Культурологический подход к проблеме медиареальности и медиакультуры

И.В. Челышева
Таганрогский государственный педагогический институт
имени А.П. Чехова
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров", лот 5 - "Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук"; проект "Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами", руководитель проекта - А.В.Федоров).

В статье рассматриваются трансформационные процессы развития  медиареальности, роль человека в конструировании медийных образов. Исследуется проблема репрезентации медийной реальности в произведениях отечественной и западной массовой медиакультуры.  Автором анализируются процессы создания медиареальности, ее функционирования в социуме, влияния на восприятие, сознание  и деятельность человека.  

Ключевые слова: медиареальность, медиакультура, медиаобраз, репрезентация медиа  

CULTURAL STUDIES APPROACH TO MEDIA CULTURE AND MEDIA REALITY

Chelysheva I. V.

In article are considered media reality developments, a role of the person in designing of media images. The problem representation a media reality in products to domestic and western mass media culture is investigated. The author analyzes processes of creation of a media reality, its functioning in society, influences on perception, consciousness and activity of the person.  

Keywords: a media reality, media culture, a media image, media representation.

Скачать статью в .pdf

Термин «информация», который пришел из кибернетики, предполагает абсолютную объективность, отсутствие субъективных искажений и пристрастий, фактичность и математически корректные описания. Однако такое «информационное общество» остается мечтой, утопией, которую некогда нарисовала американская социология индустриализма. Медиареальность представляет собой искусственно созданный культурный мир, результат столкновения реализуемых в СМИ культурных проектов, продукт глобального коллективного творчества. «реальность … полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир» [1, с. 351]. Полное неприятие   или некритическое отношение к этому миру – крайности, между которыми лежит  реальная позиция реципиентов медиакультуры.  

На современном этапе технологии конструирования  медиареальности как формы современного культурного творчества заслуживают  пристального внимания. Результатом развития СМИ становится насыщение рынка зрительских интересов, следствием - разделение каналов по тематике, аудиторному, адресному, национальному, территориальному, временному и другим признакам. Появившись как средства для передачи информации, коммуникации, медиа все активнее присваивают себе  функцию  создания  культурной  среды человека, «сотворения мира», ничуть не менее реального в восприятии, чем природный. Имитация реальности представляется  реципиенту  медиакультуры  значительно более  реальной, чем  реальность «природная», «естественная». Поэтому можно согласиться с мнением А.В. Костиной о том, что современный масскульт «выступает как средство реализации не столько гедонистических и рекреационных, сколько идентификационных и адаптационных стратегий, закрепляя существующую в обществе социальную иерархию через символически значимое культурное потребление и способствуя стабилизации общественной системы через конструирование особой виртуальной надстройки над реальностью» [2, с. 18].

К «собственному значению» масс-медиа, по всей видимости, можно отнести медиатизацию всего современного общества, небывалый рост потока информации во всех сферах  - экономике, политике, образовании, культуре и т.д. Сюда же можно причислить возникающие в современной социокультурной ситуации противоречия, которые заключаются стремительном освоении медийного пространства молодежью в отличие от старшего поколения.

Сложность и противоречивость медиареальности как продукта и, одновременно, результата и среды медиа связаны с трансформационными процессами, происходящими под влиянием социокультурных, экономических и многих других факторов. Феномен медиареальности является сегодня предметом изучения культурологии, филологии, психологии, педагогики, теории коммуникации, истории, философии, политологии, социологии и других наук.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования  позволяет заключить, что при достаточно пристальном внимании к различным культурологическим, философским, социологическим, психологическим, педагогическим и др. аспектам проблемы медиа, медиакультуры, остаются открытыми сложные вопросы о философско-культурологическом осмыслении медийной реальности: ее культурогенезиса,  места и назначения человека в медийном культурном  пространстве, освоения поликультурного поля медиареальности, проблем культуры  восприятия, анализа, использования образовательного, воспитательного и развивающего потенциала мира медиареальности. Сегодня становится ясно, что осмысление проблемы медиареальности тесно связано с развитием культуры, духовным развитием человека.

Характеристики сущности современного понимания медиа- и виртуальной реальности в широком смысле слова могут быть представлены как опосредованные проявления человеческого сознания, происходящие в результате взаимодействия с медиасредой под влиянием социальных, культурных, мировоззренческих и многих других факторов. К главным свойствам медиареальности, как и реальности виртуальной относятся возможности визуализировать мысли, состояния, образы, придавать им парадоксальный характер, сжимать время, пространство, изменять смысловое содержание визуальных образов.

Анализ определений виртуальной реальности, позволяет заключить, что ее понятийные рамки могут варьироваться от достаточно широкого понимания, как, например, создания искусственной модели виртуального мира, до узкого, связанного с компьютерными  технологиями. И проблема, по-видимому, заключается не столько в самой виртуальной реальности, сколько в том, какие социокультурные смыслы вкладывает человек в это понятие, попадая в виртуальный мир, так как  при помощи виртуальной реальности возможно создание диаметрально противоположных виртуальных моделей     со своими знаками, символами, образами.

Возможности виртуальной реальности стали способом освоения социокультурного пространства. Еще в появления фотографии визуализированный виртуальный образ был способен создать зрительную модель реального мира. Сегодня существуют виртуальные картинные галереи, выставки, музеи, библиотеки и т.д. Общение с электронным гидом на виртуальной экскурсии стало вполне обычным занятием.  Достоверность объектов виртуальной реальности достигается путем симуляционных возможностей, значительно расширяющихся одновременно с совершенствованием технологии медиа.

Изучение понятий и характеристик виртуальной и медийной реальности  позволяет сделать вывод о том, что их понимание объединяют возможности конструирования ментальных моделей мира при помощи, включения человека в процесс его функционирования на основе медиакоммуникации. При этом, виртуальная реальность выступает как еще одна возможность конструирования реальности при помощи Интернет и компьютерных мультимедийных технологий.  

Основные свойства медийной и виртуальной реальности, которая приобретает в современных условиях не столько технологический, сколько «метафорический характер», заключаются в способности выступать симуляционным субститутом реальной действительности. Это находит свое проявление в визуализации различных мысленных образов, состояний,  задавать свое время и пространство могут проявляться как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Информационно-коммуникативное пространство медиакультуры репрезентует в современных условиях  разновекторные дискурсы, влияющие на систему ценностей и формирующиеся  как версии медиареальности.  Отсюда, возникает несколько подходов к масс-медиа и медиакультуре, предопределяющих различные акценты анализа медийной реальности, выступающей как новый тип социокультурного пространства.

Медиареальность, выступающая как продукт и результат функционирования медиакультуры, как новый тип социокультурного пространства, определяется характером взаимодействия медиасреды и человека. Содержательным компонентом массовой коммуникации выступает информационный поток, сопровождающий языково-символические формы выражения, технические каналы и современные, постоянно модернизирующиеся  средства выявления, обработки, хранения и распределения информации.

К важнейшим свойствам системы массовых коммуникаций, где каждая «отдельная коммуникация является и средством коммуникации и самим сообщением», относится способность быть интегратором культурной среды, полионтологичность,  способность отражать реальность, причем выступать одновременно  зеркалом и  особой  фор-мой реальности. Репрезентация реальности ориентируется не на отражение, а на производство собственных событий, которые заключаются в изменении структуры организации информации.

Современные читатели, зрители, пользователи медийных продуктов самого разного качества, переходят сегодня в разряд потребителей медиа, или, как их все чаще принято называть – коммуникантов, выступающих субститутом «голливудского репликанта в системе «реальных» отношений». Являясь актуальной формой интерсубъективности, коммуниканты «неотделимы от средств коммуникации, как минотавр неотделим от лабиринта, а кентавр – от продуктивной силы воображения. Они создают среду в той же мере, в какой медиасреда создает коммуникантов» [3, с. 27]. Для современного мира потребителей медиапродуктов характерна мозаичность восприятия, подмена творческого освоения мира  подражанием, размытость эстетических границ между реальностью и виртуальным пространством экрана, что влечет за собой  смещение духовно-нравственных и ценностных представлений о мире культуры.

В трансформационных процессах преобразования реальности в ее визуальную (аудиовизуальную) модель,  в качестве коммуникатора участвует виртуал, который обеспечивает рождение новых связей. Виртуальная реальность в этом смысле представляет собой мир активных коммуникаций, т.е. со-бытийность.

Необходимость обращения к мифу создается стремлением создать цельный образ из мозаичных образом медиареальности. Мифологическая основа проявляется во всех жанрах медиакультуры и находят свое отражение в медиакультуре. современные мифы медийной реальности берут свое начало в  классической мифологии и сказочных сюжетах. Однако особенностью современного мифа, характерной, в том числе, и  для современной  медиареальности, выступает его «пустота». После того, как миф лишается архетипа, он становится пустым. События такого мифа постоянно происходят в непрекращающемся настоящем. Использование терапевтических, компенсаторных механизмов становится важным компонентом современных мифологических  медиаобразов,  а главным средством передачи, трансляции мифа выступает произведение медиакультуры, которое, собственно и предлагает аудитории мифологизированную реальность.

Создание разнообразных по своей структуре, но сходных по репрезентативному предназначению образов присутствует практически во всех конструкциях медиареальности. В результате восприятия медиареальности  множественность образов складывается в определенную модель – модель медиареальности.

У каждого человека в течение жизни складывается  определенная картина мира – ментальная модель, состоящая из множества образов. С течением времени, сменой эпох, развитием общества содержательные компоненты этой картины меняются. При создании модели медиамира у человека нет реальной опоры, на основании которой он смог бы сконструировать свою модель, поэтому он обращается к образам-симулякрам, которые, в свою очередь, далеко не всегда складываются в единое целое. Медиареальность представляет собой мысленную семиотическую модель, причем структура и качественные характеристики ее зависят от множества факторов – личного опыта, уровня восприятия, эмоционального состояния и т.д. Тогда можно предположить, что эта сугубо индивидуальная модель имеет непрерывно динамический характер, способна к трансформации.     
Размышление о реальности и создаваемой картине мира всегда была частью общественно-исторического развития и важной составляющей философского знания.  Идеи мыслителей о восприятии мира во всем его многообразии, возникающих у человека образов мира, могут рассматриваться как предвестники осмысления  медиареальности, которая играет значительную роль в жизни каждого современного человека. Медиареальность выступила как порождение социальной реальности, и, следовательно, потребовала от человека осознания того, как происходит репрезентация мира в этой новой для него реальности.

Теория познания в философии Нового времени обращается к осмыслению природы реальности в контексте выявления материальной или имматериальной ее сущности. Главными задачами на рубеже XVII-XVIII выступали  теоретико-познавательная и  гносеологическая задачи:  совершенствование разумного познания с помощью методических правил и осуществление разумного контроля над страстями и волей. В учениях Р.Декарта, Ф.Бэкона  и Дж.Локка реальность связывалась с познанием мира. Самый существенный вклад в познание мира реальности как ощущений,  сделавшим попытку развить идею репрезентативности, стал Джордж Беркли. Реальность стала связываться с восприятием, который позволяет воспринимать мир в ощущениях.

Идея Дж.Беркли о восприятии   реальности через ощущения нашла свое воплощение в дальнейшем развитии индустриального мира, способствовала возникновению совершенно иной картины мира. Одним из центральных понятий философии Джорджа Беркли выступал образ, процесс его воспроизведения в сознании. Беркли доказал, что восприятие реальности представляет собой субъективный процесс, позволяющий познавать реально существующие предметы и явления окружающего и конструировать те объекты, которые относятся к фантазии, воображаемому миру.  Субъективизация становится одним из принципов конструирования собственной картины мира – религиозной, мифологической, языческой и т.д. С этого времени начинается осмысление культурного и природного начала в жизни человека. 

ХIХ век ознаменовался развитием машинного производства, которое позволило человеку ощутить свою мощь и могущество перед силами природы, а также перед самой машиной. Развитие науки, техники, производства способствовало рождению человека экономического (homo  economicus). Отчуждение человека от мира природы и замена естественной среды на среду производства приводит к тому, что он становится частью производственной системы, создающей мир вещей. Метафизический вопрос о первичности материальной (духовной) реальности, который активно обсуждался материалистами и идеалистами постепенно стал терять свою актуальность к концу Х1Х столетия. Это было связано с рядом важных научных открытий, которые изменили представления человека о мире реальности.

Возникло новое основание интерпретации реальности, связанное с семиотическими представлениями. Начиная с философского учения Ф. Ницше, познание реальности связывается с языком, приобретающим самостоятельное значение самодостаточного многослойного феномена.  Соответственно, конструирование мира связывается не с трансцендентальной субъективностью, а со структурой языка. Становится очевидным, что для того, чтобы познать реальность, нужно изучить ее язык. Это послужило началом «лингвистического поворота» - перехода от философии сознания к философии языка.

Поскольку человека теперь интересует не сам мир, в котором он живет, а проект мира, объектный тип рефлексии разрушается. Натуралистическая идеология природознания уступает место активистской идеологии природотворчества. В XIX веке значительно активизировался  интерес к культурам разных народов, этносов. Становится очевидным, что каждая культура отражает мир по-своему, имеет свои специфические особенности. Целостное понимание культуры подвергается сомнению.

Дальнейшая дифференциация профессий, быстро прогрессирующее разделение труда, дробление производственного процесса на мелкие операции, – все это привело не только к окончательному разрушению «естественной» целостной картины мира, но и к разрушению целостного видения мира предметов и явлений действительности. Движение к многообразию наблюдается во всех областях жизнедеятельности человека – в экономике, культуре, искусстве, образовании и т.д.

Утрата  индивидуальности, собственной экзистенции приводит к  потере истинных ценностных смыслов.  Мир синтетических образов и знаков, утрата традиций культуры заменяется заботой, которую готова предоставить медиареальность. Трансформируя понятия времени и пространства, медиареальность постепенно принимает средовый характер. Расширение информационного поля способствует возникновению фрагментарной модели мира, в которую без особого труда вплетаются образы медиареальности. «Радикальный гедонизм»  не позволил достичь того ощущения счастья, к которому, как казалось, ведет весь путь цивилизационного развития ХХ века. Научно-технический прогресс не только позволил пользоваться благами цивилизации, но и способствовал возникновению глобальных экологически и  социокультурных  проблем.

Возникновение визуального образа медиареальности, который виделся человечеству как возможность скопировать реальную действительность, сделал возможным искажать до неузнаваемости любое событие. Кодированная информация, симуляция, опора на коллективное бессознательное  – все это также является продуктом  медиареальности.  Приходит время перехода к отношению третьей и четвертой фаз развития симулякра. Первая фаза характеризуется отражением при помощи образа некой существующей реальности, вторая – образ маскирует и искажает реальность. Третья фаза развития образа сопровождается также маскировкой, но уже не реальности, а ее отсутствия. И, наконец, четвертая фаза наступает, когда образ не имеет отношения к реальности, являясь образом самого себя, то есть симулякром.

Внедрение техники в социокультурные процессы  изменяет характер проблемного поля культуры. В нее все активнее включаются процессы, связанные с информацией, а позже – и сами произведения, созданные на основе техники, приобретают статус синтетических медиаискусств (произведений медиакультуры). 

Своеобразие отечественных исследователей проблем культуры,  реальности, осуществления взаимодействия человека с новым, зарождающимся миром медиакультуры, связаны с духовным развитием человека, стремлением к гармонии, самопознанию, диалогу как с внешним, так и с внутренним миром человеческой сущности.    Доминирующей позицией русских мыслителей о бытии человека в мире связаны с религиозным пониманием мира «всеединства», идею Бога как первоисточника реальности, тесно связанного с миром человека, познание мира через познание красоты.

Расширение культурного пространства, процессы аккультурации во многом предопределили  взаимодействие  культур,  нашедшие отражение и в философско-культурологических подходах к проблеме диалога. Коммуникация, диалог становится одной из главных тем в  осмыслении культуры ХХ века. Диалогическое общение, взаимодействие, взаимодополняют друг друга,  позволяют  рассматривать специфику художественного эстетического отношения как понимания себя и «Другого» через произведения культуры.

Развитие культуры тесно связано с умножением семиотических коммуникаций. Иллюзорный мир медиареальности, где «другое притворяется тем же самым», пространство и время становятся взаимообратимыми,  определяют его состояние как постоянное настоящее. Многослойный и семиотически неоднородный текст, которым, собственно говоря, выступает и текст медиареальности,  способен вступать в сложные отношения как с окружающим культурным контекстом, так и с аудиторией. Соответственно, медиареальность открыта для множества смыслов,  предстает в единстве явных и неявных, невербализированных значений, буквальных и вторичных, скрытых смыслов.  Именно поэтому медиатекст, как и текст художественный, способен выдавать различную информацию – каждому в меру его понимания,  именно ту, в которой он нуждается, и к восприятию которой подготовлен. От изучения языка текста семиотическое знание переходит и к языку кинореальности:   для того, чтобы осознать медиареальность не как копию мира, а стать участником активного воссоздания настоящей  жизни, необходимо научиться  понимать язык медиареальности.

В условиях острой борьбы происходит столкновение альтернативных видео- и медиапроектов, изображающих прошлое, настоящее и будущее. Все более значимая роль в телепроектах, кинематографическом искусстве, сетевых сообществах и т.д., отводится личности автора, толкователя, интерпретатора, выстраивающего картину медиареальности. В процессе освоения  медийной реальности все более важное значение играет  аудитория – зрители, читатели, пользователи. В процессе, например, просмотра фильма, каждый зритель погружается в индивидуальный мир медиареальности, конструирование которого связано с его личным опытом освоения мира, жизненной позицией, мироощущением и т.д.

Экранная медиакультура становится самым популярным способом показа моделей медиареальности. С развитием  и совершенствованием технологий кинематограф и телевидение начинают присваивать себе новые функции, существенно расширяя возможности конструирования медиареальности: полиэкранность, гипертекстуальность.

С возникновением мира виртуальной реальности, у человека появились новые возможности для коммуникационного обмена, получения социокультурной информации. Эти возможности оказывают значительное влияние на изменение характера общения, который носит все более сжатый во времени характер, трансформируется подменой коммуникационными связями.
Несмотря на иллюзию полной свободы при конструировании моделей виртуального мира, человек, в сущности, является лишь ее оператором, так как волен действовать только в рамках определенной программы.  

Постепенно по мере своего бурного развития масс-медиа - телевидение, радио, пресса из трибуны просвещения, истины в последней инстанции, превращается в пространство дискуссии, где имеют право на существование любые, даже диаметрально противоположные мнения. Итогом становится принцип абсолютной свободы конструирования реальности. Конструирование медиареальности приобретает профессиональный характер и  становится прибыльным делом и важной составляющей общественной идеологии, меняет мироощущение и восприятие человека, средой которого становится медиальное пространство и время. «Общество потребления» накладывает свой отпечаток не только на мир вещей, но и на мир медиареальности: появляются медиапродукты, медиауслуги.

С развитием медиатехнологий расширяются приемы манипулирования общественным мнением. Медийная манипуляция ориентирована на проникновение в бессознательное с целью актуализации имеющихся  архетипических структур, пробуждения  эмоциональных механизмов.

Все усложняющаяся структура функционирования медиакультуры оказывает все более значимое влияние на формирование экономического, социокультурного контента, сферой индивидуального  и коллективного представления о мире реальности. Нелинейное и разнонаправленное представление о времени и пространстве, продуцируемое масс-медиа, представляет собой  «вечное настоящее» открывает возможности существования в поликультурном поле медиареальности.  В этих условиях важной задачей  становится сохранение культурной самобытности человека, социализация в культуре медиареальности,  сохранение собственной субъективности,  соотнесение реального Я с виртуальной личностью (образом), определения границ между самопрезентаци¬ей, симуляцией и самоактуализацией человека в медиареальности  и т.п.
Не только наблюдение, но и конструирование образов медиареальности  существенно меняет представление человека о мире, в который вплетаются понятия  виртуальных вещей, виртуального познания, виртуальных смыслов, виртуальных ценностей и т.д. Иллюзорные модели медиареальности, предлагаемые современным масскультом, не в состоянии воссоздать целостную картину мира, способствующую духовно-культурному росту людей, обогащению их  эмоционального мира впечатлениями и переживаниями высшего порядка. Поэтому в современных условиях определяющее значение получает не столько владение знанием, информацией, сколько способами ее реализации и творческого освоения. Актуализируется проблема духовных, нравственных детерминант личности, формирующих ненасильственное отношение к окружающему миру в целом.

Стандартизация, унификация тиражируемость – все эти характеристики могут быть отнесены к современной медиареальности, активно продуцируемой медиакультурой. Поэтому истинное обретение смысла культуры сегодня неразрывно связано с процессом межкультурной  коммуникации, диалогом, позволяющим человеку понять свое Я и определить социокультурные и ценностные приоритеты в мире медиареальности. Со-творчество создателей медиареальности и аудитории осуществляется не только в процессе создания творческих медиапроектов, но и процессе анализа произведений медиакультуры различных видов и жанров.

С развитием манипулятивных технологий актуализируется необходимость критической оценки медиареальности.

Изучение и освоение медиареальности, установление социокультурных связей между человеком и медиакультурными процессами современности осуществляется в процессе медиаобразования. Основной целью медиаобразования выступает изучение закономерностей массовых коммуникаций, взаимодействие человека в  мире медиа, освоение языка средств массовой информации, овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств и современных информационных технологий.

Медиаобразование становится в современных условиях  социокультурным явлением, частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию,   является инструментом поддержки демократии.  Медиаобразование позволяет человеку овладеть способностями использования медиа в коммуникации; обеспечивает  знание того, как анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;  интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Учитывая, что прирост потока информации  происходит в геометрической прогрессии, становится очевидным, что важным становится не только получение знаний о мире, но и умение их самостоятельного расширения. В связи с этим возрастают возможности  непрерывного образования и самообразования, для которых медиаресурсы играют и будут играть в ближайшем будущем основополагающую роль. И здесь не только дело в постоянно расширяющейся информационной базе, которой располагает медиапространство, но и возможности для межкультурной коммуникации, сохранение и умножение лучших культурных традиций.

Социализация и инкультурация человека в культуре медиареальности тесно связана с процессом со-творчества, вступления в диалог на личностном, культурном, социальном уровне. Именно культуротворческий подход к осмыслению медиареальности становится доминирующим условием самопознания и обретения себя в мире медиакультуры. Развитие медиатехники лишь создает основу для реализации  творческих идей в медиареальности. Использование же этих возможностей зависят от  нравственных, социокультурных, духовных оснований личности. Поэтому в современных условиях можно говорить о процессе медиаинкультурации, представляющей собой процесс приобщения человека к культуре медиа, определяющий диалогическое взаимодействие человека с медиареальностью.
Итак, медиареальность, представляющая собой новый тип социокультурного пространства, оказывает все более значительное влияние на современного человека, представляя все новые модели окружающего мира. В процессе культурогенезиса феномена медиареальности, начиная с наивно-реалистических представлений о реальности, и заканчивая современными представлениями о визуальной, аудиовизуальной и виртуальной реальности было выявлено, что на всех этапах своего развития репрезентация медиареальности была тесно связана с социокультурным развитием общества. Интерпретация реальности во многом определяется политическими, идеологическими, социальными, культурными и другими факторами.  Личное восприятие реальности обусловлено также жизненным опытом, ценностными приоритетами, мировоззренческими установкам и личности. Медиареальность  - это  не только «мыльные оперы», но и богатое наследие мировых культурных шедевров, многие из которых, кстати сказать, сохранены благодаря цифровым форматам и информационным технологиям. Поэтому одним из путей  самопознания человека в мире медиакультуры становится культуротворческий подход к осмыслению медиареальности. Таким образом, медиареальность представляет собой социокультурный феномен, способствующий формированию  приоритетов в восприятии картины мира. 

Примечания

  1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 
  2. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006.
  3. Савчук В.В. Медиафилософия: формирование дисциплины //Медиафилософия: основные проблемы и понятия /Под ред. В.В. Савчука. СПб.: Санкт-петербургское Философское общество 2008. С. 7-40.



Дополнительная информация