Готовится к выходу 21-й номер. Последний срок сдачи материалов в номер – 25 августа 2017 г. Опубликоваться ->>

Информационная и медиаграмотность в России: результаты исследования, выполненного по заказу  ЮНЕСКО

 Гендина Н.И., доктор педагогических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ,
директор НИИ информационных технологий 
социальной сферы Кемеровского государственного
университета культуры и искусств,

Cкачать статью в .pdf

Идея ЮНЕСКО о проведении серии исследований по проблеме «Концептуальная связь информационной грамотности и медиаграмотности»

25−27 февраля 2013 г. в штабе квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась Первая международная обзорная встреча «WSIS+10. Построение обществ знания в интересах мира и устойчивого развития». Эта встреча – наиболее крупный и значимый международный форум по гуманитарным проблемам использования ИКТ со времени проведения в 2003 г . в Женеве Всемирного саммита по информационному обществу (World Summit on Information Society, WSIS). В преддверии этого форума сектором коммуникации и информации ЮНЕСКО было инициировано проведение серии исследований по проблеме «Концептуальная связь информационной грамотности и медиаграмотности». Они были выполнены  ведущими мировыми специалистами  и опубликованы  на сайте ЮНЕСКО 

Замысел изучения концептуальной связи информационной грамотности и медиаграмотности возник еще в 2010, в ходе Первой международной встречи экспертов ЮНЕСКО по медиа и информационной грамотности в Бангкоке.  ЮНЕСКО совместно с ИФЛА провозгласили  идею объединения, интеграции этих двух направлений в единое целое – медиа и информационную грамотность. Для этого потребовался серьезный анализ сложившхся в разных странах подходов к пониманию  медиа и информационной грамотности, организации практической деятельности по информационному и медиаобразованию. Именно по этой причине я получила заказ сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО  на проведение исследования, сначала отражающего положение дел  в России, а затем в СНГ.

Характеристика исследования, проведенного по заказу сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО

Анализу подлежали русскоязычные публикации по медиаобразованию и информационной подготовке за 1990 – 2010 гг., с привлечением ряда наиболее ценных работ более раннего периода, а также важных аналитических публикаций, появившихся в 2011 г. В отличие от медиаобразования,  где  развитие теории и практики медиаобразования, история и опыт организации медиаобразования граждан в России и других стран получили освещение в целом ряде монографий и статей, анализ и обобщение многочисленных публикаций по информационной подготовке, рассредоточенных в различных областях знания (библиотековедение и библиографоведение, информатика, педагогика, психология и др.), ранее в России не предпринимались и выполнены впервые.

Общая количественная характеристика массива проанализированных русскоязычных публикаций по информационной подготовке и медиаобразованию за период с 1990 по 2010 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1.Распределение анализируемых публикаций по тематическим направления и видам изданий

Тематическое направление

В т.ч. по видам изданий

диссертации

книги

статьи

Информационная подготовка

319

130

366

Медиаобразование

149

74

202

                         Всего публикаций

468

204

568

                                Итого:

1240

Значительное место в ходе исследования уделялось анализу профессиональных периодических изданий. Всего анализу подверглись 140 российских периодических изданий библиотечно-информационного и педагогического профиля, из которых было отобрано 568 статей по информационной подготовке и медиаобразованию.

Полностью результаты исследования приводятся в монографии: Гендина, Н.И.  Информационная подготовка и медиаобразование в России и странах СНГ Проблемы формирования информационной культуры личности и продвижения идей информационной и медиаграмотности. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 186 с.

Эволюция информационной подготовки и медиаобразования в России в зеркале основных терминов и понятий: хронология и предметные области

В период с 1976 г. по 2010 г. советские, а затем российские справочные издания зафиксировали значительное разнообразие терминов, характеризующих информационную подготовку  и медиаобразование. К числу основных  терминов,  характеризующих медиаобразование, относятся:  аудиовизуальная грамотность, визуальная  грамотность,  медиаграмотность,  экранная культура, видеокультура,  киновидеокультура, визуальная культура,  фотографическая культура,  медиакультура, медиакомпетентность. Они используются преимущественно в сфере педагогики и образования, частично в – коммуникативистике.

В состав  терминов,  раскрывающих различные направления информационной подготовки,  входят: культура чтения, библиографическая культур, пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний, информационная грамотность, компьютерная грамотность, информационная культура, информационная культура личности, информационная культура человека. В  русскоязычной литературе в центр терминологического поля выдвинулся термин «информационная культура», в отличие от термина «информационная грамотность», получившего большее распространение в англоязычной литературе. Термин «Информационная культура» и его производные  получил широкое  распространение в различных отраслях  знания: библиографоведение, информатика, педагогика, культурология, экономика, лингводидактика и др.

Оба направления, и  медиаобразование, и информационная подготовка, имеют значительную внутреннюю дифференциацию, подразделяясь на разные предметные области, каждая из которых имеет свою специфику в формировании особых умений и навыков, например, компьютерная грамотность и культура чтения, аудиовизуальная грамотность и фотографическая культура.
Проведенный анализ позволил установить, что обучение библиотечно-библиографической грамотности, культуре чтения, компьютерной грамотности, информационной  культуре неразрывно связано с библиотековедением, библиографоведением, книговедением, документоведением, информатикой, педагогикой.

Развитие визуальной грамотности, фотографической культуры, аудиовизуальной грамотности, медиаграмотности невозможно без опоры на изучение техники фотографии, видео и киносъемки, киноведение, искусствоведение, журналистику, медиапедагогику. Вместе с тем, оба направления неразрывно связаны с персональным компьютером и ИКТ.

Информационная подготовка и медиаобразование: общее и специфичное. Выявление  общего  и специфичного в  содержании информационной подготовки и медиаобразовании было основано на     анализе учебно-методической литературы.   Именно учебно-методическая литература позволяет получить ответы на следующие вопросы: чему, как, с помощью чего и для  чего обучают?
Для  анализа учебно-методической литературы использовался прием  формализации. Он заключался в том,  что во всех  анализируемых  учебно-методических  изданиях прослеживалось отражение информационных ресурсов,  алгоритмов поиска информации, методов анализа и синтеза информации,  информационных продуктов, с помощью которых  обеспечивается обучение  в сфере  информационной подготовки и медиаобразования.

Под информационными ресурсами понимались продукты  интеллектуальной деятельности общества, представляющие собой многообразие традиционных и электронных документов, хранящиеся в библиотеках, архивах, фондах, базах данных, Интернете  и др. Оба направления подготовки  предполагают обязательное изучение соответствующих и  информационных и медиа - ресурсов.
Результат сопоставления представлен в таблице 2.

Таблица 2. - Информационные ресурсы в составе информационной подготовки и медиаобразования: общее и специфичное


Информационная
подготовка

Специфичное

Общее для информационной подготовки и медиаобразования

Медиаобразование
Специфичное

Книги, брошюры, справочные, научные, научно-популярные, учебные, производственные, официально-документальные и др.издания, документальные  ресурсы в традиционной и электронной форме.

Журналы, газеты, в т.ч. Интернет-журналы; сайты, порталы

Телепрограммы, кинофильмы, видеофильмы, сценарии, фотографии и т.п., рекламная информация в СМИ

Бесспорно, что современный человек должен уметь найти и книгу, и сайт,  и газетную статью,  и видеоролик,  и музыкальное произведение – т.е. все разнообразие современных информационных ресурсов. Однако, как показал анализ учебно-методической литературы по медиаобразованию (см. табл.3), обучение алгоритмам поиска различных видов  медиа ресурсов не предусматривается. 

Таблица 3. – Алгоритмы поиска в составе информационной подготовки и медиаобразования: общее и специфичное


Информационная подготовка
Специфичное

Общее для информационной подготовки и медиаобразования

Медиаобразование
Специфичное

Алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска в традиционной и электронной среде.

 

 

Знание информационных ресурсов, умение их найти бесполезны, если человек не владеет методами анализа и синтеза информации. Сопоставление информационной подготовки  и медиаобразования по этому параметру наглядно демонстрирует «водораздел» между ними  и сложность их интеграции (см. табл. 4).

Если методы анализа и синтеза информации, используемые при информационной подготовке могут быть отнесены к категории надпредметных, мета-знаний и умений, которыми владеют большинство библиотекарей,  учителей и преподавателей, то   анализ медиатекстов требует специальных знаний и специальной подготовки.

Таблица 4. - Методы анализа и синтеза информации в составе информационной подготовки и медиаобразования: общее и специфичное


Информационная подготовка
Специфичное

Общее для информационной подготовки и медиаобразования

Медиаобразование
Специфичное

Методы свертывания информации:

  • составление библиографического описания документа,
  • составление плана,
  • аннотирование,
  • реферирование,
  •  конспектирование,
  • тезирование,
  •  подготовка обзоров.

Структурно-семантический анализ

Логические приемы  работы с текстами: анализ,
обобщение, классификация

Структурный анализ,  контент-анализ.

Критический анализ текстов

Анализ веб-текстов.

Виды анализа медиатекстов:

  • сюжетный,
  • автобиографический, иконографический,
  • семиотический, идентификационный,
  • идеологический,
  • философский,
  • эстетический,
  • этический,
  • мотивационный,
  • культивационный,
  • герменевтический анализ,
  • анализ медийных стереотипов,
  • персонажей медиатекстов и др.

Под информационным продуктом понимается результат интеллектуальной деятельности человека по созданию новой информации или смысловой переработки имеющейся информации.  Например, учитель, преподаватель на основе изучения большого числа публикаций, анализа педагогического опыта порождает новое знание – новую методику, новую педагогическую технологию и т.п., оформляя его в какой-либо информационный продукт своей научно-исследовательской деятельности – статью, методические рекомендации. Учащийся, студент, в ходе своей учебной деятельности не создает нового знания, однако на основе изучения и анализа соответствующей литературы он также готовит информационные продукты – рефераты, доклады, эссе, электронные презентации, курсовые и дипломные работы, в которых найденная в разных источниках информация перерабатывается и подчиняется логике автора, подлежит сопоставлению и критической оценке. Как показал анализ (табл. 5) для их создания в сфере информационной подготовки требуется знание ПК и ИКТ, а в сфере медиаобразования – знание технологии фото и видеосъемки, фото- и видеомонтажа.

Таблица 5. – Информационные продукты как результат информационной подготовки и медиаобразования: общее и специфичное


Информационная подготовка
Специфичное

Общее для информационной подготовки и медиаобразования

Медиаобразование
Специфичное

Доклады, рефераты, дайджесты, тезисы, курсовые и  дипломные работы, научно-аналитические обзоры

Отзывы, рецензии, статьи.
Мльтимедийные презентации, веб-страницы, веб-сайты и т.п. продукты, основанные на знании ПК и ИКТ

Заметки, репортажи, интервью, очерки, эссе, сценарии, этюды.
Фотографии, видеосюжеты, фотоколлажи, творческие медийные проекты и т.п.продукты, основанные на знании технологии фото и видеосъемки, фото- и видеомонтажа

Сопоставление содержания информационной подготовки и и медиаобразования выявило значительную разнородность используемого учебного материала, обусловленную многообразием информационных и медимаресурсов, методов анализа и синтеза информации, информационных и медиапродуктов. Для того, чтобы не произошла профанация идеи обучения информационной и медиаграмотности, необходима специальная подготовка кадров, способных профессионально вести такое  обучение.

Социальные институты, причастные к информационной подготовке и медиаобразованию в России. Основными социальными институтами, способствующими развитию информационной подготовки и медиаобразования, относятся: органы власти, научные учреждения, образовательные учрежден, библиотеки, профессиональные ассоциации, общественные организации, СМИ.

Вклад органов власти в развитие информационной подготовки и медиаобразования в России выражается в создании концептуальной и нормативно-правовой базы в сфере информации, информатизации и становления информационного общества в России. Можно назвать следующие категории документов: федеральные законы (Об информации, информационных технологиях и о защите информации; Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др.); стратегии  (Стратегия развития информационного общества в РФ), доктрины (Доктрина информационной безопасности РФ) концепции (Концепция государственной информационной политики; Концепция формирования информационного общества в России и др.), государственные программы (Информационное общество (2011 – 2020 годы); Национальная программа поддержки и развития чтения). Анализ показал наличие значительного количества концептуальных и нормативных актов, разработанных российскими органами власти, однако среди них отсутствуют документы, специально созданные для решения задач информационной подготовки и медиаобразования.

Вклад научных учреждений в развитие информационной подготовки и медиаобразования в России заключается в организации научных исследований, включая . диссертационные, издании научных публикаций, проведении научных конференций и семинаров.
Выявлены основные типы научных учреждений, в которых работают ведущие российские исследователи в сфере информационной подготовки и медиаобразования:


Типы научных учреждений

Информационная подготовка

Медиаобразование

  • Вузы культуры и искусств
  • Педагогические вузы
  • Университеты
  • Информационные центры (ВИНИТИ, ИНИОН)
  • Научные библиотеки

 

  • Университеты
  • Педагогические вузы
  • Вузы культуры и искусств
  • Институты  и лаборатории Российской  Академии образования
  • Региональные центры медиакультуры и медиаобразования

 

Результаты деятельности научных учреждений отражаются в защитах диссертаций,  посвященных информационной подготовке и медиаобразованию:


Направление

Количество защищенных диссертаций , в т.ч.

докторских

кандидатских

Всего

Информационная подготовка

15

304

319

Медиаобразование

26

123

149

Контент-анализ заглавий диссертаций по информационной подготовке позволил установить, что в сфере информационной подготовки наиболее часто используется термин «Информационная культура», затем – термин «Информационная компетентность», а термин «Информационная грамотность» в заглавии диссертаций зафиксирован всего  четыре раза.

Установлено, что проблемы информационной подготовки и медиаобразования вызывают широкий научный интерес значительного количества научно-исследовательских и образовательных учреждений многих городов России: защита диссертаций по информационной подготовке зафиксирована в 74 городах, по медиаподготовке – в 41 городе. Безусловное лидерство принадлежит столичным городам России. Так, доля диссертаций по медиаобразованию, защищенных в Москве и Санкт-Петербурге составляет 47%, для диссертаций по информационной подготовке – 20%.

Как в сфере информационной подготовки, так и в сфере медиаобразования за 1990-2010 гг. проведено примерно одинаковое количество научных конференций (более 30), однако попытка совместного обсуждения этих проблем  наблюдается лишь в последние три года, ранее диалог информационных специалистов, библиотекарей и медиапедагогов не наблюдался.

Вклад образовательных учреждений России в информационную подготовку и медиаобразование
Образовательные учреждения СССР вплоть до начала 80-х годов ХХ в. основное внимание в информационной подготовке уделяли обучению рациональным приемам работы с учебником, навыкам конспектирования, составления тезисов и рефератов, анализу текстов – преимущественно произведений художественной литературы.

В обобщенном виде современное состояние организации информационной подготовки и медиаобразования в системе образования в России может быть представлено следующим образом (табл. 6):

Таблица – 6 Характеристика организации информационной подготовки и медиаобразования в образовательных учреждениях России


Информационная подготовка

Медиаобразование

Общеобразовательные школы

  • 1985 г. – введение в IХ-Х классах  предмета «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ)
  • 1993 г. - переименование предмета из «ОИВТ» в  «Информатику»
  • 2004 г. – переименование предмета из «Информатики» в «Информатику  и ИКТ» на основе Государственного  стандарта общего образования (федеральный компонент – 8-1 классы)
  • 2009г. – введение единых выпускных и вступительных экзаменов (ЕГЭ) по информатике и ИКТ.
  • 20-е гг. XX в. – зарождение основ медиа-образования: развитие кинообразования и детского и юношеского журналистского творчества.
  • Середина 60-х гг. XX в. – эксперименты по введению в школах  факультатива «Основы киноискусства»
  • Середина 80-х гг. XX в. –эксперименты по введению в школах факультатива «Основ аудиовизуальной культуры»
  • 90-е г. XX в. – развитие медиаобразования в системе дополнительного образования детей ( кино- и видеоклубы, кружки юнкоров и т.п.)

Средние специальные учебные заведения

  • 1985 – 1986 г. – внедрение  в качестве обязательного курса «Основы информатики и вычислительной техники»
  • 1995 г. - внедрение в качестве обязательного курса «Математика и информатика»
  • 2002 г.внедрение в качестве обязательных курсов «Информатика»;
  • «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Факультативные курсы по медиаобразованию

 

Высшие учебные заведения

  • 1974 г. – внедрение в качестве обязательного курса «Введение в специальность», содержащего основы библиографии и информатики
  • 1991 г. – внедрение в качестве обязательного курса «Основы информатики» 
  • 1994 г. – внедрение в качестве обязательного курса «Информатика»
  • 2011 г. – внедрение в вузах в качестве обязательного курса «Информатика», «Информационные технологии» в бакалавриате и магистратуре
  • конец 90-х гг. XX в. – внедрение в качестве факультативных учебных курсов «Основы информационной культуры личности», «Информационная культура», «Информационная культура специалиста» и др.
  • 2002 г. – введение специализации «Медиаобразование» (03.13.30) в рамках специальностей педагогического образования.
  • 2012 г. – открытие магистерской программы «Медиаобразование» (заочная форма) по направлению подготовки 031300 (030600) «Журналистика» на кафедре журналистики и медиаобразования МГГУ им. М.А. Шолохов. Квалификация выпускника магистр журналистики

 

 

 

 

В отличие от обязательного для изучения в системе общего образования курса «Информатика и ИКТ» курсы медиаобразовательной направленности носят факультативный характер. Поэтому в развитии медиаобразования значительную роль играют учреждения дополнительного образования детей.

В целом  в российских образовательных учреждениях информационная подготовка  понимается  неоправданно узко, она реализуется, прежде всего, за счет ликвидации компьютерной безграмотности и обучения владением основами ИКТ. Однако в задачи учебных курсов типа «Информатика и ИКТ» не входит формирование умений и навыков по ориентации в информационных массивах, освоение методов критического анализа и аналитико-синтетической переработки информации, самостоятельной подготовки информационных продуктов.

Установлено отсутствие взаимодействия в развитии  информационной подготовки и медиаобразования на базе образовательных учреждений.

Вклад библиотек России в информационную подготовку и медиаобразование

Исторически одним из первых социальных институтов, осуществлявших информационную подготовку граждан, является библиотека. Располагая в своих фондах множеством разнообразных источников информации, библиотеки традиционно осуществляли обучение граждан поиску и навыкам работы с различными видами информации, преимущественно документальной. В последние годы на смену понятию «пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний» пришло понятие «формирование информационной культуры личности». Для его реализации библиотеки используют как традиционные библиотечные (библиотечные экскурсии, книжные выставки, «Дни информации», издание библиографических указателей и т.п.), так педагогические формы и методы работы – проведение библиотечных уроков, использование активных методов обучения и т.п.

Обобщенно дать представление о том, какие формы и методы работы используются библиотеками России в сфере информационной подготовки и медиаобразования,  можно следующим образом:


Информационная подготовка

Медиаобразование

Мероприятия:

  • Выставки традиционные/электронные
  • Рекомендательные списки и обзоры литературы
  • Конкурсы, информины
  • Беседы
  • Экскурсии
  • Библиотечные уроки

 

 

 

Деятельность медиатек,
Медиацентров по обучению пользователей

Учебные курсы:

  • «Библиотечно-библиографические знания»
  • «Основы библиотечно-библиографической грамотности»
  • «Учись учиться»
  • «Основы компьютерной грамотности»
  • «Основы информатики и информационно-библиотечные технологии»
  • «Основы информационной культуры личности»

Содержание информационной подготовки реализуемой библиотеками, как правило, включает обучение алгоритмам поиска документальной информации, работе со справочными изданиями, справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, включая их электронные версии.

Проведение занятий в библиотеке наталкивается на ряд сложностей и проблем: не обязательность для изучения курса «Основы информационной культуры личности»;   отсутствие библиотечных кадров, готовых профессионально вести обучение. Все эти проблемы требуют своего решения на государственном уровне, поскольку усилия отдельных энтузиастов в библиотеках и образовательных учреждениях не способны кардинально повлиять на повышение уровня информационной подготовки граждан.

Вклад ассоциации кинообразования и медиапедагогики России в развитие медиаобразования. Важнейшими направлениями деятельности Ассоциации являются следующие:

  • Проведение научных исследований по медиаобразованию
  • Проведение научных конференций, семинаров
  • Развитие центров медиабразования в разных регионах России
  • Создание электронных ресурсов медиаобразования.

В состав важнейших электронных ресурсов Ассоциации входят:

Подробная информация о деятельности и основных публикациях, отражающих развитие медиаобразования в России, приводится на портале Ассоциации http://mediagram.ru/

Вклад российских библиотечных ассоциаций в развитие информационной подготовки. В РФ имеется две общероссийские некоммерческие добровольные, самоуправляемые  организаций, профессионально связанные с библиотечным делом. Это Российская библиотечная асcоциация (РБА) и Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА). Основными направлениями деятельностиРБА, связанными с информационной подготовкой пользователей, являются защита прав пользователей библиотек; научная, практическая и культурно-просветительская деятельность. РБА инициировала разработку модельных стандартов для публичных, детских, юношеских и специальных библиотек РФ, содержащих раздел «Развитие информационной культуры пользователей». В нем  впервые в отечественной библиотечной практике «формирование информационных потребностей и информационной культуры своих читателей и всего местного населения» не только выделено в качестве самостоятельного направления библиотечной деятельности, но и сопровождается перечнем конкретных мероприятий, проведение которых является обязательным.
Деятельность РБА отражает сайт Ассоциации http://www.rba.ru/

Особое внимание формированию информационной культуры школьников уделяет РШБА. Так, в издаваемом РШБА журнале «Школьная библиотека», есть постоянная рубрика «Информационная культура». В приложении к этому журналу неоднократно издавались книги по теории и методике формирования информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки. РШБА является инициатором ежегодного проведения Форума школьных библиотек России в Михайловском, на которых регулярно проводятся обучающие семинары и мастер-классы для школьных библиотекарей по организации внедрения и методике преподавания учебного курса «Основы информационной культуры личности».

РШБА выступила с социальной инициативой введения новой должности в школьных библиотеках – «Педагог-библиотекарь», в должностные обязанности которого входит формирование информационной культуры школьников.

Информацию о деятельности РШБА можно получить на сайте Ассоциации http://www.rusla.ru/

Вклад Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в продвижение идей информационной и медиаграмотности, информационной культуры

Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» на протяжении более чем десяти лет  реализации Программы в  РФ координирует деятельность  библиотечно-информационных и образовательных учреждений, научных коллективов и отдельных исследователей в сфере информационной подготовки граждан, продвигая один из важнейших приоритетов этой Программы – информационную грамотность, развивая национальные традиции формирования информационной культуры личности. .

Российский комитет ведет широкомасштабную организационную, информационно-издательскую, просветительскую работу, используя для этого такие формы, как проведение  конференций, семинаров, круглых столов.  К числу важнейших конференций, специально посвященных  информационной культуре, информационной и медиаграмотности,  относятся:

  • Международная конференция «Формирование информационной культуры личности: вызовы глобального информационного общества» (Москва, 2006 г.);
  • Всероссийский научно-практический семинар «Формирование медиа и информационной и грамотности - императив ХXI века» в рамках Всероссийского библиотечного конгресса – 16-ой ежегодной конференции Российской Библиотечной Ассоциации (Тюмень, 2011);
  • Международное совещание экспертов по вопросам адаптации для России Учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности для учителей и преподавателей (Москва, 12-13 декабря 2011 г.);
  • Международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» (Москва, 24-28 июня), на которой была принята «Московская декларация о медиа и информационной грамотности».

Традиционным является организация специальных мероприятий Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», посвященных информационной грамотности и информационной культуре личности,  в рамках международной Крымской конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире наук, культуры, образования и бизнеса», ежегодно проходящей в Судаке (Автономная Республика Крым, Украина).
Российским комитетом  были изданы следующие публикации:

  • Информационная грамотность: международные перспективы (2010)
  • Стандарты ИКТ-компетентности для учителей: стратегические основы (2009)
  • Стандарты ИКТ-компетентности для учителей: модули стандартов компетентности (2009)
  • Стандарты ИКТ-компетентности для учителей: руководство по внедрению стандартов (2009)
  • Руководство по разработке библиотечных программ грамотности (2006)
  • Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины (2006)

Информация, раскрывающая деятельность Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», приводится на сайте http://www.ifapcom.ru/

Вклад СМИ в информационную подготовку и медиаобразование. Анализу подверглись 140 российских периодических изданий библиотечно-информационного и педагогического профиля, из которых было отобрано 568 статей по информационной подготовке и медиаобразованию. Установлено, что наиболее активно освещение проблем информационной подготовки ведут не педагогические, а библиотечно-информационные периодические издания. В отличие от медиаобразования, идеи которого продвигают специально созданные журналы, в сфере информационной подготовки отсутствует издание, в котором бы велось целенаправленное освещение всего комплекса проблем проблем, включая информационную культуру, компьютерную и интернет-грамотность, культуру чтения и т.п.

Наиболее продуктивными  периодическими изданиями с точки зрения их вклада в освещение проблем информационной подготовки и медиаобразования являются следующие:


Информационная подготовка

Медиаобразование

Наиболее продуктивные периодические издания

«Библиотека в школе»
«Библиография»
«Научные и технические библиотеки»
«Библиотека»
«Школьная библиотека»
«Библиотековедение»
«Мир библиографии»

«Медиаобразование»
«Медиатека и мир»
«Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества»

В отличие от медиапедагогов, активно размещающих результаты своих исследований и освещение практической работы на значительном количестве специализированные порталов и сайтов, продвижение идей информационной грамотности и информационной культуры работники библиотек представляют на страницах профессиональных периодических изданий.

Вклад новых СМИ России в информационную подготовку и медиаобразование

Наряду с традиционными печатными изданиями значительный вклад в развитие информационной подготовке и медиаобразования вносят:
Порталы, сайты

Электронные журналы

  • «Медиаобразование» Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики (http://www.mediagram.ru/mediaed/journal/ )
  • «Медиа. Информация. Коммуникация». Международный электронный научно-образовательный журнал (http://www.mic.org.ru/index.php/about)
  • «Медиаскоп». Электронный журнал факультета журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова  (http://www.mediascope.ru/)
  • Начальная медиашкола». Электронный научно-педагогический и культурно-просветительный журнал (http://www.mediashkola-plus.ru/)

Основные результаты исследования

  1. Доминирование в русскоязычных исследованиях (публикациях) термина «информационная культура» как наиболее емкого интегративного понятия в сфере информационной подготовки.
    Различия в информационной подготовке и медиаобразовании заключаются в следующем. Информационная подготовка  направлена на изучение возможностей использования ПК и ИКТ при работе  с различными  видами документов, создание информационных продуктов, связанных с профессиональной и учебной деятельностью обучаемых.
  2. Медиаобразование  направлено на изучение различных видов медиатекстов, требующих владения специальными методами их анализа и технологией фото-, видео-, кино-съемки  и монтажа; развитие навыков восприятия и анализа фильмов и телевизионных передач, изучение языка экранных искусств,  развитие самодеятельного  журналистского и видеотворчества.
  3. Наличие в России достаточно развитой теоретической базы информационной подготовки и медиаобразования в результате   проведения научных исследований, издания специализированных периодических изданий (традиционных и электронных), защиты диссертаций, проведения научных конференций
  4. Социальные институты, причастные к информационной подготовке и медиаобразованию граждан Росси - это научные и образовательные учреждения, библиотеки, профессиональные ассоциации, общественные организации, СМИ, органы власти. Основные профессии, ориентированные на информационную подготовку и медиаобразование  -   учителя (преподаватели) и библиотекари.
  5. Сосредоточенность информационной подготовки и медиаобразования в образовательных учреждениях  и библиотеках. В системе общего образования обучение основам информатики и ИКТ – обязательно, а медиаобразование – факультативно. В информационной подготовке значительная роль отводится библиотекам, а в медиаобразовании – учреждениями дополнительного образования детей.
  6. Параллелизм, отсутствие взаимодействия в развитии  информационной  подготовки и медиаобразования.

Проблемы информационной подготовки и медиаобразования в России

  • На уровне министерства образования и науки РФ информационная подготовка  понимается неоправданно узко, как ликвидация компьютерной безграмотности и обучение основам ИКТ. Идеи  и принципы интегративного подхода ЮНЕСКО и ИФЛА недостаточно широко известны, а потенциал таких направлений, как формирование информационной грамотности и медиаграмотности, формирование информационной культуры личности,  остается недооцененным и слабо используемым.
  • Низкая осведомленность общественности, руководителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений, учителей, преподавателей о преимуществах и возможностях информационной подготовки и медиаобразования в широком смысле, для возможности обучения в течение всей жизни, способности принимать компетентные и независимые решения, участвовать в демократических процессах, в т.ч. в глобальной информационной сети; для повышения качества жизни в информационном обществе.
  • Стихийность, не обязательность информационной подготовки и медиаобразования. Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей и контролирующей развитие информационной подготовки и медиаобразования граждан.
  • Отсутствие центра, координирующего усилия специалистов различных областей знания, в целях развития информационной подготовки и медиаобразования граждан России.
  • Дефицит квалифицированных педагогических и библиотечно-информационных кадров, призванных обеспечивать информационную подготовку и медиаобразование граждан.
  • Дефицит учебно-методических изданий, необходимых для информационной подготовки и медиаобразования.

Общегосударственные задачи в сфере информационного и медиаобразования граждан России. Требуется государственный подход к организации информационной подготовки  и медиаобразования:

  • необходимо  создание  приоритетных национальных и региональных программ информационного и медиаобразования;
  • необходима разработка национальных стандартов информационного и медиаобразования;
  • необходимо включение  информационной культуры и медиаграмотности в образовательные программы  учебных заведений всех ступеней и уровней  образования:
  • необходима специальная подготовка педагогических и библиотечно-информационных кадров, обеспечивающих информационное и медиобразование граждан.

Дополнительная информация