Как «негазетное поколение» читает газеты

Жилавская И.В.
Московский государственный
гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

По результатам анализа информации из регионов по работе с детскими и молодежными СМИ (Сбор информации был осуществлен при поддержке Департамента молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ)

Cкачать статью в .pdf

Проблема молодежных СМИ актуализируется в разные периоды развития государства: от прямой цензуры и откровенного контроля в советское время до полного отрицания необходимости такого сегмента социальной адаптации молодежи, как это было в 2000-е годы. Подобный разброс в отношении к молодежным СМИ говорит о сложности самого явления – молодежь.

Сегодня в условиях информационного и технологического взрыва существенно трансформировались все социальные общности. Особенно многослойным стало понятие «молодежь». В сущности, оно утратило свое смысловое единство, поскольку даже возраст сегодня не позволяет однозначно охарактеризовать эту социальную группу. Раннее половое взросление, позднее вхождение в экономические отношения, социальное расслоение, обучение в течение всей жизни и т.д. – все эти и другие факторы способствуют процессу жесткой дивергенции (расхождения) социальных групп, общностей и субкультур, которые входят в понятие «молодое поколение».

Сложно понять, каковы структура, основные характеристики, роли в обществе многочисленных групп молодежи, не разобравшись в их внутренней иерархии и формах коммуникации. Это возможно сделать через анализ молодежных масс-медиа. Наша попытка увидеть весь спектр молодежных СМИ России позволила сделать некоторые выводы и рекомендации.

Для сбора информации во все регионы России было направлено письмо за подписью директора Департамента молодежной политики и общественных связей Российской Федерации Б.Б. Гусева с просьбой, подготовить информацию о молодежных СМИ, которые функционируют на территории региона. Создание базы «Молодежные СМИ России» стало уникальным совместным проектом Департамента молодежной политики и общественных связей РФ и кафедры журналистики и медиаобразования МГГУ им. М.А. Шолохова  (Форма справки – Прил.1)

Проект предполагает создание полной базы молодежных средств массовой информации, которые действуют сегодня во всех субъектах Российской Федерации. Подобная база российских СМИ создается впервые.

В базу входят как зарегистрированные, так и незарегистрированные печатные, электронные и цифровые СМИ – школьные, межшкольные, вузовские, районные, региональные, специализированные, корпоративные и проч.  Учет ведется по различным критериям – состав учредителей, тематика, периодичность выхода, охват аудитории, руководители и т.д. Полученная база уже позволила сделать некоторый анализ по регионам России о состоянии такого института масс-медиа как молодежные СМИ, его распространенности, поддержке власти и многим другим параметрам. При этом следует иметь в виду, что она не может быть использована для  социологического анализа молодежной аудитории, так как в ней не заложены многие параметры измерения медиаповедения аудитории.

Из 83 регионов РФ, справки по молодежным СМИ предоставили 47 регионов РФ (Алтайский край, Республика Адыгея, Астраханская область, Белгородская область, Владимирская область, Вологодская область, Воронежская область, Республика Дагестан, Забайкальский край, Ивановская область, Республика Калмыкия, Республика Карачаево-Черкесия, Республика Карелия, Республика Коми, Краснодарский край, Калининградская область, Камчатский край, Кировская область, Костромская область, Курганская область,  Липецкая область, Магаданская область, г. Москва, Ненецкий автономный округ, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Псковская область, Санкт-Петербург, Самарская область, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия Алания, Смоленская область,  Тамбовская область, Республика Татарстан, Томская область, Тюменская область, Республика Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ Югра,  Республика Хакасия, Челябинская область, Чувашская республика, Чукотский автономный округ, Ярославская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.)

По большинству регионов была получена расширенная полная информация. Однако некоторые ограничились копией официальной справки из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовой коммуникации (Татарстан). Специалисты Министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области направили письмо, в котором говорится о полном отсутствии детских и молодежных СМИ в регионе.

Об уровне понимания значимости молодежных СМИ для реализации поставленных перед органами молодежной политики задач говорит тот факт, что из 47 регионов Российской Федерации, представивших информацию, только у 20 регионов (42%) есть ответственный за развитие детских и молодежных СМИ. Кроме того, во многих регионах, например таких как Ярославская область, Саратовская область, Ростовская область, Новосибирская область, Хабаровский край, электронная почта департаментов молодежной политики не находится в интернете в открытом доступе, многие электронные адреса на официальных сайтах указаны неверно. Из-за отсутствия лиц, отвечающих в регионе за молодежную информационную политику, средства массовой информации для детей и молодежи существуют в ограниченном социально-политическом пространстве, замыкаются на проблемах своих субкультур, стихийно рождаются и неизбежно исчезают, никаким образом не влияя на решение молодежных проблем. Отсутствие ответственных за молодежные СМИ, координаторов этой работы естественно снижает уровень осведомленности власти о процессах, происходящих в молодежной среде, о лидерах в этой области, о том содержании, которое транслируется через молодежные СМИ, что говорит о неспособности управлять данными процессами.

В результате количественного анализа данных, полученных на этом этапе, в Российской Федерации (по 47 регионам) насчитывается порядка 3 600 наименований детских и молодежных СМИ. Информация об этих СМИ имеется в достаточно полном объеме (учредители, редакторы, тематика, тираж, периодичность выхода, объем вещания, контакты). Учитывая процентное соотношение и погрешности первого опыта сбора подобной информации, можно предположить, что всего в Российской Федерации на сегодняшний день насчитывается более 8 000 наименований детских и молодежных СМИ.  Если взять весьма условный тираж одного СМИ (вместе с электронными и сетевыми) – 1 000 условных экземпляров, то аудитория детских и молодежных СМИ в России составит более 8 млн. человек. Для сравнения, одна из самых популярных газет «Метро» (Москва) имеет тираж 470 000 экз., а ежедневный тираж «Московского комсомольца» – до 750 000 экз. Притом, что в стране численность молодежи составляет порядка 33 млн. человек, в среднем молодежными СМИ охвачены примерно 24% аудитории. При этом мы понимаем, что сетевое СМИ может иметь аудиторию, значительно превышающую условные 1 000 посещений.

Первым регионом, приславшим справку по молодежным СМИ, стала Челябинская область. Судя по предварительной статистике молодежных СМИ, полученной на основе анализа справок, можно сделать вывод о том, что слабо развиты детские и молодежные СМИ в Республиках Ингушетия, Калмыкия, Камчатском крае. Хорошо развиты детские и молодежные СМИ в Белгородской, Владимирской, Оренбургской областях, Москве, Ханты-Мансийском автономном округе, Краснодарском крае.

Самым распространенным видом молодежных СМИ в регионах являются печатные средства массовой информации. По полученным данным, в 47 субъектах Российской Федерации всего насчитывается 1791 наименований детских и молодежных  печатных СМИ, из них зарегистрированных печатных СМИ – 248, незарегистрированных – 1543. Подавляющее большинство – это школьные газеты. Только в одном Ханты-Мансийском автономном округе их более 100, в Омской области – 90, Самарской – 100, Оренбургской – 63. Средний тираж школьных и вузовских газет колеблется от 25 до 10 тыс. экз. В основном издаются газеты, в меньшей степени журналы.

Учитывая общее отношение молодежи к массовым общественно-политическим газетам, которые практически перестали существовать для молодежной аудитории, и мы сегодняшнюю молодежь называем «негазетным поколением», по нашим данным можно сделать вывод, что в системе масс-медиа есть устойчивый сегмент печатной прессы, который при профессиональном подходе способен для молодежи играть роль надежного, принимаемого аудиторией источника информации. Естественно, здесь есть проблема весьма прохладного отношения студентов вузов к своим официальным корпоративным СМИ. Но это вопрос доверия к руководству вузов и степени открытости медиаинформационной среды образовательного учреждения. К тому же, как показало наше исследование, сегодня студенческие СМИ возникают на уровне отдельного факультета, как например, газета «Катарсис» факультета психологии ВятГГУ или газета «В движении» факультета экономики и права Чебоксарского политехнического института. Есть школьные газеты, которые выпускает отдельный класс, как, например, «Школьная газета» 2-го «З»  школы № 30 Сыктывкара.

Количественная разница между печатными и цифровыми СМИ огромна. Зарегистрированных цифровых СМИ представлено – 40, незарегистрированных – 429, всего детских и молодежных цифровых СМИ по данным из 47 регионов – 469. Никакая компьютеризация пока не решает проблемы доступности масс-медиа для молодежи. У 40% молодежных СМИ нет своего электронного адреса, а у отдельных – даже телефона.  В некоторых регионах цифровые СМИ не представлены вообще (Республика Адыгея, Магаданская область, Республика Татарстан). Это, конечно, не означает, что в регионе нет молодежных сайтов, порталов и других цифровых ресурсов. Они есть, но нет системы работы с ними.
Также недопустимо мало в регионах России детских и молодежных телевизионных и радиопрограмм. В абсолютном большинстве вместо полноценного телевизионного канала или радиоволны наблюдаются небольшие по времени детские программы на «взрослом» телевидении. Причиной тому недостаточное финансирование детских и молодежных радио и телевидения. Затраты на оборудование большие, а доходов практически нет, что естественным образом снижает интерес частных лиц к созданию молодежных медиапредприятий. 

Одним из путей выхода из этой ситуации является путь создания вузовских телеканалов. При сочетании достаточно мощных медиаресурсов вузов, привлечения профессиональных специалистов и наличия бесплатной рабочей силы в виде студентов во многих высших учебных заведениях создаются высокого уровня творческие студии, лаборатории, настоящие телевизионные каналы, такие как в Южноуральском государственном университете, Томском, Тольяттинском, Владимирском и ряде других. Системно и поступательно разворачиваются и школьные телестудии. При разумном подходе к этому сегменту молодежных СМИ, определенной организационной и финансовой поддержке, данное направление масс-медиа могло бы стать серьезным интегративным и конкурентоспособным средством массовой коммуникации федерального уровня, покрывающим всю территорию Российской Федерации.   
Качественный анализ полученной информации дает возможность сделать некоторые выводы по составу учредителей. Несмотря на то, что подавляющее большинство учредителей молодежных изданий областного и краевого уровня – это региональные органы молодежной политики, растет число СМИ, где учредителями становятся частные предприниматели, общества с  ограниченной ответственностью. В целом предприниматели пока настороженно относятся к молодежному медиабизнесу, считая его рискованным и малоприбыльным. Всего по нашим данным, не более 10% молодежных СМИ учреждены коммерческими структурами или частными предпринимателями. Тем не менее, примеры достаточно успешного опыта есть. Это газета для студентов высших учебных заведений Москвы и С.-Петербурга «Гаудеамус», «Молодежный вестник Кубани» (Краснодарский край), волгоградская детская телевизионная программа «Сами с усами» (учредитель – ООО «Детская академия телевидения и творчества»), целая серия успешных медиапроектов  Издательского дома «Эпоха» (Дагестан), независимая молодежная газета «Самостоянье» (Смоленск), детский журнал «Барсик» (учредитель ООО «Ника-Пресс», Владикавказ), молодежный журнал «Кампус» (учредитель ООО «РИЦ Северо-Восток», Москва) и т.д.

Многие молодежные СМИ поддерживаются некоммерческими организациями, благотворительными фондами. Студия молодежной информации «Наш голос», которая вещает 24 часа в сутки, существует при содействии Фонда «Поколение» Андрея Скоча.  Автономная некоммерческая организация «МОСТ» участвует в издании 10 тысяч тиража газеты «Молодежный акцент» (Самарская область). Благотворительный фонд поддержки детского творчества «Эрассик» помогает Школе молодого журналиста «Эрассик» (Владикавказ). Учредителем школьной детской газеты «Respublik tims» является детская общественная организация «Республика школьная» (п. Междугорный Оренбургской области). Антинаркотический фонд «Южный щит» издает молодежную антинаркотическую газету «Молодежь Калмыкии против наркотиков».

Есть примеры поддержки молодежных СМИ представителями духовенства. Как единичные случаи учредительства молодежных СМИ встречаются библиотеки, хотя для них форма работы с молодыми читателями в виде медиаобразовательных проектов была бы чрезвычайно эффективной. 

Как важную примету времени следует отметить пока еще редкие случаи регистрации молодежных сайтов как сетевых СМИ. В частности, свидетельство о регистрации электронного СМИ имеет Молодежная Интернет-газета «Территория», которую выпускает АКОО «Молодые журналисты Алтая». Как современный и весьма перспективный вид СМИ в молодежной среде, можно назвать группы в социальных сетях, такие как группа «ВКонтакте» Андрея Олеговича Чванова села Большая Глушица Самарской области, блог «Живой родник» Заволжского  лицея Ивановской области.  Этот сегмент масс-медиа требует отдельной фиксации, поскольку за счет него молодежная аудитория может быть значительно расширена.

Однако подавляющее число учредителей детских и молодежных СМИ – это региональные и муниципальные органы власти – молодежной политики, информационной политики, а также учреждения образования. Например, Правительство Воронежской области входит в состав учредителей сразу трех изданий – газеты «Молодой коммунар», «Ворон и Ёж» и «Коммунарочка» – приложение к общественно-политической газете «Молодой коммунар». Подобная практика в сегодняшних обстоятельства отчасти решает проблему молодежных СМИ, однако стратегически не позволяет этому сегменту масс-медиа развиваться самостоятельно.

Недостаточно учитываются в региональных молодежных СМИ особенности национальной культуры. Только в отдельных регионах отмечены молодежные издания, телепрограммы и радиопередачи, которые печатаются или вещают на национальном языке, в частности, журнал на адыгейском языке «Жъогъобын» («Созвездие»), в Карачаево-Черкессии, Союз писателей и АНО «Редакция детского журнала Радуга» издают детский журнал «Лэгъупэкъу» (Радуга) на черкесском языке, есть также детские журналы  на карачаевском, абазинском, ногайском языках. Их тиражи от 1 200 до 4 000 экз. 

На основе предварительных данных, полученных от специалистов региональных органов молодежной политики РФ о наличии и состоянии детских молодежных СМИ, можно сформулировать несколько выводов.

Следует укреплять сегмент молодежных СМИ в системе российских масс-медиа, имея в виду огромный ресурс потенциальной аудитории. Совокупный единовременный тираж этих средств коммуникации по самым скромным подсчетам составляет более 8 млн. человек. Необходимо всячески способствовать применению в молодежных СМИ новых информационных технологий, творчески использовать социальные сети, блоги и другие платформы новых медиа. Следует продумать механизмы привлечения молодых предпринимателей в молодежный медиабизнес через конкурсы, тендеры, бизнес-стартапы, сознание бизнес-инкубаторов, школ молодых медиапредпринимателей и т.д. В отдельном профессиональном анализе нуждаются молодежные сайты, блоги, социальные сети и другие виды новых медиа, которые становятся средой обитания для молодежи. Для системной работы в области молодежных СМИ следует вести постоянный мониторинг региональных молодежных средств массовой коммуникации. Регулярные исследования, анализ ситуации и корректировка действий позволят выстроить эффективную систему управления молодежными медиаресурсами и организовать в информационном пространстве медиасреду, альтернативную деструктивным силам и направлениям.

Дополнительная информация