Медиаповедение молодежной аудитории в условиях дивергенции

И.В. Жилавская,
Московский государственный гуманитарный
университет им. М.А. Шолохова

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Статья посвящена проблемам взаимодействия новых медиа и молодежной аудитории. Дается представление о видах медиаповедения молодежной аудитории, таких как инстинктивное, условно-рефлекторное и осознанное.  Раскрывается понятие «дивергенция» применительно к медиасфере.

Ключевые слова: медиаповедение, дивергенция медиаповедения, молодежная аудитория, новые медиа, информальные медиа.

DIVERGENCE OF MEDIA BEHAVIOR OF MODERN YOUTH

Zhilavskaya Irina V.
M. A. Sholokhov Moscow State Humanitarian University
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Summary
Article is devoted to problems of interaction of new media and youth audience. It is provided the notion about different types of media behavior of youth audience, such as instinctive, conditioned-reflex and conscious. The concept «divergence» reveals with regard to media sphere.

Keywords: media behavior, divergence of media behavior, youth audience, new media, informal media.

Cкачать статью в .pdf

Современная цифровая революция, как перевод всех видов информации в цифровую форму, стала результатом настойчивых попыток человечества прорваться через ограничения пространства и времени, найти простой и универсальный способ глобальной коммуникации, создать интуитивно понятный интерфейс бытия.

Для решения этой космического масштаба задачи потребовались более совершенные каналы доставки информационных потоков, иные, не существовавшие ранее, способы организации информационного обмена, которые повлекли за собой рождение новых медиа. Наряду с такими известными медиумами как речь, книга, кино, музыка, театр, традиционные СМИ, появились новые: мобильная связь, интернет, цифровое телевидение, видеоигры, подкасты и т.д. Все они несут в себе коммуникативные и социальные изменения, которые в большей степени затрагивают такую чрезвычайно подвижную и пластичную социальную группу как молодежь.

По данным ВЦИОМ 2011 года  установлено, что в России насчитывается примерно 51 миллион работающих компьютеров. Каждый третий житель страны – пользователь сети интернет. Среди них около 8 миллионов – дети и подростки до 14 лет. 36% авторов текстов в глобальной сети в возрасте от 14 до 25 лет.

Для сравнения: для американских подростков использование интернета является практически универсальным; 95% из тех, кому 12-17 лет, постоянно находятся в сети. Процент использования интернета среди американских школьников выше, чем среди взрослого населения (по состоянию на август 2011 года, 78% всех взрослых американцев ежедневно выходят в интернет). 

Компания Google обнародовала отчёт «Мобильный Интернет в России» (2011 г.),  в котором проанализирован рынок мобильных устройств и их проникновение по регионам России. Сообщается, что в стране насчитывается около 40 млн. пользователей мобильного интернета и их число продолжает расти. Дети с 12 лет и выше составляют 30-40% пользователей мобильной связи.

Интернет и другие новые медиа для юных пользователей из технических средств коммуникации превращаются в особую социальную среду, которая существует в виртуальной форме. Группы и сообщества в социальных сетях, компьютерные игры, которые постепенно вытесняют традиционные виды досуга, фильмы, музыка, чувства и отношения, весь вещественный, материальный мир – все это конструируется из фрагментов, существующих в цифровом формате. В условиях комфортной для молодого человека цифровой среды, он быстро и легко адаптируется к ней, принимает ее правила существования. При этом с одной стороны, новые медиа влияют на молодых пользователей, с другой, медиа сами порождаемы цифровым поколением.

Большинство молодежи рассматривают интернет как естественную среду обитания, как воздух, которым дышат. Он может быть чистым, как после дождя, либо загазованным и полным вредных веществ. Для старшего поколения медиасреда безнадежно непонятна и в силу этого, если не враждебна, то, по крайней мере, не дружелюбна, она не отвечает традиционным представлениям о культурных и духовных ценностях, которые выработало человечество.  И в этом противоречии заложены многие ответы на непростые вопросы взаимоотношений нынешних поколений. 

Трансформации, происходящие в обществе под воздействием новой медиасреды, привели к закреплению в сознании молодежи таких ценностей как право на свободу общения и самовыражения, на доступ к материальным  благам и свободу перемещения, право на уважительное отношение к своим особенностям и потребностям, к личной жизни и личному времени. Это ценности нового свойства, рожденные новой эпохой. И если традиционные масс-медиа подчиняются законам общества массового потребления и формируют унифицированный, примитивный тип личности, то новые медиа следуют логике постмодерна, где каждый человек произвольно выбирает собственный уникальный стиль жизни с его идеологией, ценностями и инструментарием и создаёт свою индивидуальную  реальность.

Новые медиа позволяют молодежи решать актуальные для нее задачи: связи с открытым миром, для внешней и внутренней коммуникации, для самовыражения, которое сегодня становится одной из важнейших ценностей, для управления собственными ресурсами и самоорганизации и, наконец, для реализации тех прав и свобод, которые приобретены ею в процесс развития общества.  

У молодежи, как и у любой другой социальной группы во взаимодействии с медиа прослеживается определенное медиаповедение, которое характеризует ее как часть стратифицированного сообщества. Под медиаповедением мы понимаем  опосредованную систему психических, физических и социальных  действий индивида или сообщества, сложившуюся в результате их взаимодействия с медиасредой, направленную на самореализацию личности и удовлетворение ее информационных и коммуникативных потребностей.

Медиаповедение аудитории не сводится к медиапотреблению, как это часто наблюдается в медиаиндустрии, где аудитория является предметом купли-продажи. Причем одна из наиболее привлекательных потребительских аудиторий именно молодежная аудитория, мгновенно реагирующая на новинки рынка, технологические гаджеты, новые информационные ресурсы.
Медиаповедение – это не только акт выбора: читать или не читать, смотреть или не смотреть; отдать предпочтение качественной прессе, глянцу, программе новостей, реалити-шоу, или уйти в Сеть. Медиаповедение – это все то, что человек делает или не делает по отношению к медиа. Бездействие в медиасфере такое же медиаповедение, как и критический анализ медиатекста либо полная перестройка внутреннего «Я» с позиций медиареальности, максимальная адаптация и полное  растворение в ней.

Сегодня в условиях глобальной конвергации медийных процессов, когда человек одновременно выступает источником, производителем и потребителем информации, формируется информальное медиаповедение личности. Оно выражается в самодеятельном творчестве непрофессиональных авторов по созданию массового информационного продукта, который носит неформальный, внеэкономический, социальный характер и рождается из коммуникаций с другими людьми. Этот процесс происходит вне рамок формальных медиаорганизаций, результатом информального медиаповедения индивида становится информальная неожурналистика. К ней можно отнести практически всю блогосферу, за исключением блогов профессиональных журналистов, бесчисленное множество постов информальных авторов, комментариев, твиттов, SMS-сообщений и других форматов медиатекстов. К примеру, информационный поток текстов с мобильных устройств в 1 квартале 2011 года у американских школьников в возрасте 13-17 лет составлял в среднем 3364 мобильных текстов в месяц,  это примерно по 112 текстов ежедневно, если учесть, что тексты распространяются с помощью разного рода рассылок.
Важно отметить, что периоды информализации поведения граждан соответствуют переходным этапам, ментальным разрывам в истории развития государств.

Информальному медиаповедению противостоит формализованное медиаповедение, которое регулируется медийными институтами в виде СМИ и соответствует идее управляемости общественными процессами. Фундаментальное различие этих двух типов медиаповедения можно сравнить с антиномиями духа и тела, объективного и субъективного, всеобщего и особенного, причинности и свободы.

Менее всего подвержена формализации молодежная аудитория. Свидетельством тому отношение школьников к прекрасно разработанной Всероссийской бесплатной школьной образовательной сети «Дневник.ру»,  к которой на дату 29 апреля 2012 года подключено 18 957 российских школ, 2 345 498 учеников, 327 525 учителей и 1 050 605 родителей. Проект был создан в 2007 году в рамках разворачивавшегося тогда национального проекта «Образование». Он поддерживается региональными администрациями, министерствами, комитетами и департаментами образования. «Дневник.ру» удостоен множества почётных наград, как российских, так и зарубежных. На сегодняшний день это крупнейшая образовательная сеть в России. Однако, как говорят выпускники московских школ, они редко заходят на свои директивно созданные страницы, в отличие от социальных сетей ВКонтакте, Фейсбук и др.

В своем недавнем интервью  журналу «Forbes» и ведущему «Рунетологии» Максиму Спиридонову генеральный директор и основатель «Дневник.ру» Гавриил Леви подробно рассказал о монетизации и бизнес-модели проекта, о его географическом расширении и игровых методиках образования, однако вопрос популярности ресурса среди школьников остался за кадром.

По отношению к источнику информации формализованное медиаповедение может быть разным по степени медиаактивности: активным, реактивным и индифферентным. При этом следует подчеркнуть, что возможность выбора источника информации, которую мы расцениваем как активное медиаповедение, вовсе не свидетельствует о свободе выбора, так как в современной медиареальности выбор подчас отсутствует.

По данным исследования медиаповедения молодежной аудитории кафедры журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова,  для молодежной аудитории проявлением активного медиаповедения может служить:

  • чтение или просмотр зарубежных СМИ;
  • быть регулярным подписчиком газет;
  • позиция человека по отношению к продуктам медиарынка;
  • быть самому источником информации;
  • просмотр определенных телепередач, слушание радиостанций и чтение изданий, интересных определенному индивиду;
  • отношение к СМИ, восприятие информации через призму своих убеждений и позиций;
  • умение использовать все источники информации;
  • сообщение новостей друзьям между собой;
  • поиск информации в сфере, необходимой именно тебе;
  • расширение своего окружения благодаря социальным сетям
  • и т.д.

Реактивное медиаповедение вырабатывается с помощью медиатехнологий и используется в социальной инженерии. Для идеологов, политтехнологов, специалистов информационной индустрии это один из наиболее благоприятных видов медиаповедения, который формируется в результате реакции на сигнал, действие, месседж. Чем ярче, мощнее сигнал, креативнее медиапродукт, тем устойчивее к нему интерес у аудитории, тем выше уровень капитализации этого продукта. Достаточно вспомнить динамику интереса молодежной аудитории к различным техническим устройствам, к таким новинкам IT-индустрии как игры в формате 3D, планшетники, различные современные аудио и видеосистемы. Причем каждый новый шаг – от примитивного пейджера до суперсовременных iPhone осваивается молодежью легко и с энтузиазмом.

Ощутимый эффект раздражителя действует и в сфере духовного производства. Мало кого из молодежной аудитории оставляют равнодушными зрелищные блокбастеры «Пираты Карибского моря», «Аватар», «Сумерки», «Гарри Поттер», «Форсаж» и другие. Реактивное медиаповедение человек демонстрирует во время футбольного матча и в случае вбрасывания информации в Сеть интернет. Сегодня известны такие технологии воздействия на аудиторию как вирусный медиамаркетинг.  «Посев вируса» – это первоначальное рассеивание информации среди целевой аудитории. Аудитория становится ретранслятором вируса. Маркетинговое сообщение передается между друзьями, коллегами, знакомыми. Пользователи отправляют контент через личные сообщения на сайтах, в комментариях к другим материалам. Заинтересованная аудитория размещает контент у себя в блоге, на странице в социальной сети. Таким образом аудитория увеличивается за счет дополнительных площадок размещения. Точное вбрасывание интересного контента целевой аудитории гарантирует быстрое распространение информации сначала среди этой аудитории, а потом и за ее пределами.

Особый вид медиаповедения – индифферентное медиаповедение, когда молодой человек проявляет полное отсутствие интереса к источникам информации. Как правило, это переходное состояние в поиске либо собственного медиапространства, либо потери пространства вообще.

По уровню осмысленности медиаповедение делится на инстинктивное, условно-рефлекторное и осознанное.

Довольно часто представители молодежной аудитории, как, впрочем, и аудитории в целом, действуют в медиапространстве под влиянием природных инстинктов. Чувство самосохранения, потребность в продолжении рода, в пище, жилье и общении, инстинкт доминирования и собирательства – все эти базовые потребности находят свое отражение в медиаповедении человека. В информационном обществе стремление к объединению в группы заставляет молодых людей создавать виртуальные сообщества, в которых реализуется коммуникативная потребность человека. Не случайно наибольшие тиражи, рейтинги и объемы пользователей имеют медиаресурсы о здоровом и экологически чистом питании, деторождении, красивом и удобном жилище. Вполне объяснимо с позиции инстинктивного медиаповедения тяга молодого человека к порнографическим сайтам и запретным темам. И совершенно бессмысленно призывать молодежное сетевое сообщество к политкорректности в межличностных схватках, где явно демонстрируется инстинкт доминирования.

Для медиаиндустрии, а также сферы образования, воспитания личности «с заданными свойствами» особый интерес представляет условно-рефлекторное медиаповедение, которое вырабатывается в результате привыкания и постепенной выработки нужных навыков. В этом смысле мощным инструментом формирования современных образцов поведения выступают, к примеру, рейтинговые молодежные программы телевидения, такие как «Дом-2», «Даешь молодежь», «Любовь на четверых», сериалы «Реальные пацаны», «Свободен» и т.д. Из этих медийных продуктов в реальную жизнь проникают отдельные слова, выражения, манера общения, стиль одежды и проч. При этом следует понимать, что реальная действительность, в свою очередь, становится неиссякаемым источником типоформирующих признаков молодежного поведения для режиссеров и медиапродюсеров, задача которых заключается в том, чтобы найти свою аудиторию.

Осознанное медиаповедение проявляет молодежная аудитория, имеющая достаточно высокий уровень медиаинформационной грамотности и способная критически отнестись к контенту, который ей предлагает медиасреда.

К такой аудитории можно отнести, к примеру, хипстеров. Как утверждает Антология сетевого фольклора, «хипстеры, или инди-киды – довольно новая для России, но уже очень распространенная молодежная субкультура. Ее предметом культа является не действие, а антураж: вещи, аксессуары, модные тренды. Среднестатистический хипстер не пойдет ночью по кладбищу и не будет с плачем резать вены, но будет самовлюбленно обсуждать в «Старбаксе» артхаусное кино, музыку «не для всех», контркультурные книги, сложное и актуальное искусство, а также модную одежду, шопинг в Лондоне или последний пикник «Афиши».  Для хипстера важны некоммерческие вещи, непотребительский образ жизни, внешняя и внутренняя свобода. Они  разбираются в перспективных течениях в музыке, как правило, владеют каким-нибудь музыкальным инструментом, хипстеры – медийные люди, их интересуют виниловые пластинки, телеканал «2х2», выставки на «Винзаводе», модные журналы о городской культуре.

К хипстерам тесно примыкает целый класс современной творческой молодежи, демонстрирующей многочисленные примеры осознанного медиаповедения. В мае 2011 года на сайте «Свободный мир» было опубликовано «открытое письмо Путину», подписанное художественным руководителем творческого объединения Loshadka Дмитрием Эстриным и журналистом, редактором рубрики «Культура» портала Geometria.ru Ириной Дамаскиной.  В письме речь шла о молодых людях, которые «не  склонны активно выражать свою позицию в политической жизни, их нет в переписи населения, они не ходят на выборы, не смотрят телевизор и ни за что не выйдут на демонстрацию или митинг. Если они и готовы выразить свое мнение открыто и проявить какую-то активность, то, максимум, в социальной сети, написав очередной статус о своих непростых чувствах. Речь идет о художниках, фотографах, дизайнерах, стилистах, музыкантах, танцорах, диджеях и прочих представителях неприоритетных для государства творческих профессий современного поколения молодых людей, зачастую выпадающих из системы координат. Они не привыкли рассчитывать на какое-то внимание, понимание и поддержку со стороны государства. Это яркие индивидуалисты на грани фола, которые привыкли рассчитывать только на себя и свой талант… Знаете, почему они не выйдут на демонстрацию? Им нужна красивая демонстрация.

Их не интересует политика - им нужна красота. Та самая красота, что спасет мир…

Учитывая то, что красота - понятие растяжимое, всеобъемлющее и крайне индивидуальное, давать определение красоте сложно. Но, наверно, все сойдутся во мнении, что всевозможная невоспитанность, отсутствие стремления к прекрасному и тому подобное бескультурное хамство от упырей в грязных подъездах - это те ситуации, с которыми так или иначе сталкиваются все. Это некрасиво! А мы хотим, чтобы было красиво.

Мы хотим, чтобы государство заботилось не только о формальной красоте музеев и фасадов, но и об эстетическом восприятии жизни, воспитании вкусов и понимания чувства красоты у современной молодежи. Возможно, данная проблема кому-то покажется смешной и несерьезной, но не по этой ли причине многие молодые талантливые люди хотят уехать из России? Им легче купить билет в Европу, Тайланд или какую-нибудь Индию, чем дождаться понимания, поддержки и признания в России, где к процессу самовыражения в настоящее время отношение практически такое же, как в Советском Союзе к сексу. Родителям стыдно и неудобно за своего ребенка (а соответственно обществу стыдно и неудобно за своего представителя) уже только потому, что он носит, к примеру, узкие джинсы, не говоря уже о том, как он самовыражается. Его считают фриком только потому, что он не такой, как все, и его представления о жизни в целом не вписываются в стандартную систему ценностей большинства. А почему тогда лысый человек в спортивном костюме с бутылкой пива в руках не считается фриком?

Мы хотим жить в стране, где не только не боятся, но и уважают и поощряют самовыражение, воспринимая его, как естественное развитие личности, а не самодурство».

К новым проявлениям осознанного медиаповедения можно отнести сообщества молодых интеллектуалов ВКонтакте, которые считают непристижным относить себя к телезрителям. Они позиционируют себя как продвинутых и активных, а рядовой телезритель, с их точки зрения, представляется пассивным и малоинтеллектуальным.

Особенности этой группы молодежи проанализировала Любовь Борусяк в своем исследовании «Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов»,  которое она провела на материале открытых информационных ресурсов, изучив анкеты «друзей» одного из участников социальной сети, – молодого человека в возрасте 21 года, выпускника математического класса одной из московских школ, ныне аспиранта и преподавателя Финансового университета при Правительстве РФ. Количество «друзей» у этого человека весьма значительное – 694. Это молодые люди от 18 до 28 лет, 53% – мужчины, 47% – женщины. Все они либо имеют высшее образование, либо учатся в вузе, причем более трети учатся в аспирантуре или получают второе высшее образование. Практически все – студенты или выпускники московских и санкт-петербургских вузов: МГУ, Финансовый университет, МГИМО, НИУ-ВШЭ, ЛЭТИ.

Анализ анкет молодых интеллектуалов показывает, что одним из наиболее важных и престижных занятий в этой среде является чтение. Книги, чтение как ценность появляются в графе «интересы», их указывают в числе других любимых занятий более половины участников этого исследования. «Литературные предпочтения этой группы – плоть от плоти их отцов и дедов, советской интеллигенции, считает исследовательница. –  Значит, эти молодые люди воспринимают идеи того времени, они созвучны их представлению о «настоящей литературе». Если интеллигентские ценности еще сохранились, то они в среде этих молодых интеллектуалов, которые работают в экономике, бизнесе, IT-технологиях». 

Следует отметить, что медиаповедение описанных групп молодежи представляется для них типичным. Несмотря на то, что в структуре общества наличествуют все виды медиаповедения, локализованными остаются те, которые максимально отвечают экономическому, идеологическому, духовному, интеллектуальному уровню данной социальной группы. Это предположение в равной мере относится и к структуре личности, где в зависимости от ситуации также могут проявляться все виды медиаповедения – от инстинктивного до осознанного. Другое дело, что доминирующим останется тот тип медиаповедения, который наиболее полно соответствует уровню развития данной конкретной личности.

В условиях информационного и технологического взрыва существенно трансформировались все социальные общности. Особенно многослойным стало понятие «молодежь». В сущности, оно утратило свою смысловую определенность, поскольку даже возраст сегодня не позволяет однозначно охарактеризовать  эту социальную группу. Раннее половое взросление, позднее вхождение в  экономические отношения, социальное расслоение обучение в течение всей жизни и т.д. – все эти и другие факторы способствуют процессу дивергенции молодого поколения и, соответственно, его медиаповедения.

Дивергенция – от средневекового лат. divergo – отклоняюсь или divergere –  обнаруживать расхождение.   Понятие, заимствованное социальной наукой из биологии, где оно означает расхождение признаков у родственных организмов в процессе их эволюции или же распад первоначально единого экологического сообщества на несколько самостоятельных новых. В сфере политики дивергенция связана с увеличением качественного разнообразия институционально-политических, социально-культурных, идеологических и иных проявлений. Это ведет к усложнению существующих и появлению новых систем отношений. Дивергенция выступает как понятие, противоположное конвергенции. В реальности дивергентные и конвергентные процессы находятся в непрерывном взаимодействии, обеспечивая поступательное движение, развитие и функционирование всех существующих общественных организмов.

В информационном обществе, где, казалось бы, информационные потоки создают плотную медиаинформационную среду, формируются локальные группы, которые между собой никак не пересекаются. И эта стратификация особенно остро ощущается в молодежной среде, где различный характер обращения к медиа порождает различные виды медиаповедения. Молодые люди, сидящие посреди улицы кружком на корточках и обсуждающие последний футбольный матч, никогда не будут иметь ничего общего с креативными юношами и девушками, которые, регистрируясь через интернет, собираются в модном кафе на встречу с медийными людьми. Процессы дивергенции разводят молодежные субкультуры на разные уровни существования, отсекая всяческие контакты.

Дарвин использовал принцип дивергенции для объяснения видообразования в природе. Если вид занимает обширный ареал и приспосабливается к разным экологическим условиям, то возникает дивергенция, выражающаяся в появлении каких-либо различий между первоначально сходными популяциями. Так и в полифоничной медиасреде дивергенция приводит к возникновению различных видов медиаповедения, что, в принципе, обеспечивает более полное использование условий этой среды. Наибольшая «сумма жизни», по Дарвину, осуществляется при наибольшем разнообразии строения. Дивергенция медиаповедения молодежной аудитории поддерживается борьбой за существование в информационном пространстве, однако даже незначительно специализированные формы медиасуществования обладают селективным свойством, что способствует возникновению разных форм информационной изоляции, которая  выражается в особенностях контента, каналов коммуникации, отборе субъектов коммуникации.

И в заключении. Имея некоторое представление о различных видах медиаповедения молодежи и процессах дивергенции, приводящих к жесткой стратификации молодого поколения в медийной среде, поставим новый исследовательский вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим о воздействии новых медиа на молодежь?


Дополнительная информация