Пресс-релиз по итогам окружного этапа Всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа в Крымском федеральном округе

Участниками Всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа, инициированным Министерством образования и науки Российской Федерации, стали студенты Крымского гуманитарного университета и Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, приславшие около 100 курсовых и дипломных работ.
Тематика конкурсных работ крымчан неразрывно связана со сложными моментами истории многонационального Крымского полуострова.

Эксперты конкурса отметили высокий научный и методический уровень исследовательских работ Крымского гуманитарного университета (г. Ялта), особенно работы «Формирование гражданственности у учащихся 5 классов на уроках истории и во внеклассной деятельности», выполненной Акишевой Марией Сергеевной на кафедре истории и правоведения историко-филологического факультета под руководством Бекировой Э.Ш.

По результатам экспертизы принято решение присудить первое место в номинации «Исследования в области истории и краеведения» работе «Репрессии против местного населения в период оккупации Крыма 1941-1944 гг.», автор Исак Иван Александрович, Крымский федеральный университет, кафедра региональной истории, исторический факультет, I курс магистратуры. Научный руководитель работы: Кожекин Анатолий Георгиевич, доцент, кандидат исторических наук.
Второе место в номинации «Исследования в области истории и краеведения» - работа «Утраченные памятники Крымской войны в Севастополе», автор Гладкий Георгий Борисович, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Исторический факультет, Кафедра региональной истории и специальных дисциплин. Научный руководитель: Непомнящий Андрей Анатольевич, профессор, доктор исторических наук.

Третье место в номинации «Исследования в области истории и краеведения», как и места в категориях «Исследования в области культурологии и филологии» и «Исследования в области философии, социологии, политологии, педагогики и психологии» решено не присуждать ввиду отсутствия явных претендентов.

К участию в финале Всероссийского конкурса допущен студент Крымского федерального университета Исак И.А.

В экспертизе конкурсных работ Крымского федерального округа приняли участие эксперты, имеющие ученые степени кандидатов педагогических и филологических наук. Эксперт конкурса Сергей ВладимировичБуланов отметил, что работы Крымского федерального округа созданы на богатом краеведческом материале, они свидетельствуют о наличии в образовательных организациях Крыма устойчивых традиций в изучении истории и культуры Крымского полуострова.

Все участники окружного этапа получат дипломы участников Всероссийского творческого конкурса, а лидеры, занявшие призовые места – дипломы лауреатов и призы от Центра современных образовательных технологий.

Пресс-релиз по итогам окружного этапа Всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа в Дальневосточном федеральном округе

На Всероссийский творческий конкурс курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа, проводимый АНО «Центр современных образовательных технологий» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, в Дальневосточном федеральном округе поступило 100 работ. Работы были представлены во всех трех номинациях конкурса, наибольшее количество работ представлено в номинации «Исследования в области истории и краеведения».

Основная часть исследований обращена к региональной тематике и к историческим катаклизмам XX века. В работах рассматриваются такие вопросы, как сталинские репрессии на Дальнем Востоке, Советско-китайские отношения в период японо-китайской войны 1937 - 1945 гг., социальное развитие коренных народов Дальнего Востока, развитие Дальневосточного региона,  события Русско-японской войны 1904-1905 г.г., биографии выдающихся земляков и др.

Вместе с тем, есть работы, посвященные истории отдельных учебных заведений, методические разработки для проведения семинарских занятий со студентами вузов, школьных уроков,  и другим темам, выходящим за рамки региональной специфики.

В конкурсе приняли участие такие учебные заведения, как «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»), Дальневосточнный государственный медицинскогий университет министерства здравоохранения российской федерации, КГБОУ СПО «Вяземский техникум», Судомеханический техникум г. Комсомольск-на-Амуре, Уссурийский агропромышленный колледж, краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Хабаровский технический колледж», «Агропромышленный техникум р.п. Хор».

По результатам экспертизы первые места решено было не присуждать.

Второе место в номинации «Исследования в области истории и краеведения» присуждено работе Олега Викторовича Германова «Российское Закавказье в годы I мировой войны», научный руководитель - Баранникова Н.В., доцент  кафедры истории и юриспруденции Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета. В работе исследуется роль Закавказского региона в системе Российского государства в период I мировой войны. Закавказье - сложный, самобытный, стратегически важный для России регион, поэтому ретроспектива развития событий в Закавказье во время великих испытаний I мировой войны важна для понимания современных процессов в системе «Российская Федерация-Закавказье».

Третье место по результатам экспертизы в номинации «Исследования в области истории и краеведения» решено было не присуждать.

Второе место в номинации «Исследования в области философии, социологии, политологии, педагогики и психологии» присуждено работе Зарифулина Сергея Сергеевича, научный руководитель - Упоров Георгий Александрович, доцент, заведующий кафедрой географии Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета. Научная новизна работы заключается в систематизации информации о геральдике регионов РФ, в разработке заданий для использования на уроках географии. Изучение геральдической информации поможет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках географии.

Третье место в номинации «Исследования в области философии, социологии, политологии, педагогики и психологии» по результатам экспертизы решено было не присуждать.

Второе место в номинации «Исследования в области культурологии и филологии» присуждено работе Кулагиной Юлии Алексеевны «О.Э. Мандельштам и Дальний Восток: точки пересечения (литературная экскурсия по «улице Мандельштама»)», научный руководитель - Бортнюк Ольга Анатольевна, к.культ.н., доцент кафедры социальных дисциплин Дальневосточнного государственного медицинского университета министерства здравоохранения российской федерации. Курсовой проект «О.Э. Мандельштам и Дальний Восток: точки пересечения (литературная экскурсия по «улице Мандельштама»)» предоставляет  возможность узнать новые факты из истории улиц г. Хабаровска, разработан с применением ИКТ и ТСО; используются редкие архивные материалы, ранее недоступные широкому читательскому кругу.

Третье место в номинации «Исследования в области культурологии и филологии» по результатам экспертизы решено было не присуждать.

Особо следует отметить работу студентки  Понамаревой К.А. «История Хабаровского технического колледжа», научный руководитель преподаватель Е.В.  Стенникова. Материалы, представленные в работе позволят  организовать воспитательные мероприятия по изучению истории учебного заведения.
В экспертизе работ Дальневосточного федерального округа приняли участие ученые Приморского края, Москвы, республики Марий Эл, Владимирской области.

Как отметил один из экспертов конкурса, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Владимирского государственного университета  А. Г. Писненко, в прочитанных им работах его очень заинтересовали методические разработки, которые могут быть использованы на занятиях со студентами вузов и учащимися средних общеобразовательных школ для решения задачи патриотического воспитания молодежи. Знакомство с редкими архивными материалами, фактами биографий знаменитых земляков  формируют в сознании подростков и юношей  систему духовных ценностей, любовь к героическому прошлому и культуре своего народа, уважение к государственной власти и государственной символике.

В то же время в ряде интересных исследовательских работ оценка была снижена из-за неполного соответствия теме конкурса.

Все участники окружного этапа получат дипломы участников Всероссийского творческого конкурса, а лидеры, занявшие призовые места – дипломы лауреатов и призы от Центра современных образовательных технологий.

Пресс-релиз по итогам окружного этапа Всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа в Северо-Западном федеральном округе

На Всероссийский творческий конкурс курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа, проводимый АНО «Центр современных образовательных технологий» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, в Северо-западном федеральном округе поступило более 100 работ. Работы были представлены во всех трех номинациях конкурса, наибольшее количество работ представлено в номинации «Исследования в области истории и краеведения».

В конкурсе приняли участие такие учебные заведения, как АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», ФГБОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», ФГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет», ГБПОУ «Псковский индустриально-технологический техникум», ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет», НОУ СПО «Псковский кооперативный техникум», ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет», ГБПОУ Псковской области «Великолукский медицинский колледж», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», ФГБОУ ВПО «Мурманский Государственный технический университет», Санкт-Петербургский ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»,   ГБОУ СПО ЛО «Гатчинский педагогический колледж им. К.Д. Ушинского», Санкт-Петербургское ГБПОУ «Колледж туризма и гостиничного сервиса», АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет», ФГАОУ ВПО «Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет»,  Педагогический институт ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА», ГБПОУ Псковской области «Великолукский медицинский колледж», Санкт-Петербургское ГБПОУ «Колледж электроники и приборостроения», МОУ «Киришская средняя общеобразовательная школа №1», МОУ «Калининская СОШ» Гусевского района Калининградской обл.

По результатам экспертизы первое место в номинации «Исследования в области истории и краеведения» присуждено работе Анастасии Борисовны Мартыновой «Женщины-медики блокадного Ленинграда (по воспоминанию жителей и защитников города)», научный руководитель - Анатолий Леонидович Никифоров, кандидат исторических наук, доцент АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина». В работе исследуются особенности оказания медицинских услуг женским персоналом в городских учреждениях здравоохранения; бытовые условия жизни медицинских сотрудников; особенности работы старшего медицинского персонала Ленинградского фронта; организация медицинской службы среднего и младшего звена в прифронтовой полосе. Изучение свидетельств и воспоминаний защитников и жителей блокадного Ленинграда о роли женского медицинского персонала в борьбе за жизнь и здоровье людей позволяет составить объективное представление об эффективности медико-врачебной и психологической помощи со стороны женщин-медиков. 

Второе место присуждено работе Александры Сергеевны Колюховой «Социально-экономические факторы повседневной жизни молодежи в советском тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (на материалах Ленинградской области)», научный руководитель - Николай Дмитриевич Козлов, доктор исторически наук, профессор АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина». В работе исследуется патриотическая деятельность молодежи, а также ее повседневную жизнь в один из самых драматических периодов Отечественной истории, деятельность государства по ее организации и руководству. Делается попытка систематизировать воспоминания жителей Ленинградской области, которые во время Великой Отечественной войны были молодыми. и создавать единую картину, представляющую повседневную жизнь молодежи во время Великой Отечественной войны.

Третье место присуждено работе Никиты Алексеевича Шальнова «Исследование жизненного пути С.Ф. Коненкова», научный руководитель — Андрей Игоревич Лейберов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ФГБОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». В работе делается попытка объяснить несоответствия автобиографии С. Ф. Коненкова (с черновым и чистовым вариантами), фактов, зафиксированных в его письмах и документах. В результате написания работы выявился ряд несоответствий воспоминаний и фактов документальных источников, явные «белые пятна» в судьбе С. Ф. Коненкова с точки зрения этапов его биографии и творческой и профессиональной деятельности.

Первое место в номинации «Исследования в области философии, социологии, политологии, педагогики и психологии» присуждено работе Алены Владимировны Леонтьевой «Развитие Северного морского пути в европейской ретроспективе и перспективе (конец 80-ых гг. XX века – начало XXI века)», научный руководитель - Владислав Иванович Голдин, доктор исторических наук, профессор ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова». Теоретическая значимость и научная новизна дипломного исследования заключается в рассмотрении процесса становления Северного морского пути в качестве международной транспортной магистрали в исторической динамике, развитие Северного морского пути в европейской ретроспективе и перспективе. Впервые комплексно проанализированы в одной работе стратегические документы России по развитию морского транспорта в арктическом регионе, а также установлена роль арктического судоходства и использования Северного морского пути в арктической политике Европейского Союза, рассмотрены позиции стран Северной Европы по данному вопросу. В данном контексте выявлена роль Архангельской области в развитии и использовании Северного морского пути в качестве международной транспортной магистрали.

Второе место присуждено работе Михаила Леонидовича Шнюкова «Арктические стратегии России и Норвегии: конфликтогенный потенциал и возможности сотрудничества», научный руководитель - Сергей Иванович Шубин, доктор исторических наук, профессор ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова». Теоретическая значимость и научная новизна работы состоит в том, что были систематизированы и проанализированы подходы Норвегии и России к развитию северных территорий и их роль в реализации арктических стратегий, выявлены причины формирования, сравнительный анализ арктических стратегий, общее и особенное, различия и точки соприкосновения стран в Арктическом регионе. Сделаны выводы о путях преодоления противоречий и укрепления сотрудничества между Россией и Норвегией. На основе анализа ситуации выработаны предложения по укреплению взаимопонимания России и Норвегии по отношению друг к другу в Арктике.

Третье место присуждено работе Юлии Владимировны Ершовой «Государственная политика России и Норвегии в Арктике: проблемы и перспективы реализации», научный руководитель - Сергей Иванович Шубин, доктор исторических наук, профессор ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова». В работе рассмотрены следующие аспекты: государственная политика России в Арктике в ретроспективе, современная государственная политика Российской Федерации в Арктике, региональная политика в Северной Норвегии, современные международные амбиции Норвегии в Арктике, экономические взаимоотношения России и Норвегии в Арктике, российско-норвежские взаимоотношения в сфере военной безопасности в Арктике, арктическое сотрудничество Норвегии и России в гуманитарной сфере. В основу исследования заложен комплексный подход, позволивший всесторонне рассмотреть арктическую политику России и Норвегии как составную часть общегосударственной стратегии.

В номинации «Исследования в области культурологии и филологии» призовые места решено не присуждать.

Особо следует отметить работы учащейся МОУ «Киришская средняя общеобразовательная школа №1» Алины Алексеевны Ефремовой «Сохраняя память о земляках. Еще раз о Бестужевых… (по материалам киришских исследований)», научный руководитель — учитель истории Инна Альбертовна Смирнов и учащейся МОУ «Калининская СОШ» Гусевского района Калининградской обл. Татьяна Сергеевна Шадзюль «Гумбинненское поле-поле славы русского оружия», научный руководитель — учитель истории Нина Алоизасовна Таюрская.

Также следует отметить сборник воспоминаний, подготовленный студентами ФГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет» под руководством преподаватей кафедры истории и культурологии «Память о войне длиною в жизнь. Воспоминания жителей г. Ухты и Ухтинского района – ветеранов Великой Отечественной войны»: 1 том - Память о войне длиною в жизнь. Воспоминания жителей г. Ухты и Ухтинского района – ветеранов Великой Отечественной войны / под ред. Н.Д. Цхадая. – Ухта: Ухтинский государственный технический университет, 2010. – 472 с. 2 том - Память о войне длиною в жизнь. Воспоминания жителей г. Ухты и Ухтинского района – ветеранов Великой Отечественной войны / под ред. Н.Д. Цхадая. – Ухта: Ухтинский государственный технический университет, 2013. – 440 с.3 том - Память о войне длиною в жизнь. Ленинградская блокада. Воспоминания жителей г. Ухты и Ухтинского района / под ред. Н.Д. Цхадая. – Ухта: Ухтинский государственный технический университет, 2014. – 430 с .

Лидер рейтинга конкурсных работ округа - "Женщины-медики блокадного Ленинграда(по воспоминанию жителей и защитников города)". Автор данной работы - Мартынова Анастасия Борисовна (Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. Факультет Истории и социальных наук. 5 курс.) приглашена к участию в финале конкурса.

В состав группы экспертов вошли ученые из Карелии, Санкт-Петербурга, Мурманской и Новгородской областей. Как отметил один из экспертов конкурса, доцент кафедры русской литературы и журналистики ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» А. В. Матюшкин, в прочитанных им работах его очень заинтересовала трактовка темы патриотизма. Патриотическая тематика в них раскрывалась не только в традиционном ключе, но также через быт и повседневность, через государственную политику и отношение к своим дальним родственникам — свидетелям и участникам великих исторических событий. Особенно запомнились фундаментальные работы, подготовленные студентами ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» и небольшое исследование на тему «Отношение к патриотизму студентов старших курсов РГПУ им. Герцена», которое специально для конкурса провели студенты ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». В то же время в ряде интересных исследовательских работ оценка была снижена из-за неполного соответствия теме конкурса.

Все участники окружного этапа получат дипломы участников Всероссийского творческого конкурса, а лидеры, занявшие призовые места – дипломы лауреатов и призы от Центра современных образовательных технологий.

Пресс-релиз по итогам окружного этапа Всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа в Северо-Кавказском федеральном округе

Во Всероссийском творческом конкурсе курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа, проводимом АНО «Центр современных образовательных технологий» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, в Северокавказском федеральном округе приняли участие более 100 работ по трем номинациям. В третьей номинации «Исследования в области истории и краеведения» приняли участие шесть работ учащихся общеобразовательных школ, которые были выделены в отдельную группу для экспертизы.

Из семи регионов Северокавказского федерального округа в конкурсе принятии участие четыре: Ставропольский край, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская республика, Чеченская республика. Наибольшее количество работ представили образовательные организации Ставропольского края, причем, разного уровня: учреждений высшего и среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

Хочется отметить активность таких образовательных организаций как ФГАОУ ВПО Северо-Кавказский федеральный университет, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Ставропольский филиал ФГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Кроме них в конкурсе приняли участие такие образовательные организации как ГБОУ ВПО Дагестанский государственный университет, НОУ ВПО «Невинномысский институт экономики, управления и права», Санкт-Петербургский государственный экономический университет, филиал в г.Кизляр, ГБОУ ВПО Чеченский государственный педагогический институт, ФГБОУ ВПО Кубанский государственный технологический университет, институт Компьютерных систем и информационной безопасности, ГБОУ СПО «Прасковейский сельскохозяйственный техникум», ГБОУ СПО «Светлоградский региональный сельскохозяйственный колледж», ГБОУ СПО Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники, ГПОБУ «Республиканский колледж народный промыслов и туризма» г.Дербент, РД, ГБОУ СПО «Лермонтовский региональный многопрофильный колледж», ГБОУ СПО Александровский сельскохозяйственный колледж, ГБОУ СПО «Ставропольский колледж сервисных технологий и коммерции», МАН МКОУ ДОД Дом Детского Творчества г.Минеральные Воды, МБОУ СОШ №3 села Безопасного, Труновского района, Ставропольского края, МКОУ " Ванашимахинская СОШ" им. С.М.Омарова, Республики Дагестан, МБОУ гимназия №103, г.Минеральные Воды.

Победителем в первой номинации «Исследования в области культурологии и филологии» стала работа Доловой Оксаны Владимировны, студентки Кабардино-Балкарского государственного университета, «Гражданская лирика черкесского поэта М.Бемурзова», выполненная на кабардинском языке, руководитель работы - зав. кафедрой литературы и фольклора народов Северного Кавказа Тимижев Хамиша Тарканович. Работа обращена к малоизученному региональному литературному материалу, позволяющему изучить поэтическое переосмысление героического прошлого родного края и страны и максимально соответствует теме конкурса. Интересной стала также работа, занявшая третье место в номинации, студентки ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» Двухрядкиной Олеси Юрьевны «Языковые особенности воплощения опорных концептов в романе А.Т. Губина «Молоко волчицы», посвященная ставропольскому писателю. В области культурологи очень интересной показалась работа студентки ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный Университет» Цапок Анны Владимировны «Роль культурного наследия эпохи Великой Отечественной войны в воспитании подрастающего поколения», занявшая второе место в номинации.

Победителем во второй номинации «Исследования в области философии, социологии, политологии, педагогики и психологии» стала работа студентки Ставропольского филиала ФГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова Дробышевой Надежды Юрьевны «Воспитание толерантности у школьников средствами зрелищно-игровой культуры народов северного Кавказа». Руководитель работы - доцент кафедры психолого-педагогического и естественнонаучного образования Горбунова Ирина Алексеевна. Работа представляется весьма актуальной в условиях российской реальности: полиэтничности, поликультурности, поликонфессиональности – и необходимости воспитывать толерантные качества, начиная с ранних лет. Новизна исследования проявляется в том, что в качестве средства формирования толерантных качеств личности школьника выбраны средства зрелищно-игровой культуры северокавказских народов.

Самой многочисленной стала номинация «Исследования в области истории и краеведения». Такая многочисленность не является случайной, так как номинация наиболее естественно вписывается в тематику конкурса. Среди представленных работ большая часть посвящена региональной тематике, но были и работы, которые делали попытку выйти за пределы региона в осмыслении важных этапов истории родного государства. Победителем в данной номинации  среди студентов стала работа студента Кабардино-Балкарского государственного университета Пазова Ибрагима Станиславовича «Германская империя и Россия накануне Первой мировой войны: опыт несостоявшегося сотрудничества», руководитель – зав.кафедрой всеобщей истории Тамазов Муслим Султанович. Работа интересна особенно в условиях современной политической ситуации и развитии российско-германских отношений на современном этапе. Попытка посмотреть на упущенные возможности сотрудничества двух стран может стать опытом, который поможет избежать ошибок в будущем. Большой интерес также вызвала работа студента Дагестанского государственного университета Гаджиева Заирхана Гаджиевича «Дагестанцы – участники партизанского движения», раскрывающая малоизученные страницы истории родного края. В этом же тематическом ряду стоят работы  «Чеченцы в борьбе за Родину в период Великой Отечественной войны», «Сестры милосердия Первой Мировой войны», «Великий князь Михаил Ярославич Тверской и Владимирский. Борьба Москвы и Твери в конце XIII – начале XIV веков», «Военная династия семьи Потаповых» и другие. Все они ценны именно вниманием к родной истории, к малой Родине авторов, представляющих молодое поколение. Из общего ряда выпала только работа студента ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» Хоменко Дениса Сергеевича «Виртуальный музей КубГТУ: моделирование трехмерного музейного комплекса», которая по сути явилась технической инструкцией по моделированию виртуального музея.
В состав окружной экспертной группы вошли ученые из Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Москвы, Псковской и Владимирской областей.

Член экспертной группы Шонтукова Ирина Васильевна отметила, что наиболее интересными стали работы, посвященные региональной тематике, привлекающие краеведческий материал. Особенно это стало значимо в условиях полиэничного региона, которым является Северный Кавказ. Хорошо, что из четырех регионов-участников три представляли национальные республики: Дагестан, Чеченскую и Кабардино-Балкарскую республики. Поэтому победа в одной из номинаций работы с темой «Воспитание толерантности у школьников средствами зрелищно-игровой культуры народов северного Кавказа» стала очень символичной.

Приглашение на участие в финале конкурса получили авторы трех работ, занявших первые места по всем номинациям окружного этапа.

Все участники окружного этапа получат дипломы участников Всероссийского творческого конкурса, а лидеры, занявшие призовые места – дипломы лауреатов и призы от Центра современных образовательных технологий.

Пресс-релиз по итогам окружного этапа Всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа в Уральском федеральном округе

На Всероссийский творческий конкурс курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа, проводимый АНО «Центр современных образовательных технологий» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, в Уральском федеральном округе поступило около 100 работ. Работы были представлены во всех трех номинациях конкурса, наибольшее количество работ представлено в номинации «Исследования в области истории и краеведения».

В конкурсе приняли участие образовательные организации: ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» (филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме), ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), ФГБОУ ВПО «Курганский Государственный Университет», ГАОУ СПО «Западно-Сибирский государственный колледж», ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», ГБОУ СПО Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум», ГБПОУ «Курганский техникум сервиса и технологий», ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», Филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в городе Тобольске, ГБОУ ЯНАО СПО «Муравленковский многопрофильный колледж», ГОУ ВПО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

По результатам экспертизы первое место в номинации «Исследования в области истории и краеведения» присуждено работе Сергея Александровича Сергеева «Духовенство и православная жизнь в российской провинции в годы социальных потрясений 1917-1928 гг. (на примере приходов г. Златоуста Челябинской области)», научный руководитель - Игорь Александрович Новиков, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и права ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». Актуальность и научная новизна работы заключается в том, что впервые на базе разнообразного исторического материала предпринята попытка подробного комплексного исследования внутренних и внешних процессов приходской жизни г. Златоуста в 1917 – 1928 гг. Автор ввёл в научный оборот ранее практически не использовавшийся исследователями материал Златоустовского архивного отдела.

Второе место присуждено работе Гаврилы Сергеевича Карпина «Промышленность Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны», научный руководитель - Игорь Владимирович Курышев, кандидат исторически наук, заведующий кафедрой истории, социально-экономических и общественных дисциплин ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова». Научная новизна исследования заключается в изучении и систематизации данных о промышленности Западной Сибири в период с 1941 по 1945 годы, активном использовании неопубликованных архивных материалов из ГБУТО «ГА в г. Ишиме». В работе рассматриваются следующие аспекты: создание материально-технической базы промышленности Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны, эвакуация предприятий в Западную Сибирь и роль этого региона в укреплении обороноспособности СССР; развитие топливно-энергетической базы; вклад ученых Западной Сибири в решение задач военного времени; особенности организации промышленного производства Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны; промышленные предприятия Западной Сибири и их деятельность в 1941-1945 гг.; предприятия г.Ишима в структуре оборонной промышленности Западной Сибири.

Третье место присуждено работе Юлии Николаевны Кожушко «Чехословацкие рабочие на Магнитострое в конце 1920-х – 1930-е гг.», научный руководитель — кандидат исторических наук Нина Викторовна Чернова. Актуальность исследования жизни чехословацких рабочих на Магнитострое обусловлена малой степенью изученности трудовой деятельности и повседневных практик выходцев из Восточной Европы в рамках советской индустриализации. Соответственно, избранная тема дает возможность восполнить эти недостаточно изученные аспекты истории. В работе рассматривается социальный портрет иностранных рабочих и место среди них чехословацких рабочих на Магнитострое; социально-экономические гарантии чехословацким рабочим, особенности трудовой культуры чехословацких рабочих и их отношение к выполняемым обязанностям, дается характеристика жизни и деятельности чехословацких рабочих.

Первое место в номинации «Исследования в области философии, социологии, политологии, педагогики и психологии» присуждено работе Ольги Дмитриевны Бабушкиной «Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста», научный руководитель - Елена Исааковна Попова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» (филиал ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» в г. Ишиме). Теоретическая значимость исследования состоит в тем, что в работе уточнено определение понятия «представления о родном государстве», определены педагогические условия, способствующие формированию представлений о родном государстве у дошкольников, обогащено педагогическое представление о содержании и логике формирования представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены и обоснованы критерии и показатели сформированности представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста; подобран диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста.

Второе и третье место в данной номинации решено не присуждать.

Первое место в номинации «Исследования в области культурологии и филологии» присуждено работе Михаила Борисовича Машковского «Отражение патриотизма русского народа в репрезентации концептосферы исторических песен об Отечественной войне 1812 г. выразительными средствами языка», научный руководитель - Наталья Владимировна Глухих,  доктор филологических наук, зав. кафедрой русского языка и методики обучения русскому языку ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». В данной работе исследована концептосфера такого малоизученного жанра, как историческая песня.  Для исследования были отобраны патриотические песни об Отечественной войне 1812 г., записанные на Урале и в других регионах страны в разное время. Такое разнообразие материала позволило сопоставить тексты, записанные на одной территории, но в разное время; записанные на разных территориях в разное время, записанных на разных территориях практически в одно время.

Второе и третье место в данной номинации решено не присуждать.

По результатам работы экспертной группы было принято решение допустить к участию в финале конкурса работу Сергея Александровича Сергеева «Духовенство и православная жизнь в российской провинции в годы социальных потрясений 1917-1928 гг. (на примере приходов г. Златоуста Челябинской области)».

В состав экспертной группы  окружного этапа конкурса вошли ученые, имеющие степень кандидатов педагогических, психологических и филологических наук из различных регионов Российской Федерации. Один из экспертов конкурса, старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО Екатерина Викторовна Якушина отметила: «Было представлено много самостоятельных, полноценных исследований, посвященных как специфике региона, так и изучению общероссийских особенностей на материале региона. Некоторые из них вносят коррективы в существующие представления об истории России. Особенно интересны работы, посвященные Магнитогорску (таких было три), а среди них - исследование жизни чехословацких рабочих. В последнем исследовании на основе архивных данных показано, как в эпоху индустриализации (в 1930-е годы) в СССР приезжали на заработки граждане Европы и США, оставаясь здесь надолго, продлевая контракты, несмотря на то, что условия жизни иностранных рабочих были совершенно идентичны условиям жизни советских рабочих.»
Все участники окружного этапа получат дипломы участников Всероссийского творческого конкурса, а лидеры, занявшие призовые места – дипломы лауреатов и призы от Центра современных образовательных технологий.

Пресс-релиз по итогам окружного этапа Всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа в Центральном федеральном округе

На Всероссийский творческий конкурс курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа, проводимый АНО «Центр современных образовательных технологий» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, в Центральном федеральном округе поступило более 100 работ. Работы были представлены во всех трех номинациях конкурса, наибольшее количество работ представлено в номинации «Исследования в области истории и краеведения».

В конкурсе приняли участие: Армавирская государственная педагогическая академия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Болховский педагогический колледж, Валуйский колледж, Волоколамский колледж права, экономики и безопасности, Воронежский государственный институт физической культуры, Воронежский механический техникум, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Железногорский политехнический колледж, Железнодорожный колледж им. В.М. Баранова, Жуковский авиационный техникум имени В.А. Казакова, Ивановский государственный химико-технологический университет, Ивановский колледж сферы услуг, Ивановский педагогический колледж имени Д.А. Фурманова, Ивановский филиал ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Кинешемский педколледж, Курский государственный университет, Курский монтажный техникум, Лискинский промышленно-транспортный техникум им. А.К. Лысенко, Лицей на Полянке, Мезенский педагогический колледж, Мичуринский государственный аграрный университет, Московский государственный областной социально - гуманитарный институт, Московский Государственный Университет Путей Сообщения, Московский государственный юридический Университет имени О.Е. Кутафина, МЭСИ, Наро-Фоминский политехнический техникум, Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Обоянский педагогический колледж, ОГБПОУ ПЛ № 38 г. Кинешма, Орловский государственный институт искусств и культуры, Профессиональное училище №30 Московской области, Российский университет дружбы народов, Рыльский социально-педагогический колледж, Семилукский государственный технико-экономический колледж, Советский социально-аграрный техникум, Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал) Федерального Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС”, ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж», Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого, Тульский государственный университет, Тульский областной медицинский колледж, Филиал ЧОУВО "Московский университет им. С.Ю. Витте", Хотьковский экономико-правовой техникум, Шарьинский педагогический колледж Костромской области, Щёкинский политехнический колледж, Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова

По результатам экспертизы первое место в номинации «Исследования в области культурологии и филологии» присуждено работе студентке Ивановского филиала ФГБОУ ВПО "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова" Смирновой Ирине Евгеньевне "Образ Родины в общественно-литературном движении 1830-1840-х гг. XIX века", научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и правовых дисциплин Аржаных Татьяна Фёдоровна. Представленное исследование находится в русле современных тенденций развития исторических знаний. Работа позволяет понять причины последовавших перемен в ХХ веке, а также обозначить тенденции, получившие общественное развитие в настоящее время.

Второе место присуждено работе студента ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет Коровяковскому Денису Андреевичу «Кинематограф в социокультурном пространстве Курского края», научный руководитель доктор исторических наук, профессор Салтык Галина Александровна. Исследование заключается в изучении истории становления и развития кинематографа, выявления его места в социокультурном пространстве отдельных регионах России. Материалы исследования можно использовать в учебном процессе при изучении курсов «Духовное и культурное наследие Курского края», «История кино» «Диалог культур», а также в ходе проведения кинолекториев и заседаний киноклубов.

Третье место присуждено работе студентке ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет» Плотниковой Олесе Александровне «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский: сюжет благословения в литературе и живописи», научный руководитель кандидат филологических наук, заведующая кафедрой теории и технологии дошкольного и начального образования, Кирпичева Елена Викторовна. В работе рассматриваются особенности реализации в литературе и живописи сюжета благословения Дмитрия Донского Сергием Радонежским. Работа представляет возможность современного прочтения и интерпретации исторических и литературоведческих фактов о Куликовской битве и ее героях.

Первое место в номинации «Исследования в области философии, социологии, политологии, педагогики и психологии» присуждено работе студентке ОГБПОУ «Ивановский педагогический колледж имени Д.А. Фурманова» Бульгак Кристине Алексеевне «Патриотическое воспитание младших школьников (на примере знакомства с героями Великой Отечественной войны)», научный руководитель преподаватель общественных дисциплин Гуськов Андрей Александрович. В работе представлены особенности патриотического воспитания младших школьников и комплекс внеклассных мероприятий на примере знакомства с героями Великой Отечественной войны.

Второе место присуждено работе студента ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум» Зайцева Романа Ивановича «Формирование патриотических чувств у подростков средствами внеурочной деятельности», научный руководитель - Козлова Людмила Валерьевна. В работе выявлены функциональные элементы модели формирования патриотических чувств у подростков  средствами внеурочной деятельности патриотизма, проведен констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. По итогам работы прослеживаются изменения в формировании патриотических чувств у подростков.

Третье место присуждено работе студентки Социально-педагогического института ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет» Петруниной Марии Сергеевне «Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыки в экскурсе героических событий Великой Отечественной войны», научный руководитель - кандидат педагогических наук, директор Никульшин Валентин Яковлевич. В работе проведено исследование современных проблем духовно-нравственного воспитания обучающихся, по результатам исследования подготовлены практические рекомендации, уроки музыки, сценарий внеклассного мероприятия для учителей музыки по совершенствованию патриотического воспитания младших школьников.

Первое место в номинации «Исследования в области истории и краеведения» присуждено работе студентки филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Пашковой Анне Сергеевне «Первая Мировая война: гибель империи», научный руководитель кандидат исторических наук, доцент - Третьякова Ирина Анатольевна. В работе выявлены социально-экономические предпосылки, способствовавшие дестабилизации обстановки в Российской империи; описаны настроения в армии, обществе, государственном аппарате, отражающие неоднозначное отношение к войне; дана характеристика общим ошибкам и просчетам действий Имперской администрации, приведшим к революционным настроениям на социальном и политическом фронте; проанализированы причины Первой Мировой войны, готовность России к ней и ее экономико-политическое состояние.

Второе место присуждено работе студентки Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина Анисимовой Владиславе Владимировне, «Развитие освободительного движения в Александровой Слободе в период Смутного времени». Новизна исследования заключается в малой изученности истории Александровой Слободы в период Смутного времени конца XVI - начала XVII вв. О событиях этого периода в Александровой Слободе известно немного. Не изучена та роль, которую сыграло это место в ходе освобождения России от иноземных захватчиков.

Третье место присуждено работе студентки Орловского государственного института искусств и культуры Музалевской Юлии Программа патриотического воспитания музея Орловского бронетанкового училища, научный руководитель кандидат исторических наук, профессор кафедры истории и музейного дела - Селютин Виктор Николаевич. Работа посвящена изучению патриотического воспитания в России в XXI веке. Рассмотрен опыт реализации Государственных Программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы, а также Программы патриотического воспитания граждан Орловской области. Работа раскрывает основные формы и методы, используемые в музеях для патриотического воспитания подрастающего поколения, и анализирует деятельность Орловских музеев в этой области. На основе обобщения опыта работы Музея Орловского бронетанкового училища сформулированы практические рекомендации и творческие разработки по совершенствованию деятельности музея.

По результатам работы экспертной группы, состоящей из ученых – педагогов и историков, принято решение допустить к участию в финале всех, занявших первые места во всех трех номинациях.
Эксперт окружного этапа Константин Викторович Скворцов, заведующий кафедрой «Русский язык и межкультурная коммуникация» МИИТ, кандидат педагогических наук, отметил: «Часть работ, присланных на конкурс, носят реферативный характер. К сожалению, в ряде работ присутствует плагиат. Тем не менее, основная масса работ являются самостоятельными исследованиями, представляют значительный интерес для науки, имеют прикладное значение».

Все участники окружного этапа получат дипломы участников Всероссийского творческого конкурса, а лидеры, занявшие призовые места – дипломы лауреатов и призы от Центра современных образовательных технологий.

Пресс-релиз по итогам окружного этапа Всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа в Южном федеральном округе

На Всероссийский творческий конкурс курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа, проводимый АНО «Центр современных образовательных технологий» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, в Южном федеральном округе поступило 100 работ. Однако работы были представлены только в номинации «Исследования в области истории и краеведения».

В конкурсе приняли участие: ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»,ЧОУ ВПО «Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий», ФГБОУ ВПО «Астраханский Государственный Университет», ФГБОУ ВПО «Кубанский Государственный Технологический Университет», филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Краснодаре, ГАОУ СПО «Волжский промышленно-технологический техникум», НЧОУ ВПО «Армавирский лингвистический социальный институт», ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств», ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», ГОУ СПО Ростовской области «Зимовниковский педагогический колледж», ГБОУ НПО «Профессиональное училище №50»,  МБОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина» г. Шахты Ростовской области.

По результатам экспертизы первое место присуждено работе Евгения Евгеньевича Литвиненко «Царицынская милиция в 1920-1922 гг.», научный руководитель — Надежда Васильевна кузнецова, доктор исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и права ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». В работе рассматриваются следующие аспекты: социально-экономическое положение в Царицынской губернии в 1920-1922 гг., формирование, структура и состав царицынской милиции, борьба с преступностью в г. Царицыне, ликвидация бандитизма и антибольшевистского повстанческого движения в уездах Царицынской губернии. Следование принципу историзма позволило рассмотреть деятельность милиции в конкретной исторической обстановке послевоенной разрухи и голода, выявить причины её неудач в первые годы существования, определить качественные изменения в системе правоохранительных органов на протяжении 1920-1922 гг. Применение системного подхода выявило ряд объективных и субъективных факторов, повлиявших на деятельность царицынской милиции.

Второе место присуждено работе Екатерины Андреевны Ковалевой «Участие детей и молодежи в побратимском движении: на примере Сталинградской – Волгоградской области в 1940-х – 1980-х гг.», научный руководитель — Е. Ю. Болотова, доктор исторически наук, зав. кафедрой истории России, профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». В работе рассмотрены следующие аспекты: зарождение движения и становление механизма взаимодействия породненных городов; участие молодежи в работе Всемирной федерации породненных городов; направления и формы взаимодействия молодежи в побратимском движении на примере молодежи Сталинграда-Волгограда; взаимоотношения детей Волгограда со своими сверстниками из породненных городов. Детальное рассмотрение истории становления и развития побратимских связей дает историческую основу их продолжению и развитию.

Третье место присуждено работе Никиты Сергеевича Степаненко «Деятельность генерала Г.Х. Засса на Кубанской линии в 1833-1842 гг.», научный руководитель — Наталья Николаевна Великая, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия». В работе рассматриваются следующие аспекты: военные действия на Кубанской Линии в 30-е начале 40-х годов XIX века; мирная жизнь и взаимодействие российских подданных с горцами  на Кубанской Линии в 30-е начале 40-х годов XIX века; роль Г.Х. Засса в военных и мирных процессах на Кубанской Линии. Научная новизна курсовой работы обусловлена введением в оборот новых источников и литературы, а также характером использованного материала, давшего возможность проанализировать боевые столкновения и мирное взаимодействие на Кубанской линии в 30-е начале 40-х годов XIX века.

Особо следует отметить работы учащихся МБОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина» г. Шахты Ростовской области Юлии Андреевны Попадюк, Марины Александровны Копыловой, Дмитрия Олеговича Рудь, Анастасии Романовны Скрыпник, Юлии Александровны Савиной, Константина Алексеевича Золотовского, Эммы Суреновны Даниэлян, написанные под руководством учителя истории и обществознания Светланы Сергеевны Усенко.

Экспертами окружного этапа стали ученые из Калмыкии, Ростовской области, Москвы, Владимирской области. Как отметила один из экспертов конкурса, кандидат педагогических наук Мария Владиславовна Тавровская, в прочитанных работах ее заинтересовала трактовка темы патриотизма. Патриотическая тематика в них раскрывалась не только в традиционном ключе, но также через быт и повседневность, через особенности организации государственных и религиозных институтов.

Эксперты окружного этапа конкурса приняли решение допустить к участию в финале конкурса работу Евгения Евгеньевича Литвиненко «Царицынская милиция в 1920-1922 гг.».

Все участники окружного этапа получат дипломы участников Всероссийского творческого конкурса, а лидеры, занявшие призовые места – дипломы лауреатов и призы от Центра современных образовательных технологий.

Пресс-релиз по итогам окружного этапа Всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа в Приволжском федеральном округе

На Всероссийский творческий конкурс курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа, проводимый АНО «Центр современных образовательных технологий» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, в Приволжском федеральном округе поступило 100 работ. Работы были представлены во всех трех номинациях конкурса, наибольшее количество работ представлено в номинации «Исследования в области истории и краеведения».

В конкурсе приняли участие образовательные организации высшего профессионального образования: Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ, Башкирский Государственный медицинский университет, Нефтекамский филиал БашГУ, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», КНИТУ-КАИ им. Туполева, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия», ЧОУ ВПО «Камский институт искусств и дизайна», ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Саратовский социально-экономический институт (филиал), Саратовский государственный технический университет, Альметьевский филиал НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», ФГБОУ ВПО Чайковский государственный институт физической культуры.

На конкурс были представлены работы из организаций среднего профессионального образования, это ГАОУ СПО «Бугурусланский нефтяной колледж» г. Бугуруслана Оренбургской области, ГАОУ СПО «Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслан, ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панфёрова», БПОУ УР «Воткинский промышленный техникум», Колледж БГПУ им. М. Акмуллы, ГАОУ СПО «Набережночелнинский экономико-строительный колледж», ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж, ГАОУ СПО «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж», ГБОУ СПО «Буинский ветеринарный техникум», ГАПОУ «Казанский нефтехимический колледж имени В.П.Лушникова», ГАОУ СПО «Бавлинский аграрный колледж» Республика Татарстан, ГАПОУ «Дрожжановский техникум отраслевых технологий» Республики Татарстан, ГАОУ СПО «Колледж малого бизнеса и предпринимательства», ГАОУ СПО «Педагогический колледж» г. Орск, Поволжский колледж технологий и менеджмента, ОГБОУ СПО «Рязановский сельскохозяйственный техникум», ГАОУ СПО филиал №1 «Арский агропромышленный профессиональный колледж», ГБОУ СПО «Нижнекамский нефтехимический колледж», ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум», ГАПОУ ПО Пензенский многопрофильный колледж, ГАПОУ СО «Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса», ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум», ОГБОУ СПО Ульяновский педагогический колледж №4, Чебоксарский экономико-технологический колледж, Ульяновский техникум лёгкой промышленности и дизайна, ОГБОУ СПО «Ульяновский физкультурно-спортивный техникум Олимпийского резерва», ОГБОУ СПО «Ульяновский строительный колледж».

По результатам экспертизы первое место в номинации «Исследования в области истории и краеведения» присуждено работе «Подосиновский район Кировской области в годы Великой Отечественной войны» Лопатиной Ольге Александровны, научный руководитель – Соловьева Ирина Абрамовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет».В работе оценено состояние и потенциал экономики Подосиновского района накануне и в годы Великой Отечественной войны, дана оценка помощи, которую оказало население фронту, исследована деятельность расположенного в поселке Пинюг эвакогоспиталя для военнопленных, изучены биографии и военные заслуги уроженцев Подосиновского района, удостоенных звания Героя Советского Союза (Конева И. С., Княжева А. Я., Тестова Н. С.), проанализирована деятельность жителей района, направленная на увековечение памяти участников войны, а также формы этой деятельности.Объективность исследования обеспечена использованием не только научной литературы, но и архивных данных из фондов Государственного архива социально-политической истории Кировской области, Государственного архива Кировской области, Подосиновского муниципального архива,материалов Подосиновского краеведческого музея, дома-музея И. С. Конева в деревне Лодейно, школьныхмузеев, публикаций в периодической печати тех лет.

Второе место присуждено работе «Женщины Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (на примере Ставропольского района)» Данилиной Александры Владимировны, научный руководитель Гуров Владимир Алексеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет». Актуальность обозначенной темы дипломного исследования связана с патриотическим воспитанием молодёжи на героических примерах периода Великой Отечественной войны в истории нашей страны, общества, подчеркивается роль, которую сыграли женщины на фронте и в тылу, в укреплении военной мощи страны и достижении Победы. Новизна работы определяется введением в научный оборот целого ряда источников, хранящихся в Управления по делам архивов мэрии городского округа Тольятти и текущего архива Городского Совета ветеранов войны и труда, использованием нормативно-правовых актов, делопроизводственных документов, мемуарных источников, автобиографий, периодической печати и материалов эпистолярного жанра (писем с фронта).

Третье место присуждено работе «Повседневность крестьянства Симбирской губернии в период Первой мировой войны» ХайрулловойАльфииРэисовны, научный руководитель – МухамедовРашитАлимович, доктор исторических наук, профессор кафедры истории ФГБОУ ВПО «Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И.Н. Ульянова».Теоретическая значимость и научная новизна дипломного исследования заключается в рассмотрении особенностей социально-экономического развития крестьянского хозяйства к началу и в период Первой мировой войны, динамика, основные направленияи результаты столыпинской реформы в поволжской деревне.Работа опирается на архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Ульяновской области, справочные и статистические материалы органов государственной власти, земских учреждений, крестьянского поземельного банка и других кредитных  организаций, материалы периодической печати начала XX века, воспоминания и мемуары участников и очевидцев событий рассматриваемого периода.

Первое место в номинации «Исследования в области философии, социологии, политологии, педагогики и психологии» присуждено работе «Воспитание у молодежи гражданственности через включение молодых людей в деятельность по решению важных социальных задач» Вылегжаниной Евгении Дмитриевны, научный руководитель Симонова Галина Ивановна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет». Теоретическая значимость и научная новизна работы заключается в разработке и обосновании социального проекта «Диалог поколений» направленного на воспитание у молодежи гражданственности, уважения к старшим, заботы о ближнем, ответственности за судьбу России через включение их в решение конкретной задачи, которая стоит перед обществом– сокращениецифрового неравенства между людьми.

Второе место присуждено работе «Духовно-нравственное развитие школьников на уроках истории» Фрейберг Елизаветы Игоревны, научный руководитель – Чеснокова Оксана Владимировна, преподаватель ГАОУ СПО «Набережночелнинский экономико-строительный колледж». В работе рассмотрены теоретические аспекты нравственного воспитания, исходя из целей, методов, технологий, которые могут быть использованы в процессе учебной деятельности на уроке истории. Практическая ценность работы заключается в описании используемых на уроке истории педагогических технологий по нравственному воспитанию: рассмотрения исторических событий глазами разных людей, переноса в изучаемую эпоху или событие, духовного эпицентра, имени в истории, изучения нравственных качеств в разные исторические эпохи, выхода на вечную тему, познания духовных ценностей в опережающем порядке, оценки исторического портрета с нравственной позиции, использования моральных дилемм.
Третье место присуждено работе «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города», Ибрагимовой Ольги Михайловны, научный руководитель – Астадурян Разина Миннахметовна, преподаватель истории и педагогики ГАОУ СПО «Нижнекамский педагогический колледж». В работе разработан и обоснован педагогический проект системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с семьей.

Первое место в номинации «Исследования в области культурологии и филологии» присуждено работе «История одного храма» Белозёровой Евгении Павловны, научный руководитель Бочкарева Галина Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель истории ГАОУ СПО «Сельскохозяйственный техникум» г.Бугуруслан Оренбургской области. Великая русская культура, основанная на православных традициях и этике, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. В исследовании на основе архивных и исторических документов, периодической печати, материалов, предоставленных священнослужителями собран и систематизирован материал по историческому прошлому Храма Успения Пресвятой Богородицы г. Бугуруслана, показана историческая значимость церкви и священнослужителей в жизни города и людей.

Второе место присуждено работе «Особенности бытовой письменности Древней Руси» Чиженьковой Анастасии Александровны, научный руководители – Гуева Татьяна Геннадьевна, Рахманова Наталья Валерьевна, преподаватели ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум». В работе изучается содержание и тематика новгородских берестяных грамот, как важного источника по истории древнерусской письменности и свидетельства степени распространения грамотности в Древней Руси.
Третье место присуждено работе «Житие Сергия Радонежского» как памятник древнерусской литературы»», Шабановой Евгении Сергеевны, научный руководитель Орлова Светлана Леонидовна, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и литературы, теории и методики обучения русскому языку и литературе, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». В работе исследуется произведение Епифания Премудрого – житие, в котором Преподобный Сергий Радонежский не просто священнослужитель, причисленный к лику святых, а человек, жизнь и деяния которого оказали большое влияние на всю последующую жизнь народа русского, а его житийное описание – на русскую литературу и культуру в целом.

Отдельно следует отметить работу «Отечественная война 1812 года в истории моей малой Родины» Гончаровой Екатерины Владимировны, научный руководитель – Ананьева Ольга Алексеевна, преподаватель обществознания ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова». Ценность работы заключается в том, что материалом для описания исторического прошлого деревни ЕвлашевкаСаратовской губернии Вольского уезда Сосновской волости (с момента ее основания и до начала 19 века) и ее жителях, имевших отношение к Отечественной войне 1812 года, послужили собранные за многие годы воспоминания старожилов села, фотографии, летопись села Сосновки, составленная Зиминым В.И., бывшим директором Сосновкой школы, архивные данные.

Заслуживают внимание работы «Демографические процессы среди горных марийцев в конце XIX - начале ХХ вв.на материале церковного прихода села Усола Козьмодемьянского уезда» Королевой Надежды Александровны и «Демографические процессы населения деревень Сернурской волости Юледурского прихода Уржумского уезда Вятской губернии в конце ХIХ – начале ХХвв.»  Сандаковой А. Б., научный руководитель Иванов Ананий Герасимович, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». В работах на основе данных метрических книг исследуются демографические процессы: рождаемость, семейно-брачные связи и смертность, а также динамика изменения численности населения в определенное время.

Особы интерес представляет работа «Развитие сварочного производства в СССР в годы Великой Отечественной войны, как один из факторов победы над фашизмом» ГабдрахмановаИдрисаАзатовича, научный руководитель Сибгатуллина Альбина Денисовна, преподаватель гуманитарного и социально-экономического цикла ГАОУ СПО «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж». В работе проводится сравнительный анализ развития сварочного производства в СССР и Германии, доказывается, что технологический прорыв, применениеновых сварочных технологий оказало большое влияние на победу нашей страны в Великой Отечественной войне. Важно отметить, что работу выполнил обучающийся по специальности «Сварочное производство».

К участию в финале конкурса приглашена Вылегжанина Евгения Дмитриевна, автор работы, получившей высшую позицию в рейтинге по мнению экспертов.
В экспертизе конкурсных работ приняли участие ученые Кировской области и республики Марий Эл.

Эксперт окружного этапа Кузнецова Надежда Михайловна(ректор Марийского института образования, кандидат педагогических наук) отметила, что конкурсные работы выполнены на высоком научном уровне, они свидетельствуют о богатом опыте патриотического воспитания в образовательных организациях Приволжского федерального округа.

Все участники окружного этапа получат дипломы участников Всероссийского творческого конкурса, а лидеры, занявшие призовые места – дипломы лауреатов и призы от Центра современных образовательных технологий.

 

Пресс-релиз по итогам окружного этапа Всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа в Сибирском федеральном округе

В рамках реализации ведомственной программы Министерства образования и науки Российской Федерации по патриотическому воспитанию граждан российской Федерации на 2011 -2015 годы с 1 сентября по 20 октября проводился окружной этап «Всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа».
Участниками Конкурса в Сибирском Федеральном округе стали более 100 студентов системы среднего и высшего профессионального образования, занимающиеся исследованиями в области героического прошлого России, изучающие важнейшие события в жизни народа.

Из 12 субъектов федерации, расположенных в округе в Конкурсе приняли участие 10: Республика Бурятия, Республика Хакассия; Алтайский, Забайкальский, Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области.

По результатам экспертизы определены победители в трех номинациях.

Номинация «Исследования в области культурологии и филологии»

1 место - Акамов Николай Владимирович, студент 3 курса, работа по теме "Развитие архетипа “советский разведчик-агент” в советском кинематографе о Великой Отечественной войне эпохи “оттепели” (1953-1964 гг.)", ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского", исторический факультет, кафедра современной отечественной истории и историографии, научный руководитель Алисов Дмитрий Андреевич, доктор исторических наук, профессор кафедры современной отечественной истории и историографии, исторического факультета

2 место - Тангрибердиева Виктория Борисовна, 5 курс, работа по теме «Организация экскурсионных маршрутов военно-исторической тематики на территории Республики Хакасия», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Хакасский государственный университет им.Н. Ф. Катанова", научный руководитель Моруденко Юлия Ивановна, кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и социологии

3 место–Метляева Марина Юрьевна, работа по теме: «Особенности формирования костюма жителей Сибири» ТГПУ, факультет культуры и искусств, г.Томск, научный руководитель Тимошенко Лариса Григорьевна, доцент кафедры хореографии, кандидат педагогических наук.

Номинация: «Исследования в области философии, социологии, политологии, педагогики и психологии»

1 место – Коваленко Любовь Эдуардовна, 2 курс, работа по теме: «Слагаемые межкультурной компетентности как фактор патриотизма российских старшеклассников» научный руководитель Карнышев Александр Дмитриевич, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия образования" г. Иркутск.

2 место - Якушева Елена Михайловна, 2 курс, ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова", работа по теме: «Современная Российская армия: состояние, проблемы, перспективы глазами "дембелей», научный руководитель Ибрагимов Радий Назибович, доктор философских наук, доцент ФГБОУ ВПО "Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова", Институт экономики и управления, Кафедра социологии.

3 место - Маслова Александра Олеговна, КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж» Алтайский край, работа по теме: «Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности средствами изобразительного искусства», научный руководитель Прохоренко Татьяна Сергеевна, преподаватель продуктивных видов деятельности

Номинация: «Исследования в области истории и краеведения»

1 место – Ченцова Дарья Олеговна, 4 курс, работа по теме: «Историческая память семьи» КГБОУ СПО "Алтайский краевой колледж культуры", научный руководитель Митина Алёна Александровна, КГБОУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», кандидат педагогических наук, доцент.

2 место - Алекса Дарья Викторовна, 5 курс, работа по теме: «Русское население Алтайского края в последней трети XIX – начале XX столетий: формирование, состав и взаимоотношения» Алтайская государственная педагогическая академия, исторический факультет, научный руководительЩеглова Татьяна Кирилловна, заведующий кафедрой отечественной истории ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», профессор, доктор исторических наук.

3 место–2 человека:
Медведев Алексей Александрович, 5 курс, работа по теме: «Старообрядческая община Алтая по переписи 1912 года (электронная база данных)» ГОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина»; факультет истории и права/ кафедра всеобщей истории, научный руководитель Коляскина Елена Александровна, старший преподаватель ГОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина»; факультет истории и права, кафедра всеобщей истории.

Вавилова Кристина Андреевна, 5 курс, работа по теме: «Историография Холокоста», ФГБОУ ВПО Кемеровский Государственный Университет, Факультет Истории и Международных Отношений, кафедра Новейшей Отечественной истории, научный руководитель Сычева Татьяна Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВПО Кемеровский Государственный Университет, Факультет Истории и Международных Отношений, кафедра Новейшей Отечественной истории.

Наивысший рейтинг среди конкурсных работ округа получило исследование «Историческая память семьи», его автор – Ченцова Дарья Олеговна приглашена к участию в финале Всероссийского конкурса.
Экспертами окружного этапа стали ученые Кемеровской и Омской областей,, Москвы и Алтайского края. Как отмечает один из экспертов окружного этапа Конкурса, лидер всероссийского волонтерского движения «Тимуровцы информационного общества» А.А. Ганин: «Безусловно, работы, представленные в каждой номинации, отражают специфику предмета исследования и основные способы работы исследователя, обусловлены этим предметом. Так в первой номинации, предметом исследовательского интереса становятся представления, архетипы сознания, отражение этих представлений в предметах искусства и нормативной документации соответствующих исторических периодов. Однако, молодые исследователи, затрудняются в определении актуальности своего исследования. Чаще это общие фразы. Сложно ребятам дается определение теоретической и практической новизны исследования.
Для третьей номинации этот вопрос разрешается авторами проще. Историки вводят в научный оборот новые архивные источники.

Вторая номинация, в которой предполагается ведущая роль экспериментального исследования по педагогике, социологии интересна именно своими практическими частями. Однако, здесь очень важно умение исследователя работать по анализу полученных данных. В нескольких работах представлены инструменты, которые не соответствуют заявленным целям, а в нескольких работах неверное использование статистических методов при обработке результатов. Слабо представлены в работах ИКТ средства, позволяющие оперировать и анализировать большие базы данных.

Если говорить о смысловом наполнении слова «патриотизм», то хотелось бы отметить такое наблюдение – патриотизм во многих работах связывается с коллективным делом: прохождением экскурсионного маршрута, подготовкой выставки коллективных работ, подготовкой концерта, созданием стадиона, и др.; второй смысловой контекст «патриотизма» - служение своему Отечеству – героика жизни отдельного человека – художника, поэта, религиозного деятеля; третий контекст – знание истории малой Родины, восстановление «белых» пятен, в том числе в своей собственной родословной.

Обращает на себя внимание и большой объем среди поступивших работ- работы учебного характера – овладение способом написания курсовой, умение анализировать большой объем учебной информации.
Хотел бы отдельно отметить в преддверии празднования70 –летия Победы в Великой отечественной войне работу практико-ориентированного характера Тангрибердиевой Виктории Борисовны – практически готовое, технологически выстроенное пособие по организации экскурсионной работы в любом уголке России, где есть памятники, посвященные героическим страницам истории в жизни народа».

Все участники окружного этапа получат дипломы участников Всероссийского творческого конкурса, а лидеры, занявшие призовые места – дипломы лауреатов и призы от Центра современных образовательных технологий.

 

Дополнительная информация