течений, неадекватных форм социального протеста (вплоть до терроризма); и неточные знания; и неправильное понимание «скрытого смысла» медиатекста, что приводит к  формированию другой морали, другой этики, другой системы мотиваций, установок и ценностных ориентаций.

Можно ссылаться на извечную пропасть между поколениями, глубокий социальный кризис, проклятие «эпохи перемен». Однако уроки истории показывают, что сами кризисные явления возникают в первую очередь там, где происходит разрыв культуры, где формируется новое отношение к реальности. Если система ценностей (ценностных ориентаций) не передается следующему поколению, а опыт искажается либо не транслируется, неизбежно углубление кризиса.

Поэтому выход, на наш взгляд, следует искать в первую очередь в сфере формирования культуры. Для борьбы с отрицательными эффектами «параллельной школы», для адаптации учащихся к новой информационной среде, к жизни в новом обществе, для формирования коммуникативной компетентности, критического мышления, толерантности, необходимо выделить область информационной культуры, которая определяет взаимодействие СМИ и общества – медиакультуру.

Отметим такие факторы развития современной информационной среды, как рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков и рост агрессивности медиасреды (Н.Б.Кириллова, [4], Л.Н.Федотова [5]), которая оказывает сильнейшее воздействие на неокрепшую психику подрастающего поколения, зачастую приводя к неконтролируемым и разрушительным последствиям для сознания молодежи. Реклама, средства массовой информации, Интернет, кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей,  воздействует на основы их мировоззрения и идентичности.

Попытки правового регулирования медиаполя с целью оградить молодежь от влияния так называемой «параллельной школы» – телевизионной рекламы,  СМИ, Интернета на сегодня не приносят желаемых результатов: невозможно ограничить доступ подростка к той информации, которая находится в свободном обращении. Современный подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений.

Отметим, что и бытие искусства в современной информационной среде осложнено именно огромным количеством «медиакопий» произведений искусства. Попробуйте осознать уникальность Джоконды, представленной на сотнях рекламных плакатов и тысячах листовок!

Изучение мировой художественной культуры предполагает преодоление главного информационного барьера между восприятием шедевра и его копией, между подлинной жизнью и ее бесконечным тиражированием в СМИ, в том числе и в электронных СМИ. Искусство становится в глазах молодого поколения бесконечным «размножением» уже имеющихся произведений. Осознать уникальность такого явления, как творчество, становится специальной целью преподавания искусства в школе.

Именно с  этой целью необходимо включение детей в процесс создания собственных медиасред – с тем, чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, учащиеся должны уметь грамотно читать и анализировать медиасообщения (медиатексты): визуальные и аудиоряды, структуру образов (в том числе и художественных), выявлять скрытые подтексты. Для реализации этого направления требуется другая необходимая составляющая – это овладение основами медиакультуры самими педагогами, которые должны стать авторитетными посредниками в диалоге между медиасредой и учащимися. Именно это и происходит при использовании современных средств обучения: мультимедийные пособия, Интернет, электронные игровые программы способствуют повышению творческой активности детей и подростков, росту мотивации обучения.

В рамках педагогического эксперимента, реализуемого в школах г. Москвы, базой для развития информационной образовательной среды нового типа становится реализация телевизионных проектов, в том числе и формирование внутреннего медиапространства образовательного учреждения через систему школьных СМИ (печатное издание; школьные телепередачи) и творческие мультимедийные проекты, размещаемые в Интернете и предлагаемые к участию в системе конкурсов и конференций, реализующих потенциал развития информационной медиасреды. Отметим, что число проектов, сделанных на материале изучения искусства (мировой художественной культуры) или активно использующих эти материалы, в экспериментальных школах стабильно превышает 50%. Таким образом, изучение искусства оказывает заметное влияние на развитие современной образовательной среды, становится дополнительным стимулом для развития ее интерактивности.

Обозначим непосредственные цели функционирования школьных СМИ (в т. ч. и школьного телевидения):

  • активизация предметного обучения;
  • обеспечение самоопределения детей и подростков в современной медиасреде:
  • освоение медиакультуры педагогами; формирование критической компетенции (осознание воздействий медиатекстов на сознание) у взрослых и подростков;
  • создание собственных медиатекстов, освоение медиаграмотности детьми и подростками.

Достижению этих целей соответствуют следующие задачи:

  • умение адаптироваться в медиасреде;
  • освоение языка средств массовой информации через создание собственных медиатекстов (телевизионных и мультимедийных проектов);
  • формирование критического мышления, умения анализировать медиатексты;
  • формирование критической компетенции обучающихся (в том числе осознание последствий воздействия сообщений СМИ на психику и мировоззрение).

Именно с  этими целями предполагается включение детей в процесс создания собственных медиасред – с тем, чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, учащиеся должны уметь грамотно читать и анализировать медиасообщения (медиатексты): визуальные и аудиоряды, структуру образов, выявлять скрытые подтексты. Для реализации этого направления требуется другая необходимая составляющая – это овладение основами медиакультуры самими педагогами, которые должны стать авторитетными посредниками в диалоге между медиасредой и учащимися.

В системе формирования медиакультуры в качестве основных элементов рассматриваются:

  • формирование мировоззрения (аспекты воспитания, развитие восприятия в пространстве ассоциативных, эмоциональных и смысловых связей, критическое мышление, влияние на сферу ценностных установок и ориентаций),
  • коммуникативная компетентность (аспекты диалога и процесса коммуникации, умения понимать и интерпретировать смысл сообщения),
  • продуктивный элемент (опыт творческой деятельности в сфере масс-медиа).

Примечания

  1. Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000. С. 243.
  2. Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. М., 2003.
  3. http://vz.ru/interviewcult/1 обращение 19.10.2012.
  4. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. С. 68.
  5. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 2006. С. 112.
  6. Якушина Е.В. Медиаобразование: как научиться грамотно работать с информацией http://mic.org.ru/index.php/3-nomer-2012/122-mediaobrazovanie-kak-nauchitsya-gramotno-rabotat-s-informatsiej

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дополнительная информация