Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Формирование  медиаобраза журналиста в современном кинематографе

   К. М. Антипова
Московский государственный
гуманитарный университет им. М. А. Шолохова.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассмотрена проблематика формирования в современном кинематографе  медиаобраза журналиста. Показано разделение стереотипов личности представителя СМИ по гендерному признаку. Выделены основные модели журналиста, которые получают распространение благодаря киноиндустрии и оказывают влияние на развитие стереотипных представлений о профессии.

Ключевые слова: медиаобраз, стереотип,  журналист, современный кинематограф.

Antipova K. M.
M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University.
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

FORMATION OF A MEDIA IMAGE OF А JOURNALIST IN MODERN CINEMA

The article deals with the issues of a media image formation of the journalist in modern cinema. The division of stereotypes in a personality of a MASS-MEDIA representative is shown on a gender sign. The basic models of journalist that get distribution due to film industry and have influence on development of stereotype ideas about a profession are distinguished.

Key words: media image, stereotype, journalist, modern cinema.

Cкачать статью в .pdf

Развитие современного общества находится на том этапе, когда одним из основополагающих факторов формирования представлений об окружающем мире являются стереотипы. Ежедневно человек получает большой объем информации, значительную часть которой  не анализирует, а воспринимает в готовом виде. Тем самым он приближается к коллективной оценке действительности, что в дальнейшем составляет угрозу распространения «шаблонного» сознания. Вместе с тем немаловажным фактором становится личностное восприятие читателями, зрителями и слушателями того, кто производит потребляемую ими информацию. И в настоящее время создание устойчивого, в большинстве случаев стереотипного образа представителя СМИ,  обеспечивает кинематограф.

Современная киноиндустрия, которая с каждым годом привлекает все большее число зрителей, неизменно становится одним из рычагов воздействия на сознание. Художественная обработка событий и фактов из реальной практики журналистов, субъективная оценка их режиссерами и сценаристами, использование ранее созданных «моделей»  представителей СМИ – все это продолжает традицию изображения их в неприглядном свете. Безусловно, экранный образ становится достаточно ярким и запоминающимся,  но, сожалению,  в большей степени демонстрирует негативные аспекты личности, что непременно фиксируется в сознании зрителя. Но и  проявление только положительных качеств можно считать стереотипом, потому что данный образ также не соответствует действительности. И, тем не менее, в кинематографе наблюдается стремление к биполярности: персонаж или положительный, или отрицательный. И, как правило, образы эти собирательные и максимально обобщенные, что  является причиной формирования стереотипичного облика.

Просмотр и анализ кинопродукции позволили выявить несколько наиболее распространенных представлений о личности журналиста. Эти образы имеют  реальное обоснование, но многие черты изображены в преувеличенном виде. К тому же  те или иные качества соотносятся с половой принадлежностью, поэтому можно говорить о разделении стереотипов по гендерному признаку.
Так, среди женщин-журналистов можно выделить два наиболее распространенных в кинематографе образа.

Первый представляется властной, в определенной степени жестокой женщиной, способной пожертвовать многим ради карьеры и идущей к поставленной цели, невзирая на обстоятельства. В большинстве случаев подобные героини занимают высокий пост  в издательстве: они ревностно относятся к своим и чужим обязанностям, требуют от подчиненных соответствия внутреннему распорядку дня и безупречности во всем. В качестве примера можно привести образ Миранды Пристли, героини Мэрил Стрип  в фильме «Дьявол носит Prada», и Маргарет Тэйт, героини Сандры Буллок в фильме «Предложение». С одной стороны, этих персонажей объединяют надменность и деспотичность, с другой − уязвимость в межличностных отношениях вне стен работы. Стереотипность переплетается с психологизмом, порождая двуплановый образ: перед зрителем предстает закрепленный в сознании образ редактора с жестким характером, который отодвигает на второй план черты, характерные для женщины от природы. Тем самым в памяти остается образец руководителя, лишенного половой принадлежности и отличающегося мужской, железной хваткой.

Второй стереотип заключен в рамки девушки-мечтательницы. Сквозь призму юношеских иллюзий профессия журналиста представляется ей ничем иным, как бесконечным праздником души и тела. Глянец, брендовые  вещи, красивая жизнь и свобода самовыражения − вот основные причины прихода в профессию. Несерьезное отношение к своим обязанностям и беззаботность являются ключевыми составляющими этого образа. Так, Ребекка  Блумвуд,  героиня Айлы Фишер в фильме «Шопоголик»,  выступает наглядным примером такой журналистки. Безответственное отношение к собственной жизни распространяется и на работу, поэтому в представлении зрителя снижается значимость журналистики в целом и создается впечатление легкости и доступности этой профессии для каждого. Также в данном случае остается неясной причина формирования данного стереотипа: является ли он порождением кинематографа или отражением современного потребительского общества.

Стереотипный образ мужчины-журналиста – частое явление в современном кинематографе. Персонажи,  рождающиеся на съемочной площадке, настолько эмоциональны и выразительны, что у зрителя  не остается сомнений в правдоподобности и реалистичности образа. Здесь идет формирование стереотипа относительно половой принадлежности представителя СМИ. Рядовой зритель воспринимает журналистику как мужскую профессию, ключевой фигурой в ней становится герой циничный, подлый и грубый.  В этом направлении идет формирование образа репортера и фотожурналиста, которым присваивается такое качество, как беспринципность. Примером может послужить Стивен Гласс, герой Хейдена Кристенсена в фильме «Афера Стивена Гласса»: честолюбивый молодой человек,  пытающийся прославиться в журналистских кругах за счет написания громких статей.  Однако они оказываются впоследствии   ничем иным, как плодом фантазии вышеназванного героя.

Не менее ярким примером можно считать фильм «Папарацци», в нем фотожурналисты тоже предстают в негативном свете: в погоне за сенсацией они преследуют восходящую звезду боевиков Бо Ларами, из-за чего его семья подвергается риску. На этой почве разворачивается противостояние Ларами и  представителей прессы – очевидно, что большинство зрителей разделяют позицию первого. Наглость, отсутствие понимания рамок «частного - общественного»,  излишняя напористость – таковы негативные качества, положенные в  основу образа, созданного  в данном фильме.

Существует также третий, отличный от ранее описанных, способ изображения стереотипа журналиста,  который под влиянием обстоятельств и переосмысления ценностей жизни  обретает новые черты личности. Пол Кэмп, герой Джонни Деппа в фильме «Ромовый дневник», создает впечатление авантюристичного, неугомонного охотника за гротескными фактами,   склонного к свободомыслию и непостоянству. К тому же у персонажа наблюдается тяга к распитию алкогольных напитков (в большом количестве) при написании статей, что в сознании многих обывателей является непременным атрибутом (как и курение) человека творческой профессии. При этом Кэмпа отличают наблюдательность, способность критически воспринимать окружающую действительность – это ядро его мироощущения, которое в сложившейся ситуации, становится доминирующим. И в завершении картины он порывает с идеалами прошлого: «Но я предупреждаю мерзавцев этого мира. Мне чужды ваши интересы. Я буду говорить для людей – вот мое обещание».

Формирование стереотипных образов  может иметь неприятные  последствия как для представителей СМИ, так и для профессии в целом. Журналист – это медийное лицо, он постоянно находится в центре информационного пространства, поэтому важно то, в каком свете он представляется читателям/зрителям/слушателям. Крайне негативный облик может послужить причиной предвзятого отношения к работе конкретного журналиста и профессиональному сообществу в целом. Поэтому необходимо исследование в данной области, которое позволит выявить тенденцию к изображению образа представителя СМИ не только в кинематографе, но также в книжной и аудиопродукции. Тем самым можно будет получить модель журналиста будущего, к которой постепенно движется современное общество.

 

Дополнительная информация